Создай себя сам (иэ цикла “Психологическая поддержка учащихся”)
методическая разработка (психология) на тему

 Оказать помощь в раскрытии и развитии креативного потенциала личности как одного из аспектов здоровья, как фактора развития личности, определяющем её готовность изменяться, преодолевать стереотипы, порождать новые способы приспособления, стремление творчески выражать себя в жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл SOZDAY_SEBYa_SAM.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

“СОЗДАЙ СЕБЯ САМ”

(ИЭ ЦИКЛА “ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ”)

Цель: Оказать помощь в раскрытии и развитии креативного потенциала личности как одного из аспектов здоровья, как фактора развития личности, определяющем её готовность изменяться, преодолевать стереотипы, порождать новые способы приспособления, стремление творчески выражать себя в жизнедеятельности.

О, если б нам силы небесные дали

Взглянуть на себя, как глядим на других

Сколь многих ошибок бы мы избежали

И глупых гаданий, и мыслей пустых.

(Роберт Бернс)

Добрый день ребята, уважаемые гости.

Сегодняшняя наша встреча посвящена разговору о Себе: А знаем ли мы себя?

Стихотворение:

“Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет всё губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю ВСЕ, но только не себя”.

И ведь действительно, это так, к сожалению.

СКАЖИТЕ, пожалуйста, какой информацией мы располагаем в большем объёме?

  1. О Себе?
  2. О других?

Ответ класса.

Поговорка “Легче заметить соринку в глазу другого, чем Бревно в своём собственном”.

А поэтому и эпиграфом к нашей беседе стали слова Р. Бернса.

Целью нашей встречи является познание себя, создание своего “Я” и использование этих знаний для нахождения своей жизненной ниши.

Разговор наш будет построен на результатах диагностики, проведённой ранее.

Перед вами КОНВЕРТЫ С РЕЗУЛЬТАТАМИ.

Но прежде, чем приступить к анализу полученных результатов, давайте активизируем некоторые свои знания.

Ранняя юность – это как раз тот возрастной этап, на котором вы пребываете в настоящее время. А это пора поиска своего места в мире людей, вещей, событий, профессий.

Именно в этот период формируется САМООЦЕНКА, осознание себя как личности, овладение социальными ролями, ценностями.

ВОПРОСЫ К КЛАССУ:

  1. Самооценка: Успех/притязания
  2. Личность – это человек как общественное, социальное существо.
  3. Социум.
  4. Ценности – убеждения индивида в преимуществах каких-либо целей и типов поведения.
  5. Социальная роль.

Чаще всего мы связываем слово роль с театральным действием. Именно сравнение роли человека в обществе и образного его воплощения актёром на сцене позволило Шекспиру заявить устами одного из героев пьесы “Как вам это понравиться?”

Весь мир – Театр

В нём женщины, мужчины – все актёры

У каждого есть выходы, уходы

И каждый не одну играет роль

Семь действий в пьесе той

Младенец, школьник, юноша, любовник

Солдат, судья, старик.

В реальной жизни роли человеку не заказаны от века, от рождения. Человек одновременно и автор, и актёр им написанной драмы. Другое дело, что роль свою ему приходится и писать и играть исходя из сложившихся требований общества, обстоятельств, особенностей окружающих его людей и себя самого.

И написание своей жизненной пьесы – очень трудный и тернистый процесс. На протяжении своей жизни мы познаём мир, себя и других.

Процесс узнавания себя происходит через самопознание. Что это такое?

САМОПОЗНАНИЕ – это процесс осознания себя как личности, осознанное отношение к себе, к своим способностям потребностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям, на основе которого формируется “Я – образ” или “Я – концепция”.

Описать себя, свои качества можно посредством “Окошка Иогари”: Что это такое?

Все знают
Все не знают
Я знаю
I
II
Я не знаю
III
IV

И чем шире будет наше окошко ДЛЯ НАС, тем лучше мы будем ориентироваться в социуме, тем меньше совершать ошибок, быстрее адаптироваться, комфортнее и увереннее себя ощущать.

