Урок-размышление «Подвижничество Антона Семёновича Макаренко»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Куянова Анетта Захариевна

Урок-размышление "Подвижничество Антона Семёновича Макаренко" - один из заключительных этапов большого проекта "Секреты педагогики А.С.Макаренко", посвящённом жизни и деятельности этого удивительного человека. 

Проект "Секреты педагогики А.С.Макаренко":

  • Изучение биографии А.С.Макаренко
  • Изучение исторического периода жизни и деятельности А.С.Макаренко
  •  Просмотр документальных и художественных   фильмов о А.С.Макаренко
  •   Сочинения-отзывы о фильмах
  •   Сочинение о А.С.Макаренко
  •  Работа с текстами А.С.Макаренко на уроках русского языка
  •   Сбор материала о воспитанниках А.С.Макаренко
  •  Оформление выставки, посвящённой А.С.Макаренко
  •  Знакомство с памятниками А.С.Макаренко и осмысление их художественной идеи
  •  Выпуск Памятной открытки
  •  Урок-размышление «Подвижничество А.С.Макаренко»
  •   Издание  педагогического альманаха, посвящённого А.С.Макаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_makarenko.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-размышление «Подвижничество Антона Семёновича Макаренко»

Цели:

  • Познакомить с жизнью и деятельностью А.С.Макаренко
  • Развивать умения и навыки анализа текстов разных стилей
  • Развивать умения и навыки анализа художественных и документальных фильмов
  • Развивать речь и мыслительную деятельность учащихся
  • Воспитывать нравственные качества учащихся
  1. О рождении замысла проекта:
  • Проект «Подвиг Януша Корчака»
  • Педагогический альманах «Януш Корчак»
  1. Этапы работы в проекте «Секреты педагогики А.С.Макаренко»:
  • Изучение биографии А.С.Макаренко
  • Изучение исторического периода жизни и деятельности А.С.Макаренко
  •  Просмотр документальных и художественных   фильмов о А.С.Макаренко
  •   Сочинения-отзывы о фильмах
  •   Сочинение о А.С.Макаренко
  •  Работа с текстами А.С.Макаренко на уроках русского языка
  •   Сбор материала о воспитанниках А.С.Макаренко
  •  Оформление выставки, посвящённой А.С.Макаренко
  •  Знакомство с памятниками А.С.Макаренко и осмысление их художественной идеи
  •  Выпуск Памятной открытки
  •  Урок-размышление «Подвижничество А.С.Макаренко»
  •   Издание  педагогического альманаха, посвящённого А.С.Макаренко

Урок «Подвижничество А.С.Макаренко»

?  Сегодня мы продолжаем наш разговор о деятельности А.С.Макаренко, продолжаем знакомиться с его педагогическими идеями. Размышляя над ними, мы вступаем в своеобразный диалог с педагогом. И поэтому, если у кого-то возникнут вопросы, сомнения, недоумения, попробуем вместе всё обдумать и решить.

Урок называется «Подвижничество А.С.Макаренко». Давайте, вспомним, что мы называем «подвижничеством», и подумаем, какие цели мы можем сформулировать, исходя из заявленной темы.

(Слайд.  Высок. Подвижничество – самоотверженная деятельность, направленная на достижение высоких целей.

  • Размышления над толкованием слова
  • Постановка целей урока)

? И начнём мы наше размышление с просмотра двух фрагментов из х/ф «Педагогическая поэма». Прокомментируйте, пожалуйста, их с точки зрения заявленной темы. Соотносятся ли они с ней и как? (Просмотр фрагментов х/ф.  Комментарий+характеристика исторического периода деятельности Макаренко, объективные трудности, с которыми ему приходилось сталкиваться.)

? Расскажите, пожалуйста, о жизни колонистов и назовите основные направления воспитательной деятельности А.Макаренко.

(После рассказа детей и выделения ими основных воспитательных направлений  - слайд «Воспитательные направления в колониях А.С.Макаренко»

  • Дисциплина
  • Труд
  • Физическая культура
  • Образование
  • Культура
  • Коллективизм)

(Обобщённо, сжато и коротко говорим о заботе об образовании, культурном развитии, физическом, и воспитании чувства коллективизма. Затем более подробно размышляем над воспитанием дисциплины и трудовых навыков)

? А когда начинает выстраиваться диалог между Макаренко и первыми колонистами? Когда зарождается взаимопонимание?

