Формирование экологии мировоззрения подрастающего поколения средствами музыкальной культуры
статья по теме

Зотова Лариса Анатольевна

Статья, посвященная проблеме нравственного воспитания и внутренней культуры современной молодежи, адресована родителям учеников и представляет собой трансляцию собственного опыта в решении данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologiya_mirovozzreniya.docx20.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Зотова Л.А., преподаватель музыкально – теоретических дисциплин

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа Самара «Детская школа искусств № 23» (МБУ ДО г. о. Самара «ДШИ № 23»)

В статье академика Д. С. Лихачева «Экология культуры» обозначена задача общества первостепенной важности: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре». Автор акцентирует наше внимание на том что, постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Далее академик пишет о важности сохранения и защиты культурной среды: «Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни». Рассуждения культуролога, искусствоведа, доктора филологических наук, профессора Лихачева актуальны в наше время.

Под воздействием множества факторов изменились общественное сознание и мировоззрение людей, первостепенное значение приобрели деловые качества и карьера, отношения людей стали более прагматичными. В исследованиях социологов отмечается снижение показателей духовной жизни общества. Сама жизнь подвела нас к тому, что вопросы нравственного воспитания и внутренней культуры молодежи должны быть приоритетными в современном образовании.

Известно, что нравственные качества личности закладываются в детском возрасте и играют важную роль в становлении характера и формировании духовных ценностей человека. С давних времен музыка по праву считалась мощным средством воздействия:

Нет на земле живого существа

Столь жесткого, крутого, адски злого,

Чтоб не могла хотя б на час один

В нем музыка свершить переворота. (У. Шекспир)

Изучение, освоение и переосмысление мировой музыкальной культуры способствуют развитию музыкальных, творческих и интеллектуальных способностей. Музыка приучает ребенка к труду, воспитывает в нем терпение, силу воли, усидчивость. Приобщение к миру творчества и искусства, значительно обогащает его духовный мир, расширяет горизонты мышления, восприятия и воображения, развивает художественный вкус. Музыка учит не только слушать, но и слышать, а слыша, человек начинает чувствовать окружающий мир! Счастье человека зависит от того, какие эмоции он испытывает, какими глазами он смотрит на мир, в каком мире он живет. Музыкальные занятия способствуют гармоничному развитию детей.

Уже в младших классах происходит усвоение моральных норм, формируется его мировоззрение – система философских, нравственных, эстетических взглядов на мир. Все виды деятельности на уроках музыки способствуют этому процессу. 

Опрос учащихся показал, что лишь 15% детей слушают классическую музыку дома. Поэтому так важно с первых же минут общения с младшими школьниками увлечь их в мир музыки. Слушание и рисование музыки, сочинение историй и сказок к программным произведениям способствуют развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью. Музыкальные импровизации, пение, театрализация дают ребенку ощущение, что он творит, создает что-то свое, уникальное, выражая самого себя. Участие в творческих конкурсах, олимпиадах и викторинах, коих на просторах интернета великое множество, расширяет кругозор детей и дарит радостное ощущение от первых побед.

На данном этапе дети эмоционально откликаются на звучащие образы. Замечательные песни о Родине, родном крае, патриотическая музыка русских композиторов (Бородин «Богатырская симфония», Мусоргский «Рассвет на Москва-реке», Прокофьев «Александр Невский» и др.) формируют у детей любовь к Родине, интерес к истории Отечества.

Период старшего школьного возраста это период подготовки молодых людей во взрослую жизнь с ее нормами и правилами. В книге М.И. Розеновой «Педагогическая психология» обозначены особенности данной возрастной категории: «Усиливается общественная направленность личности. Имеют место собственные оценки тех или иных явлений действительности, собственные взгляды и мнения. Очень бурно происходит рост самосознания»

В старших классах приоритетным направлением в работе преподавателя становится воспитание творчески развитой личности, социально ориентированной, способной к самореализации. Учащиеся уже способны к самообразованию, систематизации добытой информации и полученных знаний, а также к обобщению знаний в единую картину мира, в стремлении познать философский смысл явлений. У ребят уже сформированы качества характера, позволяющие усилием воли достигать поставленных перед собой целей.  

Добиться хороших результатов в обучении и развитии учащихся помогает внедрение в образовательный процесс современных технологий, таких как ИКТ, проектный и исследовательский методы и др. В нашей школе существует несколько долгосрочных проектов интересных и полезных детям для их профессионального и нравственного становления.

«Праздник музыкальной грамотности» – образовательный проект, целью которого является пробуждение интереса к предмету и повышение качества знаний и умений по сольфеджио. В рамках проекта проходит школьная олимпиада и конкурс – концерт по подбору аккомпанемента «Мы играем и поем».  Победители олимпиады представляют школу на зональной и городской олимпиадах по сольфеджио.

«Парад эпох» – исследовательский проект по музыкальной литературе, позволяющий школьникам проявить аналитические и творческие способности, призванный также расширить кругозор, сформировать компетенции школьников по предмету. Свои исследовательские работы ребята представляют на тематических семинарах, выступают перед родителями и одноклассниками, защищают на конкурсах, конференциях различного уровня.

«Мелодии родного города» – краеведческий проект, целью которого стало расширение знаний о культурной жизни Самары и Самарского края, воспитание патриотических чувств, чувства любви к своей «малой родине», развитие творческой активности и познавательного интереса учащихся.

  «Вижу мир добрыми глазами» – социальный проект, созданный в стремлении помочь детям обрести внутреннюю гармонию, научить учащихся позитивно воспринимать окружающий мир, развить коммуникативные   навыки и творческие способности, а также укрепить духовное и нравственное здоровье детей.

В рамках школьного проекта «Я помню! Я горжусь!» ребятами было создано много достойных работ, ставших лауреатами международных и всероссийских конкурсов, организованы встреча с ветеранами, проведены концерты, посвященные Великой Победе и ее героям.

Нравственное воспитание – процесс кропотливый и долгий. Показатели результата не всегда проявляются на вербальном уровне и не бывают сиюминутными. Часто это происходит косвенным путем: ученик задумался, проявил интерес, стал серьезнее, доброжелательнее, общительнее, научился работать в коллективе, увлекся предметом.

 На одном из уроков ребята сформулировали фразу, которую я часто цитирую: «Музыкальная культура – это почва, на которой вырастают цивилизации, в то же время, – это среда, которая формирует все лучшие качества человечества».

Погружение в музыку и ее изучение, исследовательские проекты и конкурсные выступления, просветительские концерты, совместные походы в театры и на выставки, – все это питательная культурная среда, в которой происходит духовное становление школьника. Классическая музыка, проверенная веками, является эталоном и одновременно камертоном для подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания подрастающего поколения через природоохранную и исследовательскую деятельность

Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира.В. А. Сухомлинский(слайд1)    Формирования экологичес...

Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами семейного туризма

Семейный туризм имеет очень большое социальное значение. Он укрепляет семью, способствует сближению родителей и детей, а также служит отличным средством для расширения кругозора. Туризм способен реали...

ПРОЕКТ « ЖИВИ И ПРОЦВЕТАЙ, НАРОДНАЯ ПЕСНЯ» духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами славянской культуры

В наше время все очевидней становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это актуально как для народных обычаев, традиций и...

Эссе. Формирование мировоззрения подрастающего поколения.

В работе рассматриваются возможности духовно-нравственного воспитания молодежи. Изучение этой темы является особенно важным, поскольку педагоги  сталкиваются с целым рядом проблем....

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ.

Духовно-нравственное и патриотическое восптание подростающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ....

Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях.

Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях....