Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ.
статья

Духовно-нравственное и патриотическое восптание подростающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что танец как один из видов хореографического искусства – является действенным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, нравственно-этического, патриотического воспитания, духовного и физического развития школьника.

Танец – это искусство, отражающее жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. 

Цель  данной статьи,  проанализировать влияние эстетической сферы и в частности хореографического искусства на духовно – нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

 Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически  развитой, духовно богатой личности. В целях реализации  задач, стоящих перед современной школой, ученые и педагоги  разрабатывают не только новые методики, но и создают целые педагогические системы. В них, как правило, аккумулируется все лучшее, что создано предшественниками.  Именно по этому пути пошла Ивановская школа, когда 17 лет назад встала на путь внедрения концепции Школы целостного развития. Этот глобальный педагогический проект (автор директор школы В.С.Мартышин),  разработанный и внедренный в середине 90-х годов по заказу Департамента образования Ярославской области, опередил многие начинания, которые только сейчас зарождаются в  системе российского  образования. 8  лет школа  была экспериментальной площадкой Министерства образования РФ. В рамках концепции целостного развития личности, здесь каждый штрих является продуманным шагом на пути воссоздания целостности в воспитанниках. И каждый отдельный предмет приобретает особенные очертания на пути к целостности, сам являет собою некое целостное явление и по замыслу автора концепции  должен стать переливающимся алмазом в жизненно-деятельном  пространстве школы.

Школа целостного развития ориентирована на целостное развитие учащихся, развитие всех сфер человека уже в начале его жизненного пути. Помимо развития умственных способностей на одно из первых мест выдвигается развитие духовно-нравственной и эстетической сфер. Такой подход к воспитанию и образованию детей восполняет упущения в духовно-нравственном воспитании, гуманизации и гуманитаризации образования и устраняет перекос в сложившейся школьной системе воспитания и развития детей. Школа целостного развития направлена на полное раскрытие личности, она не принимает тезиса развития личности независимо от конечного результата и от вопроса о смысле жизни. Педагоги школы берут на себя ответственность за жизненный путь, а тема привития добра становится основной темой воспитания. За десять лет Ивановская школа превратилась из «умирающей» во вполне перспективное и, можно даже сказать преуспевающее, учебное заведение. «Умирающая» — это когда в 1992 году в ней обучалось 57 человек, и она из-за своей не перспективности оказалась на обочине всех программ развития образования даже на районном уровне. На ее же преуспевание сегодня указывает тот факт, что в 2009 году впервые за 130-летнюю историю в школу был приостановлен прием, а в 2010 году в школе уже числится около 170 ребят.

        Ивановская-на-Лехте земская школа основана в 1862 году. За свою 150-летнюю историю школа была свидетельницей и участницей всех проводимых в государстве школьных реформ и преобразований: была земской школой, начальным народным училищем, семилеткой, неполной средней школой, средней общеобразовательной политехнической.  До 1992 года это была обыкновенная сельская школа, утратившая все традиции, кадры, и  материальную базу и считавшаяся в районе неперспективной. В 1990-1994  годах в школе начал формироваться творческий педагогический коллектив. В эти же годы складываются начатки первых авторских программ. По новым программам начинает осуществляться музыкальное и художественное образование, введенное также во всех одиннадцати классах. В 9-11 классах вводится предмет МХК. Во всех одиннадцати классах вводится предмет «Хореография». В начале 1995 года Ивановская школа включается в инновационную программу Департамента образования и воспитания Ярославской области по проекту сельская гуманитарная школа-гимназия. В 1998 году школа становится экспериментальной площадкой Министерства образования по проекту «Школа целостного развития. Духовно-нравственное воспитание учащихся». В 2002 году данный проект удостаивается Губернаторской премии в области образования.

       Предмет хореография, как отмечалось, также преподается во всех одиннадцати классах. Введение этой дисциплины трудно переоценить: здесь раскрывается красота, культура движения, культура взаимоотношений, здесь напрямую осуществляется связь между эстетическим и нравственным началом. Первостепенное значение имеет введение этого предмета для воспитания мужского и женского достоинства у ребят. На уроках хореографии изучаются бальные танцы, историко-бытовые, народные. Самое «существенное» для устойчивой системы образования – это традиция, основой которой является весь практический, теоретический, духовно-нравственный опыт народа.

        Еще 20 лет назад при разработке и внедрении концепции Школы целостного развития, а также комплекса программ, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся, для реализации идей и положений концепции и эффективной их работы, в школе была создана целая система дополнительного образования. Она затронула как периферийные сферы, так и стержневую сферу развития.

Пять лет назад педагогический коллектив школы стал целенаправленно работать над вопросами приведения в организованное состояние системы дополнительного образования и воспитания в школе. На базе школы была создана районная экспериментальная площадка, главной целью которой стало исследование и реализация темы «Создание системы дополнительного образования и воспитания в сельской школе как важнейшего педагогического условия эффективности духовно- нравственного воспитания учащихся». Огромные изменения происходят во внеурочном процессе, направленном на воспитание и развитие творческого потенциала, духовности, патриотизма.

         В духовном созревании человека исключительное значение принадлежит эстетической сфере. Роль искусства, особенно искусства классического, заключается в том, что оно пробуждает чувства, учит мыслить образами, ставить себя на место другого человека. Оно учит переживать, сочувствовать, жалеть, прощать – учит пониманию и любви, преклонению перед святыней – то есть всему тому, без чего невозможно само понятие «духовно-нравственное воспитание». Образы и образцы классического искусства, безусловно, вобрали в себя многие духовно-нравственные представления и понятия. С помощью лучших образцов культуры и искусства знание, воплощенное в образе, обретает черты законченности, переживается ребенком и входит в его сердце и сознание, становясь неотъемлемой частью его личности. Классическое искусство помогает ощутить искренность чувств, и правдивость мысли, без чего невозможно развитие самосознания ребенка, расширение «объема» его души. Для духовного созревания человека развитие эстетической сферы имеет непреходящее значение, и именно поэтому в школе целостного развития ей отводится едва ли не одно из основных мест в расписании. В эстетическом воспитании следует рассматривать низшую и высшую функции. Если первая служит развлечениям, то вторая должна питать душу через приобщение к красоте. Обе функции находят свое воплощение в различных видах творческой деятельности и искусствах, начиная от быта и заканчивая высшими достижениями в области профессионального искусства.  Одна функция не может заменить другую.

Особая роль  в  школе отведена изобразительному искусству, музыкальному воспитанию, мировой художественной культуре и хореографии. Учитывая огромное значение эстетической сферы в формировании духовности,  эти предметы ведутся  по  авторским  программам, предусматривающим преподавание их в 1 - 11 классах. К сожалению, учебный план общеобразовательной школы предусматривает изучение этих предметов лишь до 7-8 классов, а ведь в старших классах дети (речь идет о самых обычных ребятах, не имеющих предрасположенности к музыке, живописи) совсем иначе относятся к этим курсам, чем в среднем звене. Как показала практика, эти предметы весьма желательны для старшеклассников, они подходят к вопросам творчества более осмысленно, со всей серьезностью.  Именно в этом возрасте эти предметы в полной мере играют не только прикладную,  но и мировоззренческую роль. Именно здесь более всего следует  искать скрытые резервы творчества,  а они есть, как оказалось, у каждого ребенка».  И именно эти открывшиеся, вдруг, таланты способны окрылить,  одухотворить  школьника,  позволяют ему почувствовать себя личностью.  Особенно это важно для педагогически запущенных детей во втором, а то и третьем, поколении, а также для детей, обучающихся со "справками", каких в каждой общеобразовательной школе,  особенно сельской, довольно большое количество. Предметы эстетического курса своего рода  ключик для подхода к таким детям,  которым лишь на первый  взгляд ничего не интересно и ничего не нужно, а на самом деле они ищут, в чем бы проявить себя. Более того, по нашим наблюдениям именно "неблагополучные" дети оказываются чаще  всего одаренными к искусствам и здесь важно лишь  в каждом ребенке отыскать творческое начало,  важно найти к ребенку подход. Вот еще, почему преподавание предметов эстетической сферы в полном объеме важно для старшеклассников, в школе вообще уделяется первостепенное внимание циклам предметов музыкальной и эстетической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей как средство гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения

Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, определяющим ее ценностные ориентации и установки, является патриотизм. Детство, юность - самая благодатная пора дл...

Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами семейного туризма

Семейный туризм имеет очень большое социальное значение. Он укрепляет семью, способствует сближению родителей и детей, а также служит отличным средством для расширения кругозора. Туризм способен реали...

ПРОЕКТ « ЖИВИ И ПРОЦВЕТАЙ, НАРОДНАЯ ПЕСНЯ» духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами славянской культуры

В наше время все очевидней становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это актуально как для народных обычаев, традиций и...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.

Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»

      Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...