Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Театральный сундучок" для детей 4-5 лет
учебно-методический материал

Федорова Анастасия Сергеевна

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад «Сказка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»

 

СОГЛАСОВАНО:                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

решением                                                                                         Директор

педагогического совета                                                

                                                                                                           ___________О.А. Шахова

                                                                                                          31 августа 2020 года

Дополнительная общеразвивающая программа

дополнительного образования

«Театральный сундучок»

для детей 4-5 лет

                                                     

                                                       

   Специалист:

воспитатель

                                                              Федорова А. С., высшая квалификационная категория   

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ………………………………………………….3
  2. Цели, задачи ……………………………………………………………..4
  3. Учебно-тематический план ……………………………………………..4
  4. Содержание программы …………………………………………………26
  5. Годовой календарный учебный график ……………………………….28
  6. Организационно - педагогические условия реализации программы...28
  7. Планируемые результаты ……………………………………………….29
  8.  Оценочные и методические материалы ……………………………….29

- Формы контроля ……………………………………………………….29

- Критерии отслеживания усвоения программы ……………………...29

- Литература ……………………………………………………………...30

  1. Приложение ……………………………………………………………....31

                                                                                 

   

  1. Пояснительная записка.

         Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в

которых, каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем

не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной

речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малых лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры-занятия.

Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий

из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, умение ориентироваться в обществе среди сверстников и взрослых. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Актуальность:

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции

личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Новизна программы заключается: 

- в раннем включении детей в театрализованную деятельность;

-драматизация сказок, игры, кукольных постановок, этюдов, мини-сценок и т.д. соответствует единой теме - творческому самовыражению ребенка.

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции.

Программа «Театральный сундучок» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на развитие его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театральном искусстве.

  1. Цели и задачи реализации  Программы по дополнительному образованию.

Цель - развитие артистических способностей детей в возрасте от 4 до 5 лет через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.

2. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.

3. Познакомить детей с историей театра, с основами театральной культуры.

4. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности и сценическому искусству.

5. Знакомить с театральной игрой, ритмопластикой, культурой и техникой речи; со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.

  1. Учебно – тематический план.

п/п

Название раздела

Содержание раздела

Задачи

Количество часов

1.

Вводное  занятие.

Мониторинг

Выявление уровня развития детей  по театральному искусству

Дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

2

2.

Театральная

игра

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности,

свойственный человеку.

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении

слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно этические качества.

18

3.

Ритмопластика

Ритмопластика включает в

себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения,

призванные обеспечивать

развитие естественных психомоторных способностей

дошкольников, свободы и

выразительности телодвижений, обретение ощущения

гармонии своего тела с окружающим миром.

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую

ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных

пластических движений.

18

4.

Культура и

техника речи

Данный раздел работы объединяет игры и упражнения,

направленные на развитие

дыхания и свободы речевого аппарата.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,

разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

10

5.

Основы театральной культуры

Этот раздел работы призван

познакомить детей с элементарными понятиями,

профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы

актерского мастерства;

культура зрителя).

Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

8

6.

Работа над спектаклем.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах

и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от

этюдов к рождению спектакля.

Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно,

осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас.

27

7.

Итоговое занятие.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Выявление уровня развития детей  по театральному искусству.

3

Итого:

86

Месяц

№ п/п

Тема занятия

Задачи занятия

Приемы

Материал

Октябрь

1

Вводное

1. Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке.

2.Способствовать возникновению дружеских

Взаимоотношений.

1. Первое посещение детьми театральной комнаты (зала), беседа;

2. Игра «Назови свое имя»

3.Знакомство с детьми.

2, 3

«Изменю себя друзья,

догадайтесь кто же я »

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу

для дружеских взаимоотношений.

2. Развивать способность понимать собеседника.

3. Познакомить детей с  народными костюмами.

1.Беседа с детьми.

2.Ряженье в костюмы.

3.Имитационные этюды

Русские народные костюмы, элементы костюмов: маски, очки, платки и т.д.

4,5

«Пойми меня»

1.Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

2. Активизировать детей на создание игровой мотивации.

1.Отгадывание загадок.2.Беседа.        

3.Игровые упражнения.

Иллюстрации животных и предметов по теме занятия.

6,7

Язык жестов

1. Познакомить с понятием «Жесты, язык жестов». 2.Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса

1. Игра «Где мы были, мы не скажем».

2. Беседа с детьми.

3. Подвижная игра «Смешные мышки»

8.

«Раз, два, три, четыре, пять — вы хотите поиграть?»

1. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.

2. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

3. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».

1. Игра «Театральная разминка».

2. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».

Итого: 8 занятий

Ноябрь

1

«Игры с бабушкой

Забавушкой »

1. Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.

1.Создание игровой мотивации. 2.Игры и

упражнения «Диктор», «Изобрази героя».

2

«Колобок наш удалой»

  1. Развивать фантазию.
  2. Совершенствовать выразительность движений.
  3. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой.

1. Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок» с показом настольного театра.

2. Вопросы по содержанию.

3. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

 Иллюстрации к сказке «Колобок»

3.

«Колобок не тот, а

другой»

1. Способствовать объединению детей к совместной

деятельности.

2. Учить средствами мимики и жестов передавать

наиболее характерные черты персонажа сказки.

3.Формировать дружеские взаимоотношения.

1.Отгадывание загадок, с изображением их

героев.

2. Этюды на выразительность передачи

образов (изображение с помощью мимики,

жестов).

 Картинки – отгадки к загадкам.

4.

«Вот это Колобок – хитрый маленький зверек».

1.  Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.

2.Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

3.  Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

1. Создание игровой  мотивации.

2.Ведение диалога с детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Колобок – колючий бок»

5

«Колобок- наш Колобок, Колобок – колючий бок.»

1.  Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.

2.Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

3.  Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

1. Рассматривание костюмов и ряжение.

2. Драматизация сказки «Колобок – колючий бок»

6.

«Колобок – наш колобок,

колобок – колючий бок»

1. Учить характерной передаче образов движениями

рук, пальцев.

2. Развивать фантазию.

1.Драматизация сказки «Колобок – колючий

бок»

2.Игра «Скажи о друге ласковое слово».

7.

«Одну простую сказку хотим мы показать»

1. Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

2. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

3. Расширять «словарь» жестов и мимики.

1.Пантомимическая игра.

2. Введение понятия «пантомима».

3. Творческая игра «Что это за сказка?»

8.

«Играем пальчиками»

  1. Учить характерной передачи образов движениями рук, пальцев.
  2. Закреплять в речи детей понятие «пантомима».

1. Повторение и закрепление понятия «пантомима»

2.Игровые упражнения с помощью пальчиков.

3. Игра – инсценировка с помощью пальчиков.

Картотека пальчиковых игр

Итого: 8 занятий

Декабрь

1

«Постучимся в теремок»

1.Развивать фантазию.

2.Совершенствовать выразительность движений.

3.Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой.

1. Игра – загадка «Узнай, кто это?»

2. Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок».

3. Этюд на расслабление и фантазию «Разговор с лесом».

2.

«Многим домик послужил, кто только в домике не жил»

1.  Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.

2.Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

3.  Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

1.  Пересказ сказки В. Бианки «Теремок» детьми по частям.

2.  Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

3.

«Дятел выдолбил дупло, сухое теплое оно»

1.Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению.

  1. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.
  2. Развивать умение охарактеризовать героев сказки.

4.Совершенствовать интонационную выразительность.

1.Погружение в сказочную атмосферу.

2. Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок».

3. Характеристика персонажей сказки.

4. Интонационные упражнения.

 4,5

«Косолапый приходил, теремочек развалил»

1.  Учить узнавать героя по характерным признакам.

2.Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

3.  Формировать дружеские взаимоотношения

1.  Игра «Угадай героя».

2.  Драматизация сказки.

6.

«Очень жить на свете туго без подруги или друга».

1. Способствовать объединению детей в совместной

деятельности.

2.Совершенствовать выразительность движений.

3. Активизировать внимание детей при знакомстве с

новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой.

1. Чтение стихотворения. Беседа о друзьях. 2.Рассказывание сказки

«Лучшие друзья».

3. Беседа по содержанию.

4. Игра « Скажи о друге ласково»

7.

Косой хвастался, смеял-

ся, чуть лисе он не

попался»

1. Учить средствами мимики и жестов передавать

наиболее характерные черты персонажа сказки.

1.Отгадывание загадок на содержание сказки.

2.Этюды на выразительность передачи образа.

8.

«Зайца съела бы лиса,

если б не его друзья»

1. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.

2.Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, тело-

движением.

3. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

1. Беседа с детьми

2.Рассказывание сказки детьми «Лучшие

друзья».

3.Общий танец.

Итого: 8 занятий

Январь

1.

«Учимся говорить по – разному»

1.  Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи.

2.  Развивать интонационный строй речи у детей.

3.  Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.

4.  Развивать коммуникативные способности.

1. Вводная беседа.

2.  Введение. Объяснение понятия «интонация».

3.  Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности

2.

«Учимся четко говорить»

1.  С помощью сказки развивать фантазию детей.

2.  Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

1.  Погружение в сказочную ситуацию.

2.  Введение понятия «скороговорка».

3.  Игра-упражнение «Едем на паровозе».

4.Физкультминутка «Буратино».

5.  Обобщение.

3.

Показ сказки детям своей

группы «Лучшие друзья»

1.Учить узнавать героя по характерным признакам.

2.Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

3.Формировать дружеские взаимоотношения.

1.Драматизация сказки «Лучшие друзья».

2.Мимические этюды у зеркала (упражнения

на выразительность движений).

Зеркала на каждого ребенка

4.

«Вот как я умею»

1. Упражнять детей в проговаривании фраз с раз-

личной интонацией.

2. Развивать коммуникативные способности.

3.Формировать дружеские взаимоотношения.

1.Игра «Что я умею».

2.Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я

умею».

3.Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я

говорю».

5.

«В тесноте да не в обиде »

1. С помощью мимических этюдов развивать фантазию детей.

2. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

3.Формировать дружеские взаимоотношения.

1.Отгадывание загадок.

2.Веселый танец.

6.

«Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»

1.  Уточнить понятие «скороговорка».

2.  Развивать у детей дикцию.

3.  Пополнить понятийный запас детей новым понятием «рифма».

4.  Упражнять в придумывании рифмы к словам.

5.  Учить работать вместе, сообща, дружно.

1.  Повторение понятия «скороговорка».

2.  Игра «Едем на поезде».

3.  Введение понятия «рифма».

4.  Дидактическая игра «Придумай рифму».

5.Физкультминутка.

6.  Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога.

Итого: 6 занятий

Февраль

1, 2

«Ох, красивый теремок,

очень, очень он высок»

1. Создать положительный эмоциональный настрой.

2.Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

1.Рассказывание украинкой сказки «Рукавичка

2. Беседа по содержанию сказки и сравнение со сказкой «Теремок».

3. Подготовка к драматизации сказки.

3.

Показ сказки «Теремок»

родителям своей группы

1. Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.

2. Учить связно и логично передавать мысли.

3.Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

1.Драматизация сказки «Теремок»

Костюмы героев сказки. Музыкальное сопровождение, декорации.

4.

«Лису зайка в дом

впустил, много слез,

потом пролил»

1.Совершенствовать умение детей драматизировать

сказку.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к

другу.

3. Учить детей коллективно и согласованно взаимо-

действовать, проявляя свою индивидуальность

1.Рассказывание русской народной сказки

«Заюшкина избушка».

2.Пантомимические этюды.

3.Пантомимическая игра «Угадай, кого

покажу».

5.

«Кто зайчишке бы

помог?»

1. Развивать у детей творческое воображение,

2. Учить последовательно излагать мысли по ходу

сюжета.

3.Совершенствовать навыки групповой работы.

1.Рассказывание русской народной сказки

«Заюшкина избушка» детьми с помощью

воспитателя.

6.

«Сочиняем новую сказку»

1.  Развивать у детей творческое воображение.

2.  Учить последовательно, излагать мысли по ходу сюжета.

3.Совершенствовать навыки групповой работы.

1.  Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик» (3).

2.  Беседа по содержанию.

3.  Сочинение продолжения сказки.

7.

«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем»

1.  Развивать у детей творческое воображение.

2.  Учить выразительно, передавать характерные особенности героев сказки.

3.  Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).

1.  Погружение в сказку, придуманную детьми.

2.  Пантомимическая игра «Узнай героя».

3.  Драматизация сказки.

8.

«Мы играем»

1.Совершенствовать умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства

выразительности.

2. Воспитывать уверенность в себе, в своих силах.

