ОБЩЕСТВЕННО АКТИВНАЯ ШКОЛА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ОБЩНОСТИ
статья

Заволокина Татьяна Николаевна

Проблема формирования и развития детско-взрослой общности представляется актуальной для современной школы. Именно в совместной деятельности ребенка и взрослого формируются все необходимые личностные и социальные компетенции учащихся. Общественно активная школа обладает необходимым потенциалом для развития детско-взрослой общности внутри образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zavolokina_tn2.docx156.22 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕСТВЕННО АКТИВНАЯ ШКОЛА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ОБЩНОСТИ

Т.Н. Заволокина

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 77 Петроградского района Санкт-Петербурга

Проблема формирования и развития детско-взрослой общности представляется актуальной для современной школы. Именно в совместной деятельности ребенка и взрослого формируются все необходимые личностные и социальные компетенции учащихся. Общественно активная школа обладает необходимым потенциалом для развития детско-взрослой общности внутри образовательной организации.

Ключевые слова: общественно активная школа, детско-взрослая общность,  социальное партнерство, добровольчество, социализация, гражданская инициатива, демократизация, уклад школьной жизни.

Key words: social active school, adult-children community, social partnership, volunteering, socialization, social initiative, democratization, school culture.

      Исследование проблем формирования и развития детско-взрослой общности является актуальным для современной школы. Именно в совместной деятельности ребенка и взрослого, организованной педагогически целесообразно, формируются все необходимые личностные и социальные компетенции. [1] В данном контексте небезынтересно изучение связи потенциала общественно активной школы (далее – ОАШ) и традиционных образовательных моделей для развития детско-взрослой общности (далее – ДВО) внутри образовательной организации. Может ли модель ОАШ стать эффективным инструментом развития ДВО?  

     Под детско-взрослой общностью понимается  «первичная малая группа детей и взрослых, объединенных на основе эмоционально-психологической включенности, чувстве единения и принадлежности к группе, проявляющая схожие потребности и интересы, осуществляющая пересечение ценностей и смыслов участников в непосредственном межпозиционном взаимодействии детей и взрослых, отражающая характер эмоционально-психологических связей и отношений между участниками». [2]     Как нам кажется, можно выделить  разные типы ДВО, связанные по смыслу и характеру деятельности с существующими моделями ОАШ. Например, принцип «демократизации» школы, являющийся базовым для любой модели ОАШ, может найти свое реальное воплощение в такой совместной деятельности детей и взрослых, как социальное проектирование образовательного пространства внутри и вокруг школы – создание осмысленной и комфортной для учебы и досуга среды. Всем участникам образовательного процесса (детям и взрослым) необходимо научиться договариваться о том, по каким законам «жить» в пространстве школы. Ученикам важно научиться быть автором, то есть брать ответственность за все этапы проекта – от замысла и целеполагания до заключительного этапа реализации и последующей оценки, необходимо научиться договариваться друг с другом в совместной деятельности. Очевидна необходимость отхода от таких форм образования, где отсутствует реальность поля действия, продуцирования и реальность инициации «своего». [3]

      Непосредственные контактные взаимодействия, совместная деятельность, общение – это то, что напрямую связывает мир детей и взрослых в единую саморазвивающуюся воспитывающую общность, без которой немыслима ни одна воспитательная система.

Можно выделить ключевые индикаторы общности:

  1. Партнерская коммуникация (обмен ресурсами, взаимопомощь, умение договариваться)
  2. Наличие общих интересов, проблем, ценностей (востребованность интеллектуального общения, характер действия и взаимодействия в кризисных ситуациях)
  3. Понимание и принятие образа жизни друг друга (адекватность воспроизведения образа жизни друг друга, степень критичности позиции, степень сотрудничества).

     Для проверки гипотезы исследования были выбраны следующие инструменты: проведение качественного исследования в формате фокус-группы «Что значит быть взрослыми?» [4], а также опрос (метод анкетирования) среди учеников, учителей и родителей. Всего было проведено 6 фокус-групп c участием 72 учеников старших классов петербургских школ. В ходе проведения фокус-групп участникам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Сформулируйте два признака, которые отличают взрослого человека от невзрослого?

2. Какие испытания (подобно древним обрядам инициации) могли бы проявлять готовность к взрослой жизни?

3. Оцените по выделенным вами критериям взрослости себя и ближайшего взрослого (родителя).

     По первому вопросу мнения учеников внутри фокус-групп практически не разделились, были названы два ключевых признака «взрослости» - самостоятельность и ответственность. По второму вопросу разница в суждениях также была некритичной. Удалось выделить общие основания для понимания подростками «взрослости»: 1 - независимость, внутренняя свобода; 2 – самостоятельность; 3 – ответственность; 4 – самостоятельность и ответственность за другого. Участниками фокус-групп были сформулированы 5 критериев «взрослости» и далее в ходе голосования был получен средний балл по каждому критерию, который позволил увидеть общее мнение группы по вопросу. Анализ проведенных фокус-групп показал, что восприятие подростками взрослого мира достаточно адекватно, есть большая потребность в общении, заинтересованность в диалоге. В ходе проведения фокус-групп и включенного наблюдения выявилась не патерналистская, а партнерская позиция подростков по отношению к взрослым, их потребность и готовность к конструктивному диалогу.

Рис.1

Средний балл, полученный в ходе голосования по выделенным критериям

(критерий 1 – способность оценивать свои действия, делать выводы, критерий 2 - умение отвечать за последствия, критерий 3 - способность реализовывать желания,  критерий 4 - способность отвечать за других, критерий 5 - способность делать выбор, принимать решения)

     Следует сказать о том, что сама процедура проведения фокус-группы позволяет в достаточной степени оценить возникшую общность, поскольку в процессе совместной деятельности как раз и проверяются ключевые индикаторы ДВО, такие как умение договариваться, взаимопомощь, степень сотрудничества, степень критичности по отношению к позиции друг друга. Так, в ходе проведения фокус-групп участниками исследования были продемонстрированы достаточно высокие показатели степени сформированности ключевых индикаторов ДВО, однако % сформированности по отдельным критериям значительно колебался (от 44 до 100%), что позволяет сделать вывод о необходимости расширения поля ответственности и одновременно межпозиционного взаимодействия детей и взрослых.  

     Промежуточные результаты анкетирования также подтвердили вывод о необходимости создания условий для поддержки и развития ДВО в образовательной организации, а также необходимости выделения основных запросов подростков по отношению к родителям, учителям, другим значимым взрослым. Имеющийся на данный момент диагностический материал по оценке сложившихся форм ДВО внутри образовательной организации подтверждает гипотезу о том, что можно управлять направлениями развития ДВО образовательной организации, выявлять «западающие» и корректировать реализуемые направления развития. Можно предположить, что модель ОАШ, соответствующая основным  запросам участников образования – детей, родителей, учителей – является эффективным инструментом управления изменениями в ДВО.

     В вопросах выбора направлений развития организации  учащиеся, их родители и педагоги имеют точки соприкосновения. Поэтому важно в своем развитии ориентироваться на создание условий для развития ДВО, что возможно, на наш взгляд, с помощью потенциала ОАШ. При сравнении полученных результатов разных стейкхолдеров образовательной организации можно сделать выводы о совпадении взглядов на проблемы современного детства. Исследование выявило ряд общих позиций, не всегда характерных для разных участников образовательного процесса. «Полезность» детско-взрослого партнерства проявляется еще и в том, что различия в жизненном опыте формируют естественную среду общения, не замыкая в рамках возраста, опыта, знания, мировоззрения. Заказ на общественно активное образование со стороны ключевых стейкхолдеров образовательной организации проявляется в исследовании проблем ДВО в конкретной образовательной организации. Поскольку процесс развития для каждой школы неповторим, в показатели развития должны включаться «уникальные». В дальнейшем в исследовании планируется создать современную фокусированную типологию ОАШ, которая напрямую свяжется с потребностями определенной ДВО.

Библиографический список

  1. Корнетов, Г.Б. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: возможности общественно-активных школ [электронный ресурс]:  М., 2012. — 120 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 9) – УДК 373 (075.3). – URL: http://www.neweurasia.ru/media/Book_OASH.pdf  (дата обращения 27.07.13).
  2. Шустова И.Ю. Детско-взрослая общность как условие становления ценностно-смысловой ориентации ребенка. – Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28) с. 51-58
  3. Эльконин Б.Д. Современность и возраст. Цит. по: http://elkonin.ru/publ/sovremennost_i_vozrast/1-1-0-8
  4. Сценарий фокус-группы разработан Баронене С.Г. и апробирован в модельной группе на базе НИУ ВШЭ 10.03.2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие МОУ – СОШ №1 р.п. Степное в соответствии спринципами общественно - активной школы

В статье говориться отом, что в настоящее время очень важно,чтобы шкогл развивалась сотрудничая со всеми социальными учреждениями, чтобы ученики получали опыт социальной практики, общения ....

Развитие МОУ-СОШ№1 в соответствии с принципами общественно- активной школы

В статье говориться о том, что в настоящее время очень важно,чтобы школа развивалась сотрудничая со всеми социальными учреждениями, чтобы ученики получали опыт социальной практики, общения, взаимодейс...

"Весёлые старты" для учащихся 5-8 классов в рамках проекта "Общественно-активные школы России: перспектива"

Положение о соревнованияхСоревнования проводятся в целях укрепления здоровья подрастающего поколения, привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом....

Презентация лучших исследовательских работ учащихся на региональном семинаре «Общественно активная школа»

Мы хотим рассказать вам  о некоторых исследованиях наших учащихся. Мы представляем только социально ориентированные проекты, это связано с темой семинара...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Летний палаточный лагерь как условие формирования детско-взрослой событийной общности

Цель проекта Разработка, апробация и анализ эффективности модели ценностно-смысловой среды, способствующей  формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря.Задачи проекта 1. Оп...

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ

С точки зрения современного менеджмента программа развития школы является основой для принятия стратегических и оперативных управленческих решений в инновационной деятельности образовательного учрежде...