Развитие перцептивных компетенций учащихся дошкольного возраста в процессе обучения декоративно-прикладному искусству в условиях детской художественной школы
статья

Литюшкина Кристина Вячеславовна

Значительная роль в решении задач развития перцептивных компетенций отводится приобщению учащихся к декоративно-прикладному искусству (далее – ДПИ) как богатому источнику духовных, эстетических, художественных ценностей, позволяющему воспитывать у школьников культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, постигать духовные ценности и обеспечивающему интеграцию личности в пространство культуры (Т. Я. Шпикалова, Л. Д. Рондели). Именно поэтому представляется важным поиск новых подходов к развитию перцептивных компетенций учащихся в процессе занятий ДПИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lityushkina_k.v._1.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие перцептивных компетенций учащихся  дошкольного возраста в процессе обучения декоративно-прикладному искусству в условиях детской художественной школы

Литюшкина Кристина Вячеславовна,

учитель технологии МОУ «Гимназия №20» г.о. Саранск, магистрант кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГПИ имени М.Е. Евсевьева»

Значительная роль в решении задач развития перцептивных компетенций отводится приобщению учащихся к декоративно-прикладному искусству (далее – ДПИ) как богатому источнику духовных, эстетических, художественных ценностей, позволяющему воспитывать у школьников культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, постигать духовные ценности и обеспечивающему интеграцию личности в пространство культуры (Т. Я. Шпикалова, Л. Д. Рондели). Именно поэтому представляется важным поиск новых подходов к развитию перцептивных компетенций учащихся в процессе занятий ДПИ.

Декоративно-прикладное искусство – это раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными или художественными функциями.

Рассмотрим  предпосылки  развития  перцептивных компетенций учащихся дошкольного возраста в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством в условиях детской художественной школы.

У учащихся дошкольного возраста недостаточно развито абстрактное мышление, позволяющее рассматривать действительность в ее отдаленности от отношений к ней субъекта, но этот недостаток становится своеобразным преимуществом, открывающим возможность воспринимать мир в единстве с самим собой, со своими переживаниями мира. «Ребенок, – как отмечает А. А. Мелик-Пашаев, – еще не выделил себя жестко из всеединства жизни, не противопоставил свое замкнутое «я» остальному миру,  себя как  субъекта – миру объектов,  «безгласных» вещей» [4, с.32]. Следовательно, восприятие учащихся целостное по свое природе, это восприятие «изнутри события» (В. И. Жуковский), позволяющее пережить и понять то, что недоступно логике сознания.

Данная способность «взгляда изнутри», «родственного отношения к миру», по мнению А. А. Мелик-Пашаева, является важнейшим качеством художественного восприятия, а, следовательно, важной первой предпосылкой развития перцептивных компетенций [4, с.40].

Вторая предпосылка связана с наличием степени свободы в построении ассоциативных связей в процессе восприятия. Данная особенность определена тем, что мышление ребенка, еще не связанное жесткими нормами логики, не отбрасывает противоречивые ассоциации и связи. Свобода ассоциативных связей позволяет ему при меньшем багаже жизненного опыта, по сравнению со взрослым, выстраивать цепь далеких друг от друга ассоциаций, что способствует рождению более глубокого образа в декоративно-прикладном творчестве.

Третья предпосылка развития перцептивных компетенций заключается в повышенной эмоциональной отзывчивости учащихся на непосредственные впечатления органов чувств. Данную особенность детской психики Л. С. Выготский называл «внутренней страстностью ребенка». Внутренняя эмоциональная насыщенность восприятия делает все переживания отчетливо различаемыми, словно «разноокрашенными», в результате чего и появляется интерес и возможность экспериментировать со своим переживанием, что также является важным условием для развития перцептивных компетенций.

Четвертая предпосылка заключается в появлении у учащихся дошкольного возраста способности осмысливать и обобщать свои переживания. В этот период ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», то есть у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях… Переживания приобретают смысл» [1, с.70].

Осознание своего переживания – необходимый этап художественного восприятия и, следовательно, важная предпосылка формирования перцептивных компетенций. Способность к обобщению переживаний означает, в том числе, и готовность к осознанию источника переживаний, что так же крайне важно для развития перцептивных компетенций.

Эмоциональная насыщенность восприятия, его целостность и возможность самостоятельного осмысления своих переживаний позволяет психологам определять раннее детство как период обретения ребенком «душевной зрелости».

Пятая предпосылка – обретение ребенком «способности к разделению и координации своей точки зрения и точки зрения других людей» [6, с.30]. Данная способность, по мнению Ж. Пиаже,  – есть способность к осознанному диалогу, что крайне важно для перцепции.

Шестая предпосылка связана с изменением мотивационно – потребностной сферы личности. В 6-7-ми летнем возрасте у ребенка появляется потребность в социально-значимой, социально-оцениваемой деятельности (В. П. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др.). Данная потребность обостряет интерес к освоению правил и норм, существующих в культуре, что делает возможным освоение ребенком различных правил и законов языка декоративно-прикладного искусства. Осознанный интерес дошкольников и младших школьников к правилам культуры делает возможным вести обучение «по программе», но, в то же время, приводит к опасности утраты учащимися индивидуальности восприятия [5].

С возрастом, многие из рассмотренных свойств психики, благоприятствующих художественному восприятию и развитию перцептивных компетенций учащихся, оказываются утраченными. Не случайно известный специалист по возрастной психологии Н. С. Лейтес утверждал, что «каждый детский возраст имеет свои особые, неповторимые достоинства и что переход от одного возраста к другому связан не только с приобретениями» [2, с.17]. Так, подросток, при всем его преимуществе перед дошкольником в общем развитии, лишен уже детской открытости чувств и стремления эмоциональному общению. Ему более свойственно скрывать и зашифровывать свои чувства (А. М. Лобок) [3, с.27]. В этой связи, упустив благоприятный период детства в художественном развитии, мы лишь с большим трудом сможем компенсировать потери в более позднем возрасте, – утверждает А. А. Мелик-Пашаев [4, с.47].

Таким образом, учащиеся дошкольного возраста обладают богатыми возможностями художественно-творческого развития для формирования перцептивных компетенций в процессе занятий декоративно-прикладным искусством.  Для них характерны целостность восприятия, эмоциональность переживаний, способность осмысливать и обобщать свои чувства, поэтому развитие художественного восприятия учащихся как основы формирования перцептивных компетенций в этом возрасте не только возможно, но и необходимо. Важно, чтобы, во-первых, этапы развития перцептивных компетенций ребенка соответствовали закономерностям его психологического развития, а во-вторых, чтобы каждый новый этап, позволял ребенку приобрести новые способности восприятия, но не отменял уже имеющиеся.

Список источников

  1. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2014. – 1002 с.
  2. Лейтес,  Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. – М. : Просвещение, 2014. – 347 с.
  3. Лобок,  А. М. Вероятностный мир / А. М. Лобок. – М. : Просвещение, 2014. – 209 с.
  4. Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская, З. Н. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – М. : Искусство в школе, 2015. – 132 с.
  5. Неверова, А. А. Проблема художественного восприятия в психолого-педагогической литературе [Электронный ресурс] / А. А. Неверова // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. – М. : Буки-Веди, 2015. – С. 44-48. – URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9068/ (дата обращения: 14.12.2018).
  6. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже / М. : Международная педагогическая академия, 1994. – 380 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству для первого класса детской художественной школы (возраст детей – 11 лет)

Тема урока: Архетипический образ – Богиня – мать.                                         ...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

Конспект учебного занятия по декоративно-прикладному искусству для учащихся подготовительного отделения детской художественной школы г. Тихвина

Данное занятие  проходит в начале первого триместра в разделе  "Знакомство с аппликацией"  программы «Декоративно-прикладное искусство"....

Тест по искусству Передней Азии с ответами для обучающихся детских художественных школ и детских школ искусств.

Этот тест даётся обучающимся  детских художественных школ и отделений изобразительного искусства детских школ искусств для контроля и оценки знаний по предмету "История искусств"....

Автореферат на соискание степени "Магистр": РАЗВИТИЕ ПЕРЦЕПТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИИ ЖИВОПИСИ

В современных реалиях времени в нормативно-правовом документе Федеральные Государственные Образовательные Стандарты основного общего образования обозначают, что при освоении основной образовательной п...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий декоративно-прикладным искусством

     Декоративно-прикладное искусство (от лат. – украшать) – это искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как утилитарных, так и художест...