ПРОЕКТ « ЖИВИ И ПРОЦВЕТАЙ, НАРОДНАЯ ПЕСНЯ» духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами славянской культуры
проект на тему

Светлана Анатольевна Сафонова

В наше время все очевидней становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это актуально как для народных обычаев, традиций и верований, так и для воспитания чисто человеческих качеств, таких как любовь к Родине, служение Отечеству, патриотизм и мужество.

Славянский народ из поколения в поколение передавал свой нравственный и эстетический завет, свой дух и свою мудрость. Все мы в долгу перед нашими предками. Уже стало понятным, что отшлифованные веками народные обычаи и традиции – это кладезь мудрости, согласия, человеческих взаимоотношений. С забвением народных традиций были утрачены особенности воспитания подрастающего поколения.  Изучая народное творчество, мы обучаем и одновременно воспитываем духовно богатых, добрых и отзывчивых людей, ценящих свою культуру и традиции. Пробуждаем генетическую память, закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, любовь к Родине, Роду, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии с Вселенной, частью которой являемся мы - человечество. Это послужило толчком для создания проекта «Живи и процветай, народная песня».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №48

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»»

ПРОЕКТ

 « ЖИВИ И ПРОЦВЕТАЙ,

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ»

духовно-нравственного воспитания

подрастающего поколения

средствами славянской культуры

                                                                Авторы: Кочкина Е. П.,  педагог

                                                                    дополнительного

                                                                                   образования, руководитель

                                                                            Образцового ансамбля

                                                                                    народной песни «Рябинка».

                                                                                  Сафонова С. А.  хореограф

                                                                           Образцового ансамбля

                                                                                    народной песни «Рябинка».

  2015 год

                                 

ПРОЕКТ  « ЖИВИ И ПРОЦВЕТАЙ, НАРОДНАЯ ПЕСНЯ»

                     

                               

«Без памяти нет традиций,

 без воспитания нет духовности,

 без духовности нет личности,

 без личности нет народа

 как исторической общности»

Г.Н. Волков.

        В наше время все очевидней становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это актуально как для народных обычаев, традиций и верований, так и для воспитания чисто человеческих качеств, таких как любовь к Родине, служение Отечеству, патриотизм и мужество.

Славянский народ из поколения в поколение передавал свой нравственный и эстетический завет, свой дух и свою мудрость. Все мы в долгу перед нашими предками. Уже стало понятным, что отшлифованные веками народные обычаи и традиции – это кладезь мудрости, согласия, человеческих взаимоотношений. С забвением народных традиций были утрачены особенности воспитания подрастающего поколения.  Изучая народное творчество, мы обучаем и одновременно воспитываем духовно богатых, добрых и отзывчивых людей, ценящих свою культуру и традиции. Пробуждаем генетическую память, закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, любовь к Родине, Роду, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии с Вселенной, частью которой являемся мы - человечество. Это послужило толчком для создания проекта «Живи и процветай, народная песня».

          Актуальность проекта заключается в том, чтобы увести детей от ритмов грома и агрессивных звуков современной эстрадной музыки, от агрессивных, бесчеловечных отношений между людьми,  в мир чистоты, добрых традиций,  фантазии и творчества через изучение и сохранение культуры своего народа. Народная песня должна предстать перед детьми в своей целостности, многогранности, воедино связанной с жизнью человека. Поэтому естественно объединить общим тематическим и проблемным стержнем занятия «теоретические» и занятия, на которых учащиеся играют в народные игры, воспроизводят обряды, исполняют разножанровые песни.  В процессе занятий обучающиеся приобщаются к устно-поэтическому и музыкально-песенному видам народного творчества. При этом музыкальное  воспитание участников ансамбля ориентируется, прежде всего, на песенный материал Красноярского края. Помимо изучения культуры своего региона происходит накопление песенного репертуара, состоящего из русских, украинских, белорусских и казачьих народных песен.

Неоценимую помощь в работе ансамбля оказывают родители участников, которые в свое время тоже занимались в этом коллективе. Они становятся не только сотворцами постановок ансамбля, пламенными участниками бесед и диспутов о важности нравственного, патриотического и духовного воспитания детей средствами традиционного народного искусства, но и оказывают помощь в проведении фольклорных экспедиций, коллективного посещения концертов, в покупке и изготовлении народных музыкальных инструментов, пошиве костюмов.

За 20 лет накоплен богатейший материал (собраны и расшифрованы в экспедициях близлежащих сел и деревень Манского и Партизанского районов), который вошел в сборник народных песен Красноярского края «Стояла чудная сосна».- Красноярск, 1994.    

Проект состоит из трех частей: ансамблевая работа, игра на народных инструментах и хореография.

На базе Образцового ансамбля народной песни «Рябинка» занятия интегрированные: т.е. сочетают в себе вокально-хоровую работу, игру на народных инструментах, хореографию, театрализацию, игровой фольклор и теоретические сведения. В состав ансамбля входят три возрастные группы: младшая, средняя и старшая группы, ансамбль ударных инструментов и оркестр народных инструментов – это более восьмидесяти девчонок и мальчишек, полюбивших народные песни и танцы.

              Цель проекта заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к народному творчеству как важнейшему компоненту гармонического развития личности: привитие любви к национальной культуре, обычаям, традициям, обрядам, развитие в детях творческих и музыкальных способностей и создание условий для их реализации.

Задачи:

  • воспитать художественный вкус и эстетические представления через лучшие образцы детского фольклора;
  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости и музыкального вкуса через близкие образы народной культуры;
  •  воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ее истории и традициям;
  • развивать навыки народного исполнительства, сценического мастерства, создавать условия для творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;
  • осваивать основные элементы народной хореографии через традиционный бытовой танец;
  • изучать и использовать народные инструменты;
  • расширять этнокультурный кругозор.
  • воспитывать уважение к традициям   культуры других народов.

Для достижения цели используются:

- контрольное тестирование (знание музыкальных терминов, понятий, обрядов, традиций. Владение народными инструментами, голосовым аппаратом, применение разных видов дыхания, четкая артикуляция. Импровизация, сценическое мастерство);

- творческие задания (рефераты, мини-сочинения, эссе, сценарии);

-  методические разработки: «Во горнице были мы»,  «Пришла коляда накануне Рождества», «А мы Масленицу дожидаем», «Семик»;

- народные праздники и обряды «Здравствуй, Веснушка!», «Иван Купала»;

- театрализованные представления «Ярмарка на Мане», «Сибирская вечорка», «За околицей села»;

- концерты: «Праздник на нашей улице», «В хороводе были мы», «Посиделки у сестричек»;

- конкурсы, фестивали, смотры: районный смотр - праздник «Созвездие», Краевой праздник-конкурс детских и молодежных фольклорных ансамблей «Из века в век», фестиваль национальных культур «Дорогой единой», Краевой фестиваль казачьей песни «У Красного яра», фестиваль-конкурс самодеятельного искусства «РЖД зажигает звезды», Краевой смотр-конкурс исполнительской народной песни «Сибирская глубинка», фестиваль детского творчества «Звездный дождь и др.

Проект дает возможность более точно определить перспективы развития каждого ребенка и возможность большому количеству детей включиться в процесс музыкального образования. Именно фольклор, в силу своей специфики, многофункциональности и синкретизма, создает прекрасные условия для вовлечения детей в разнообразную деятельность и развития их креативных способностей.

В результате работы над проектом была  разработана авторская образовательная программа художественно-эстетического направления «Образцовый ансамбль народной песни «Рябинка»   (лицензия серия А № 330821, регистрационный №3387-л от 20 ноября 2009г.).

Ожидаемые результаты:

-  развитие устойчивого интереса к народной культуре;

- воспитание в детях  чувства патриотизма, любви к Родине;

- воспитание уважения к традициям  своего народа и к традициям культуры других народов;

- вовлечение участников ансамбля в экспедиции по собиранию народных песен, обрядов и бытовых танцев;

-  исполнение лучших образцов песенного творчества Красноярского края и  славянского материала России;

- стремление узнавать новое из истории народной культуры, культуры своего родного края, поселка;

- умение передавать интонацией голоса различные чувства: гнев, страх, радость, грусть;

- умение работать в коллективе и развивать лидерские качества,   согласовывать свои действия с действиями товарищей;

-участие в конкурсах различного уровня.

 

         Образцовый ансамбль народной песни «Рябинка» ведет активную концертную и пропагандистскую деятельность. Этот коллектив знают не только в поселке, районе, но и далеко за пределами края. За время существования коллектив выступал в таких  городах России как Москва, Владимир, Ковров, Суздаль, Владивосток, Омск, Томск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Красный Кут.  На Международных, Всероссийских,   Межрегиональных, Краевых и районных конкурсах и фестивалях народной песни  становились лауреатами и дипломантами:

- Диплом 3 степени в конкурсе фольклорных ансамблей России в рамках 2 Международного детско–юношеского фестиваля «Содружество» (г. Ковров);

- Диплом  на 5 Фестивале Национальных Культур во Всероссийском детском центре «Океан» (г. Владивосток);

- Диплом 3 степени на Всероссийском творческой мастерской «Музыкальный фольклор и молодежь» (г. Владимир);

- Диплом Лауреата 3 степени на 2 Межрегиональном фестивале – конкурсе русской народной песни имени Е. Калугиной (г. Омск);

- Диплом участника на 5 молодежных Дельфийских играх России в номинации «Народное пение» в г. Красноярске (г. Красноярск);

- Диплом Гран – при на фестивале «РЖД зажигает звезды» (г. Красноярск);

- Диплом 1 степени на Краевом фестивале казачьей песни «У Красного яра» (г. Красноярск);

- Диплом Гран – при на фестивале – конкурсе школ поликультур МОСТ (г. Красный Кут);

- Диплом Лауреата Краевого праздника – конкурса детских и молодежных фольклорных ансамблей «Из века в век» (г. Красноярск);

- Диплом Всесибирского праздника – конкурса молодежных фольклорных ансамблей «На Красной горке» «За режиссерское решение программы» (г. Красноярск);

- Диплом 1 степени зонального конкурса Краевой творческой детской Ассамблеи «Сказание о Земле Сибирской» в номинации «Фольклор» (Красноярск);

- Диплом участника конкурса творческих коллективов ОАО «РЖД» «Искусство народов мира. Фольклор», в рамках второго тура фестиваля самодеятельного искусства (Нижний Новгород);

- Диплом 1 место, занятое в 1 туре второго смотра художественной самодеятельности Дорпрофсожа, посвященного 105-летию профсоюза железнодорожников и транспортных строителей и 65–летию победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г. (Красноярск);

- Диплом Лауреата 3 степени в Краевом смотре – конкурсе исполнителей народной песни «Сибирская глубинка» (г. Красноярск);

- Диплом «Мега – Звезда» в Межрегиональной Школе диалога культур «МОСТ» фестиваля детского творчества «Звездный дождь», секция «Вокал» (Красный Кут);        

     В 1998 году ансамблю народной песни «Рябинка» присвоено  звание «Образцовый», которое коллектив подтверждает каждые 5 лет.

И в заключении хочется сказать, что путь к духовности и нравственности начинается с малой Родины, с приобщения к истокам традиционной культуры, многовековой мудрости народа. Без них нам не выжить, не выстоять: они – наша опора и надежда, наша боль и радость.

Используемая литература:

  1. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
  2. Агапова И.А. Мир музыкальных праздников. М.,2006.
  3. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. Санкт-Петербург,2004.
  4. Традиционные зимние собрания молодежи Енисейского района (Красноярского края). По материалам В.С. Арефьева и экспедиций второй половины 20 века. Составление, нотирование, примечание О.В. Крахалевой. Новосибирск,2006.
  5. Науменко Г.М. Этнография детства. М.,1998.
  6. Новоселова Н.А. Солнцеворот. Красноярск, 2005, первый выпуск.
  7. Новоселова Н.А. Солнцеворот. Красноярск, 2008, второй выпуск.
  8. Бакке В.В., Логиновский В.М. Стояла чудная сосна. Красноярск, 2004.
  9. Куликова Л. Русское народное музыкальное творчество. СПб: Союз художников, 2007.
  10. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1986.
  11. Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные. Лениздат, 1982.
  12. Павлоцкая Н.Э. История народных инструментов. СПб, 2006.
  13. Банин А.А. Русская инструментальная фольклористика, М., 2005.
  14. Винивитин А.М. Играем на инструментах русского фольклора. Красноярск, 2000.
  15. Шамина Л.Б., Браз С.Л., Куприянова Л.Л. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах. М.,1984.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами семейного туризма

Семейный туризм имеет очень большое социальное значение. Он укрепляет семью, способствует сближению родителей и детей, а также служит отличным средством для расширения кругозора. Туризм способен реали...

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях диалога культур

Решение проблемы духовно-нравственного становления личности в современный период развития общества приобретает особую актуальность, когда цивилизация вплотную соприкоснулась с глобальными проблемами ж...

Формирование экологии мировоззрения подрастающего поколения средствами музыкальной культуры

Статья, посвященная проблеме нравственного воспитания и внутренней культуры современной молодежи, адресована родителям учеников и представляет собой трансляцию собственного опыта в решении данной проб...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ.

Духовно-нравственное и патриотическое восптание подростающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ....