Метод проектов на уроках Музыки
учебно-методический материал

Метод проетов на уроках Музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_na_urokah_muzyki.docx70.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О.В. Лукьянович

МЕТОД ПРОЕКТОВ  НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В от ечественной и за рубежной на уке ме тоду проектов по священо значительное количество литературы, нынешние пр актикующие педагоги широко ис пользуют ег о в св оей педагогической деятельности. Однако от со здания эт ого ме тода до сегодняшнего по всеместного пр именения –  достаточно длительный путь. Не которые ав торы сч итают эт о новшеством, ко торое то лько за нимает св ое ме сто ср еди др угих ме тодов обучения, ис пользуемых в от ечественной дидактике, у др угих уч еных ме тод пр оектов яв ляется сл ожившейся традицией.

Ме тод пр оекта – эт о сп особ до стижения конкретной ди дактической це ли по средством де тальной ра зработки пр облемы (технологии), ко торая до лжна бы ть за вершена реальным, ощ утимым пр актическим результатом, вы полненным те м ил и ин ым сп особом; эт о со вокупность приемов, де йствий уч ащихся в оп ределенной по следовательности дл я до стижения по ставленной це ли – ре шения задачи, ли чно ва жной дл я уч ащихся и оф ормленной в ви де не коего ко нечного продукта.[1] 

Це нтральная ид ея ме тода пр оекта – са мостоятельная ра бота обучающегося, ов ладение сп ециальными на выками в пр оцессе деятельности, пр иобретение но вых зн аний в пр оцессе ре шения жи зненных проблем.

Су ть ме тода за ключается в ор иентации по знавательной де ятельности об учающихся на результат, до стигнутый в хо де со вместной де ятельности ти пов «учитель-ученик», «у читель-ученик-родители».[2]

Ме тод пр оектов во зник в на чале XX  ве ка в США. Ос нователь –ам ериканский философ, пс ихолог и пе дагог Дж он Дьюи. Да нный ме тод та кже на зывался пр облемным методом. Он св язан с ид еями гу манистического на правления в фи лософии и образовании, ра зработанными ам ериканским фи лософом и уч ителем  Дж. Дь юи и ра звитыми ег о по следователями и, пр ежде всего, ег о уч еником В.Х. Килпатриком. Тр адиционно ме тод пр оектов ра ссматривался ка к си стема обучения, в ко торой шк ольники и ст уденты пр иобретают зн ания и на выки в пр оцессе пл анирования и вы полнения по степенно ус ложняющих пр актических и ис следовательских за дач – проектов.

Ка к пе дагогическая идея, те хнология и фо рма об разовательно-воспитательной работы, ме тод пр оектов по лучил ши рокое ра спространение в пе рвой тр ети XX века. По явившись в пе дагогике в фо рме во площения ис следовательского подхода, он вк лючил в се бя эвристическую, исследовательскую, экспериментальную, на учную основу.

Дж. Дь юи от метил ва жность пр иобретения уч ащимися пр актических навыков, ко торые пр еобладали на д знаниями. «У читься на со бственном оп ыте» – ло зунг Дьюи, ко торый оп ределил ег о по пытки во влечь де тей в ре альную жизнь. Пр еподаватель мо жет ра ссказать об ис точниках ин формации и пр осто на править мы сли уч ащихся в пр авильном на правлении дл я са мостоятельного поиска.[3]

Ме тод пр оекта бы л вв еден в широкий пе дагогический ко нтекст В.Х. Килпатриком, ко торый ох арактеризовал ег о ка к це лесообразную де ятельность учащихся, пр оявляющуюся в об щеизвестных со циальных условиях, во спринимаемых ка к ти пичная ос обенность шк ольной среды.

В.Х. Ки лпатрик вы делил тр и ос новных ко мпонента но вой пе дагогической системы, ос нованной на ме тоде пр оектов:

1) уч ебный материал, вы текающий из ха рактера и ин тересов уч ащихся;

2) це ленаправленная са мостоятельная де ятельность уч ащихся;

3) об учение ка к не прерывная пе рестройка жи зни уч ащихся и по днятие ее на вы сшие уровни.

Ме тод пр оектов пр ивлек вн имание ру сских пе дагогов в на чале XX века. Эт от ме тод бы л пр едложен В.Н. Шу льгиным М.В. Крупениной, Б.В. Игнатьевым. Они совершенно справедливо полагали, что данный метод – ед инственное ср едство пр евращения уч ебной шк олы в жи зненную, благодаря  ко торой зн ания пр иобретались на ос нове и в св язи с непосредственной ра ботой самих учащихся. По д ру ководством С.Т. Ша цкого в 19 05 г. бы ла ор ганизована не большая гр уппа сотрудников, пы тающихся ак тивно ис пользовать ме тоды пр оектирования в пе дагогической практике.

Ша цкий пр идерживался по ложений Дь юи в по нимании шк олы ка к места, гд е ре зультаты ли чного оп ыта ре бенка об рабатываются и систематизируются. Школа, по ег о мнению, до лжна да ть де тям во зможность «ж ить сейчас», пр одвигать яв ления ро ста ли чности и группы.[4]

Со гласно вз глядам А.М. Но викова Н.Ю. Па хомова Н.О. Як овлева, ме тод пр оектов – эт о со временная технология, об еспечивающая на иболее эф фективное ре шение по ставленных за дач обучения.[5] 

Ме тод пр оектов от ражен в ид еях ру сских уч ителей 19 20–1930-х годов, ср еди ко торых на иболее из вестными яв ляются: Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, Н.К. Крупская, Е.Г. Кагаров, М.В. Крупенин. Последние объективно считали, чт о он вс есторонне ре ализует та кие пе дагогические принципы, ка к инициативность; самостоятельность; вз аимодействие де тей и взрослых, с уч етом во зрастных особенностей; де ятельностный подход, об новление су бъективной по зиции ре бенка в пе дагогическом процессе; вз аимосвязь пе дагогического пр оцесса и среды.

В ка честве ве дущих и пр огрессивных ид ей в ме тоде бы ли вы делены сл едующие: со вместное пр оектирование уч еников с уч ителем; ко мплексный по дход к ре ализации проекта, пр едусматривающий са мостоятельное пр иобретение зн аний и на выков не посредственно в хо де ре ализации проекта.[6]

Эт и ид еи ст али до вольно ши роко вн едряться в школу, но позже, ре шением ЦК ВК ПБ в 19 31 году, ме тод пр оектов бы л осужден, и с те х пор, до не давнего времени, Ро ссия не пр едпринимала се рьезных по пыток во зродить его в рамках шк ольной практики.

Од нако в за рубежной педагогике он ак тивно и оч ень ус пешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Ни дерландах и мн огих др угих ст ранах ид еи гу манистического по дхода к об разованию Дж. Дьюи, ег о ме тод пр оектов бы ли ши роко ра спространены и ст али оч ень популярными.

В на стоящее вр емя ме тод пр оектов в Ро ссии по степенно возрождается, ег о применение, ка к и прежде, св язано с ид еей во спитания человека, «к оторый ум еет работать, активно пр оявляет инициативу, ст авит пе ред со бой ши рокие пр актические за дачи и зн ает ка к их реализовывать» (Е.С. Полат).[7]

Пр именение ме тода пр оектов в со временных ус ловиях ка к ср едство по вышения са мостоятельной уч ебно-познавательной ак тивности шк ольников от ражено в ра ботах сл едующих ис следователей: М.Ю. Бухаркина, В. Гузеева, М.В. Моисеева, А.П. Орешко, Н.Я. Пахомова, Е.С. Полат, И.Д. Че чель и др угих.

В целом, со гласно те оретическому анализу, мо жно сф ормулировать сл едующие вы воды и ид еи по ра ссматриваемому во просу:

1. Ос новой со здания ме тода пр оектов бы ла фи лософия прогрессизма, ко торая в 19 20-х го дах со существовала с др угими фи лософскими те нденциями в Америке. Пл юрализм в об ществе пр ивел к пл юрализму фи лософских ид ей в образовании. В Со ветском Со юзе пе дагогика ос новывалась на ма рксистско-ленинской философии, ко торая ос тавалась ед инственной идеологией.

2. Пр огрессивисты пр овозгласили це ль об разования дл я ра звития мышления, ко торое об еспечивалось пр именением ме тода проектов, а це лью шк олы бы ло да ть уч ащимся зн ания и навыки, не обходимые им в бу дущей тр удовой жизни.

3. Со держание об разования ка к в шк оле прогрессистов, та к и в со ветской шк оле вк лючало в се бя проблемы, ко торые су ществовали в жизни.

4. Шк ола ст оронников пр огрессизма и со ветская шк ола бы ли те сно св язаны с по требностями об щественного развития, и их за дачей бы ло не то лько из учение пр облем общества, но и их решение. Та ким образом, эт и шк олы до лжны бы ли по дготовить мо лодых лю дей к уч астию в пр еобразовании общества.

5. С то чки зр ения прогрессивистов, пр оект – эт о лю бая це ленаправленная деятельность. А со ветская пе дагогика ра ссматривает пр оект ка к оп ределенную об щественную задачу, пр и вы полнении ко торой уч еники до лжны пр иобретать зн ания и навыки.

6. В со временной пе дагогической мы сли пр оектный ме тод ра ссматривается в св язи с пр оектной деятельностью, на правленной на ре шение ин тересной задачи, сф ормулированной са мими учащимися, в ви де це ли и задач, ко гда ре зультат эт ой де ятельности – на йденный сп особ. Ре шение пр облемы но сит пр актический характер, им еет ва жное пр актическое зн ачение и ср едства дл я са мих первооткрывателей.

Следовательно, ср авнительный ан ализ по зволяет вы явить не то лько пр едпосылки дл я по явления ме тода проектов, но и вы явить сх одства и ра зличия в за рубежной и от ечественной педагогике. Эт о го ворит о том, чт о се годня ме тод пр оектов яв ляется инновацией, по скольку он ге нерирует но вые об разовательные модели.

Да лее мы ос тановимся на ха рактеристике ос новных понятий, ра скрывающих су щность ме тода пр оектов в ис тории пе дагогики и на со временном этапе.

Ме тод пр оектов – эт о си стема обучения, в ко торой об учающиеся пр иобретают и пр именяют зн ания и на выки в пр оцессе со вместного пл анирования и ре ализации по степенно ус ложняющихся пр актических заданий-проектов.[8] 

Ме тод пр оекта – эт о со вокупность уч ебно-познавательных методик, ко торые по зволяют ре шить ко нкретную пр облему в ре зультате са мостоятельных де йствий уч ащихся с об язательным по следующим пр едставлением эт их результатов (В.П. Щеглов).

Ме тод пр оектов – эт о та кая ор ганизация со вместной де ятельности уч астников пе дагогического процесса, пр и ко торой по ставленные уч ебные це ли до стигаются су бъектами по средством со вместных действий, ис пользования ин тегрированных зн аний и са мостоятельного пр иобретения но вых (Т.С. Цыбикова).

Ме тод пр оектов – эт о сл ожный метод, ко торый по зволяет де тям пр оявлять са мостоятельность в планировании, организации, ос уществлении и ко нтроле св оей и ко ллективной де ятельности (Т.С. Цыбикова).

Ме тод пр оектов – эт о сп особ до стижения об разовательной це ли по средством де тальной ра зработки пр облемы (технологии), ко торая до лжна бы ть за вершена оч ень реальным, ощ утимым пр актическим результатом, вы полненным те м ил и ин ым сп особом (Е.С. Полат).[9]

Ме тод пр оекта – эт о сп ециальная ор ганизация со вместной де ятельности субъектов, на правленная на ре ализацию об разовательной цели, об ъединяя их ус илия дл я ре шения об щей задачи, ис пользования и са мостоятельного пр иобретения не обходимых зн аний и навыков, чт о за вершается ко нкретным пр актическим результатом.

Ос новной це лью ме тода в шк олах яв ляется ра звитие самостоятельной, тв орческой ли чности ребенка, чт о со ответствует за дачам но вых фе деральных тр ебований ро ссийского об разования (ФГОС).

Та ким образом, ме тод пр оектов – эт о те хнология мо делирования и ор ганизации об разовательных ситуаций, в ко торой уч ащиеся вы полняют ря д де йствий дл я ре шения зн ачимой дл я се бя за дачи; ос уществлять деятельность, на правленную на со здание ма териальной и / ил и ду ховной ценности, ко торая об ладает су бъективной ил и об ъективной новизной.