1.Этюды на выражение основных

Эмоций.

2. Этюды на выразительность движений.

Итого: 8 занятий

Март

1

Показ малышам сказки «Заюшкина избушка».

1. Развивать у детей творческое воображение

 2. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки.

3. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе.

Драматизация сказки «Заюшкина избушка».

Костюмы героев сказки. Музыкальное сопровождение, декорации

2.

«Наши эмоции»

1.  Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «страх», «злость».

2.  Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующею мимику у себя на лице.

3.Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли.

1.Рассматривание сюжетных картинок.

2.  Беседа.

3.  Упражнение «изобрази эмоцию».

4.  Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость, страх.

5.  Этюды на изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти.

Сюжетные картинки с изображением разных эмоций

3.

«Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»

1.  Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса.

2.  Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос.

3.  Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающие различные эмоции.

4. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

1.Рассматривание графических карточек.

2.  Беседа.        

3.  Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»).

Графические карточки с изображением эмоций и мимики.

4.

«Вот как я умею»

1.Совершенствовать умения детей передавать образы персонажей стихотворения, используя разные средства

выразительности.

2. Воспитывать уверенность в себе, в своих силах.

1. Игра «Что я умею»

2. Чтение стихотворения Б. Заходера  «Вот как я умею»

3. Инсценировка стихотворения

5.

«Как лисица не старалась, все ж ей утка не попалась»

1.Совершенствовать умение изображать ту или

иную эмоцию.

2. Закреплять умение детей логично, связно излагать

мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения.

1. Упражнение на выразительность движений и мимики.

2. Чтение сказки «Как утка лису вылечила».

3.Упражнение на интонационную выразительность

4. Повторное чтение сказки.

6.

«Хитрая уточка»

1. Создать положительный эмоциональный настрой.

2.Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

1. Упражнение на выразительность движений.

2. Мимические этюды у зеркала

7.

«Как утка лису вылечила»

1. Развивать у детей творческое воображение

 2. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки.

3. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе.

1. Распределение ролей.

2.Определение игрового пространства.

3. Драматизация сказки «Как утка  лису вылечила»

8.

Игровое занятие

1.  Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса.

2.  Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос.

3.  Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающие различные эмоции.

4. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

1. Этюды на выразительность движений.

2. Этюды на выражение основных эмоций ( «Изобрази жестом», «Глухая избушка», «Тише», «Ласка», «Вкусная конфета».)

Итого: 8 занятий

Апрель

1

«Щенок спал около

дивана, вдруг услышал

рядом «мяу»!

1. Учить распознавать эмоциональные состояния по

мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость».

2.Совершенствовать умение детей связно и логично

излагать свои мысли.

1.Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал

«мяу»?».

2.Пантомимические этюды (озорной щенок,

гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака).

2.

«Только «мяу» где

сыскать?»

1.Совершенствовать умение изображать ту или

иную эмоцию.

2. Закреплять умение детей логично, связно излагать

мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения.

 1.Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал

«мяу»?» детьми с помощью воспитателя.

2.Пантомимическая игра «Угадай, кто

сказал?».

3.Упражнение в интонировании диалогов.

3.

«Не вы ли «мяу-мяу»

говорили?»

1. Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса.

2. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос.

3. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции.

4. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

1. Упражнения в интонировании диалогов.

2.Пантомимическая игра «Угадай, кого

встретил щенок?»

4, 5.

«Кто сказал «Мяу?»

1. Развивать у детей творческое воображение

 2. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки.

3. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе.

1. Подготовка к драматизации.

2.

6.

Драматизация сказки «Кто сказал «мяу?»

1. Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.

2. Учить связно и логично передавать мысли.

3.Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

Драматизация сказки «Кто сказал «мяу?»

Костюмы героев сказки. Музыкальное сопровождение, декорации.

7.

«Невоспитанный

мышонок один остался,

без друзей»

1. Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки.

2. Закреплять умение распознавать эмоциональные

состояния по различным признакам.

3. Способствовать открытому проявлению эмоций и

чувств различными способами. 4.Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу).

1.Чтение стихотворения «Добрые слова».

2.Игра «Назови вежливое слово».

3.Рассказывание сказки «Сказка о

невоспитанном мышонке».

8.

«Мышонок глупым

оказался, он от мамы отказался»

1.Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу).

2.Совершенствовать умение передавать настроение

персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности.

(выразительности эмоции грусти и радости)

1.Беседа по содержанию сказки.

2.Работа над

выразительностью исполнения (выразительности эмоции грусти и радости)

Итого: 8 занятий

Май

1

«Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить?»

Совершенствовать умение передавать настроение

персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности.

(выразительности эмоции грусти и радости)

1. Загадывание загадки о сказке.

2.Беседа по содержанию.

3. Игра на интонирование вежливых слов.

Рассказывание сказки детьми.

2.

«Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть»

1.Закреплять умение распознавать эмоциональные

состояния по различным признакам.

2. Способствовать открытому проявлению эмоций и

чувств различными способами. 3.Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу).

1. Чтение стихотворения

2. Беседа по содержанию сказки

3. Работа над выразительностью исполнения (выражением эмоций грусти и радости)

3,4

«Сказка о невоспитанном

мышонке»

1.Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.

2.Совершенствовать выразительность в передаче

образов персонажей сказки.

1.Подготовка к драматизации, подготовка декораций

5, 6.

«Сказка о невоспитанном

мышонке»

1.Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.

2. Развивать социальные навыки общения.

1.Игра на интонировании вежливых слов

(здравствуйте, до свидания, спасибо, извините,

радостно, приветливо, угрюмо, уверенно,

вежливо).

2.Подготовка к драматизации.

7.

Показ сказки «Сказка о невоспитанном мышонке» мамам.

1. Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказ-

ку.

2. Продолжать развивать у детей умение различать

основные человеческие эмоции (страх, радость),

изображать их, находить выход из ситуаций.

3. Продолжать учить грамотно, отвечать на вопросы

по содержанию сказки.

Драматизация сказки

Костюмы героев сказки. Музыкальное сопровождение, декорации.

8.

Итоговое занятие. Мониторинг.

Подведение итогов, обмен впечатлениями.

1. Беседа с детьми

2. Отгадывание загадок.

3. Драматизация любимых сказок детьми.

4.Веселая пляска.

Итого: 8 занятий

Июнь

1.

«Упрямые ежата»

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений

2. Развивать способность понимать собеседника.

3. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.

1. Сюрпризный момент.

2. Рассказывание истории про двух ежат.

3. Беседа.

4. Придумывание окончания истории детьми и показ на ширме.

2.

«Вот так яблоко!»

1. Создать положительный эмоциональный настрой.

2.Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

1. Игра на выразительность мимики.

2. Рассказывание сказки В.Сутеева «Яблоко»

3. Беседа по содержанию.

4. Слушание музыкальных фрагментов.

5. Имитационные упражнения.

3.

«Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех им разделить».

1. Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

2. Учить средствами мимики и жестов передавать

наиболее характерные черты персонажа сказки.

3. Расширять «словарь» жестов и мимики.

1. Музыкальная загадка.

2. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В. Сутеева "Яблоко"

3. Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.

4,5

«Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири!»

1.Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.

2. Развивать социальные навыки общения.

1. Сюрпризный момент.

2. Рассказывание и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью перчаточного театра.

3.Пантомимическая игра «Пойми меня».

 6,7

«Мишка всех помирил, уму – разуму научил.

1.Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.

2. Развивать социальные навыки общения.

Подготовка к драматизации

8.

Драматизация сказки В.Сутеева «Яблоко» детям средней группы

1. Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.

2. Учить связно и логично передавать мысли.

3.Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

Драматизация сказки В.Сутеева «Яблоко»

Итого: 8 занятий

Июль

1, 2

«Когда страшно, видится то. Чего нет»

1.  Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.

2.  Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из ситуаций.

3.  Продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

1.  Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики»

2.  Беседа по сказке

3.  Изображение эмоции страха.

4.  Рассказы детей из личного опыта.

3,4

«Каждому страх большим кажется»

1.  Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки.

2.Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев.

3.  Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх) по определенным признакам.

1.  Беседа по сказке «У страха глаза велики».

2.  Пантомимическая игра «Изобрази героя».

3.  Повторное слушание сказки.

5,6

«Преодолеем страх»

1.  Закрепить умение детей изображать страх.

2.  Учить преодолевать это состояние.

3.Совершенствовать умение детей логично и выразительно пересказывать сказку.

