Диалоговая площадка «Формирование и развитие Soft компетенции у обучающихся: развиваем коммуникабельность и умение управлять временем»
методическая разработка

В материале рассмотрены коммуникативные навыки, которые помогают развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими, а также навыки self-менеджмента – эффективный контроль своего состояния, времени, процессов. Материал знакомит с диаграммами Ганта, как средством для управления временем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planerka_20.11.2020.docx189.6 КБ

Предварительный просмотр:

Диалоговая площадка «Формирование и развитие Soft компетенции у обучающихся: развиваем коммуникабельность и умение управлять временем»

Алиева И.И., методист

В соответствии с профстандартом формирование гибких навыков относится к трудовым функциям педагога дополнительного образования:

  • трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации образовательных программ» - к трудовым действиям относится «формирование метапредметных компетенций, умения учиться, формирование мотивации к обучению, осуществление связи обучения по предмету с практикой».
  • трудовая функция «Воспитательная деятельность» - к трудовым действиям относится формирование гражданской позиции, проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка, развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей.
  • трудовая функция «Развивающая деятельность» - к трудовым действиям относится формирование образцов и ценностей социального поведения, формирование толерантности.

Существуют различные варианты инфографики, которые отражают суть и место софт скилс. Например, такой:

https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills-01.png

Или такой:

https://science-education.ru/i/2018/6/26370/1.png

Структурная модель soft skills

К «ядерной зоне» отнесли soft skills, которые даны человеку от природы: темперамент, психический склад личности, модальности восприятия мира (ведущая сенсорная система человека), типы мышления, индивидуальные стили обучения. Врожденные soft skills, обусловленные природой, безусловно, оказывают влияние на развитие человека на протяжении всей жизни. Они от рождения сопровождают его в личностном, социальном, профессиональном становлении, обеспечивая его успешность или мешая ему в достижении поставленных целей. Считаем, что знание наклонностей, задатков, особенностей темперамента, доминирующих каналов восприятия мира, экстравертности и интровертности человека, доминирующего типа мышления, индивидуальных стилей обучения и их учет как самими обучающимся при выстраивании индивидуальной траектории развития, так и педагогами в организации образовательной деятельности играют значимую роль в становлении личности.

К «пластичной зоне» отнесли soft skills, которые определяют качество деятельности человека в различных профессиональных, личностных и социальных видах деятельности (ситуациях): креативное, системное и тактическое мышление, готовность работать в команде, осуществлять эффективную устную и письменную коммуникацию, сотрудничать, самостоятельно решать различные задачи, проявлять при этом творчество, планировать свою деятельность и т.д Педагогические работники со своей стороны создают образовательную среду, направленную на развитие soft skills.

В условиях неопределенности, динамичных изменений, «турбулентности» особое значение приобретает задача развития soft skills, которые относятся к «перспективной зоне». Такие soft skills, как проектное и стратегическое мышление, готовность к решению конкретных профессиональных/социальных задач в условиях изменений, анализу, клиенториентированность, способность к постоянному саморазвитию, самоуправлению, мобильность, владение основами тайм-менеджмента, рефлексии и иные, будут важны и нужны человеку всегда, в течение всей жизни. Сформировать данные soft skills раз и навсегда невозможно, они должны находиться в постоянном совершенствовании и развитии.

Существует множество разных классификаций навыков, а для простоты восприятия предлагаю разделить компетенции по четырем основным направлениям:

  1. Базовые коммуникативные навыки, которые помогают вам развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими. Эти навыки нужны всем.
  2. Навыки self-менеджмента – управление собой: помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы.
  3. Навыки эффективного мышления: управление процессами в голове, которые помогают сделать жизнь и работу более системными.
  4. Управленческие навыки, которые требуются людям на этапе, когда они становятся руководителями любых процессов и предпринимателями.

Коммуникация:

  • умение слушать
  • убеждение и аргументация
  • нетворкинг: построение и поддержание отношений, полезных связей
  • ведение переговоров
  • проведение презентаций
  • самопрезентация
  • публичные выступления
  • командная работа
  • нацеленность на результат
  • деловое письмо
  • клиентоориентированность

Управленческие навыки:

  • постановка задач
  • управление исполнением
  • планирование
  • мотивирование
  • контроль реализации задач
  • наставничество
  • ситуационное руководство и лидерство
  • ведение совещаний (занятий)
  • подача обратной связи
  • управление проектами
  • управление изменениями
  • делегирование

Управление собой:

  • управление эмоциями
  • управление стрессом
  • управление собственным развитием
  • планирование и целеполагание
  • тайм-менеджмент
  • Энергия / Энтузиазм / Инициативность / Настойчивость
  • Рефлексия
  • Использование обратной связи

Мышление:

  • системное мышление
  • креативное мышление
  • структурное мышление
  • логическое мышление
  • поиск и анализ информации
  • выработка и принятие решений
  • проектное мышление
  • тактическое и стратегическое мышление (для руководителей)

Навыки планирования и управления временем

Смысл: максимально результативно планируете и распределяете свое время.

Идеальные проявления компетенции:

  1. Расставляете приоритеты для задач в соответствии с их важностью и срочностью, сосредотачивая усилия на наиболее важном.
  2. Стремитесь к минимизации тайм-киллеров в своем графике.
  3. Регулярно и системно следуете запланированному графику.
  4. Гибки в планировании своего времени: при жесткой необходимости способны адаптировать свой график без сильной потери качества выполнения задач.
  5. Эффективно делегируете задачи (которые возможно делегировать) и контролируете ход их выполнения.
  6. Умело используете инструменты планирования, такие как сетевой график и «диаграмма Ганта».
  7. При планировании умело используете инструмент SMART: проверяете поставленные цели и задачи на конкретность, измеримость, реальную возможность ее достижения, актуальность и точно закрепляете временные рамки.
  8. Эффективно используете средства для планирования и распределения времени (ежедневник, гугл-календарь и прочее).
  9. Уважаете время других людей.

Диагра́мма Га́нта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта, календарный график) — это популярный тип столбчатых диаграмм (гистограмм), который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту. Является одним из методов планирования проектов. Используется в приложениях по управлению проектами.

Первый формат диаграммы был разработан Генри Л. Ганттом в 1910 году.

По сути, диаграмма Ганта состоит из полос, ориентированных вдоль оси времени. Каждая полоса на диаграмме представляет отдельную задачу в составе проекта (вид работы), её концы — моменты начала и завершения работы, её протяженность — длительность работы. Вертикальной осью диаграммы служит перечень задач. Кроме того, на диаграмме могут быть отмечены совокупные задачи, проценты завершения, указатели последовательности и зависимости работ, метки ключевых моментов (вехи), метка текущего момента времени «Сегодня» и др.

Ключевым понятием диаграммы Ганта является «веха» — метка значимого момента в ходе выполнения работ, общая граница двух или более задач. Вехи позволяют наглядно отобразить необходимость синхронизации, последовательности в выполнении различных работ. Вехи, как и другие границы на диаграмме, не являются календарными датами. Сдвиг вехи приводит к сдвигу всего проекта. Поэтому диаграмма Ганта не является, строго говоря, графиком работ. Кроме того, диаграмма Ганта не отображает значимости или ресурсоемкости работ, не отображает сущности работ (области действия). Для крупных проектов диаграмма Ганта становится чрезмерно тяжеловесной и теряет всякую наглядность.

Указанные выше недостатки и ограничения серьёзно ограничивают область применения диаграммы. Тем не менее, в настоящее время диаграмма Ганта является стандартом де-факто в теории и практике управления проектами, по крайней мере, для отображения структуры перечня работ по проекту.

C:\Users\Пользователь\Desktop\софт\diagramma-ganta-v-excel_1513072806-e1517378343902.png

C:\Users\Пользователь\Desktop\софт\диаграмма.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности использования активных форм проведения занятий для формирования и развития общих компетенций обучающихся».

Выбор метода проекта закономерен, он дает возможность последовательно реализовать основное направление деятельности нашего учебного заведения – патриотическое воспитание молодежи. Так, учебный материа...

Создание дидактических материалов как средства формирования и развития речевой компетенции обучающихся на уроках немецкого языка.

Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения. Учитель показывает. как разработанный им дидактический материал способ...

Методическое пособие "Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка направлена на формирование и развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся; создание условий для формирования компетенций обучающихся; создание условий для развития и ...

Материал методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – необходимое условие для формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся»

Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения как необходимого условиядля формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся   Задачи:...