Итак начнём своё путешествие к “центру – я”

  1. И познание себя посредством нашей предварительно проведённой диагностика мы начнём с творческого потенциала.

Это как раз те потенциальные креативные возможности, которыми мы располагаем.

По классу как видно из графика, уровень творческого потенциала фиксируется в рамках среднего значения.

Найдите свои результаты на графике по кодовому индивидуальному номеру. Ваш результат указан и на вашей индивидуальной карточке.

Однако, как мы видим, диапазон средних значений достаточно широк: 24 – 47. Понятно, что чем ближе к 47-высшему среднему значению, тем выше величина творческого потенциала тем шире ваши творческие возможности. Таким образом находясь в среднем диапазоне значений творческого потенциала, мы отличаемся друг от друга.

  1. Каждый из нас личность в её неповторимой своеобразии личностных качеств. В ваших конвертах лежит геометрический знак, символизирующий вашу личностную направленность. Результаты по классу. Характеристика.
  2. Нас окружает Мир – мир людей, мир природы. “Мы в природе – природа в нас”.

И не случайно бытует утверждение, что между человеком животными есть сходство, причём, не столько внешнее, сколько внутреннее – повадки, стиль жизни. Именно они, наши братья меньшие, помогут нам разобраться в себе, посмотреть на себя, как на часть природы.

Итак наш птичий двор представляют: голубь, ястреб, страус.

А об их повадках, проявлениях расскажут:

Голубь –

Ястреб –

Страус –

Посмотрев, на свою индивидуальную карточку, вы увидите Черты какого из представителей птичьего двора, у вас доминируют, определяя вашу личностную направленность. Такая медаль и украсит вашу грудь.

По классу же личностная направленность представлена следующим образом. При этом надо иметь ввиду, что мы говорим о преимущественном тяготении к данной категории, данному типу.

  1. Однако, находясь в социуме, испытывая его влияние, каждый из нас имеет своё место, свою нишу, свою социальную направленность.

И какова же она? Направленность на себя (Я): интравертированность (Что это такое?), ориентация на вознаграждение, властность, соперничество, раздражительность, тревожность.

Направленность на общение (О): ориентация на совместную деятельность, на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в эмоциональной привязанности.

Направленность на дело (Д): заинтересованность в решении деловых проблем, способность отстаивать интересы дела.

Как видно из сводной таблицы результатов класса – направленность на дело – малый процент учащихся.

  1. Скорее всего, это связано с возрастными особенностями, с периодом становления, поиском своего жизненного и профессионального пути.

И в этом помогут вам результаты исследования социально-профессиональной направленности. А результаты у нас такие. Сводная таблица.

Результаты любого теста нельзя воспринимать как диагноз и трактовать преимущественное тяготение к чему-то как единственную характеристику в чистом виде. Мы уже говорили, изучая типы темпераментов, что в природе нет чистых темпераментов, так и во всех наших результатах, мы говорим о выраженности одного по сравнению с другим: Направленности, психотипа и т.п.

Поэтому, анализируя свои результаты, определив принадлежность себя к определённому типу, надо помнить, что “часть меня” есть и в других типах, а иногда это может выглядеть 50 на 50. Посмотрите свои результаты по каждому обследованию в их распределении по типам.

Знания – это всегда. И, узнав о себе новое, может быть, противоречивое, мы стали сильнее, менее уязвимее к испытаниям, трудностям, проблемам, которые встречаются на нашем жизненном пути.

Однако, к сожалению, не всё складывается удачно в жизни. Песня “нас выбирают, мы выбираем…”

  1. И вот, когда не всё получается, когда поиск себя, своей ниши в жизни не смотря ни на что оборачивается проблемами, ставит перед нами препятствия, которые не так-то легко решить сразу, мы испытываем дискомфорт, тревожность

Причины, повышающие тревожность, самые разные – от личностных проблем, ссоры, неудовлетворённость собой, поиск своего места под солнцем, выбор профиля и т. п. (до проблем возникающих в обществе).

Посмотрите уровень своей тревожности. Каков он?

Подумайте, что могло бы способствовать Высокому уровню (у кого он таковой). А более подробно мы об этом поговорим на следующей нашей встрече и в индивидуальном порядке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А сейчас давайте вернёмся к свои результатам.

Что мы УЗНАЛИ О СЕБЕ?

Ответ класса.

Перечислить, что изучили.

Рекомендации пожелания.

Основываясь на результатах, которыми вы располагаете, попробуйте составить свой личностно – социально - профессиональный портрет.

Наверняка будут несоответствия, с чем-то вы будете несогласны, что захотите уточнить. Вот с такими проблемами и вопросами я жду вас на индивидуальную консультацию.

И, надеюсь, что, располагая такой информацией, вы сделаете выбор. И пусть он будет Ваш. Вы ведь его выбираете для себя и по себе.

Стихотворение.

“Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Мера окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя”.

Социальная
направленность

Тип
Личностные

качества

Количество
“Я” – на себя

Интравертированность

ориентация на вознаграждение

властность,

соперничество

раздражительность тревожность.

8 – 31 %

“О” – на
общение

Ориентация на совмесную деятельность,

 на социальное одобрение

зависимость от группы

потребность в эмоциональной привязанности.

13 – 50 %

“Д” – на дело

Заинтересованность в решении деловых проблем

способность отстаивать интересы дела.

5 – 19 %

Социально – профессиональная
направленность

ТИПЫ

Количество

        

реалистический

интеллектуальный

социальный

конвециальный

предприимчивый

артистический

Р

И

С

К

П

А

2

1

2

4

4

13

7,6 %

3,8 %

7,6 %

15,2 %

15,2 %

49,4 %

Соответствующие профессии

Инженер

механик

агроном

Ботаник

 

Астроном

математик

Врач

 Учитель

 психолог

Канцелярия

расчёт

Журналист

предприниматель

Музыка

 рисование

литература

Личностная направленность

Качество

Фигура

Количество

Лидерство

6 – 26 %

Доброжелательность

4 – 17,5 %

Трудолюбие

2 – 8,7 %

Неудовлетворённость

4 – 17,5 %

Креативность

7 – 30,3 %

Мягкость, чувствительность

Голубь

10 – 37 %

Честолюбие, решительность

Ястреб

15 – 55,5 %

Расчётливость, осторожность

Страус

2 – 7,5 %


УРОВЕНЬ КРЕАТИВНОСТИ

ТВОРЧЕСКИЙ

ПОТЕНЦИАЛ

 47

24

        

        ЧЕЛОВЕК

    1                                             5                                                        10                                                       15                                         19                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологической поддержки музыкально одаренных учащихся "Я - музыкант!"

Представленная программа создана для психологической поддержки музыкально одаренных учащихся, обучающихся по программам  дополнительного образования и направлена на снижение уровня тревожности, в...

Советы родителям. Психологическая поддержка учащихся при подготовке к ЕГЭ

Как помочь детям сдать ЕГЭ? Советы подителям, учителям, классным руководителям....

Доклад на тему: Психологическая поддержка учащихся на занятиях физической культурой

Психологическая поддержка учащихся на занятиях физической культурой...

Индивидуальная работа с учащимися, требующими педагогической и психологической поддержки, на уроках русского языка и литературы

Статья Индивидуальная работа с учащимися, требующими педагогической и психологической поддержки, на уроках русского языка и литературы...

Тренинговое занятие с целью оказания психологической поддержки учащимся 11 классов при подготовке к ЕГЭ

Тренинговое занятие с целью оказания психологической поддержки учащимся 11 классов при подготовке к ЕГЭ...

Психологическая поддержка учащихся 9, 11 классов в период ГИА (презентация для родителей)

Рекомендации психолога по повышению стрессоустойчивости учащихся в период экзаменовВидео-запись выступления...