Современные педагогические технологии в православном воспитании обучающихся"
статья

ИВАНОВА Наталья Степановна

Данный материал является обобщением опыта работы по православному воспитанию  в  Воскресной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Юркинская средняя общеобразовательная школа»

«Современные  педагогические технологии

в православном воспитании обучающихся»

Иванова Наталья Степановна,

заместитель директора

по воспитательной работе

 МБОУ «Юркинская СОШ»

П. Юркино, 2016 г.

       Профессор Свято-Сергиевского Православного Института в Париже, протопресвитер Василий Зеньковский отмечал, что «лучше не иметь никакой системы воспитания,… чем делать то, что насильственно должно его (ребенка — Авт.) переделать и только испортить. Тайна человеческого роста настолько индивидуальна, что тот, кто только помогает в этом ребенку, — делает лучше, чем тот, кто что-то навязывает».

       Однако это вовсе не означает того, что в душу ребенка нельзя ничего вносить, поскольку, если не внесут близкие ребенку люди, то внесет улица, окружающая среда, которая не всегда благоприятна. «Право внесения» должно быть у родных ребенка и его воспитателей. Именно они в первую очередь должны передать ребенку накопленные предыдущими поколениями опыт, культуру, традиции, веру, создавая условия для его личностного становления и развития. В этом и заключается смысл педагогической деятельности, которую можно представить как единство цели, мотивов, действий и результата.

       Традиционно основными видами педагогической деятельности являются воспитательная работа и преподавание.

       Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды, на управление и контролирование деятельности детей в соответствии с поставленной целью. Новые федеральные государственные образовательные стандарты  предъявляют к воспитанию личности особые требования.  В «Концепции духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России»  читаем: «Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях».

       Какие же ценности отнесены к базовым национальным ценностям?

       Патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.  

       Сегодня много говорится о том, что патриотическое воспитание находится не  на должном уровне. Природа находится на грани экологической катастрофы. Семья уже не является ячейкой общества, растет число разводов, однополые браки становятся нормой.  О  судьбе человечества задумывается далеко не каждый. Книга перестала быть лучшим подарком. Как сказал Рэй Бредбери:  «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их».

       Вот в таких современных условиях мы, педагоги, должны воспитать новую гармоничную, граждански зрелую личность.

       В таких  непростых условиях православное воспитание и может помочь общеобразовательной школе. Условие только одно – переход к современным формам и методам воспитания, которые влекут за собой новые педагогические технологии.

       В поселке Юркино уже 19 лет действует  воскресная школа в молельном доме  при Церкви Рождества Иоанна Предтечи села Коротни. На недолгий период школа прекращала функционировать. Сейчас снова начинает работать.

      Для многих  детей  и подростков  нашего поселка воскресная школа была не только местом учебы, местом познания Бога, осознания себя в этом мире, но и просто таким местом, где тебя понимают, прощают, помогают, да и просто покормят. Первые уроки доброты многие наши так называемые хулиганы получили именно в воскресной школе. Поэтому всегда приятно видеть уже повзрослевших выпускников, которые не забывают приходить в

молельный домик по церковным праздникам,  в будни, когда приходят помолиться перед сессией, зажечь свечу за упокой или за здравие.

       Думается, те уроки, которые они посетили в воскресной школе, оставили в душе неизгладимый след. А ведь именно о душах своих воспитанников в первую очередь должны беспокоиться педагоги – будь то школа воскресная или общеобразовательная. Православное воспитание  закладывает в ребенка огромный потенциал доброты и любви, к семье, к природе,  к Родине, к Богу.

        Падение уровня культуры в масштабах страны негативно сказалось на воспитании уже нескольких поколений. И  только  блюстители порядка в душах, представители различных религиозных конфессий, мужественно  отстаивают  духовность человека.

        Поселок Юркино – поселок многонациональный. Есть семьи, где браки смешанные. Но при выборе модуля «Основ религиозных культур и светской этики» все родители единогласно выбрали модуль «Основы православной культуры». Впрочем, по понятным причинам – основное население все-таки -  православные.  Старшие дети многих наших родителей в свое время посещали воскресную школу. И родители были этому только рады. Все это говорит о нужности и полезности воскресной школы.

         Но в прежнем качестве воскресная школа уже функционировать не может, так как время требует новых форм и методов обучения.  В первую очередь это переход от  обучения к учению, т.е. умению учиться, это возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимости учения «через всю жизнь», возрастание роли информации в современном мире, и, наконец, возрастание роли командной работы в современном мире. Главными задачами  становится: расширение спектра продуктивной образовательной деятельности обучающихся, организация работы с информацией, поиск  организационных форм освоения содержания образования. Эти же задачи стоят и перед общеобразовательной школой.

       О том, какие современные педагогические технологии  применяются в общеобразовательной школе, расскажет Половинкина Татьяна Александровна, которая тоже много лет проработала в воскресной школе поселка Юркино. Я же остановлюсь на  том,  как новые технологии используются в православном воспитании.

       Учебно-исследовательская деятельность   - технология,  позволяющая  обучающемуся   воплотить творческий замысел, выработав алгоритм деятельности. Сегодня вы  познакомитесь с исследовательскими работами обучающихся, которые непосредственно связаны с православной тематикой.

      Технология проектирования  (от мини-проектов к более масштабным) также применяется как в общеобразовательной, так и в воскресной школе.

К празднику Пасхи, Рождеству, а также к Дню матери, Дню защитника Отечества, Дню Победы  воспитанники школы делают подарки своими руками, разработав мини-проект и претворив его в жизнь. Более крупными проектами являются разработка проекта цветочной клумбы на территории молельного дома. После обустройства клумбы и посадки цветов, воспитанники за ней ухаживают.

       Организация творческой деятельности  - постановка спектаклей и сценок к  Рождеству, празднование Великой  Пасхи, Святой Троицы, конкурс чтецов православной поэзии, участие в республиканском фестивале православной песни «Пасхальный перезвон» и других.

       Социализация деятельности  -  оказание помощи ближним ( укладка дров, сбор вещей для многодетных и малообеспеченных семей),  такие акции проводятся совместно со взрослыми прихожанами церкви.  Прижилась в школе традиция – вязать в подарок носочки для  малообеспеченных и многодетных семей, для пожилых людей дома престарелых. Инициатива эта исходила от нашего молельного дома, затем была подхвачена волонтерами школы. Теперь мы сотрудничаем все вместе, включая  районный отдел социальной защиты.

       Вся система работы воскресной школы нацелена на воспитание учащихся в духе любви и уважения к Русской Православной Церкви, её традициям, культурному наследию, ценностям и идеалам;  на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;  воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Как видно из перечисленного, это практически программа  любой общеобразовательной школы. И здесь православное и светское стопроцентно совпадают. А по степени воздействия на обучающихся иногда православное воспитание бывает более  эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

«Современные педагогические технологии музыкального воспитания в работе с одаренными детьми дошкольного возраста»

Цель - Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.Обоснование технологии:Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к выв...

Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании учащихся гимназии

Творческий отчёт о результативности опыта. Конкурсные материалы НПО. 2001-2006 годы...

Современные педагогические технологии в системе физического воспитания

•. Тип и качества темперамента, половые, возрастные, национальные черты, околопатологические особенности.•2. Ощущения, восприятия, представление, воображение, внимание, память, мышление, эмоции, чувст...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА УРОКАХ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена современным педагогическим технологиям, которые способствуют формированию духовно-нравственного развития ребенка на уроках основ православной культуры. В современном мире перед школой...