Ос новой ме тода пр оектов яв ляется ра звитие у об учающихся по знавательных навыков, ум ения са мостоятельно ко нструировать св ои зн ания и ор иентироваться в ин формационном пространстве. Эт о мо жно увидеть, осмыслить, пр именить на практике.

Ус воение те оретических зн аний ос уществляется то лько по средством ре ализации проектов, в хо де ко торых шк ольники са мостоятельно ст роят св ои зн ания и ор иентируются в ин формационном пространстве.

Чт обы ра зработать ка кой-либо проект, уч ащийся до лжен де тально пр оработать по ставленную пе ред ни м задачу. Пр и ре шении пр облемы ис пользуются ра зличные ме тоды и ср едства обучения, а та кже пр именяются зн ания и на выки из ра зличных об ластей науки, те хники и творчества.[10]

Дл я ра циональной ор ганизации пр оектной де ятельности ну жно понимать, чт о пр оекты мо гут бы ть различными. Ка к правило, ти пологические пр изнаки ис пользуются дл я классификации.[11] Са мая пе рвая кл ассификация об разовательных пр оектов бы ла пр едложена ам ериканским уч еным Э. Ко ллингсом (р исунок 1).

У. Килпатрик, в св ою очередь, пр едлагал де лить пр оекты в за висимости от их це ли:

 Ре ализовать ка кую-то ид ею (м ысль) ил и пл ан во вн ешнюю форму, пр имером мо жет бы ть из готовление ко нкретного изделия.

 По лучить уд овольствие от эс тетического переживания, пр имером яв ляется чт ение ил и пр ослушивание ув лекательного рассказа, во схищение ка ртиной и т. д.

 Вы полнить оп ределенное задание.

 По лучить данные, ов ладеть ко нкретными знаниями, навыками.[12] 

Ес ли го ворить о со временной ти пологии проектов, то ну жно отметить, чт о мн огие уч еные бе рут за ос нову сл едующую кл ассификацию Е.С. Полат.[13]

1. Ис следовательский пр оект – эт о проект, по дчиненный ло гике ис следования и им еющий со ответствующую ст руктуру: оп ределение те мы исследования, об основание ег о актуальности, оп ределение пр едмета и объекта, це лей и задач, оп ределение ме тодологии исследования, вы движение ги потез от носительно пр облемы и ра зработка сп особов ее решения, оп ределение но вых пр облем дл я да льнейшего ра звития исследования. На личие со циальной зн ачимости пр оекта.

2. По исковый пр оект – ос новой пр оекта яв ляется по исковая ак тивность учащихся, а ре зультатом яв ляется на йденная ин формация (о бъект).

3. Кр еативный (т ворческий) пр оект – ак цент де лается на кр еативный ди зайн ре зультатов проекта, ко торый тр ебует пр одуманной ст руктуры в фо рме сценария, ру кописного журнала, видеофильма, альбома, газеты, статьи, ре портажа и т. д..

4. Иг ровой пр оект – уч астники бе рут на се бя оп ределенные ро ли в си лу ха рактера и со держания проекта. Уч астники им итируют со циальные и де ловые отношения, ко торые за трудняют вы мышленные ситуации. Ст епень кр еативности уч ащихся зд есь высока, но до минирующей де ятельностью по -прежнему ос тается иг ра.

5. Пр актико-ориентированный пр оект – ре зультат де ятельности уч астников че тко оп ределен с са мого начала, он ор иентирован на их со циальные интересы. Ор ганизация ко ординационной ра боты пр отекает в фо рме по этапных об суждений и пр езентаций по лученных ре зультатов и во зможных пу тей их пр именения на пр актике.

6. Ин формационный пр оект – пр оект на правлен на сб ор ин формации о лю бом объекте, явлении, ее ан ализ и об общение фактов. Та кой пр оект мо жет бы ть ор ганичной ча стью ис следовательских пр оектов.

7. Ко нструкторский пр оект – ос новой пр оекта яв ляется ко нструкционная де ятельность учащихся, пр едполагающая ра зработку но вого устройства, де талей и т. д. ил и их совершенствование.

Н.В. Ма тяш пр едлагает сл едующую кл ассификацию об разовательных пр оектов по со держанию:

1. Интеллектуальный. Оп исание мо дернизированных ор игинальных но вых те хнологий об работки материалов, изделий, по чв; ко мпьютерные пр ограммы; ди зайнерские ра зработки и др.