1. Рассматривание картинки «Страшно». Беседа.

2.  Изображение различных степеней страха.

3.  Игра «Преодолеем страх».

4.  Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики».

7.

«У страха глаза велики»

1.Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.

2.  Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты.

1.  Распределение ролей.

2.  Ряжение в костюмы.

3.   Репетиция драматизации сказки «У страха глаза велики».

8.

Драматизация сказки «У страха глаза велики».

1. Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.

2. Учить связно и логично передавать мысли.

3.Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

Драматизация сказки «У страха глаза велики».

Итого: 8 занятий

Август

1.

«Каждый хочет спрятаться

под маленький гриб»

1.Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций.

2. Закреплять умение детей полно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.

1.Сюрпризный момент - загадка.

2.Рассказывание сказки В. Сутеева «Под

грибом».

3.Игра-конкурс «Попросись под грибок».

2.

«Дождик льет, льет, а

грибочек все растет»

1.Совершенствовать свои исполнительские умения

в роли рассказчика сказки.

2. Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи,

дружбы.

1.Загадывание загадок. 2.Рассматривание

иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по

ним.

3.Игра-имитация «Угадай, кто просился под

грибок»

3.

«Гриб-великан»

1. Закрепить умение детей бесконфликтно общаться

в ходе подготовки к драматизации сказки.

2.Совершенствовать исполнительское мастерство,

выразительность в передаче образов героев сказки.

1.Игра-имитация «Пойми меня».

2.Подготовка к драматизации.

4.

«Вот так гриб-великан,

всем хватило место там»

1. Закрепить умение детей бесконфликтно общаться

в ходе подготовки к драматизации сказки.

2. Совершенствовать исполнительское мастерство,

выразительность в передаче образов героев сказки.

1.Игра-имитация «Пойми меня».

2.Подготовка к драматизации.

5,6

Закрепление

Закреплять умение детей использовать различные

средства выразительности в передаче образов героев

сказок

Подготовка к драматизации.

7.

«Под грибом»

Закреплять умение детей использовать различные

средства выразительности в передаче образов героев

сказок

1.Драматизация сказки В.Сутеева « Под

грибом».

2.Пляски героев.

8.

Итоговое занятие.

Подведение итогов, обмен впечатлениями.

1. Беседа с детьми

2. Отгадывание загадок.

3. Драматизация любимых сказок детьми.

4.Веселая пляска.

Итого: 8 занятия

Итого в год: (11 месяцев) 86 занятий.

IV. Содержание программы.

Принципы:

Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей

игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно

пережитый) компоненты.

Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной деятельности с

разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

Согласно принципу импровизационности театрализованная деятельность рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения

у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий.

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий.

Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям.

Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении ролей

(текстов)

Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в

природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и пони-

мание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в детском коллективе.

Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности,

в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой

деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Значимые для разработки и реализации программы

«Театральный сундучок» характеристики

Характеристика развития детей от 4 -5 лет

Основные направления развития театрализованной деятельности-игры состоят в постепенном переходе ребенка 4-5 в летнем возрасте от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена. В 4-5 летнем возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями.

Формы организации образовательной процесса

В программе «Театральный сундучок» для детей  4 -5 лет представлен перечень форм организации организованной образовательной деятельности детей, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно.

В работе с детьми дошкольного возраста используются преимущественно игровые,

сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для детей 4-5 лет деятельности - игр-занятий.

Для усвоения материала используются следующие приемы обучения:

  • игра
  • игровая импровизация
  • инсценировки и драматизация
  • объяснение
  • чтение и рассказ педагога
  • показ
  • личный пример
  • беседы
  • прослушивание в грамзаписи детских песен, танцевальной музыки, потешек, попевок и
  • сказок
  • разучивание произведений устного народного творчества
  • обсуждение
  • наблюдение

В основе организации образовательного процесса положен комплексно- тематический принцип (Календарь праздников (событий)) с ведущей игровой деятельностью с учетом интеграции образовательных областей, который способствует обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Построение образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие

возможности для развития детей и способствует организовать информацию оптимальным

способом. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность,

обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности

и творчества.

Каждое занятие включает:

-упражнения для эмоционально-положительного развития ребенка;

-упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);

-задания для развития интонационной выразительности;

-образные упражнения, игры - превращения «учись владеть своим телом»;

-упражнения на развитие детской пластики;

-упражнения на развитие выразительной мимики;

-элементы искусства пантомимы;

-театральные этюды;

-задания на развитие коммуникабельности и умения доброжелательно общаться как со

сверстниками, так и со взрослыми в разных ситуациях;

-подготовка и разыгрывание сказок, инсценировок, различных худ. произведений, где

происходит знакомство не только с текстом, но и со средствами драматизации - жестом,

мимикой, движением, костюмом, декорациями.

  1. Годовой календарный учебный график

Объем образовательной нагрузки

Средняя группа

В неделю

2

В месяц

8

В год

86

Время занятия

30 минут

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена детям средней группы, возраст 4-5 лет.

Форма организации занятий: подгрупповая.

Общее количество: 86 занятий.

Продолжительность занятий 2 раза в неделю по 30 минут.

Итоговое занятие в индивидуальной или подгрупповой форме с присутствием родителей проводится в начале мая.

  1. Организационно – педагогические условия реализации программы.

Занятия по реализации данной программы проводятся в групповой комнате, в музыкальном зале или в театральном уголке. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях используются  в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей.

Материально-техническое оснащение.

-ширмы, сказочные герои, необходимые для реализации программы;

-куклы;

- декорации;

- костюмы;

- настольный кукольный театр;

- иллюстрации по сказкам;

- куклы би -ба –бо.

  1. Планируемые результаты.

 У обучающих:

- активизирован словарь,   усовершенствована звуковую культуру речи, интонационная выразительность, диалогическая и монологическая речь.

- дети знакомы с историей театра, с основами театральной культуры.

-  развит  интерес к театрально-игровой деятельности и сценическому искусству.

- знакомы с театральной игрой, ритмопластикой, культурой и техникой речи; со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос,  движения.

 

Умеют:

- слушать и понимать;

-  двигаться в соответствии с характером сказочного персонажа;

-  точно исполнять движения кукол;

- действовать синхронно и выразительно в группе;

-  ориентироваться в пространстве;

- запоминать и выполнять самостоятельно, без подсказки.

- сочувствовать, сопереживать другим людям.

                                                        

  1. Оценочные и методические материалы.

-  Формы контроля:

Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового или индивидуального  занятия с присутствием родителей. Своеобразным  показателем эффективности проводимых занятий  могут быть  отзывы  родителей о повышении интереса к театральному искусству.

Осуществление полноценного образовательного процесса  обучения театральному искусству невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса:

они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий (разучивании с ребенком текста для спектакля, подготовка атрибутов и декораций к инсценировке).

-Форма подведения итогов:

проведение представлений, драматизаций сказок, участие в праздниках и концертах детского сада.

-  Критерии отслеживания усвоения программы:

В начале и в конце обучения по дополнительной общеразвивающей программе дополнительного образования «Театральный сундучок» для детей 4-5 лет проводится  диагностика уровня практического осознания  театрального искусства. (см. приложение 1.)

                        

Литература.

1. « Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Махнёва, Творческий

центр « Сфера», 2003г.

2. “Театрализованные игры в д/с” Е.И.Касаткина

3. « Театрализованные игры в детском саду» Н.Ф.Губанова, «Мозаика-синтез»

Москва, 2016г.

4. Григорьева Т.С. Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012

5. Князева О.Л.– Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2003.

6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.,6.

7. Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений Автор составитель: Издательство: Сфера Год: 2001

8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная Пресса», 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

9. Сорокина Н.Д. Программа “Театр – Творчество – Дети”: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов, АРКТИ, 2004г.

10. Сорокина Н.Ф.. «Сценарии театральных занятий в детском саду» Москва 2004 год. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М.: «АРКТИ», 2001. Сборник « театральные игры, этюды, сценки, пьесы». (По материалам интернета)

IX.  ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Диагностика уровня развития детей 

по дополнительной общеразвивающей программе дополнительного образования «Театральный сундучок» для детей 4-5 лет.

Ф.И. ребенка

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоционально – образное развитие

Навыки кукловождения

Основы коллективной творческой деятельности

1

2

Механизм оценки получаемых результатов

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля. 

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.              

 2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.  

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.  

4. Навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения. 

5.Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

 Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. 

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем. 

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...