Тренинги по дебатам на развитие критического мышления
методическая разработка (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Баранова Ирина Игоревна

ТРЕНИНГ «ПРЕСС- КОНФЕРЕНЦИЯ»

Участникам тренинга предлагается две роли:

«ответчик» - человек, дающий пресс-конференцию;

отвечающий на вопросы и задающий вопросы – «журналист».

      В ходе тренинга в роли «ответчика» отрабатываются навыки:

  • Формирование позиции по спорному вопросу;
  • Представление позиции в рамках временного регламента;
  • Формирование ответов в рамках высказанной позиции за ограниченное время;
  • Защита позиции.

      В роли журналиста приобретаются навыки:

  • Критического восприятия высказываемой позиции;
  • Уточнение высказанной позиции;
  • Опровержение путем приведения оппонента к логическому противоречию.

      Проведение тренинга

      Тема «пресс-конференции».  Предлагается несколько тем на выбор, для формирования позиции ответчиков, члены группы могут предлагать свои темы

Оптимальная группа должна включать такое количество участников, которое дает возможность каждому из них побывать в роли «ответчика» за отведенное для тренинга время.

      Размещение участников тренинга. Наилучший способ организации группы – это

выделение горячего места, занимаемого ответчиком (стоя или сидя). Все остальные

частники тренинга располагаются напротив ответчика, лицом к нему; в зависимости от

их количества их можно расположить в ряд или полукругом. Обязательно ответчик

должен видеть всех участников тренинга.

Ведущий может располагаться за журналистами или рядом с ответчиком

 В течение тренинга группа задает ответчику вопросы. Участник желающий

задать свой вопрос поднимает руку, если вопросов нет, то ведущий играет роль

журналиста. Этот «теннис» своего рода поддержка всей игры.

      Ход пресс-конференции. Ведущий объясняет правила игры. Из группы выбирают

ответчика. Ответчик выбирает тему для формирования своей позиции и готовится к

ней в течение 2-3 минут. Ответчик в течение двух минут объясняет позицию – задача

ведущего следить за соблюдением регламента. В течение следующих 2 минут

участники тренинга задают ответчику вопросы, направленные на уточнение

различных аспектов его позиции, ответчик должен сформулировать и дать ответ на

вопрос в течение 30 секунд. Затем в течение трех минут группа задает вопросы,

сформулированные таким образом, чтобы он мог дать либо утвердительный, либо

отрицательный ответ.

     По окончании пресс-конференции ведущий благодарит участников и дает

короткий комментарий, указывая на наиболее удачные моменты пресс- конференции.

 

ТРЕНИНГ «ЦЕПОЧКА АРГУМЕНТОВ»

      В ходе тренинга участники отрабатывают навыки:

  • Доказательства и опровержения исходного тезиса;
  • Лаконичная презентация тезиса;
  • Отслеживание хода дискуссии.

      Проведение тренинга:

Тема «Цепочки аргументов».  Ведущий должен предложить группе несколько спорных утверждений, подразумевающих большое количество широко трактуемых доводов. Этот список может быть дополнен идеями участников тренинга.

 Группа. 11-15 человек – предельная группа для данного тренинга, группа должна включать нечетное количество участников, если количество участников четно, то ведущий сам принимает участие в тренинге.

Размещение участников. Все участники располагаются по кругу, так чтобы они все без труда видели друг друга, место ведущего не важно

Основная фаза тренинга состоит из коротких (до одной минуты) речей участников, право произнесения речей передается по очереди, задача ведущего – следить за соблюдением регламента

Ход тренинга: Ведущий объясняет группе правила первой части тренинга. Ведущий предлагает выбрать утверждение для игры. Первый игрок приводит 1 довод в защиту утверждения. Второй опровергает довод 1. Третий восстанавливает довод 1 (новые доводы в игру не вводятся!!!)….

«Цепочка» считается полной, если каждый выступал по два раза, т.е. был на стороне утверждения и опровержения. На этом заканчивается первая часть тренинга.

Следует короткое обсуждение итогов.

Вторая часть тренинга. Ведущий объясняет правила с дополнениями. Теперь

ведущий может произвольно прервать цепочку и просит очередного участника

восстановить цепочку в прямом и обратном порядке. После следует обсуждение

итогов.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ:

  • Феминизм – вредная идеология (феминизм способствует отчуждению между полами)
  • В РФ надо запретить атомные станции (атомная энергетика опасна для окружающей среды)
  • Необходимо узаконить полигамию (она позволит перераспределить ресурсы, таким образом повысив общий уровень жизни в РФ)
  • Аборты надо запретить (Аборты не гуманны)
  • Москва должна перестать быть столицей РФ (ЕЕ статус препятствует развитию регионов)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningi.docx50.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГИ

ТРЕНИНГ «ПРЕСС- КОНФЕРЕНЦИЯ»

Участникам тренинга предлагается две роли:

«ответчик» - человек, дающий пресс-конференцию;

отвечающий на вопросы и задающий вопросы – «журналист».

