Использование игр по станциям для воспитания подрастающего поколения в садах и парках культуры и отдыха во второй половине 1950-х гг.
статья

Статья посвящена исследованию игровых технологий, которые применяли советские массовики-затейники в 1950-х гг. Изучение опыта прошлых столетий мможет стать "копилкой" идей для современного педагога-организатора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мясникова Анастасия Дмитриевна,

педагог-организатор

ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум»

Использование игр "по станциям" для воспитания подрастающего поколения в садах и парках культуры и отдыха во второй половине

1950-х гг. (на материалах Ленинграда)

Неотъемлемой частью жизни любого ребенка является игра. Это понимали и советские педагоги, которые использовали её как часть образовательного и воспитательного процесса. Обращаясь к опыту минувших столетий, можно подчерпнуть нечто новое, и использовать этот опыт в современных условиях.

Е.М. Минскин, педагог, крупный специалист в психологии игр, отмечал, что игра воспитывает у ребенка ряд качеств: дисциплину, потому что требует подчинения правилам, самостоятельность, настойчивость, самообладание, приучает к согласованным действиям, ответственности перед командой. Значение имеет и разнонаправленность игр: подвижные игры на воздухе укрепляют здоровье и развивают организм, в то время как познавательные – находчивость и смекалку, побуждают интерес ребенка к наукам, технике, искусству [1, с. 5].

Оценка значения игры в деле воспитания подрастающего поколения содержалась и в решениях Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ). В сформулированном в 1958 г. постановлении «О примерном перечне умений и навыков для пионеров (ступени юного пионера)», который в общем виде закрепил те навыки, которыми каждый пионер должен был владеть в определенном возрасте, было отмечено, что игра также позволяет «приобретать нужные умения и навыки» и позволяет «научиться действовать как активный член пионерского коллектива» [2, с. 7].

В период 1950-1960-х гг. в ленинградских парках культуры и отдыха продолжали работать игротеки, содержащие большое количество настольных игр, головоломок, ребусов, шарад, а также были созданы условия и для спортивных игр, таких как футбол, баскетбол, настольный теннис и т.д.

Большую работу по проведению массовых игр в садах и парках выполняли массовики-затейники. Среди игр выделялись игры «по станциям», которые позволяли проверить физическую активность, знания и умения детей. Это сочетание представлялось особенно важным, поскольку в таких условиях познавательный процесс не становился скучным для ребенка.

Для примера в статье будет приведено несколько игр, разработанных ленинградскими массовиками-затейниками и проводимыми в Центральном парке культуры и отдыха им. С.М. Кирова во второй половине 1950-х гг., поскольку именно ЦПКиО играл «первую скрипку» в городе, и его опыт и методические наработки могли быть использованы в других садах и парках. Большие зеленые территории культучреждений в свою очередь являлись подходящими площадками для проведения подобных подвижных игр на свежем воздухе.

Суть игр «по станциям» сводилась к выполнению командой ряда разнообразных заданий, содержание которых варьировалось в зависимости от целей игры. За каждый этап дети получали определенное количество баллов, которое учитывалось после финальной станции. Заканчивалась игра подведением итогов и награждением лучших команд.

 В процессе таких игр как «Будь готов» [3, л. 47], «Победа ловких» [4, л. 62] и «Кто ищет, тот всегда найдет» [5, л. 87], команда из примерно 10 человек преодолевала несколько этапов, в процессе которых ребята должны были тщательно почистить картошку, исполнить песню или станцевать, передать сообщение азбукой Морзе, ответить на вопросы викторины, пришить пуговицу, преодолеть гимнастическую стенку и т.п.

На проверку знаний из области ботаники были рассчитаны игры «Собери букет» [6, л. 37] и «За лучший букет» [7, л. 15], приуроченные к ежегодному празднику цветов в ЦПКиО им. С. М. Кирова. Для прохождения этапов этих игр ребятам требовалось знать лекарственные растения, соотносить названия и внешний вид цветов и листьев деревьев, знать поговорки о растительном мире и т.д. Стоит отметить, что вместо баллов в процессе игры использовались цветные карточки или даже цветы, которые символизировали отметку: роза – отлично, ландыш – хорошо и т.д. Победителя определяли по готовому «букету».

Не менее увлекательной и интересной была зимняя игра «Где дружба, там успех» [8, л. 20], посвященная героическому дрейфу советских полярников, требующая от участников демонстрации физических навыков. Например, ребята должны были как можно большее количество раз попасть снежком в цель, слепить снежную бабу, проехать лыжную эстафету и т.п.  В ходе игры выбирались 2 команды с наибольшим количеством баллов, которые получали право найти «посылки», в которых размещалось послание «полярников». После выполнения задания, указанного в письме (установить и зажечь свечи на елке, развесить кормушки для птиц), происходило награждение команд-победителей дарственными книгами, остальные – получали памятные грамоты.

Особенностью данной игры являлось то, что из каждой команды выбирался капитан (звеньевой), все они вместе с руководившими игрой массовиками-затейниками должны были подводить итоги игры. Тем самым дети могли проявить свою самостоятельность, так как были вовлечены в процесс организации игры.

Главная воспитательная функция подобных «игр по станциям» заключалась в том, что в процессе выполнения заданий дети могли потренировать те новые знания и умения, которыми они овладели: бытовые и трудовые навыки, физкультурная подготовка, знания в разных областях наук, культуре и общественно-политической жизни и т.д. В свою очередь, это полностью соотносилось с требованиями, поставленными ВЛКСМ перед детьми, что нашло отражение и в «Примерном перечне навыков пионера и школьника (ступени юного пионера)» 1958 г. [2].

Кроме того, «игры по станциям» стимулировали детскую любознательность, учили работать в команде, помогали познавать окружающий мир, а также развивали ряд таких важных качеств как: ловкость, сила, смекалка. Немаловажным фактором служило то, что все игры были организованы на свежем воздухе, что дополнительно способствовало укреплению детского здоровья.

Таким образом, организуя игры «по станциям», массовики-затейники ленинградских садов и парков решали две задачи. С одной стороны, игры позволяли детям весело и с интересом проводить свободное время, с другой, делали досуг ребенка полезным и содержательным, воспитывая в нем те качества, которые хотели видеть в нем общество и государство.

  1. Минскин Е.М. Всегда всем весело: Сборник игр и развлечений. М., 1958.
  2. Постановление II Пленума ЦК ВЛКСМ о примерном перечне умений и навыков для пионеров. Тбилиси, 1959.
  3. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. Р-349. Оп. 1.  Д. 211.
  4. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-349. Оп. 1. Д. 289.
  5. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-349. Оп. 1. Д. 189.
  6. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-349. Оп. 1. Д. 241.
  7. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-349. Оп. 1. Д. 216.
  8. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-349. Оп. 1. Д. 241.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание подрастающего поколения через любовь к народной культуре.

Сегодня в нашем обществе остро стоит проблема отсутствия духовно- нравственных ценностей, ориентиров у молодёжи. Одна из причин - отказ от идеологии прошлого, который привёл к распаду "связи времён", ...

Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"

Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности   Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...

Цель. 1.Воспитание у подрастающего поколения экологического мировоззрения и экологической культуры

Формирование экологического мышления и экологической культуры обучающихся, ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природы в сочетании с любовью...

ПРОЕКТ « ЖИВИ И ПРОЦВЕТАЙ, НАРОДНАЯ ПЕСНЯ» духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами славянской культуры

В наше время все очевидней становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это актуально как для народных обычаев, традиций и...

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях диалога культур

Решение проблемы духовно-нравственного становления личности в современный период развития общества приобретает особую актуальность, когда цивилизация вплотную соприкоснулась с глобальными проблемами ж...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...