Государственная политика в области образования
методическая разработка

Описываются и рассматриваются как уже применяемые, так и возможные меры государственной политики в области образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennaya_politika_v_oblasti_obrazovaniya.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная политика в области образования

Подготовил:

Преподаватель дисциплины «Обществознание»

Колледжа Туризма и Гостиничного сервиса

Рипак Илья Александрович

Стратегическая цель государственной политики в области образования уже определена – это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина[1]. Для реализации настолько глобальных изменений в образовании требуется более продолжительный срок.

На сегодняшний день  Федеральный государственный образовательный стандарт является идеальной моделью школьного обучения. Он ставит перед учителем сложнейшие задачи, не всегда разрешимые. В российской системе образования следует менять всё, что мешает современному учителю работать по ФГОС. Впрочем, на вопрос «что должен уметь человек после окончания школы», большинство из нас ответит одинаково. В первую очередь, он должен уметь мыслить, решать практико-ориентированные, проблемные вопросы, находить выход из любой учебной или жизненной ситуации. Выпускник должен быть всесторонне развитой личностью, владеть учебными умениями на высоком уровне, критически мыслить, ориентироваться в массиве информации. Тогда почему мы обращаем большее внимание на знания, а не на компетенции обучающихся? Ответ очевиден: компетенции никто не будет проверять на Едином государственном экзамене. А вот знания спросят по всей строгости и с ученика, и с учителя. Мы хотим, как предписывает стандарт, увидеть мыслящего одиннадцатиклассника, но готовим его к сдаче ЕГЭ.

Здесь прослеживается явное противоречие между основной формой контроля знания (ОГЭ и ЕГЭ) и ФГОСом. Смена формы экзамена устранила бы это противоречие и дала бы возможность восстановить баланс между знаниями и умениями учащихся. Это – первое, что нужно изменить в современной системе образования. ФГОС не будет работать до тех пор, пока этот баланс не будет восстановлен.

Кроме того, для обучающихся приоритетным направлением становится подготовка к профильным ОГЭ и ЕГЭ, в то время,  как на развитие и становление личности влияют предметы культурологического направления. Именно на этот аспект у обучающихся не хватает времени и сил, вследствие этого наблюдается обесценивание некоторых учебных предметов.

Важнейшим средством обучения в современном образовательном учреждении  являются учебники. В настоящее время им есть альтернатива – электронные средства обучения. Но в какой бы форме не существовали данные образовательные ресурсы важно не организовать констатирующий эксперимент, в результате которого часть обучающихся станет просто «ресурсами» для него, а наладить систему методического сопровождения любого нового ресурса с минимальными рисками использования. 

 

Зачастую Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования, содержит учебники, не всегда соответствующие требованиям современного образования. Как это не парадоксально, появление на учебниках значка «ФГОС», не гарантирует его соответствие образовательному стандарту. Автором была проанализирована линейка учебников истории издательства «Российский учебник» и выявлено около четырёхсот нарушений (фактические ошибки, некорректные формулировки, несоответствия ФГОСу). При детальном рассмотрении их содержания можно увидеть не только отсутствие продуктивных и проблемных вопросов. Эта проблема также требует скорейшего решения.  

Многие участники образовательного процесса также отмечают несоответствие средств обучения познавательным возможностям обучающихся. Данная проблема может быть решена с помощью методического и психолого-педагогического сопровождения средств обучения на всех уровнях его создания, внедрения  и реализации.

Для качественного обучения детей в целом, учителя должны знать и содержание нормативных документов, которыми обеспечивается эффективность образовательного процесса. Для выявления уровня ознакомленности современных учителей с Федеральным государственным образовательным стандартом и степени понимания его содержания был проведен экспресс-опрос. Результаты ошеломляющие – «Читал ФГОС, ничего не понял» - так ответили 55% опрашиваемых. Ещё 30% признаются, что ФГОС не читали вовсе. На выходе мы получаем 15% учителей, имеющих общее представление о том, каким должно быть обучение детей по ФГОСу. При этом, на вопрос «Работаете ли вы по ФГОСу» ответило положительно 72% опрошенных. Путём несложных математических вычислений можно сделать вывод о том, что 57% учителей, которые считают, что работают по ФГОСу либо ничего не поняли при прочтении этого нормативного документа, либо не читали его вовсе. Возникает вопрос, каким образом происходит подобное обучение? Вряд ли, оно хотя бы приблизительно соответствует стандартам современного образования. Это говорит лишь о необходимости создания механизма донесения до учителей всех образовательных новшеств. Таким образом – изменить в системе российского образования необходимо не только требования к обучению, но и продумать механизм, который позволит все нововедения реализовать в полной мере в педагогическом сообществе. Нормативные документы должны быть написаны понятным для восприятия языком. Следует организовывать доступные для всех учителей страны (как вариант – в онлайн формате), курсы, на которых следует объяснять фундаментальные вопросы. Без этого ситуация становится абсурдной – некоторые учителя определяют системно-деятельностный подход формулой «ученики работают, учитель отдыхает».

 Организовать деятельность детей нелегко. Организовать деятельность большого количества детей – ещё сложнее. Поэтому, следующее изменение (почти нереальное в современных условиях) – сокращение количества обучающихся в классах. Это необходимо потому, что организация деятельности учащихся в комплексе с индивидуальным подходом не применима к классу, в котором 30 человек. В подобном случае учитель физически не может уделять каждому ребёнку более 1,5 минут урока, что не способствует качеству усвоения знаний и развития учебных умений. Есть мнение, что дети в мини-группах не проходят полноценный процесс социализации и не готовы ко всем трудностям окружающей их реальности. Это в корне неверно. Школа на сегодняшний день гораздо в большей мере способствует формированию у детей разного рода поведенческих особенностей, которые часто преследуют их всю жизнь. При уменьшении количества учащихся в классе (оптимально до 8-10 человек) учитель может контролировать процесс обучения, воспитания, и содействовать разрешению конфликтов. В будущем важно  способствовать гуманизации образования. Мы должны учить убеждением, а не принуждением.

Также следует создать правовой механизм регулирования отношений между учителями и учениками, между школой и семьей. И это должен быть отдельный документ, включающий в себя не общие положения (как это делает Закон об образовании, Трудовой кодекс и Устав школы), а конкретные права и обязанности всех четырех сторон – школы, учителя, обучающегося и родителя. Это позволит избежать конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса, ведь Службы Медиации часто решают только  локальные конфликты.

Одна из острых проблем, которая периодически обсуждается в СМИ и в научно-педагогическом сообществе - это проблема бюрократической отчетности. Первоочередная задача – минимизировать нагрузку планово-отчетной документации для образовательных учреждений, что способствует профессиональной деформации и приводит к формализму. Педагог в ограниченной образовательной среде не может быть творческим, идейным и инициативным. Впрочем, усталость и безынициативность – проблема не только учителей со стажем. В педагогические ВУЗы часто поступают немотивированные абитуриенты, стремящиеся получить диплом о высшем образовании и работать в другой сфере. Следует установить жёсткую систему отбора в педагогические ВУЗы, определяющую степень мотивации и личностные качества каждого абитуриента. Мы вручаем в руки учителей будущее – наших детей.

Престиж профессии педагога зависит не только от уровня заработной платы, но и от личностных установок, самоотдачи, профессиональных качеств, которые необходимо совершенствовать на протяжении всего профессионального пути. Важность непрерывного образования  отметили  в Меморандуме непрерывного образования в европейских странах[2], как всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции. Данное утверждение особенно актуально для педагогов будущего.

          При формировании целей и постановке задач развития  образования необходимо учесть современные  проблемы.

Стандартизация в области образования не может учитывать всё и быть решением многочисленных проблем. Совершенствуя имеющиеся ресурсы, подходы, методы и цели в дальнейшем образование сможет способствовать развитию и воспитанию наших детей, в руках которых находиться будущее страны.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственная политика в области образования

В статье рассматриваются вопросы: приоритеты  госполитики в области образования, стратегические цели согласно Национальной доктрины образования, главные цели ФЗ "Об образовании в РФ". Эта небольш...

Рынок труда. Государственная политика в области занятости

Рассматриваются вопросы: рынок труда, его особенности; заработная плата; безработица, ее виды; государственная политика в области занятости....

Интеграция общего и дополнительного образования при реализации целей государственной политики в области образования.

    Государственные образовательные стандарты актуализируют проблему интеграции основных и дополнительных образовательных программ, развитие эффективной системы дополнительного образо...

задания для практической работы по теме " Безработица и государственная политика в области занятости"

Задание  направлено на формирования умения работать с законодательством РФ, применять полученные знания в учебной и практической деятельности...

"История России и историко-культурный стандарт в концепции государственной политики в области образования РФ"

quot;История России и историко-культурный стандарт в концепции государственной политики в области образования РФ"...