Деятельность мобильной группы по рассмотрению случаев буллинга в МБОУ СОШ № 3
методическая разработка

Казакова Ирина Борисовна

Современные социокультурные условия способствуют возникновению насилия и жестокости в школьной подростковой среде. Одной из форм конфликтного взаимодействия является буллинг. Данное явление отличается остротой и длительностью последствий, проявляющихся у всех его участников. Буллинг в школьной среде негативно отражается на развитии личности подростков, как жертвы, так и обидчика, участников, свидетелей.

В соответствии с письмом Управления образования от 28 ноября 2018 г. № 3141, постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области, в целях повышения эффективности мероприятий по профилактике подростковой преступности, преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, в школе № 3 обсудили возможность создания мобильной группы специалистов по рассмотрению случаев буллинга, как дополнительной меры по профилактике случаев буллинга несовершеннолетних в школе.

В связи с принятием положительного решения по данному вопросу

  • была создана мобильная группа на базе Школьной службы медиации. В группу вошли педагоги-медиаторы (социальный педагог, педагог-психолог, зам.директора по ВР, классные руководители) в количестве 5 человек.
  • В положение о школьной службе медиации были внесены изменения, связанные с созданием мобильной группы из числа специалистов ШСМ и функциональным предназначением данной группы.
  • информация о создании мобильной группы специалистов по рассмотрению случаев буллинга, ее функциональном предназначении представлена на педагогическом совещании при директоре.

Все специалисты мобильной группы имеют медиативное образование, направленное на использование в работе с обучающимися медиативного способа урегулирования споров в целях профилактики негативных социальных явлений, жесткости в детско-юношеской среде, в целях формирования бесконфликтной среды и внедрения в практику работы школы восстановительного подхода. Педагог-психолог и социальный педагог имеют курсы повышения квалификации по профилактике суицидального поведения детей и подростков.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Деятельность мобильной группы по рассмотрению случаев «буллинга» в МБОУ СОШ № 3» Специалисты психолого-педагогического сопровождения МБОУ СОШ № 3 Стрельцова Е.А. Казакова И.Б.

Слайд 2

В соответствии: с письмом Управления образования от 28 ноября 2018 г. № 3141, постановлением КДНиЗП НСО, в целях повышения эффективности мероприятий по профилактике подростковой преступности, преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, в школе № 3 обсудили возможность создания мобильной группы специалистов по рассмотрению случаев «буллинга», как дополнительной меры по профилактике «буллинга» несовершеннолетних в образовательной организации.

Слайд 3

Создание мобильной группы по рассмотрению случаев «буллинга» несовершеннолетних в школе была создана мобильная группа на базе Школьной службы медиации. В группу вошли педагоги-медиаторы (социальный педагог, педагог-психолог, зам.директора по ВР, классные руководители) в количестве 5 человек. В положение о школьной службе медиации были внесены изменения, связанные с созданием мобильной группы из числа специалистов ШСМ и функциональным предназначением данной группы. информация о создании мобильной группы специалистов по рассмотрению случаев «буллинга», ее функциональном предназначении представлена на педагогическом совещании при директоре.

Слайд 4

Все специалисты мобильной группы имеют медиативное образование, направленное на использование в работе с обучающимися медиативного способа урегулирования споров в целях профилактики негативных социальных явлений, жесткости в детско-юношеской среде, в целях формирования бесконфликтной среды и внедрения в практику работы школы восстановительного подхода. Педагог-психолог и социальный педагог имеют курсы повышения квалификации по профилактике суицидального поведения детей и подростков.

Слайд 5

- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; - совместность, сотрудничество, содействие; - ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; - опора на личные силы и потенциальные возможности личности; - принцип параллельного действия. Основные принципы деятельности мобильной группы по рассмотрению случаев «буллинга»

Слайд 6

экстренное оказание помощи учащимся школы № 3 в результате выявления фактов «буллинга» или признаков его попыток. Цель деятельности мобильной группы по рассмотрению случаев «буллинга»

Слайд 7

- выявление факторов риска конфликтного взаимодействия; - определение этапа развития ситуации «буллинга» (предпосылка, возникновение, начальный этап либо преодоление влияния уже существующих групповых факторов «буллинга»). - выявление причин, попыток и фактов «буллинга» среди обучающихся школы; - профилактика случаев «буллинга». Задачи деятельности мобильной группы по рассмотрению случаев «буллинга»