2. Материальный. Пр оизводство инструментов, приборов, ср едств дл я ма лой ме ханизации и автоматизации, на глядных пособий, упаковок, одежды, ср едств ко нтроля и прочее.

3. Экологический. Оч истка за грязненных пр оизводственных помещений, ле са и ле сных угодий, во доемов; сб ор и ис пользование пе реработанных ма териалов дл я из готовления пр едметов тр уда учащимися.

4. Сервисный. Сбор, оф ормление и пр едоставление информации, те хническое об служивание и ре монт об орудования; ре монт и об устройство до ма; оп ределение не обходимых услуг.

5. Комплексный, вк лючающий интеллектуальную, материальную, эк ологическую и се рвисную составляющие. Например, ди зайн де ловых бумаг, ра зработка ин терьера квартиры, ук ладка причесок, ор ганизация га рантийного ре монта ав томобилей и мн огое другое[14].

На да нный мо мент не т ед иного мн ения о том, ка к до лжна бы ть ор ганизована ра бота на д пр оектом: в гр уппе ил и индивидуально. По сл овам Е.С Полат, ме тод пр оектов бу дет эф фективен в со четании с гр упповым сотрудничеством.[15] От метим не которые пе дагогические ос обенности гр упповых и ин дивидуальных пр оектов (т аблица 1).

Та блица 1

От личительные пр изнаки гр упповых и ин дивидуальных пр оектов

Особенность

Ин дивидуальный пр оект

Гр упповой пр оект

Те ма пр оекта

Вы бирается в со ответствии с ин тересами и

ин дивидуальными ос обенностями ли чности

учащегося

Вы бирается в со ответствии с ко ллективными ин тересами

Формирование

чу вства от ветственности

Тр ебуется бо льшая

самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициатива, от ветственность

«з а вс е»

Фо рмируется чу вство

ко ллективной от ветственности

Те мп ра боты

Индивидуальный

Со гласованность по ср окам

вы полнения с ко ллективом

От работка вс ех

эт апов ра боты на д пр оектом

Уч ащийся вс е эт апы вы полняет са мостоятельно

От дельное вы полнение не которых эт апов

Фо рмирование исследовательских, презентационных, оц еночных и др.

навыков

На выки вс ех ви дов

Фо рмирование от дельных на выков

Ви д ра боты

Фо рмирование на выков

ин дивидуальной ра боты

Фо рмирование на выка

сотрудничества

Уч ет мн ений

Оп ираться на ли чное мн ение

Уч итывать мн ение ка ждого

участника

Ра звитие тв орческого по тенциала

Со здаются ус ловия дл я фо рмирования ос новных че рт

тв орческой ли чности

Со здаются ус ловия дл я фо рмирования ос новных че рт

тв орческой ли чности

Направленность

деятельности

Социальная

Социальная

Гл убина вы полнения

Пр оект мо жет бы ть вы полнен

од носторонне и пр едвзято

Пр оект об ычно вы полняется

ра зносторонне и гл убоко

Ст оит отметить, чт о дл я уч ителя ва жность ме тодики пр оектной де ятельности за ложена в са мом ра бочем процессе, по скольку да нный ме тод яв ляется ди дактическим ср едством ра звития и об учения школьников. Учащиеся, в св ою очередь, бо льше за интересованы в ре зультате работы. И по этому вы бор ти па пр оекта по зволяет сб алансировать интересы.

Вы бирая то т ил и ин ой ти п проекта, уч итель мо жет уп равлять де ятельностью об учающихся на пр отяжении вс его пе риода ра боты на д проектом, фо рмируя в не м не обходимые пр едметные зн ания и навыки, об щеобразовательные умения, не обходимые дл я формирования компетентностного становления.

На пр актике пр оекты об ычно не льзя от нести к од ному из типов, ча ще вс его он и но сят см ешанный ха рактер; ка ждый пр оект ха рактеризуется те м ил и ин ым ти пом со гласования и ср оков реализации.

Ме тод уч енических ис следовательских пр оектов в му зыкальном об разовании ра ссматривается ка к не кая ал ьтернатива кл ассно-урочной системе.

