Одаренность нуждается в поддержке
статья

Баязитова Рушания Накиповна
Основные направления работы с одаренными детьми могут быть только личностно- ориентированными

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                         Р.Н.Баязитова, А.Ш.Хайрова

методисты МКУ «Отдел образования

исполнительного комитета

Высокогорского муниципального района

Республики Татарстан»

Одаренность  нуждается в поддержке

      «Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». [Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: М.1984 – 171 с., с.72 ]

    Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

     Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Чаще всего считают, что таланты надо развивать в детском возрасте. С этим невозможно не согласиться. Дети очень любознательны, любопытны и энергичны. Быстро осваивают новые знания, разбираются в гаджетах, порою превосходят в некоторых новшествах своих учителей. Каждый ребенок способен развиваться  в различных областях, достаточно вовремя заметить интерес. Талантливый учитель сможет  направить воспитанника в нужное русло и создать  условия развития  детскому увлечению.

      Часто ребенок находится слишком долго в процессе поиска своего настоящего любимого занятия. Порой родители заставляют его ходить на музыку или посещать спортивную секцию, на вокал, художественную школу вопреки желаниям своего чада…   Вроде бы неплохо получается и там, и тут… Но в этом случае ребенок распыляется, тратит много сил и времени на слишком разные занятия и гордость родителей постепенно превращается в посредственность.

      Для выявления одаренных детей нужна систематическая командная работа, включающая учителей, воспитателей, библиотекарей, психологов, педагог - организаторов и родителей.  Беседы с родителями не дают объективную картину способностей, но позволяют выявить важные свойства психики, индивидуальные предпочтения и склонности ребенка. На этом этапе важно, чтобы к работе подключился психолог. В процессе обследования нужно согласовать свои дальнейшие действия с администрацией школы и родителями учащихся. Основные направления работы с одаренными детьми могут быть только личностно-ориентированными. В настоящее время не существует единых утвержденных программ для работы с особенно выдающимися способностями. Невозможно и составить единый план для всех одаренных детей. Работа с одаренными как в дошкольных учреждениях, так и в школе может проводиться по авторским методикам, усложненным задачам, собственным моделям ситуаций, из которых ребенок должен найти выход. Важно развивать в учащихся способность составлять собственные суждения, правильно оформлять свои мысли, развивать наблюдательность, исследовательский подход к обучению.

      Следует дать для педагогов общие рекомендации. Работы с одаренными детьми могут выполняться разные. Суть их заключается в поощрении творческих подходов к решению задач, побуждению к исследовательской деятельности, научению самостоятельной работе. Одаренность – качество психики. При неблагоприятных условиях выдающиеся способности ребенка быстро затухают. Поэтому все занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке. Самое важное условие для поддержки одаренных детей - это создание ситуации успеха. Она помогает поддерживать интерес к научной или другой работе, позволяет легко переключаться на учебу или отдых. Но учитель должен знать, что одаренные дети особенно ранимы и чувствительны. Неосторожные комментарии  могут сильно ранить ребенка, выбить его из привычной колеи. Работа с одаренными детьми - тяжелый, но благодарный труд.

Мы практикуем различные формы работы, но ни один из них не является идеальной для развития одаренности абсолютно для всех детей. Например, с учителями русского языка и литературы проводим различные конкурсы чтецов, ораторского искусства, стихотворчества, перевода. Каждый год проводятся муниципальный фестиваль «Ручей хрустальный языка родного», Республиканская конференция для школьников и учителей «Научитесь любить», посвященная  Е.А. Боратынскому, конкурс художественного перевода с русского языка на татарский. По подготовке к всероссийским и международным олимпиадам собран огромный материал, который размещается на сайте учителей русского языка и литературы Высокогорского района. Каждый педагог, учитывая индивидуальные способности ребенка, может использовать этот материал. Огромную помощь в выявлении одаренных детей оказывают библиотекари образовательных организации. Проведенные совместные предметные недели, библиотечные уроки способствуют развитию интересов и творческих способностей учащихся.

 Школьная библиотека – место, где одаренный ребенок может осуществить свое право на культурное, интеллектуальное и творческое развитие личности, право на специализированную помощь в образовании и приобщении к источникам мировой культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка как фактор здоровьесбережения на уроках английского языка

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана специфи...

Урок с компьютерной поддержкой.Получение металлов

Урок по теме "Получение металлов" предназначен для учащихся 9 класса ....

методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"

данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....

Организация педагогической поддержки индивидуального развития учащихся

Выступление на педсовете посвящено методам и приёмам педагогической поддержки индивидуального развития учащися....

Создай себя сам (иэ цикла “Психологическая поддержка учащихся”)

Оказать помощь в раскрытии и развитии креативного потенциала личности как одного из аспектов здоровья, как фактора развития личности, определяющем её готовность изменяться, преодолевать стереоти...

Родительское собрание на тему "Поддержка ребенка во время экзаменов".

Материалы на тему "Поддержка ребенка во время экзаменов" помогут при проведении родительского собрания в старших классах. Здесь рассматриваются проблемы при подготовке к экзаменам, а также даются реко...

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...