      В ходе тренинга в роли «ответчика» отрабатываются навыки:

  • Формирование позиции по спорному вопросу;
  • Представление позиции в рамках временного регламента;
  • Формирование ответов в рамках высказанной позиции за ограниченное время;
  • Защита позиции.

      В роли журналиста приобретаются навыки:

  • Критического восприятия высказываемой позиции;
  • Уточнение высказанной позиции;
  • Опровержение путем приведения оппонента к логическому противоречию.

      Проведение тренинга

      Тема «пресс-конференции».  Предлагается несколько тем на выбор, для формирования позиции ответчиков, члены группы могут предлагать свои темы

Оптимальная группа должна включать такое количество участников, которое дает возможность каждому из них побывать в роли «ответчика» за отведенное для тренинга время.

      Размещение участников тренинга. Наилучший способ организации группы – это

выделение горячего места, занимаемого ответчиком (стоя или сидя). Все остальные

частники тренинга располагаются напротив ответчика, лицом к нему; в зависимости от

их количества их можно расположить в ряд или полукругом. Обязательно ответчик

должен видеть всех участников тренинга.

Ведущий может располагаться за журналистами или рядом с ответчиком

 В течение тренинга группа задает ответчику вопросы. Участник желающий

задать свой вопрос поднимает руку, если вопросов нет, то ведущий играет роль

журналиста. Этот «теннис» своего рода поддержка всей игры.

      Ход пресс-конференции. Ведущий объясняет правила игры. Из группы выбирают

ответчика. Ответчик выбирает тему для формирования своей позиции и готовится к

ней в течение 2-3 минут. Ответчик в течение двух минут объясняет позицию – задача

ведущего следить за соблюдением регламента. В течение следующих 2 минут

участники тренинга задают ответчику вопросы, направленные на уточнение

различных аспектов его позиции, ответчик должен сформулировать и дать ответ на

вопрос в течение 30 секунд. Затем в течение трех минут группа задает вопросы,

сформулированные таким образом, чтобы он мог дать либо утвердительный, либо

отрицательный ответ.

     По окончании пресс-конференции ведущий благодарит участников и дает

короткий комментарий, указывая на наиболее удачные моменты пресс- конференции.

ТРЕНИНГ «ЦЕПОЧКА АРГУМЕНТОВ»

      В ходе тренинга участники отрабатывают навыки:

  • Доказательства и опровержения исходного тезиса;
  • Лаконичная презентация тезиса;
  • Отслеживание хода дискуссии.

      Проведение тренинга:

Тема «Цепочки аргументов».  Ведущий должен предложить группе несколько спорных утверждений, подразумевающих большое количество широко трактуемых доводов. Этот список может быть дополнен идеями участников тренинга.

 Группа. 11-15 человек – предельная группа для данного тренинга, группа должна включать нечетное количество участников, если количество участников четно, то ведущий сам принимает участие в тренинге.

Размещение участников. Все участники располагаются по кругу, так чтобы они все без труда видели друг друга, место ведущего не важно

Основная фаза тренинга состоит из коротких (до одной минуты) речей участников, право произнесения речей передается по очереди, задача ведущего – следить за соблюдением регламента

Ход тренинга: Ведущий объясняет группе правила первой части тренинга. Ведущий предлагает выбрать утверждение для игры. Первый игрок приводит 1 довод в защиту утверждения. Второй опровергает довод 1. Третий восстанавливает довод 1 (новые доводы в игру не вводятся!!!)….

«Цепочка» считается полной, если каждый выступал по два раза, т.е. был на стороне утверждения и опровержения. На этом заканчивается первая часть тренинга.

Следует короткое обсуждение итогов.

Вторая часть тренинга. Ведущий объясняет правила с дополнениями. Теперь

ведущий может произвольно прервать цепочку и просит очередного участника

восстановить цепочку в прямом и обратном порядке. После следует обсуждение

итогов.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ:

  • Феминизм – вредная идеология (феминизм способствует отчуждению между полами)
  • В РФ надо запретить атомные станции (атомная энергетика опасна для окружающей среды)
  • Необходимо узаконить полигамию (она позволит перераспределить ресурсы, таким образом повысив общий уровень жизни в РФ)
  • Аборты надо запретить (Аборты не гуманны)
  • Москва должна перестать быть столицей РФ (ЕЕ статус препятствует развитию регионов)

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ

   «Лимерики»

Составить стихотворные произведения, рифма которых образуется по типу «аавва».

