Подвижничество Антона Семёновича Макаренко
статья

Куянова Анетта Захариевна

Подвижничество Антона Семёновича Макаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarenko_a.s.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Есть люди счастливой судьбы. Счастливой не в том смысле, что жизнь щедро рассыпала перед ними свои дары – бери и пользуйся. Напротив. Путь этих людей кремнист и труден. Все новые и новые преграды возникают впереди. Но идут вперёд эти люди. Идут потому, что не могут не идти. Это их путь. Единственный. Другого для них нет. Преодолевая одни препятствия, они обретают силы для борьбы со следующими ради конечной высокой цели, которая владеет всеми их помыслами. В этом их счастье. Счастье трудного пути. Счастье творческого дерзания. Самое высокое на земле счастье – жить с людьми и для людей», - писал об Антоне Семёновиче Макаренко поэт и литературовед А.Терновский. И, на мой взгляд, сказано это довольно точно.

Летом 1917 года А.С.Макаренко оканчивает Полтавский учительский институт с золотой медалью. В характеристике, выданной педагогическим советом, он назван «выдающимся воспитанником по своим способностям, знаниям, развитию и трудолюбию». Там же подчеркивался «особый интерес», который он «проявил к педагогике и гуманитарным наукам».

В сентябре 1920 г. организовывает и возглавляет колонию для несовершеннолетних правонарушителей. И хотя за плечами уже 15 лет работы в «нормальной» школе и общие принципы воспитания уже осмыслены, А.С.Макаренко оказывается в ситуации полного неведения: что делать? как делать? где найти ответы на многочисленные вопросы? Он понимает, что опереться в своей работе ему не на что. Позже это состояние будет описано в «Педагогической поэме»: «И я с отвращением думал о педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство». И А.С.Макаренко приходится прокладывать СВОЮ  воспитательную дорогу.

Это было тяжёлое время: Октябрьская революция, гражданская война; в стране разруха и политическая, и экономическая, и социальная; голод. На улицах тысячи вдруг осиротевших детей. Бездомных. Безнадзорных. Они сбиваются в группы, шайки: так легче выжить. Воруют, грабят… Именно эти дети и станут воспитанниками А.С.Макаренко в организованной им колонии (позже – колония им. М.Горького). Именно они и заставят его искать новые пути и формы воспитания. Именно они и будут его первыми помощниками в деле воспитания уже других обездоленных и диких ребятишек.

 Но союзниками они станут гораздо позже, а вначале А.С. Макаренко никак не мог сломить их сопротивление: уж слишком независимы они были, своенравны, невежественны и нетерпимы к проявлению любой власти над ними. «Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место», - задаётся вопросом  А.С. Макаренко в «Педагогической поэме». Но ответа нет. Опять найти его надо самому. Помогает в этом А.С. Макаренко убеждённость в неограниченных возможностях воспитания, с одной стороны, и вера в своих воспитанников, с другой стороны. «Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать»,- утверждал А.С. Макаренко.

«Я убеждён, что цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина, способного с наибольшим эффектом участвовать в строительстве государства. Мы должны воспитать человека, который обязан быть счастливым»,- говорил педагог и воспитывал счастливого человека. А так как «труд, - по словам А.С.Макаренко,- был всегда основанием человеческой жизни и культуры», то и начал он это воспитание с дисциплины и трудовой деятельности: от самообслуживания, дежурств и полевых работ до строительства завода и выпуска фотоаппаратов.

Но «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом», - утверждал А.С. Макаренко. И поэтому жизнь колонистов строилась на основах самоуправления и была наполнена не только учёбой и трудовой деятельностью, но и занятиями в различных кружках по интересам, посещениями театров и музеев, встречами с интересными людьми, спортивными и туристическими мероприятиями. А.С. Макаренко предъявлял очень высокие требования к своим воспитанникам, так как считал: «Если с человека не потребовать многого, от него и не получишь многого».  Вот и воспитывался человек разносторонне развитый, активный, талантливый, мыслящий, ответственный, доброжелательный. Хороший человек. Человек, живущий, как и его наставник: «Если я буду так поступать, чтобы все остальные были счастливы, тогда и я буду счастлив».

А.С. Макаренко понимал, что «человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного». Но строит будущее настоящее, а значит «жизнь есть не только подготовка к завтрашнему дню, но и непосредственная живая радость». Вот эту-то живую радость взаимоотношений, труда, учёбы, творчества и давал почувствовать своим воспитанникам А.С. Макаренко. Но зная, что в самостоятельной жизни каждому из них придётся столкнуться с трудностями, утверждал: «Сколько бы ни создавали представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали». И научил радоваться не только успеху, но и долгому пути к нему.

А.С. Макаренко был убеждён, что воспитание – это процесс постоянный и всеобъемлющий: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Именно поэтому он был особенно требователен к себе и своим коллегам: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».  И эта требовательность понятна. Здесь беспокойство за судьбу каждого ребенка и общества в целом: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, эта наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антон Семёнович Макаренко - писатель и педагог

Разработка учебного занятия (внеклассного мероприятия) ко Дню Учителя....

Устный журнал "Великие люди России: Антон Семенович Макаренко"

лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал...

Антон Семёнович Макаренко "Флаги на башнях"

Данная презентация об одном людей, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке - Антоне Семёновиче Макаренко и его повести "Флаги на башнях"....

Урок-размышление «Подвижничество Антона Семёновича Макаренко»

Урок-размышление "Подвижничество Антона Семёновича Макаренко" - один из заключительных этапов большого проекта "Секреты педагогики А.С.Макаренко", посвящённом жизни и деятельности ...

Читаем книги Антона Макаренко

Обзор книг  А.Макаренко для родителей /в помощь классным руководителям/...

Информация о великом педагоге Антоне Семёновиче Макаренко

В документе рассказывается о великом педагоге А. С. Макаренко. Из него вы узнаете о его работе в области педагогики, немного о его личной жизни, образовании и его педагогическом и творческом пути....