На ур оках му зыки не обходимо пр едлагать проблему, зн акомую и зн ачимую дл я учеников, дл я ре шения ко торой не обходимо пр иложить по лученные знания, но вые сведения, ко торые ещ е пр едстоит пр иобрести на уроках, а та кже пр ивлекать к по иску дополнительные ис точники информации, на правляя мы сли учащихсячащихся дл я са мостоятельного поиска.

Вы явленные ис следователями ши рокие во зможности пр оектной де ятельности в обучении, воспитании, ра звитии шк ольников мо гут бы ть ре ализованы и на шк ольных ур оках музыки.

Пе рспективы пр именения ме тода пр оектов на шк ольных ур оках му зыки со относятся ис следователями с до стижением це ли со временного об разования – общекультурным, ли чностным и по знавательным ра звитием учащихся, об еспечивающим фо рмирование кл ючевой ко мпетенции «у мение учиться», ре шением ва жнейшей за дачи «ф ормирования ун иверсальных уч ебных действий, об еспечивающих шк ольникам ум ение учиться, сп особность к са моразвитию и самосовершенствованию».[16] 

Вк лючение об учающихся в пр оектную де ятельность на ур оках му зыки по зволяет си стематизировать и уг лубить по лученные им и зн ания; об огатить ху дожественные ин тересы за сч ет са мостоятельного по иска но вой ин формации; ра сширить оп ыт му зыкально-творческой де ятельности; на учить шк ольников пр именять интернет-ресурсы, му зыкальные сл овари дл я му зыкального самообразования.[17] 

Ка сательно ур оков музыки, мо гут бы ть пр именены сл едующие ви ды пр оектов в об разовательном пр оцессе шк олы:

  • ис следовательские проекты. Да нный ви д пр оектной де ятельности по дчиняется ло гике на учного ис следования и яв ляются при ближенным к не му по ст руктуре;
  • тв орческие проекты. В да нном ви де шк ольники по мимо пр оведения са мого ис следования и ос уществления по иска информации, пр едставляют ре зультаты пр оектирования по средством тв орческих пр одуктов: фильм, спектакль, му зыкальное пр оизведение и пр очее;
  • иг ровые ил и ро левые проекты, ко торые со держат в се бе эл ементы тв орческой иг ровой де ятельности: со здание му зыкальных сказок, по становок и пр очее;
  • оз накомительно-ориентировочные проекты. На ур оках му зыки эт о мо гут бы ть проекты, по священные из учению жи зни композиторов, их творчеству, ко нкретному му зыкальному ин струменту и т. д.[18]

Вс е эт и пр оекты ва жны пр и ра звитии тв орческого по тенциала на ра зличных эт апах ег о формирования.

Ин дивидуальные и ко ллективные пр оекты на му зыкальных за нятиях мо гут бы ть пр едставлены в ви де сообщений, по дкрепленных ко мпьютерной презентацией, ау дио- и ви деоматериалами; в ви де са мостоятельно вы полненных тв орческих заданий. Ху дожественные пр одукты обучающихся, вы полненные в пр оцессе му зыкальной пр оектной деятельности, мо гут бы ть пр езентованы в ра мках не большого ко нцерта ил и выставки.

Как видим, ме тод пр оектов об ладает бо льшими пе дагогическими во зможностями в во просах ра звития тв орческого по тенциала уч ащихся на ур оках музыки.


[1] Ба хтиярова Е.М. Ме тод пр оектов и ин дивидуальные пр ограммы в пр одуктивном об учении // Шк ольные технологии.  2014. – № 2. С. 108-115.

[2] Як овлев В.В. Ме тод пр оектов ка к сп особ ре ализации ко мпетентностного по дхода в со временном уч ебно-воспитательном пр оцессе: / В.В. Яковлев, С.Ф. Па чко // Об разование в со временной школе. – 2015. – № 1. – С. 15 -22.

[3] Дь юи Дж. Шк ола и ре бёнок / 2- е изд. – М.– Пг., 2003. – 34 7 с.

[4] Ша цкий С.Т. Из бранные пе дагогические со чинения: в 2 т. М.: Педагогика, 2010.  – Т.2. – 34 1 с.

[5] Ме тод уч ебного пр оекта в об разовательном уч реждении: По собие дл я уч ителей и ст удентов пе дагогических ву зов /Под. Ред. Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2015. – 112 с.

[6] Як овлева Н.О. Пе дагогическое пр оектирование ин новационных об разовательных систем. – Из д-во Че лябинского гу манитарного института, 2013. – 279 с.

[7] По лат Е.С. Ос обенности ор ганизации ис следовательской де ятельности шк ольников / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петрова, С.А. По пова // Тр уды На учно-методического се минара «Н аука в шк оле» - М.: НТ А «АПФН», 2013. – С.135-138.

[8] Уд жуху Д.Х. Ис пользование пр оектной те хнологии об учения на ур оках ин форматики пр и фо рмировании пр офессиональной ку льтуры ст удентов пе дагогического ко лледжа [Э лектронный ре сурс] / Д.Х. Уджуху. – URL:https://www.pedm.ru/categories/3/articles/627. Загл. с эк рана (д ата об ращения: 07.05.2019).

[9] За бродина Н.А. Ме сто пр оектной де ятельности в фо рмировании мы слительных оп ераций де тей ст аршего до школьного во зраста // По волжский пе дагогический поиск, 2016. – № 6. – С. 3-7.

[10] Бахтиярова Е.М. Ме тод пр оектов и ин дивидуальные пр ограммы в пр одуктивном об учении // Шк ольные технологии.  2014. – № 2. С. 108-115.

[11] За ир-Бек Е.С., Ка закова Е.И. Пе дагогические ор иентиры успеха. СПб., 2015. – 29 7 с.

[12] Ис тория пе дагогики и об разования: От за рождения во спитания в пе рвобытном об ществе до ко нца XX в./ По д ред. А.И. Пискунова. – М., 2013. – 18 7 с.

[13] По лат Е.С. Но вые пе дагогические и ин формационные те хнологии в си стеме об разования:учебное по собие дл я студ. пед. ву зов и си стемы повыш. квалиф. пед. ка дров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Пе тров; По д ред. Е.С. Полат. - М.: Из дательский це нтр «Академия», 2012. – 27 2 с.

[14] Матяш Н.В. Пр оектная де ятельность мл адших шк ольников : кн. дл я уч ителя нач. кл ассов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 15 4 с.

[15] Полат Е.С. Но вые пе дагогические и ин формационные те хнологии в си стеме об разования:учебное по собие дл я студ. пед. ву зов и си стемы повыш. квалиф. пед. ка дров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Пе тров; По д ред. Е.С. Полат. – М.: Из дательский це нтр «Академия», 2012. – 27 2 с.

[16] Ку дакова С.А. Ме тод пр оектов и пр оектная де ятельность на ур оках му зыки: ме тодическая разработка. Шатки, 2013. – 15 9 с.

[17] Ма твеева Н.А. Ис пользование ме тода пр оектирования в ур очной и вн еурочной де ятельности ка к ср едство ра звития кр еативности [Э лектронный ресурс]. UR L: ht tp:/ /ns portal/ru/sh kola/ma terialy-ka ttestatsii/li brary/2 015/02/20/me todicheskiy-se minar-ko ntseptualnoe-iz lozhenie (д ата об ращения: 07.05.2019).

[18] Ку дакова С.А. Ме тод пр оектов и пр оектная де ятельность на ур оках му зыки: ме тодическая разработка. Шатки, 2013. – 15 9 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий и метода проектов на уроках музыки.

Использование современных технологий возможно и необходимо на уроках музыки, ведь применение мультимедийных средств, формирует условия для развития инновационного мышления школьника. Кроме ...

«Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология».

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельностьЗная запросы учащихся...

Метод проектов на уроках музыки как современная педагогическая технология

В данном материале рассматриваются цели и задачи уроков музыки в современном образовательном процессе, описаны современные подходы к использованию метода проектов и обобщен собственный опыт работы в э...

Метод проектов на уроках музыки.

В эпоху быстрой смены технологий формируется новая система непрерывного образования, предполагающая постоянное обновление. Учителю необходимо владеть  новыми образовательными технологиями и совре...

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается метод проектной методики как одной из современных технологий обучения музыке в общеобразовательном учреждении....

Метод проекта на уроках музыки

В работе описывается использование проектного метода на уроках музыки. Дается поэтапная разработка проекта, виды проектов. А также представлен опыт соместной разработки проекта по теме: "Музыка в...