Педагогическая мастерская «Технология создания учебных заданий, как средство достижения планируемых результатов ФГОС»
методическая разработка

Столярова Алена Филипповна

Тема: «Технология создания учебных заданий, как средства достижения планируемых результатов ФГОС»

Цель: формирование понимания принципов построения учебных заданий, как средства достижения планируемых результатов ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий Педагогической Мастерской

Столярова Алена Филипповна,

учитель географии МБОУ «Боханская СОШ № 1»

Тема: «Технология создания учебных заданий, как средства достижения планируемых результатов ФГОС»

Цель: формирование понимания принципов построения учебных заданий, как средства достижения планируемых результатов ФГОС

Задачи:

  • познакомить участников Педагогической Мастерской с понятием «учебное задание» и его особенностями;
  • познакомить участников Педагогической Мастерской с типами учебных заданий;
  • создать условия для активного взаимодействия участников Педагогической Мастерской;
  • смоделировать принципы построения учебных заданий участниками Педагогической Мастерской

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, раздаточный материал

Этапы Педагогической Мастерской:

этапы

содержание

сценарий

Индукция

Создание  мотивирующей ситуации для направления участников Мастерской по заданной теме

Просмотр фрагментов мультфильма «В стране невыученных уроков».

Рассуждения

Самоконструкция

Индивидуальная работа

Задание:

  1. Ваши ассоциации с понятием «учебное задание»
  2. Что такое «учебное задание»? ваше определение

Социоконструкция

Работа участников Мастерской в мини-группе

Участники делятся на 2 равные группы

Задание: индивидуально или в мини-группе (2-3 участника) поработать над созданием элемента будущей модели «Учебное задание»

Социализация

Работа в группе. Создание творческого продукта

  1. Участники обсуждают в группе результат, полученный каждой мини-группой, в процессе создания элемента для модели «Учебное задание»
  2. Сборка элементов для модели «Учебное задание»
  3. Обсуждение/дополнение полученного результата
  4. Выведение полного  определения понятию «Учебное задание»

Афиширование

Представление работы в группе.

Вывешивание готового продукта

  1. Представитель(и) от каждой группы предъявляют свой творческий продукт полученный в результате сборки элементов
  2. Создание модели «Учебное задание»
  3. Вывести основные принципы построения учебных заданий

Разрыв/ корректировка

Внутреннее осознание участником Мастерской неполноты своего прежнего знания. В сделанное ранее вносятся исправления/ дополнения

Вопрос: «Какое учебное задание будет считаться «хорошим»?

Озвучиваются критерии оценки учебного задания, как «хорошего».

Внести изменения/дополнения в представленную модель «Учебные задания»

Рефлексия

Критический анализ полученного знания

Выявление, чем  в конце работы Мастерской прирос каждый участник. Чем данная практика будет значима для его дальнейшего построения учебного процесса?.

Предполагаемый результат:

  1. Понимание участниками Педагогической Мастерской принципов построения/создания учебных заданий
  2. Практическое освоение понимания сути учебных заданий
  3. Активизация познавательной/творческой деятельности участников Педагогической Мастерской
  4. Повышение уровня профессиональной компетенции по основным аспектам проделанной работы

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология создания учебных заданий как средства достижения планируемых результатов» Педагогическая Мастерская Столярова А.Ф., учитель географии МБОУ « Боханская СОШ № 1»

Слайд 2

« Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» Бернард Шоу

Слайд 3

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие

Слайд 4

Ассоциации к словосочетанию «учебное задание» 2. Сформулировать определение «учебное задание»

Слайд 5

Чем определяются особенности учебного задания? Содержанием формируемого и(или) планируемых результатов: Форматом задания Критериальной частью оценки выполнения задания

Слайд 6

Структура задания Характеристика задания Мотивационная часть Содержание : условие (информационная часть) вопрос (командная часть) инструкция по выполнению (ответная часть) Образец/описание ответа Критерии оценки Методический комментарий (организационная часть Время выполнения

Слайд 7

Вопросы –контуры: Какова цель / главный вопрос УЗ Какие действия требует выполнить УЗ Возможные формулировки УЗ для его выполнения

Слайд 8

Требует выражения собственной позиции? Предполагает выражение/оценку ценностных суждений? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ НЕТ ДА ДА НЕТ ДА ДА Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку? Оценка учебных заданий: ценностно-смысловые установки Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку?

Слайд 9

Учащиеся соотносят результат с замыслом? Требует самооценки? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ НЕТ ДА ДА НЕТ ДА ДА Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха? Оценка учебных заданий: личностный смысл учения и рефлексия Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха?

Слайд 10

Оценка учебных заданий: самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний Требует приобретения знаний? Приобрете- ние знаний – основное требование? Задание междисци- плинарное? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ НЕТ ДА ДА ДА т.е. создания, преобразования или более глубо- кого понимания известного? На что тратятся основные усилия, время? О чем гово- рят критерии?

Слайд 11

Есть ли у учащихся выбор? Решение проблемы – основное требование? Требуется воплощениев жизнь? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ НЕТ ДА ДА НЕТ ДА ДА Требуется воплощение жизнь? Оценка учебных заданий: решение проблем На что тратятся основные усилия, время? О чем гово - рят критерии?

Слайд 12

Оценка учебных заданий: с амоорганизация, саморегуляция Задание многошаговое, длительное? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ ДА ДА ДА (в обоих случаях) ДА (в одном случае) Учащиеся планируют процесс выполнения? Отслеживают продвижение и/или контролируют качество работы?

Слайд 13

Оценка учебных заданий: сотрудничество Задание требует совместных действий? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ ДА ДА ДА (в обоих случаях) ДА (в одном случае) Учащиеся принимают согласованные решения? Разделяют ответственность за конечный результат и/или создают общий продукт?

Слайд 14

Оценка учебных заданий: коммуникация Задание предполагает диалог, связную, распространенную коммуникацию? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ ДА ДА ДА (в обоих случаях) ДА (в одном случае) Задана ли коммуникативная задача? Определены ли иные показатели (тема, предмет, формат) коммуникации?

Слайд 15

Оценка учебных заданий: использование ИКТ Задание требует/предполагает использование ИКТ учащимися? 1 2 3 4 НЕТ НЕТ ДА ДА ДА НЕТ Как, для чего учащиеся используют ИКТ? ИКТ действительно необходимо ? НЕТ ИКТ действительно необходимо? ДА



Предварительный просмотр:

«ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

 Педагогическая Мастерская


На сегодня одним из самых важных показателей достижения основных образовательных результатов является готовность и способность обучающихся к выполнению различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Первостепенным средством достижения данных задач, стимулирующих учащихся приобретать и развивать требуемые способности, будет служить правильный выбор учебных заданий, которые должны побуждать обучающегося к выполнению действий, которые будут способствовать формированию необходимого навыка.

Учебное задание – вид поручения учителя учащимся, в котором содержится требование выполнить какие-либо учебные (теоретические и практические) действия (Российская педагогическая энциклопедия под ред. В.Г.Панова).

Среди многочисленных требований стандарта можно выделить основные группы навыков, различающихся составом учебных действий для достижения личностных и метапредметных требований:

- Ценностно-смысловые установки                                       - Приобретение и интеграция знаний

- Личностный смысл учения и формы рефлексии               - Коммуникация

- Сотрудничество                                                                    - Самоорганизация и саморегуляция

- Решение проблем и проблемных ситуаций                       - Использование ИКТ для обучения

Структура учебного задания

Рекомендации по разработке учебных заданий,

направленных на формирование ценностно-смысловых установок

Способы выражения собственной позиции

Ценностно-смысловые действия, закладываемые в

формулировку задания

- выбрать из предложенных одно или несколько ценностных суждений, которые ученики разделяют, или противопоставить  предложенным вариантам  ценностных  суждений собственный;

- Выберите  суждение, которое  соответствует  вашему представлению (пониманию) …

- Отметьте суждение …

- Предложите свой вариант …

- оценить  степень  своего согласия с тем или иным ценностным суждением (по шкале от «совершенно не  согласен»  до  «полностью согласен»);

- Оцените…

- Дайте оценку…

- Выберите  ту  оценку, которая  соответствует  вашему представлению (понятию)…

- прямо  высказать  свою позицию в свободной форме по

отношению  к  конкретному наблюдаемому факту (например, к просмотренной сцене, прочитанному эпизоду,  полученному  или выполненному заданию и т.д.);

- Выскажите…

-  Сформулируйте…

- Охарактеризуйте…

- Выразите свое мнение…

- создать  творческую  работу, сюжет которой отражает позицию автора.

- Создайте  работу (используйте  разнообразные формы образовательных продуктов) и …

- Отразите свою позицию

- Выразите свое отношение

- Передайте свое понимание

Учите  школьников формулировать текст ответа по данной структуре:

1. Тезис: моя позиция.

2. Аргументы:  примеры, подтверждающие мою позицию.

3. Вывод:  подведение  итога высказыванию.

- Аргументируйте  свое мнение

- Подтвердите примерами

- Приведите доводы

- Обоснуйте свою позицию

- Докажите свою позицию

- Дайте обоснование своей точке зрения

Рекомендации по разработке учебных заданий,

направленных на формирование личностного смысла учения и форм рефлексии

Учебное задание требует от ученика выполнения

следующих действий:

Возможные формулировки, используемые в надпредметном компоненте

учебного задания

Ученик  понимает  и принимает учебную задачу и/или  критерии оценивания.

- Прокомментируй условие…

- Поясни товарищу…

- Перескажи…

- Объясни зачем, для чего…

- Что будет, если не делать…

Ученик  соотносит результат  своей

деятельности  с требованием  учебной

задачи и / или критериями оценивания.

- Соотнеси…

- Сравни…

- Проверь…

Должен быть либо

правильный ответ для сравнения, либо перечень

критериев.

Ученик осознанно сам себя оценивает,  анализирует успешность  /неуспешность  по критериям

- Оцени себя…

- Заполни  лист

     самооценки…

Должны  быть указаны  критерии оценивания!

Ученик выявляет причины, факторы,  влияющие  на результат.

  • Объясни, почему  такая оценка…
  •  Проанализируй, как выполняли…
  • Что  получилось  /  не  получилось, почему…

- Что помогло / помешало, почему…

- Что надо исправить, чтобы повысить оценку…

- Что бы изменил-исправил-дополнил…

- Что надо учесть в следующей работе…

Рекомендации по разработке учебных заданий,

направленных на формирование навыков коммуникации

Основные понятия:

Ситуация общения: очное общение и заочное (переписка, воображаемое общение)

Коммуникативная задача (кто? кому? где? когда? почему? зачем? сообщает, говорит или пишет)

Тема и предмет: (ЧТО сообщает, говорит или пишет)

УЗ требует от ученика выполнения следующих действий:

Возможные формулировки, используемые в задании

Коммуникативные действия

- рассказать                              - поделиться

- рассказать от лица героя  - пояснить

- прокомментировать          - доказать

- аргументировать                 - объявить

- критиковать                          - опровергнуть

- сформулировать                 - советовать

- дать рекомендации            - объяснить

- описать                                  - написать

- пересказать                           - подвести итог

- истолковать                          - презентовать

- обменяться мнениями       - расспросить

- задать вопросы                    - ответить

- выслушать                             - выяснить

- выразить мнение                 - возразить

- оппонировать                       - поспорить

- обсудить

  УЗ  не  требует развернутой связной коммуникации.

Ученик  дает односложный ответ, серию  коротких

ответов,  выбирает ответ.

- Вставь  пропущенные слова…

- Выбери  правильный ответ…

- Приведи примеры…

УЗ требует создание устного  или письменного текста, обозначены тема и предмет высказывания.

Другие  параметры не заданы.

- Напиши текст (рассказ, сочинение-миниатюру и т.д.)

- Прокомментируй

- Расскажи

- Перескажи

- Выскажи свою точку зрения

УЗ  требует развернутой связной коммуникации  и

задает  ЛИБО коммуникативную задачу,  ЛИБО

основные параметры

Развернутая коммуникация:

КТО? – позиция автора или собеседника

КОМУ? – к какой аудитории обращается

ЗАЧЕМ? – с какой целью обращается

ГДЕ? - в каком месте

Учебное задание требует от ученика

выполнения следующих действий:

Когнитивные действия

УЗ требует получения нового знания в ходе продуктивной деятельности на основе познавательных действий.

- Сопоставить                                   - Сравнить

- Группировать                                - Систематизировать

- Классифицировать

- Ранжировать  объекты  по  разным основаниям…

-  Провести наблюдение, измерение, опыт, эксперимент…

- Выявить несоответствие, противоречие…

- Найти связь                                     - Проанализировать

- Обобщить

- Установить аналогии и связи      - Выдвинуть и проверить предположение

- Выявить сходство и отличие     - Раскрыть особенности

Рекомендации по разработке учебных заданий, направленных на формирование навыков самостоятельного освоения, приобретения, переноса и интеграции знаний

Оценка учебных заданий

  1. На формирование ценностно-смысловых установок

  1. Личностный смысл учения и рефлексия

  1. Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний

  1. Решение проблем

  1. Самоорганизация, саморегуляция

  1. Сотрудничество  

  1. Коммуникация

  1. Использование ИКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная (курсовая) работа по теме «Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов развития УУД»

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого про...

«Современные образовательные технологии на уроке иностранного языка как средство достижения планируемых результатов.»

В данной статье представлены современные образовательные технологии обучения иностранному языку...

Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС.

Распространение собственного опыта по теме: "Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС"....

Концепция видения образовательной деятельности с целью достижения планируемых результатов ФГОС по предмету «Технология»

Предмет "Технология"— основная практико-ориентированная область знаний, опорный предмет  для формирования системы  формирования УУД, благодаря практической составляющей. Таки...

Семинар по теме: «Общеобразовательные технологии как средство достижения планируемых результатов в контексте ФГОС»

    Проблемное обучение — система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия школьников в процессе освоения новых знаний, формирование...

Компетентностно-ориентированные задания по предмету как средство достижения планируемых результатов обучения

Стратегическая цель  предмета географии – формирование в сознание учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении географической среды, готовность к активной деятельности в...