Содержание:

      1 строка: презентация героя, с указанием в конце места, откуда он родом

      2 строка: сообщается о странном поступке/ свойстве героя

      3 строка и все оставшиеся (до7): изображается реакция окружающих на этот поступок или свойство.

      Пример:

      Образованный джентльмен с Лонг-Бич

      Произнес беспорядочный спич.

      Ему дали огарок

      И сказали: «Был ярок,

      Но мучительно долог ваш спич!»

      «Прорыв»

      Участники игры делятся на две группы, каждая из которых образует две

концентрические окружности: наружный круг и внутренний круг. Игрокам, стоящим

во внутреннем круге дается одна минута на размышление, к кому подойти из

внешнего круга и как убедить его выпустить из круга. Задача, участников внешнего

круга - не поддаться на уговоры, т.е. не выпускать никого. Времени на прорыв дается 2

минуты, после чего идет рефлексия действий и прорывающихся и державших границу

на замке.

      «Зеркало мысли»

      Участники должны выразить одну и ту же мысль (например, предстоит долгая

зима), не исказив ее смысла, разными путями, словами которые не повторяются в

разных предложениях. За этим следит хранитель информации. Побеждает тот, кто

предложил наибольшее число вариантов.

ЗАДАНИЯ НА ИНТОНИРОВАНИЕ

     Мысленно разыграйте несколько жизненных ситуаций, в которых вам приходится говорить слово «да»:

  • Спокойно и благожелательно
  • Спокойно и жестко
  • Резко
  • Удивлено
  • С дрожью в голосе
  • С раздражением

     Сделайте то же для фразы «Вы для чего пришли?»

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МИМИКИ

     «Разговор через стекло»

     Участники делятся на пары и по очереди пытаются лишь с помощью жестов

договариваться о чем-то. Тема сообщается только одному из пары. При этом крайне

важно передать полученную информацию, чему мешает звуконепроницаемое стекло.

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ

     Попробуйте написать (сформулировать), чем во время того или иного

выступления грозит провал перед публикой. Потерей авторитета? О Вас, как вам

кажется, думали лучше, а вы оказались не такими? Потерей самоуважения? Что вы

потеряете, если плохо выступите? Надо помнить, что плохие выступления забываются

очень быстро, а вот хорошие запоминают на долго.

Составьте текст для аутотренинга под названием «Я не боюсь провала» или «в случае провала, я ничего не потеряю». Постарайтесь ощутить провал. Это даст вам возможность понять это ощущение, перестать его боятся. Ведь мы боимся чаще того, что нам незнакомо. Вы также можете дико экспериментировать со своим внешним видом (например, носить две рубашки сразу, покрасить волосы в яркий и неестественный цвет и пр.). Главное, понимание собственной независимости от чужого мнения, даже за счет

эпатажа.  Есть еще хорошие способы, избавится от страха во время выступлений.

Например, смотреть поверх голов публики, или представить себе, что все

присутствующие должны вам как минимум миллион рублей. Вообще, старайтесь

избавиться от страха, через свободу для себя, но не принижение других

ЗАДАНИЯ НА ТРЕНИРОВКУ ГОЛОСА

      «Выдох через соломинку»

Выдох следует производить медленно и таким образом, чтобы была подвижна лишь диафрагма и область живота, тогда как грудь оставаться неподвижной. Следует заметить, что это упражнение позволяет почувствовать опору звука, т.е. служит одним из основных упражнение для постановки голоса. Представьте себе, что вы выдыхаете через тонкую соломинку: губы собрали в хоботок, выдыхаете воздух с усилием, так что начинает ощущаться движение брюшной полости и спины. Можно спеть так что-нибудь

ЗАДАНИЯ НА ТРЕНИРОВКУ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА

      «Эмпатия»

      Один из участников выходит на минуту из аудитории. Остальные участники

называют три лучшие черты характера или внешности, вышедшего из комнаты.

Хранитель информации» записывает, кем и что было сказано. Задача игрока,

вернувшегося в комнату, ориентируясь на мимику, глаза, определить, кто же назвал ту

или иную черту, о которой сказал ему хранитель информации» Группа помогает

подсказками: «горячо», «тепло», «холодно». Участников игры следует предупредить,

что нужно называть только положительные качества.

ИГРЫ

«Найди человека, который…»

Всем участникам раздаются анкеты с забавными вопросами. Необходимо опросить как можно больше людей – 5 мин.

«Опишите себя»

 Используя только глаголы и прилагательные, Опишите себя от имени Вашего соседа, Опишите себя от имени частей своего тела (волосы, ногти и т.п.)

2-ой вариант: Участники разбиваются на пары и через 5 мин описывают напарника от своего имени.

3-ий вариант: Преподаватель{Инструктор} семинара приветствует каждого и предлагает начать сессию игрой. первый игрок описывает любого другого человека в группе и указывает для ответа имя описанного человека. При этом все знают человека, о котором идет речь и отвечают на вопросы игрока. Он должен угадать, и если ему это удается, он садится и человек, имя которого предполагалось, продолжает игру, описывая качества другого человека. Никакие повторения не позволяются, поскольку время ограничено, и число людей в группе может быть большим. Цели: люди продолжают узнавать друг друга лучше и настраивать себя для людей, с которыми они должны будут работать в следующих частях сессии. Также развейте навыки признания и способность устранения.

«Я президент»

Убедить принять свою кандидатуру

«Каждому свое»

Необходимо раздать небольшие одинаковые предметы, затем собрать. Каждый должен выбрать свой. Как правило, начинается бурный спор.

«Титаник»

Все находятся на «Титанике». Убедить, что именно Вы достойны места в

спасательной шлюпке. (В более сложном варианте на корабле имеется пистолет, тот,

кто его возьмет, должен аргументировать свои решения)

 «Необитаемый остров»

Двое желающих оказываются на необитаемом острове и имеют право взять с собой лишь несколько вещей. Всем остальным раздаются бумажки с названиями (клизма, зубочистка и др.). Необходимо убедить взять именно эту вещь

«Снежный ком»

     Тренер называет свое имя и прилагательное (фрукт и т.п.), начинающееся на ту же букву. Следующий должен назвать свое имя, прилагательное (фрукт и т.п.) и то, что говорили все предыдущие и т.д.

«Испорченный телефон»

5 Желающих выходят из комнаты, остальным рассказывается история. Затем ее пересказывают первому добровольцу, затем входит второй, слушает историю от первого и пересказывает третьему и т. д. В результате от первоначальной истории из-за невнимательности ничего не остается.

«Мокрый платочек»

Желающие зачитывают аудитории одно и то же четверостишие в разных жанрах. Задача аудитории – угадать жанр.

«Котенок»

Все становятся вкруг и обращаются к воображаемому котенку, затем необходимо сказать все то же самое рядом стоящему.

«Волшебный стул»

Все описывают свое состояние с помощью погоды. Человек, назвавший самую низкую температуру, садится в центр на стул и ему говорят то хорошее, что о нем думают.

«Фруктовый салат»

Все разбиваются на 3 группы и садятся на стулья. Одного стула не хватает. Когда ведущий называет фрукт, то эта группа меняется местами. Тот, кому стула не хватило, становится ведущим. При слове фруктовый салат все участники должны поменяться местами.

«Ливень»

     Все становятся в круг. Ведущий произносит шипящие и свистящие звуки, участники повторяют по очереди. Получается красивая звуковая волна.

«Имя»

По команде все пишут свое имя в воздухе сначала рукой, затем рукой и ногой, головой и т.п.

«Имена»

Это широко распространённое упражнение, которое облегчает группе начало знакомства. Участники в игровой форме заучивают имена друг друга. Нередко сами участники бывают удивлены тому, насколько легко происходит запоминание. Все встают в круг. Ведущий называет своё имя и прилагательное, которое должно начинаться с той же буквы, что и имя. Стоящий слева называет имя ведущего с этим прилагательным, а потом свое и тоже с прилагательным, которое также должно начинаться с буквы его имени. Желательно прилагательным не повторяться. Так если сразу следуют две Наташи, то     одна Наташа может назваться «новой», а другая «надёжной». Знакомство идёт по часовой стрелке, в итоге ведущий( или тот, кто начинал круг первым) должен повторить имена всех с прилагательными. Итак, пример того как по цепи идёт знакомство:1) Я –«Наташа-новая», 2) «Наташа-новая», я-«Наташа-надёжная»., 3) «Наташа-новая», «Наташа-надёжная», я - «Света-смелая» ...

«Опрос»

     Это упражнение помогает почувствовать настроение каждого члена группы, поделиться эмоциями, создать доверительную атмосферу. Тренер спрашивает группу: «С каким настроением вы начинаете это занятие?» Если бы вам предложили выбрать погоду под ваше настроение, какую бы вы выбрали?». Вопросы могут быть следующими: Какое животное сейчас отражает ваше настроение? Какое растение? Какой цвет? Какая местность? Какое блюдо? Какое транспортное средство? Какое время года? Какое название книги? Какой знак препинания? Какая геометрическая фигура?

«Поиск сокровищ»

Это замечательная разминка для первой встречи с новой группой. Основное внимание уделяется обмену информацией о личных интересах и пристрастиях участников. Попросите участников записать три их увлечения, не связанных с педагогикой (футбол, домашние животные, сад/огород, музыка...), а затем предложите им найти в аудитории по крайней мере двух человек со сходными пристрастиями.

«Приятные записки»

Раздайте участникам небольшие листочки (замечательно, если это будут «липучки», с клеем на обороте) и попросите их:

  1. обратить внимание на сидящего слева человека
  2. заметить в нем что-то хорошее (внешность, поведение... что угодно)
  3. написать этому человеку короткую записку, связанную этим приятным
  1. наблюдением
  1. подписаться и передать записку этому человеку

Позже я прошу участников семинара писать приятные записки любому человеку в аудитории.

«Человеческий узел»

Эта разминка уместна, когда надо снять напряжение в аудитории и помочь участникам расслабиться, чтобы они могли вернуться к задачам семинара. Попросите участников разбиться на группы по восемь человек. Каждая группа образует круг. Быстро, не успев заметить, кто где стоит, каждый участник протягивает правую руку в круг и хватает первую попавшуюся руку. Затем тоже самое проделывается левой рукой. А теперь попросите участников распутать получившийся узел, перелезая через по-прежнему сцепленные руки или подныривая под них. Перед группами не ставится задача «распутаться» раньше других, это не соревнование. Главное - в конце концов - преуспеть. Поэтому пускай обязательно «распутываются» до победного конца.

«Сходное/уникальное».

Участники обмениваются информацией о своих личных интересах и пристрастиях. Разбейте участников на группы по четыре человека. Каждую группу снабдите большим листом бумаги и маркерами или фломастерами. Попросите участников разделить каждый лист на четыре части, а в центре пусть нарисуют средних размеров круг. Члены каждой группы рассказывают партнерам о своих интересах, особых умениях, о семье и т.д. В центре участники должны изобразить то общее, чем обладает каждый из членов малой группы, а по углам - каждый изображает то уникальное, что характеризует именно его и никого больше.  Дальше происходит презентация получившихся рисунков на всю аудиторию. Лучше всего, если все члены малой группы встанут и по очереди пояснят то, что касается их собственного рисунка.

«Догадайся, что ты только что услышал»

Эта разминка хороша для тех моментов в течение учебного дня, когда все уже устали и людям необходимо подвигаться и расслабиться.

Разминка состоит из четырех движений

1. Потереть ладонь о ладонь, точно отряхивая их...

2. Пощелкать поочередно пальцами левой руки, правой, левой...

3. Похлопать       руками   поочередно   то   по   одному   бедру,   то   по   другому...

хлоп, хлоп, хлоп...

4. Потопать ногами по полу, левой, правой, левой...

Группа образует круг любого размера - чем больше, тем лучше. Ведущий выполняет первое движение, участник, стоящий слева, повторяет его, и далее – по часовой стрелке - в движение вовлекается все больше и больше людей, но начинать можно, лишь отстав на один такт от правого соседа. Когда весь круг уже выполняет первое движение, ведущий переходит ко второму. Постепенно, с отставанием на один такт, весь круг начинает щелкать пальцами. Затем наступает черед третьего, четвертого движения, а потом ведущий запускает их в обратном порядке: третье, второе, первое... Он же, естественно, первым заканчивает движение, и оно постепенно, по кругу, затухает.

Когда снова воцаряется тишина, ведущий просит участников сказать, что напомнили им только что услышанные звуки. (Многие говорят о приближении и, затем, прекращении сильного ливня, но любые другие сравнения также правомочны.)

 «Человеческий механизм».

Эта разминка успешно снимает напряжение в аудитории и помогает участникам расслабиться и вернуться к нормальной семинарской работе. Разбейте участников на группы от четырех до шести человек. Попросите каждую группу выбрать известный им механизм или прибор и придумать, как всем вместе показать работу этого механизма. Для предварительного обсуждения и тренировки группы расходятся по углам или в другие помещения. Возвратившись, группы поочередно     демонстрируют    работу   своего   механизма.   Остальные     пытаются догадаться, что это такое. Чаще всего демонстрируют мойку автомобилей, пылесос, газонокосилку, микроволновую печь и даже пишущую машинку.

«Паутина»

Это упражнение хорошо    проводить в конце семинара, когда уже создалась атмосфера единения и члены группы несколько с тоской воспринимают расставание. Для этого  надо взять катушку ниток или клубок и молча пустить его по кругу. Каждый участник, обмотав свой указательный палец передаёт нить тому, с кем ему было наиболее приятно общаться, таким образом,          нить образует своеобразную паутину. Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не сделают все свои выборы. «Паутина» будет наиболее густой рядом с эмоциональными лидерами групп. Это упражнение показательно как для тренера, так и для каждого члена группы и заставляет задуматься о своем месте в этом временном коллективе. Чаще всего, паутина воспринимается также как символ того, что отныне всех этих людей связывают незримые нити, что их объединяет совместный опыт, общая идея и цель.

«Изнай ложь»

Это Продолжение знакомства и призыв логически подумать. Все беспорядочно разделены на несколько групп, состоящих из 3 человек. В каждой группе все, по очереди, говорят быстро 2 истины о себе и одну ложь. Все остальные в группе могут задать любые вопросы о любом из утверждений и подвергнуть сомнению. Задача состоит в том, чтобы обнаружить, что одно ложное утверждение. Каждый получает 5 минут. Если через 5 минут никто так и не разгадает, где ложь, то спикер-«лжец» побеждает. Цели: развеяться и развить критические навыки мышления, участники узнают больше информации друг о друге, учатся правильно ставить вопросы.

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ ПО ПРОГРАММЕ «MOCK ELECTION» -

УЧЕБНЫЕ ВЫБОРЫ

     Учебный модуль использует направляемые виды деятельности, при которых

молодые люди «исполняют роли», отводимые им в демократическом обществе, такие

как выборы, проведение предвыборных кампаний, партийная деятельность,

контролирование выборов, организационная пропагандистской деятельности и т.п.

     Данный модуль как методику использует «методику ролевых игр»,

преимущество которых в том, что они в образовательном процессе выполняют три

функции: выступают в качестве стимула к учебе, они мотивируют учащихся

готовиться к занятиям; драматическое и эмоциональное участие помогает учащимся

долго сохранять информацию после завершения выполнения упражнения; они

поощряют учащихся принимать участие в реальной жизни, когда они становятся

взрослыми гражданами.

     Образовательные задачи модуля заключаются в раскрытие таких понятий как:

     Обязанности гражданина

     Учащиеся должны знать обязанности и процедуры, которые использует

гражданин для осуществления своих прав. В дополнении к голосованию, они могут

включать: Изучение вопросов и кандидатов; Общение с другими гражданами;

Общение с лидерами; Этичное поведение, в том числе выплата налогов и соблюдение

налогов.

     Безопасность выборов и честность

     Участники должны оценить важность этих концепций для проведения

свободного и справедливого процесса выборов. Им следует знать элементы, которые

определяют безопасные и открытые выборы. В число некоторых из них входит:

Открытый процесс на избирательном участке, при котором можно свободно

осуществлять контроль за официальными лицами; Соблюдение установленных

процедур; Тайное баллотирование; Отсутствие принуждения; Итоги, своевременно

публикуемые избирательной комиссией.

     Кампании и кандидаты

     Молодые люди знакомятся с направленностью партий и их платформами,

кандидатами и кампаниями. Участники изучают значение политических сообщений и

различные способы передачи сообщений большему числу избирателей. Учащиеся

узнают, что включается в проведении кампаний для получения государственной

должности и в создание политических организаций.

     Средства массовой информации

     Это подразумевает две области, учащиеся должны научиться быть хорошими

потребителями информации, а некоторые учащиеся научатся, как стать

профессионалами средств массовой информации. Информация является жизненной

артерией политической системы, и учащимся следует научиться оценивать сообщения

средств информации со знанием и пониманием путей, с помощью которых можно

манипулировать этими сообщениями и интерпретировать их. Им также следует знать

роль средств массовой информации, выступающих в качестве хранителя интересов

государства, а также права средств информации в соответствии с Конституцией

государства.

      Пропаганда

      Как часть изучения сообщений, учащиеся изучают роль пропаганды по

специфичным вопросам, практикуемым организациями и отдельными лицами. Так же

как и в случае с сообщениями средств информации, учащимся необходимо научиться

оценивать сообщения пропаганды с пониманием мотивации и целей пропагандиста.

Участники узнают, как организовать и осуществлять деятельность пропагандистской

группы.

      Успешная реализация данного модуля будет зависеть от предварительной

подготовки и четкой организации, а также привлечения местных должностных лиц,

которые могут стать ценным ресурсом для осуществления поставленных задач.

Конечно, некоторые должностные лица могут не изъявить желания оказать помощь, но

можно предложить участникам программы установить взаимоотношения с ними.

      Кроме того, участникам следует напоминать то, что существует множество

путей в достижении целей, и что они должны использовать творческий подход при

подготовке к своей работе. Ниже описывается несколько специфических путей,

используя которые учащиеся могут работать творчески: Дизайн плакатов и знаков;

Подготовка выступлений; Разработка планов по определению стратегии кампании;

Подготовка школьной газеты о модели проведения выборов; Организация дебатов

кандидатов.

