Статья "Нестандартные формы урока как средство формирования субъекта учебной деятельности"
статья

Нестандартные формы урока как средство формирования субъекта учебной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестандартные формы урока как средство формирования субъекта учебной деятельности

      С давних времен существует процесс обучения молодого поколения, т. е. передача опыта старшим поколением младшему. И всегда существовала проблема поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, сохранения их активности на протяжении всего урока.

      На современном этапе развития педагогической науки и практики проблема построения таких моделей процесса обучения, которые способствовали бы не только эффективному усвоению знаний, формированию умений и навыков, но и психическому развитию школьников, повышению уровня познавательной активности, является одной из самых актуальных.

       Нестандартные уроки, имеющие главной целью возбуждение и удержание интереса учащегося к учебному труду, развитию познавательных процессов, призваны решать данные задачи.

       Исходя из актуальности этой проблемы, определилась тема исследования «Нестандартные уроки как средство формирования субъекта учебной деятельности».

Творческая группа поставила перед собой следующие задачи:

  1. Проанализировать передовой педагогический опыт по проблеме проведения нестандартных уроков и применению нестандартных форм обучения.
  2. Разработать уроки с элементами нестандартных форм или нестандартные уроки.
  3. Провести разработанные уроки и определить их эффективность.

         Мы предполагаем, что проведение нестандартных уроков или включение в урок нестандартных форм объяснения, проверки и т.д. учебного материала поможет учащимся овладеть следующими общепредметными умениями и навыками:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • рецензировать ответы товарищей;
  • объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

      Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

      Состязательность и игровой характер проведения занятий также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы.

      Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на уроки.

      Эмоциональное воздействие оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Оно существует как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс обучения.

      Активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками.

       Готовясь к уроку, учитель так подбирает материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика на протяжении всего урока. А кроме этого, еще и предугадывает те моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматривает методы ее стимуляции путем включении в структуру урока неожиданного, необычного, удивительного, азартного, веселого, т. е. такого, что вызывает естественный, живой интерес у учащихся.

       Нестандартные уроки – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

        Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Наиболее распространенными типами являются:

1. Уроки – деловые игры.                

2. Викторины.          

3. Уроки типа КВН.        

4. Уроки с использованием ИКТ.

5. Уроки творчества.

6. Уроки-аукционы.

7. Уроки-зачеты.

8. Уроки-конкурсы.

9.Уроки – ролевые игры.

10. Бинарные уроки.

11. Уроки-игры «Поле чудес».

12. Уроки-фантазии.

   Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

 Проводя стандартные будничные уроки можно применять нестандартные формы урока, чтобы повысить уровень познавательной активности, интерес к предмету, развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение и др.), умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

     Главное в нестандартном уроке:

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. «Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего инструмента.

  Выделяется 3 этапа подготовки и проведения нестандартного урока: подготовительный, урок и его анализ.

  1. Подготовительный.

   В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Учащиеся делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т. д.

2. Урок (выделяют три основных этапа):

  Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения цели урока. Намечается ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

   Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока, уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.

   Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знания учащихся в различных нестандартных формах организации их мыслительной активности.

   Третий этап. Он посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а “растворяется” в каждом из предшествующих этапов.

3. Анализ.  В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

В качестве примера можно привести фрагменты уроков, иллюстрирующих данный теоретический материал. использование данного подхода к проведению урока русского языка в старшей школе при подготовке экзамену.

Первый уровень.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.
  2. Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад.
  3. Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания.
  4. Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.

Объяснение:

1 предложение: (союза, предусматривающего...)

2 предложения: (в главной части находится указательное местоимение «ту», следовательно, замена невозможна)

3 предложение: (делом, требующим...)

4 предложение: (событие, предопределившее...)

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Неприязни, которая должна была бы существовать у крестьян к васильку как сорной траве, никогда не было.
  2. В картине «Корабельная роща» воплощено глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за всю творческую жизнь.
  3. Изумрудная трава и сероватая зелень спускаются к мелкому ручью, который не спеша течёт по долине.
  4. Снег, который выпал на рассвете и успел растаять, делал склон ещё более скользким.

Объяснение:

1 предложение: (в придаточной части находится глагол должна была бы в будущем времени, следовательно, замена невозможна)

2 предложения: (знание, накопленное...)

3 предложение: (ручью, не спеша текущему...)

4 предложение: (снег, выпавший...)