Слайд 8

- оказание психолого-педагогической помощи детям, подросткам, ставшим жертвами «буллинга»; - проведение диагностики отклоняющегося поведения участников ситуации конфликтного взаимодействия; - оказание консультативной помощи; Функциональные обязанности специалистов, входящих в состав мобильной группы:

Слайд 9

- оказание консультативной помощи; - проведение разъяснительной работы и выработка рекомендаций среди родителей, классных руководителей, педагогов по вопросам психического и физического состояния ребенка, участвующего в ситуации «буллинга»; - проведение работы по выявлению проблем и кризисных ситуаций, поиск пути выхода из них; - содействие в защите личных интересов ребенка; Функциональные обязанности специалистов, входящих в состав мобильной группы:

Слайд 10

- организация экстренных заседаний по обращениям и оперативная диагностика случаев конфликтного взаимодействия учащихся на признаки «буллинга»; - организация планового патронажа учащегося, оказавшегося в ситуации «буллинга». Работа мобильной группы осуществляется по двум направлениям:

Слайд 11

Диагностика «буллинга» рассмотрение информации от заявителя или источника информации (классный руководитель, родители, друзья «жертвы»). первичный осмотр и опрос «жертвы» (могут проявиться характерные для «буллинга» эмоциональные и поведенческие особенности, телесные повреждения, информационные доказательства). Именно на этом этапе специалисты мобильной группы должны четко определить, какой способ улаживания существующего конфликта выбрать для определенной ситуации.

Слайд 12

Диагностика «буллинга» Если выявляются даже незначительные признаки, которые могут являться предпосылками «буллинга», разрабатывается программа работы со всеми участниками «буллинга» («жертва», «булли», свидетели, сочувствующие, классный руководитель, родители класса, родители «жертвы» и др.). Случай переходит под патронаж специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Слайд 13

Алгоритм действий в ситуации выявленного «буллинга» (начальный этап) Реалистично и профессионально оценивается весь массив информации, тщательно анализируется, намечается план действий. При установлении факта либо подозрении на существование ситуации травли специалист сообщает о сложившейся ситуации в администрацию школы в письменном виде по форме. Администрация совместно с психологической службой учреждения принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии. Обсуждается программа помощи участникам «буллинга». Формируется команда специалистов, которая будет работать по случаю «буллинга»: психолог, педагоги, социальный педагог, родители. В случаях выявления криминальных опасностей подключаются правоохранительные органы, а при подозрении на психическую травму у «жертвы» – рекомендация родителям посетить врача-психоневролога. Организуется психологическая поддержка пострадавшего ребенка. В соответствии с уровнем опасности в течение 2-48 часов принимаются экстренные меры по защите «жертвы» от дальнейшей агрессии со стороны «булли».

Слайд 14

Поведенческие особенности: отстраненность от взрослых и других детей; негативизм при обсуждении темы буллинга; агрессивность к взрослым и детям. Эмоциональные особенности: напряженность и страх при появлении взрослых и ровесников; обидчивость и раздражительность; грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Слайд 15

Физическое состояние и поведение ребенка: • У ребенка есть следы (синяки, порезы, царапины) или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (т.е., не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п.) • Часто бывает в порванной одежде, с порванными учебниками или тетрадями • Избегает говорить вслух (отвечать) и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе

Слайд 16

Физическое состояние и поведение ребенка: • Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет • По утрам плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке, расстройство ЖКТ, резкое повышение температуры • Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет • Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки • Требует или крадет деньги, чтобы выполнить требования «агрессоров»

Слайд 17

Отношения со сверстниками: • Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им • Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере • Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить • Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет)

Слайд 18

Отношения со сверстниками: • Ребенок часто проводит время в одиночестве, и исключен из компании сверстников. У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в группе • Ребенок не спрашивает тему урока, домашнее задание у сверстников, если он не успел записать • Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет прийти) Школа или любое другое детское учреждение:

Слайд 19

В школе Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят • Ребенок старается держаться рядом со взрослым • У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость • Боится или не хочет идти в школу • Убегает из учреждения

Слайд 20

В школе • Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы • Никогда не приводит одноклассников или других сверстников к себе домой, очень редко проводит время в гостях у одноклассников • Нет ни одного друга в учреждении, с которым можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.).

Слайд 21

Актуальные последствия:  Аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги, многочисленные страхи, злость (большое количество негативных эмоций).  Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита головные боли, боли в животе , нарушения работы ж.к.т ., неожиданные повышения температуры и нарушения неустойчивость внимания, трудности сосредоточения , нарушения концентрации памяти и т.п.  Нарушение школьной адаптации: мотивации к учебе, пропуски школы, уроков, снижение успеваемости.  Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное  Суицидные мысли и попытки. К другим наиболее часто общим последствиям буллинга относятся снижение самооценки, нарушение доверия к окружающему миру .

Слайд 22

После первичного выявления ребенка, можно проводить диагностики такие как: « Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки »; Тест агрессивности «Опросник Л.Г. Почебут »; Методика оценки отношений подростка с классом; «Шкала депрессий Бека (BDI)»; Методика измерения уровня тревожности «Шкала Дж. Тейлора »; Методика измерения уровня тревожности Филлипса ; Методика изучения школьной мотивации; Проективная социометрия; Методика «Рисунок несуществующего животного» Методика по выявлению уровня самооценки



Предварительный просмотр:

Выступление

на Совете по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

в Барабинском районе на 2019-20 уч.г.

«Деятельность мобильной группы по рассмотрению случаев «буллинга» в МБОУ СОШ № 3»

Октябрь 2019 г.

Современные социокультурные условия способствуют возникновению насилия и жестокости в школьной подростковой среде. Одной из форм конфликтного взаимодействия является буллинг. Данное явление отличается остротой и длительностью последствий, проявляющихся у всех его участников. Буллинг в школьной среде негативно отражается на развитии личности подростков, как жертвы, так и обидчика, участников, свидетелей.

В соответствии с письмом Управления образования от 28 ноября 2018 г. № 3141, постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области, в целях повышения эффективности мероприятий по профилактике подростковой преступности, преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, в школе № 3 обсудили возможность создания мобильной группы специалистов по рассмотрению случаев буллинга, как дополнительной меры по профилактике случаев буллинга несовершеннолетних в школе.

В связи с принятием положительного решения по данному вопросу

  • была создана мобильная группа на базе Школьной службы медиации. В группу вошли педагоги-медиаторы (социальный педагог, педагог-психолог, зам.директора по ВР, классные руководители) в количестве 5 человек.
  • В положение о школьной службе медиации были внесены изменения, связанные с созданием мобильной группы из числа специалистов ШСМ и функциональным предназначением данной группы.
  • информация о создании мобильной группы специалистов по рассмотрению случаев буллинга, ее функциональном предназначении представлена на педагогическом совещании при директоре.

Все специалисты мобильной группы имеют медиативное образование, направленное на использование в работе с обучающимися медиативного способа урегулирования споров в целях профилактики негативных социальных явлений, жесткости в детско-юношеской среде, в целях формирования бесконфликтной среды и внедрения в практику работы школы восстановительного подхода. Педагог-психолог и социальный педагог имеют курсы повышения квалификации по профилактике суицидального поведения детей и подростков.

Основными принципами деятельности мобильной группы по рассмотрению случаев буллинга являются:

- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

- совместность, сотрудничество, содействие;

- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

- опора на личные силы и потенциальные возможности личности;

- принцип параллельного действия.

Цель деятельности мобильной группы: экстренное оказание помощи учащимся школы № 3 в результате выявления фактов буллинга или признаков его попыток.

Задачами деятельности мобильной группы являются:

- выявление факторов риска конфликтного взаимодействия;

- определение этапа развития ситуации буллинга (предпосылка, возникновение, начальный этап либо преодоление влияния уже существующих групповых факторов буллинга).

- выявление причин, попыток и фактов буллинга среди обучающихся МБОУ СОШ № 3;

- профилактика случаев буллинга.

Функциональные обязанности специалистов, входящих в состав мобильной группы:

- оказание психолого-педагогической помощи детям, подросткам, ставшим жертвами буллинга;

- проведение диагностики отклоняющегося поведения участников ситуации конфликтного взаимодействия;

- оказание консультативной помощи;

- проведение разъяснительной работы и выработка рекомендаций среди родителей, классных руководителей, педагогов по вопросам психического и физического состояния ребенка, участвующего в ситуации буллинга;

- проведение работы по выявлению проблем и кризисных ситуаций, поиск пути выхода из них;

- содействие в защите личных интересов ребенка;

Работа мобильной группы осуществляется по двум направлениям:

- организация экстренных заседаний по обращениям и оперативная диагностика случаев конфликтного взаимодействия учащихся на признаки буллинга;

- организация планового патронажа учащегося, оказавшегося в ситуации буллинга.

Диагностика буллинга.

Не существует определенного психологического портрета жертвы буллинга, который симптоматически смог бы помочь в диагностике проявлений этой травматической ситуации у пострадавших детей.

Тем не менее, даже при первичном осмотре и опросе таких детей могут проявиться характерные для буллинга эмоциональные и поведенческие особенности, телесные повреждения, информационные доказательства. Основными заявителями и источниками информации являются классный руководитель, родители, друзья жертвы.

Именно на этом этапе специалисты мобильной группы должны четко определить, какой способ улаживания существующего конфликта выбрать для определенной ситуации. При отсутствии явных признаков буллинга, конфликт между двумя сторонами можно разрешить с помощью процедуры медиации. Если в конфликт втянуто более двух человек, то проводится круг сообщества. Если ребенок слишком мнителен, тревожен, то рекомендуется пройти курс занятий с психологом.

Если же выявляются даже незначительные признаки, которые могут являться предпосылками буллинга, разрабатывается программа работы со всеми участниками буллинга (жертва, булли, свидетели, сочувствующие, классный руководитель, родители класса, родители жертвы и др.). Случай переходит под «патронаж» специалистов психолого-педагогического сопровождения.  

Был разработан поэтапный алгоритм действий в ситуации буллинга, на начальном этапе которого:

  1. Реалистично и профессионально оценивается весь массив информации, тщательно  анализируется, намечается план действий.
  2. При установлении факта либо подозрении на существование ситуации травли специалист сообщает о сложившейся ситуации в администрацию школы в письменном виде по форме.
  3. Администрация совместно с психологической службой учреждения принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии. Обсуждается программа помощи участникам буллинга.
  4. Формируется команда специалистов, которая будет работать по случаю буллинга: психолог, педагоги, социальный педагог, родители.
  5. В случаях выявления криминальных опасностей подключаются правоохранительные органы, а при подозрении на психическую травму у жертвы – рекомендация родителям посетить врача-психоневролога.
  6. Организуется психологическая поддержка пострадавшего ребенка.  
  7. В соответствии с уровнем опасности в течение 2-48 часов принимаются экстренные меры по защите жертвы от дальнейшей агрессии со стороны булли.

Таким образом, в школе создана мобильная группа по рассмотрению случаев буллинга, использующая утвержденный алгоритм выявления буллинга и дальнейшего исправления конфликтной ситуации.

За период работы группы выявлено два случая с подозрениями на буллинг. В обоих случаях ситуация была определена на начальных этапах – предпосылках к буллингу.

С первой ситуацией между учащимися 7-го класса назначенная группа педагогов работала с каждый учащимся индивидуально. Привлекались родители участников конфликтной ситуации. Проводился круг сообщества на тему «Ценности класса». Взаимоотношения между детьми находятся под контролем классного руководителя, социального педагога и психолога.

Во втором случае родители приняли решение перевести ребенка в другую школу по месту жительства. По просьбе мамы информация о попытках буллинга не была передана по дальнейшему месту обучения ребенка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила использования средств мобильной связи в здании и на территории МБОУ «Барило-Крепинская СОШ"

Разработаны в соответствии с действующим законодательством в целях защиты гражданских прав всех участников образовательного процесса...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»

30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации. Подготовка к ОГЭ»

Подготовка к ОГЭ» в современной школе имеет познавательно–практическую направленность, т.е. помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания,...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МОБИЛЬНЫЙ РЕПОРТЕР"

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МОБИЛЬНЫЙ РЕПОРТЕР"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Трудные случаи. Отличник ЕГЭ"

Рабочая программа внеурочной деятельности для продготовки к ЕГЭ по руссому языку для учащихся 10-11 классов...