Приемы рефлексии на уроках
статья

Шарланова Наталья Цыремпиловна

Данная разработка предназначена для изучения  рефлексивных методов и приемов на уроках. Актуальность: применение технологии рефлексии способствует формированию самоконтроля, самооценки, осознанного отношения к своей деятельности, развитию критического мышления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_refleksii_na_urokahword.docx108.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Приемы рефлексии на уроках»

Данная разработка предназначена для изучения молодыми педагогами рефлексивных методов и приемов на уроках. Актуальность: применение технологии рефлексии способствует формированию самоконтроля, самооценки, осознанного отношения к своей деятельности, развитию критического мышления учащихся.

  Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. (Обычно у молодого учителя этот этап урока представлен в виде    «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. А иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?». Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам). 

      Современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В  ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

         Цель семинара: мотивация молодых педагогов к применению  рефлексивных методов обучения в образовательном процессе.

Задачи:

  • Познакомить участников с рефлексивными методами обучения.
  • Ознакомить молодых учителей с алгоритмом применения рефлексивных методов.
  • Создать условия для активного взаимодействия участников семинара между собой.

Форма проведения: семинар-практикум

Материально-техническое оснащение: информационная кафедра, проекционный экран, презентация Power Point, раздаточный материал для выполнения практических заданий, задания блиц-опроса по теме семинара для опроса молодых учителей по мобильному приложения Plickers.

Ход семинара-практикума:

Этап семинара

Деятельность учителя-наставника

Деятельность участников семинара (молодых учителей)

Используемые методы, приемы

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация. 

Включение в деловой ритм.

Мотивация деятельности.

     Уважаемые коллеги! Отличительной особенностью новых ФГОС является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения.

      Что такое рефлексия?

А как вы. Уважаемые учителя, проводите этот этап урока?

         Начало формы

Конец формы

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе».

      Для проведения нашего занятия нам нужно разделиться на 2 микрогруппы. 

Самоопределение.

Активация знаний о рефлексии

Работа со словарем, интернет- ресурс.

       В словарях дается четкое определение: рефлексия - это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия - это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Фронтальный опрос, поиск информации.

Психологический настрой молодых учителей.

II. Актуализация знаний.

Организация работы с иллюстративным материалом. (см. Приложение)

Для чего нужна рефлексия?

Когда проводить? (см. Приложение)

Создание опорных записей в справочник.


Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

-Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Иллюстративно-словесный метод.

Отработка умений определять   приемы рефлексии на разных этапах урока.

III. Работа по теме урока
Работа со схемой.

Работа со схемой.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

  • Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Умение работать в микрогруппах. 
Умение презентовать свою работу.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в микрогруппах.

V. Актуализация знаний.

Установление осознанности восприятия. 
Первичное обобщение. Организация  деятельности  по применению полученных знаний.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Ответы на блиц- опрос по теме рефлексии по  мобильному приложению Plickers

Уважаемые коллеги, давайте попробуем составить синквейн по теме нашего семинара самостоятельно. (индивидуальная работа).

А теперь мы с вами попробуем составить хорошо знакомый нам синквейн.

Написание синквейна — это рефлексивное осмысление накопленной информации, форма свободного творчества по определенным правилам. Методика синквейна позволяет сформировать четкое представление об определенном понятии, сформулировать свое отношение к нему.

       Блиц – опрос по теме рефлексии.

Самостоятельная работа.

  1. Индивидуальная работа: синквейн

1-я тема: Образ современного ученика                  2 –я тема: Образ современного учителя

В переводе с французского слово означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Использование мобильного приложения Plickers для  определения усвоения приемов, видов рефлексии. Составление приемов рефлексии на этапе закрепления урока, составление синквейна по темам: образ современного ученика, образ современного учителя.

Умение грамотно составлять приемы рефлексии.  

Видеть и исправлять  ошибки, связанные с методически неверным или  нецелесообразным  составлением (построением) приемов рефлексии.

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

Организация рефлексии семинара.

Рефлексия.

В начале семинара мы заполняли с вами схему, давайте вернемся к ней. (участники семинар называют приемы рефлексии, о которых узнали на семинаре, и я вношу их в кластер).

      В работе используем прием «кластер», элемент технологии критического мышления. Это интерактивная технология, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.

Осуществление  самооценки собственной деятельности, соотношение  цели, 
результата, степень их соответствия.

  1. Работа микрогрупп  (используя наш метод кластера) попробуем ответить на вопросы:

Кто? Как? Когда? Где? Чем? Почему? Зачем?

Мы + вместе + в рамках семинара + на мастер-классе + новыми технологиями +

обмен опытом + повышение мастерства

Рефлексия (кластер), осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное на занятии в будущем.

Умение оценивать себя.

VII. Подведение итогов семинара.

Подведение итогов семинара.

        Мне бы хотелось, чтобы вывод по нашему занятию сформулировали сами молодые учителя.

И в заключении хочу сказать: «Наберись смелости – сделай попытку».  Не бойтесь применять инновационные методы.

Я выражаю всем присутствующим благодарность за участие в мастер-классе, за возможность поделиться своим опытом, а также выслушать ваше мнение.

Надеюсь, что наши встречи в дальнейшем будут активно продолжаться.

Удачи всем! Спасибо!

 Выступление участников семинара. Осуществление  самооценки собственной деятельности.

Беседа.

Умение оценивать себя

Приложение

  • Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

  • Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/21656849.jpg

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

  • Анкета

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

  • "Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

  • Акрослово

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита":

         В — всесильный

         О — олицетворяет справедливость

         Л — луна, черный пудель и "чертовщина"

         А — антипод Иешуа

         Н — не абсолютное зло

         Д — дьявол

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

               На этапе обобщения знаний целесообразно использовать Метод «Синквейн».

Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы (у участников на столах лежат схемы):

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются два глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное студентом предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Технология составления синквейна:

  • Ключевое слово (существительное)
  • Два определяющих слова (прилагательные)
  • Три слова, выражающих действия  (глаголы)
  • Предложение, поясняющее тему.
  • Слово, определяющее ключевое слово (вывод)

        Кластер – графический прием систематизации материала. Помогает упорядочить наши мысли, идеи (множество разбросанных) в определенный порядок.  

Правила составления очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Модель кластера чаще всего сравнивают со строением солнечной системы. Внутри, как солнце, ключевое слово, а далее планеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

мастер- класс на тему:"Использование приемов рефлексии на уроках башкирского языка"

Мастер-класс на тему:" Использование  приемов рефлексии на уроках башкирского языка". Делюсь опытом работы по методике " Шести думательных шляп" и составлению синквейнов....

Приемы рефлексии на уроках

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смыслову...

Приемы рефлексии на уроках математики в 5-ом классе

В работе представлены  приемы рефлексии, связанные с разными темами курса математики 5 класса.  Разработанные приемы позволяют связать подведение итогов урока, рефлексию, самооценку с ...

Выступление Бородачёвой Е.А. на городском семинаре «Приемы рефлексии на уроках")»

Обучение письму по учебникам И.Н.Верещагиной, О.В. Афанасьевой, "In Touch - 3", "New Opportunities"...

Приемы рефлексии на уроках математики

Данная работа содержит несколько приемов рефлексии, которые были опрбированы мной на уроках математики в основной школе....