      В рамках получаемых заданий учащимся можно поручить подготовить

некоторые материалы: Письменные отчёты о работе; Отчёты об интервью со взрослым

профессионалом; Дневник деятельности на ежедневной основе; Подборка творческих

письменных работ: речи, газетные статьи, сюжеты, платформы и т.д.

      Учащихся необходимо обучить определению существующих проблем, целей,

организации ресурсов, а так же составлению плана деятельности для достижения

целей.

      Например, таким образом можно шаг за шагом обучить процессу решения

проблем: Определение проблемы, включая ограничения, последствия, тщательность;

Анализ причин проблемы, текущие и предполагаемые последствия; Разработка

критериев оценки потенциальных решений; Список возможных решений

(использование техники «мозговой атаки» в группе); Оценка решений в соответствии с

установленными критериями; Выбор лучшего решения или комбинации решений;

Осуществление принятого решения в соответствии с планом целей, задач, заданий,

сроков исполнений, себестоимости, бюджета.

      Методы подготовки выступлений: Убеждающие выступления перед аудиторией;

Выступления без записи; Драматическое чтение (представление краткого

драматического монолога); Поэтическое чтение; Дебаты.

      Организацию учебных выборов можно разделить следующие этапы:

Организация ученических групп и распределение ролей и обязательств; Действия

групп; Подготовка к выборам; Выборы; Заключение.

      Организация ученических групп и распределение ролей и обязательств

      Одним из первых шагов по организации учебных выборов является определение

количества и особенностей привлечённых участников. Это будет зависеть от общего

числа участников и времени, отведенного для игры.

      В игре могут быть использованы следующие виды групп:

      Политические партии, их может быть несколько (в зависимости от количества

участников), минимум две. Всё должно быть приближено к реальности - у каждой

партии должно быть своё название, устав, структура и т.д.

      Избирательные комиссии – это самая малочисленная группа, она должна быть

ответственна за подготовку и проведение выборов, подсчёт голосов и оглашение

результатов (обязательно присутствие взрослого советника).

      Наблюдатели за выборами – эта группа должна выполнять роль

неправительственных организаций, осуществляющих надзор как за периодом

избирательной кампании, так и за процессом голосования.

      Специальные группы по интересам – своеобразные ННО или просто группы –

женские, этнические, языковые, экологические и т.д., именно их поддержка может

обеспечить победу той или иной политической партии. С помощью этой группы

участники учатся вести диалог, обсуждать совместно проблемы и вопросы, отстаивать

свою позицию.

      Журналисты (СМИ) – эта группа представляет избирателям информацию о

позициях политических партий, о ходе кампаний и выборов, проводит опрос

кандидатов, избирателей.

      Избиратели – в голосовании принимают участие все, при условии, что они

соответствуют     требованиям     учебных      выборов,    надлежащим    образом

зарегистрированы и имеют необходимые документы, удостоверяющие личность.

      Участники игры должны сделать свой выбор об участии в этих группах после

того, как учитель или консультанты из приглашенных представителей органов

местного управления или партий разъяснят им роли и обязательства каждой группы.

Затем распределение ролей и обязательств среди участников игры производится либо

по желанию либо по жребию.

      Действия групп

      После того, как группы сформированы, следует определить их тактику и

стратегию. Работа будет наиболее успешна, если в каждом мероприятии будут

задействованы представители всех групп.

      Первая группа – ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ – после формирования партий,

участники придумывают название своей партии, избирают своего кандидата и

руководящий состав организации. Все эти решения должны быть приняты членами

политической партии на партийном съезде (в отведенных учебных комнатах каждая

партия проводит свой съезд и результаты записывает на ватманах, после чего в общем

зале заседаний проводит презентацию принятых решений).

      Могут быть следующие должности:

      Кандидат (или кандидаты, если группы большие)

      Обязанности: выступления с речами, дебаты с оппонентами, содействие в

подготовке платформы, изучение положений выборов

      Председатель Партии

      Обязанности: административные вопросы, председательствование на собраниях

партии, разработка и формулирование предвыборной стратегии

      Секретарь Партии или Председатель Платформы

      Обязанности: контроль за тем, отвечает ли партия юридическим требованиям,

подготовка всех письменных документов, наблюдение за подготовкой платформы

      Политический Директор или Директор по связям (PR)

      Обязанности: работа с пропагандистской группой с целью получения их

поддержки, подготовка стратегии дебатов в зависимости от конкурирующих

кандидатов, партий или платформ

      Исполнители

      Обязанности: подготовка и размещения знаков, оказание помощи во всех сферах

общения, по подготовке платформы, исполнение заданий, данных руководством.

      После распределения ролей члены партийной группы участвуют в собрании по

учреждению партии и распределению ролей. Члены должны выбрать название партии,

которое может быть либо их собственным замыслом, или соответствовать названию

существующей национальной партии.

      ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ – главная обязанность – наблюдение за

процессом выборов для соблюдения свободы и справедливости в их проведении.

      Могут быть следующие должности:

      Председатель Избирательной Комиссии и её члены

      Обязанности: проведение всех сессий комиссии, планирование этапов выбора и

обеспечение безопасности, рассматривание жалоб, оглашение результатов выборов,

составление отчетов о проведении выборов и регистрация избранных кандидатов

      Секретарь

      Обязанности: составление писем и документов комиссии, ведение протоколов,

написание отчетов

      Директор по Связям

      Обязанности: поддержание связи с кандидатами и партиями, работа с прессой,

оглашение результатов

      Председатель Избирательного Участка

      Обязанности: наблюдение за работой участка и за правильностью подсчёта

голосов, оформление результатов и доставка избирательных материалов в

избирательные комиссии

      СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ПО ИНТЕРЕСАМ – различные ННО и т.п.,

отстаивающие свои интересы и направления, они проводят собрания с целью

определения круга полномочий группы, выбора названия и избрания руководящих

лиц, они могут принять решение о присоединении к какой либо из партий, что

поможет этой партии получить больше количество голосов во время выборов.

     ЖУРНАЛИСТЫ (СМИ) – участники этой группы должны определиться,

работают ли они на ТВ, в печати или на радио. Они могут объединиться в

избирательные команды и распределить конкретную работу, например, один участник

может делать репортажи по основным вопросам предвыборной кампании, другой

может сообщать о работе избирательной комиссии, третий – писать о том, как

политические партии готовятся к выборам и т.д.

     Подготовка к выборам

     Могут быть следующие виды деятельности по подготовке к выборам:

     Политические партии проводят:

              Собрание комитета по платформе, где разрабатывается позиция

                партии по вопросам экономики, социального обеспечения,

                здравоохранения и экологии, также по вопросам благосостояния

                молодёжи, образования, управление школ и т.д.

              Сессии по предвыборной стратегии, которая должна отвечать на

                следующие вопросы: Какую программу будет использовать партия

                для того, чтобы убедить избирателей голосовать за её кандидата?

                Кого эта программ больше всего затронет? Каков самый

                эффективный способ донести программу до этих избирателей?

                Разработка Стратеги состоит из следующих шагов – составление

                программы (простое изложение того, за что борется партия и какие

                действия она будет предпринимать), определение объектов,

                стратегии связей – каким образом она будет вести пропаганду, план

                операций, который формулирует задачи, учитывает обязательства,

                определяет сроки и бюджет.

              Сессии по контролю специальных групп по интересам для создания

                коалиций.

     Работники Избирательных комиссий управляют процессом выборов и

объявляют победителей после подсчётов голосов. Они также подготавливают

избирательный календарь, разрабатывают правила проведения выборов, основываясь

на существующих законах о выборах, составляют список зарегистрированных

избирателей, проверяют заявки на выдвижение, организация и проведения дня

голосования.

     Специальные группы по интересам после определения своего названия, функций

и лидеров, разрабатывают стратегию по подготовке к выборам, осуществляют

контроль

     Имитация пресс-конференций для каждого кандидата

     Каждый Кандидат проводит пресс-конференцию, на которой репортеры задают

вопросы. Сторонники могут поддерживать своих кандидатов. Возможно проведение

теледебатов.

     Выборы

     Все участники игры участвуют в тайном голосовании под руководством

должностных лиц по проведению выборов и членов избирательных комиссий,

возможен и отказ от голосования, необходимо соблюдать принципы демократии.

     Заключение

     В заключении проводится подсчёт голосов - должностные лица избирательной

комиссии проводят подсчёт голосов и объявляют итоги. После оглашения результатов

каждый кандидат выступает с заключительной речью. Журналисты подготавливают

окончательные статьи и материалы с результатами.

     Такие ролевые и игровые методы обучения активизируют учащихся, так как они

не просто узнают об этом процессе, но и участвуют в нём. Участники стремятся

относиться к своей роли серьёзно, но, несмотря на это, важно, чтобы учитель

контролировал их, корректировал манеру поведения, обращал внимание на проблемы

этики, законы, контролирующие демократический процесс. Очень важно, чтобы

участники сохраняли хорошее чувство игры при выполнении своих заданий, а учитель

внимательно составил планы, а также быстро адаптировался к обстоятельствам и

проявил творческий подход к данному процессу.

     Данный вариант учебного модуля по программе «Mock Election - Учебные

выборы» можно использовать как ролевую игру в образовании избирателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Использование технологии развития критического мышления для реализации ФГОС в рамках ОДОД: Дискуссионный клуб «Дебаты»

Технология развития критического мышления (ТРКМ) основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....