(Когда А.Макаренко ставит ультиматум: или жить по правилам, или уходить навсегда из колонии. То есть соблюдать режим и дисциплину.)

 ? Итак, дисциплина. Именно с этого начинает Макаренко формирование человека. Можно ли, на ваш взгляд, поставить знак равенства между понятием дисциплина и послушание? Почему? Что вы понимаете под словом «дисциплина»?

Размышления, раскрытие понятия «дисциплина»,

Слайд : Дисциплина

  • Пунктуальность
  • Режим
  • Самообслуживание (уход за собой, уборка комнаты, уборка территории…)
  • Соблюдение правил поведения
  • Умение подчиняться начальству (дежурному, командиру, бригадиру, ответственному…)

? Когда мы говорили о календаре в детском доме Я.Корчака, то отмечали, что иногда объявлялись дни, когда можно было немного отдохнуть, полениться, нарушить правила. Были ли такие дни в колониях А.С.Макаренко? Сравните в этом отношении образ жизни двух систем: Корчака и Макаренко и прокомментируйте.

(У Макаренко таких дней не было. Напротив, дисциплина была очень жёсткая. Этого требовала особенность ситуации: сложная обстановка в стране (разруха, голод, революционная ситуация…), очень трудно преступников и хулиганов ввести в какие-то рамки. Если давать послабления, то никогда не добиться хорошей дисциплины, а следовательно, и результата)

? Прочитайте, пожалуйста, цитату А.С.Макаренко (распечатка  у каждого) и прокомментируйте её. О чём говорит Макаренко? Согласны ли вы с ним? Почему?

«…среди нашей молодёжи есть порыв к героизму, любовь к героическому поступку.

Никто из этих детей никогда не скажет, что им не нравится героический поступок, и каждый мечтает, что он будет героем. Я уверен, что если бы вдруг неожиданно пришлось нашим детям сегодня проявить свою любовь к Советскому Союзу, пожертвовать жизнью, то они пожертвовали бы...

Но хуже дело обстоит, когда от человека требуется не героическая вспышка, не героический неожиданный подвиг, а длительная мучительная нажимная работа, часто даже очень тяжёлая, неинтересная, грязная и даже причиняющая неприятные ощущения в организме. Для такой работы наш характер не очень воспитан, а между тем, если бы в тех же Папанине, Кренкеле увидели не только людей, живущих на льдине, а обратили внимание на всю их биографию, то увидели бы, что раньше, чем совершить подвиг, они прошли дополнительный путь неизвестных, терпеливых, молчаливых и тем не менее героических усилий. Они не могли бы взойти на высший гребень героизма, если бы вся их биография, весь их труд не был тоже по существу героичным.

Такой героичности, малозаметной, терпеливой, настойчивой, протекающей медленно, незаметно для всех, которая потом увенчается всемирной известностью, в Советском Союзе много, и мы должны воспитывать её в наших детях.

Это воспитание заключается в правильной организации коллектива, дисциплине, порядке, в организации ежедневного быта …»

(А.С.Макаренко «Квалифицированность, политическая и экономическая грамотность труженика»)

? Ребята, в работе над дисциплиной, какое качество характера формируется у человека?

(Ответственность. Именно с этого момента можно говорить о рождении личности.)

? Ребята, такое жёсткое, очень категоричное воспитание, где все подчиняются одним правилам, где у каждого всё распланировано и т. д., не воспитывает ли людей одинаковых? Вы смотрели фильмы, читали о воспитанниках. Что вы скажете?

(Нет. Жёсткий порядок дисциплинирует и помогает каждому легче идти по выбранному пути. Следующие высказывания это доказывают – прокомментировать.

Слайд.  «… мы всегда должны помнить, каким бы цельным ни представлялся для нас человек при широком обобщении, всё же нельзя его считать совершенно однообразным явлением. Люди в известной степени представляют собой разносортный материал для воспитания, и выпускаемый нами «продукт» обязательно будет тоже разнообразен».

Слайд. «Самым опасным моментом ещё долго будет страх перед человеческим разнообразием, неумение из разнствующих элементов построить уравновешенное целое. Поэтому… остричь всех одним номером, втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов – это кажется более лёгким делом, чем воспитание дифференцированное…»

Слайд. «Было бы неимоверным верхоглядством игнорировать человеческое разнообразие и вопрос о задачах воспитания втиснуть в общую для всех словесную строчку…»

? Ребята, прочитайте высказывание А.С.Макаренко. О чём он здесь говорит?

Слайд: «Жизнь как раз наполнена усилиями и напряжением, она требует от человека регулярной скучной работы, и нужно приготовить наших детей к жизни так, чтобы они могли делать эту работу  без страдания и усилия над своей личностью…»

(Ответственное и добросовестное отношение к делу, труду.)

Запишите свои выводы.

? Расскажите об основных направлениях трудовой деятельности в колониях Макаренко?

? Прочитайте ещё два высказывания Макаренко. О чём беспокоился Макаренко в деле воспитания трудовых навыков? Запишите выводы.

Слайд. «В советской стране каждый труд должен быть творческим трудом, ибо он целиком идёт на создание общественного богатства и культуры страны трудящихся. Научить творческому труду – особая задача воспитателя».

Слайд. «…прежде всего надо расправиться с ленью. Даже у самого трудолюбивого человека творчество,  работа мысли, работа синтетических и аналитических приборов вызывает наибольшее сопротивление. Нужно заставить себя мыслить, видеть, смотреть, находить, размышлять.

Для этого, прежде всякого другого действия, нужно победить в себе лень».

(Делаем выводы.)

? Ребята, опираясь на наши размышления сегодня, давайте сделаем вывод, какого же человека воспитывал А.С.Макаренко?

(делаем общие выводы.)

Сам Макаренко писал: «Я убеждён, что цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина, способного с наибольшим эффектом участвовать в строительстве государства. Мы должны воспитать человека, который обязан быть счастливым».

? Как вы думаете, удалось ли ему достигнуть цели?

Даша Клочко работала в группе, которая собирала материал о воспитанниках А.С.Макаренко, и сейчас она нам расскажет о результатах труда Макаренко.

(Сообщение Д.Клочко о воспитанниках)

 Ставя перед своими воспитанниками высокие цели, Макаренко утверждал: «Главное в жизни не само знание, а та гармония, которая получается, когда знания хорошо уложены в душе, та философия, которая определяет человека, его мировоззрение…». И, как мы убедились, воспитанники смогли получить эту гармонию и стать счастливыми достойными людьми.

?Мы познакомились в общих чертах с педагогикой А.С.Макаренко. Что вам показалось интересным, важным? Что вы не приняли? Может, что-то не поняли?

И завершить разговор о подвижничестве А.С.Макаренко я хочу его словами, которые и объясняют успешность его грандиозного труда: «Прекрасна работа по созданию нового человека! В ней много интересного!»

А сейчас я предоставляю слово ребятам, которые работали над Памятной открыткой. Они расскажут о своей работе, об открытке и вручат ее на память о сегодняшнем уроке.

(Творческая группа по созданию открытки)

1. Текст открытки: В память о проекте "Подвижничество А.С.Макаренко"/ 7 "А" / МАОУ гимназия № 40 / 15.05 2017

Черточками отделяю строки. См открытку Корчака.

2. Символика. Развилка символизирует выбор, который сделал каждый колонист, отказавшись от прошлой беспризорной и зачастую преступной жизни, выйдя на светлую, широкую, полную разнообразных возможностей дорогу судьбы. "Флаги на башнях" - так называется произведение А.С.Макаренко о жизни колонистов. Наш символ означает трудное и долгое  созидание крепкой, прочной, красивой и цельной личности, с одной стороны, и, с другой стороны, - строительство нового государства. Флаги на башнях - символ победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антон Семёнович Макаренко - писатель и педагог

Разработка учебного занятия (внеклассного мероприятия) ко Дню Учителя....

Устный журнал "Великие люди России: Антон Семенович Макаренко"

лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал...

Антон Семёнович Макаренко "Флаги на башнях"

Данная презентация об одном людей, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке - Антоне Семёновиче Макаренко и его повести "Флаги на башнях"....

Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...

Подвижничество Антона Семёновича Макаренко

Подвижничество Антона Семёновича Макаренко...

Информация о великом педагоге Антоне Семёновиче Макаренко

В документе рассказывается о великом педагоге А. С. Макаренко. Из него вы узнаете о его работе в области педагогики, немного о его личной жизни, образовании и его педагогическом и творческом пути....