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. В.А.Серов — величайший портретист, который внёс неоценимый вклад в развитие русского пейзажа.
  2. Обаяние человека может оказаться эластичной маской, которая то растягивается в улыбке, то собирается в кулак.
  3. Шопен — один из немногих польских композиторов, которые сочиняли только для фортепиано.
  4. Двор, в котором я вырос, был знаком мне до мельчайших подробностей.

Объяснение:

1 предложение: (портретист, внёсший...)

2 предложения: (маской, то растягивающейся в улыбке, то собирающейся...)

3 предложение: (композиторов, сочинявших...)

4 предложение: (в придаточной части действие производит не предмет из главной, и страдательное причастие к слову «двор» тоже образовать нельзя, следовательно, замена невозможна)

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. В этой главе Герцен пишет о подвижниках эпохи Возрождения, которые открыли новые горизонты.
  2. Картины Леонардо да Винчи показывают подвижность человеческого лица, которое отражает подвижность человеческой души.
  3. В военные годы В.Ю.Свиридов начал писать военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых».
  4. Художественная манера Врубеля, которая после смерти художника стала объектом пристального изучения, современниками художника не принималась.

Объяснение:

1 предложение: (подвижниках, открывших...)

2 предложения: (лица, отражающего...)(в придаточной части действие производит не местоимение «которое» заменяет слово «лицо», следовательно, замена возможна)

3 предложение: (в придаточной части слово «которых» относится не к слову «песни», а к «Песня смелых», следовательно, замена невозможна)

4 предложение: (манера, ставшая...)

   

Второй уровень

Тренировочные задания

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением?

№1

  1. Гость, о котором так много говорили, опаздывал.
  2.  В одном из своих произведений Герцен писал о русском народе, который сохранил черты богатой натуры.
  3. С автопортрета, который был написан в последние годы жизни художника, на нас смотрит рыжеватый человек с задумчивым взором.
  4. Благодаря непреклонной воле и необычайной энергии из деревенского мальчишки выросла грандиозная фигура величайшего мыслителя, который опередил  всех своих современников.

№2

1. В музыкально — критических статьях Чайковский неоднократно высказывался против композиторов, которые изгоняли из оперного жанра классические формы.

2.  Когда мы говорим о милостях, которые подарила судьба, не следует забывать о предназначении человека.

3. У каждого человека должны быть свои идеалы, на которые он ориентируется.

4. По проекту М.Ломоносова в Москве был открыт университет, который стал одним из основных центров русского просвещения и науки.                                  

№3

1. У этого художника был любимый сюжет — стада овец, которые мирно пасутся в степи.

2. Во второй половине сороковых годов Брюллов создал целую галерею портретов своих современников, которые поражают разнообразием, правдой характеров.

3. В картинах Боттичелли линия уже не простой контур, который обрисовывает границы объёмов, а напряжённая душевная экспрессия.

4. Но ведь есть же на свете человек, который поймёт меня!

№4

1. Наконец — то мы вышли на шоссейную дорогу, по которой раньше ездили.

2. Воздух был полон острой свежести, которая ощущается после грозы.

3. Ёлки, которые скромно спрятались в лиственных деревьях, теперь вытянулись вперёд.

4. И здесь, в этом уникальном заповеднике, нашлись люди, которые с жаром принялись за дело.

№5

1. Надо быть благодарным родителям за ту заботу, которую они проявляют о тебе.

2. Закон, который приняла Гос. дума, поступил на утверждение Президента.

3. Учащиеся пользуются толковым словарём, который написал С.И.Ожегов.

4. В августе в городе Жуковском, который расположен на юго — востоке Подмосковья, успешно прошёл авиасалон.

                         Ответы:

№1 - 1

№2 - 3

№3 - 4

№4 - 1

№5 — 1

Третий уровень (повышенной сложности)

Объяснить выбор каждого предложения.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением?

№1

  1. Сейчас уже никого не удивляет вид человека, к ремню которого пристёгнут мобильный телефон.
  2. Эта проблема возникает при поиске информации в сети, которая стала всемирным хранилищем документов.
  3. На прогулках по интересным местам города в роли экскурсовода выступала учительница, которая детям рассказывала о Москве.
  4. Работа представляет собой письменное задание, которое выполняется группой учащихся.

№2

  1. Простой механизм действует только в тех условиях, для которых был создан.
  2. От прежних цветов уцелели лишь пионы, которые поднимали из травы свои головы.
  3. В росистое утро не насмотришься на сверкание многочисленных самоцветов, которые сверкают на солнце.
  4. Знания по русскому языку, которые я получил в школе, были далеко не полными.

№3

     1.     Сотрудникам, которые справились с работой раньше, будут       выплачены премии.

  1. Мы не могли подать на экспертизу проект, который вызвал возражения экспертов.
  2. Вчера мы побывали на выставке, которая посвящена работе Николая Ге.
  3. Учёные предлагают разместить на Луне станции, которые можно питать энергией солнечных батарей.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением?

№4

  1.  Было задумано прорыть на Васильевском острове множество каналов, которые напоминали бы каналы Венеции.
  2. В центре той части Кремля, которая граничит с Красной площадью, поднимается Сенатская башня.
  3. Обычай наряжать ёлку связан с тем магическим значением, которое имела зелень для скотоводческих племён.
  4. Наименование лимбургского сыра связано с провинциями Лимбург в Бельгии и Нидерландах, которые издавна славятся своими молочными продуктами.

№5

  1. Маша щурила свои глаза, в которых прыгали звёздочки смеха.
  2. В этом воздухе, который нас окружает, проходят бесконечные радиоволны.
  3. В отцовском кабинете, который пустовал без хозяина, было прохладно и тихо.
  4. Всё это случилось в тот день, который запомнился друзьям на всю жизнь.

Ответы: 1 – 1, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 4, 5 – 3

Интересным для учащихся может быть небольшая викторина, включенная в урок повторения в 7 классе

  1. Игра «Аукцион фильмов»

   Вспомните фильмы, в название которых входят имена числительные.

Можно усложнить задание: назвать фильмы только с порядковыми или только с количественными числительными; вспомнить не фильмы, а художественные произведения. Играть можно «каждый за себя» или в командах: один ряд — одна команда. На игру достаточно выделить 3-5 минут.

  1. Какими частями речи могут быть слова мой, гол, стекло, сев?

Мой — местоимение и глагол, стоящий в форме повелительного наклонения; гол — имя существительное и краткое прилагательное; стекло— имя существительное и глагол, стоящий в форме прошедшего времени единственного числа среднего рода; сев — имя существительное и деепричастие.

  1. Что означает выражение «попасть впросак» и каково его происхождение?

«Попасть впросак» означает «оказаться в неловком положении по своей же вине». Выражение попало в русский язык из речи кустарей, изготавливавших канаты, веревки и т. п. с помощью приспособления, которое называлось «просак». Это был небольшой прядильный станок с вращающимся колесом. Если по неосторожности мастера его одежда или волосы попадали в просак, это заканчивалось печально. Судя по тому, что выражение «попасть впросак» стало распространенным, такие случаи были нередкими. В дальнейшем предлог слился с существительным, которое потеряло самостоятельное лексическое значение.

  1. Синтаксическая загадка

Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть.

Найдите и вы его решение

Отец забыл поставить запятую. Видимо, он предполагал такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказывалась лишь чаша.

  1. Как вы думаете, на юге или на севере России родилась поговорка «Старый друг лучше новых двух»? Какой раздел языкознания поможет найти ответ?

Слово  друг на юге России произносится [друх], оно рифмуется со словом двух.

      6.    Найдите предложения, в которых что является союзом. Определите роль остальных «что».

1.   О нищая моя страна,

      Что ты для сердца значишь?

                                          (А.А. Блок)

2. а)    Знаю я, что в той стране не будет    б)    Оттого и дороги мне люди,

           Этих нив, златящихся во мгле.                Что живут со мною на земле.

                                                                                                                (С.А. Есенин)                                       

Первое предложение: что – относительное местоимение, дополнение.

Второе предложение: а) что – подчинительный союз, б) что – относительное местоимение, подлежащее.

               

               

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки как средство формирования универсальных учебных действий

Интегрированные урокикак средство формирования универсальных учебных действий. Современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами...

Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики

В сфере образовательной политики и методологии развития образования  обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к  системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...

Методическое занятие «Интегрированный урок как средство формирования универсальных учебных действий»

На методическом занятии педагогами обобщается опыт проведения интегрированных уроков с целью оптимизации процесса формирования универсальных учебных действий. Разработка занятия  будет полезна ру...

Мировоззренческие аспекты математики как средство формирования мотивов учебной деятельности в классах с гуманитарным уклоном обучения

    В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов  различной профильной направленности по-новому встают вопросы о це­лях, содержании, формах и ме...

Нетрадиционные формы урока как средство формирования познавательного интереса учащихся

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источникам...

МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком  «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути р...

Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики

  Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...