ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ, ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ЭКОНОМИКИ.
учебно-методический материал

Бережная Наталья Алексеевна

Что такое функциональная грамотность? Актуальность формирования функциональной грамотности. Ее виды, переориентация учебного процесса на эффективное овладение функциональной грамотностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Единый методический день

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Бережная Н.А., учитель географии

Уважаемые коллеги! Начать нашу работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Какие методические приёмы Вы можете отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников»

Слайд 1. Тема сегодняшнего методического дня:  «Функциональная грамотность как результат предметного обучения»

Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  

Все педагоги нашего  МО в той или иной степени знакомы с понятием «функциональная грамотность», но его содержание знает не каждый.

ЧТО ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?

Слайд 2.

Три определения(работа с аудиторией)

1.     Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

2.  Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

3.   Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Выберите формулировку, соответствующую современному пониманию функциональной грамотности.

Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности.В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

Слайд 3. Виды функциональной грамотности.

  1. Читательская грамотность
  2. Математическая грамотность
  3. Естественнонаучная грамотность
  4. Финансовая грамотность
  5. Глобальные компетенции
  6. Креативное мышление

2.    ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕЙЧАС СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике.Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Слайд 4 Национальный проект образование, поставил две важные существенные задачи: 1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования и 2) воспитание гармонично развитой социально ответственной личности. Причем обращу ваше внимание, эти две задачи выстроены не в иерархии, они ценны в равнозначной степени. Поэтому мы должны с вами ответить на вопрос: какими ресурсами мы обладаем для решения этой важной задачи.  

Слайд 5. В этом контексте стоит обратить внимание на международную оценку качества образования.

Международные рейтинги качества системы образования опираются на данные исследований PIRLS, TIMSS, PISA. Цель Государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы – это качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном  исследовании качества математического и  естественнонаучного образования (TIMSS); повышением  позиций РФ в международной программе по оценке  образовательных достижений учащихся (PISA).

Международные исследования проводятся систематически.

Исследования PIRLS, TIMSS, PISA отличаются в подходах к оценке образовательных результатов: в исследованиях PIRLS и TIMSS оценивается академическая грамотность в области чтения, математики и естествознания, а в исследовании PISA – сформированность функциональной грамотности (математической, читательской, естественно-научной и финансовой). Именно результаты учащихся, достигших высшего и базового уровня функциональной грамотности, - наиболее обсуждаемые в мире индикаторы конкурентоспособности школьного образования.

Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих: грамотность в чтении, грамотность в математике, грамотность в области естествознания. С 2012 года отдельным направлением была включена финансовая грамотность. С 2018 года в исследовании выделено еще одно направление – глобальные компетенции. С 2021 года впервые исследованию подвергается креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для определения образовательной политики страны.

Потому что в содержании всех исследований заложены как раз те позиции, которые связаны с функциональной грамотностью.

Слад 6. Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?

  1. Повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечено успешной реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.
  2. Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель
  3. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Нужно понять: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?

Слайд 7. Сегодня мы рассмотрим три вида функциональной грамотности, формирование которых наиболее актуально на уроках истории, обществознания, географии и экономики: читательская грамотность, финансовая грамотность и глобальные компетенции.  

Читательская грамотность — одна из важнейших составляющих функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов.

Слайд 8 Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Слайд 9. В результате анализа международных подходов и специфики современного этапа развития отечественного образования, в мониторинге функциональной грамотности читательские умения были сгруппированы вокруг четырех видов деятельности:

1) находить и извлекать информацию: определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, сайт и т.д.), находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном или разных фрагментах текста; определять наличие / отсутствие искомой информации в тексте;

2) интегрировать и интерпретировать информацию:

-понимать фактологическую информацию; понимать смысловую структуру текста (тему, главную мысль / идею, общее назначение текста);

- понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение);

- понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста; устанавливать связи между событиями или утверждениями;

- формулировать выводы; соотносить изображение и вербальный текст; понимать чувства, мотивы, характеры героев;

3) осмысливать и оценивать содержание и форму текста: оценивать содержание текста и понимать назначение его структурных элементов; оценивать полноту и достоверность информации; обнаруживать противоречия в одном или нескольких текстах; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу; обсуждаемому в тексте; оценивать форму текста;

4) использовать информацию из текста:

- применять полученную информацию для решения практической задачи без привлечения или с привлечением фоновых знаний;

- формулировать на основе текста собственную гипотезу; прогнозировать на основе информации текста события, течение процесса и т.п.;

-предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую);

- выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Уделено особое внимание значимости умений, связанных как с пониманием прочитанного, так и с развитием способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях, в том числе в нестандартных.

В основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход. Это значит, что знания не должны усваиваться учениками в готовом виде в ходе рассказа учителя, а должны быть итогом учебной деятельности учеников, организованной  учителем. В связи с этим, повышается роль средств обучения на уроке. Одно из главных средств обучения – это учебник, основа которого – это текст. Кроме этого на уроках истории и географии важнейшим средством является атлас с картами, В учебниках есть тексты сплошные (без визуальных изображений), а в атласе -  несплошные (с визуальными изображениями).

Слайд 10

Виды текстов

Сплошные тексты

Несплошные тексты

-описание  

-повествование  

-объяснение (определение, толкование)

-аргументация (комментарий, научное обоснование)

-инструкция (указание к выполнению работы, правило).

-графики

-диаграммы

-статистические таблицы

-карты

-картосхемы

Слайд 11

Виды чтения

Существуют различные виды чтения.

 1. Просмотровое - выборочное чтение. Цель – получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов. На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст. Для ее получения бывает достаточно прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы или даже предложения. (например, для определения темы урока).

 2. Ознакомительное - чтение с общим охватом содержания с установкой на понимание главного, наиболее существенного в тексте. Предметом внимания читающего становится все произведение. Текст читается полностью в среднем темпе (например, выписать новые слова, даты, действующих лиц …).

3. Смысловое. Под смысловым чтением понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации, основной и второстепенной информации, свободная ориентация в восприятии текстов различных стилей.

Слайд 12

Виды заданий

Задания «на соотнесение»:

- нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);

- нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т.п.;

- соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/антонимов).

Задания «на перенос информации»:

-заполнение таблиц на основе прочитанного ;

-дополнение таблиц / схем на основе прочитанного

Задания «множественного выбора»:

- нахождение правильного ответа среди предложенных вариантов;

- определение вариантов утверждений, соответствующих/ не соответствующих содержанию текста, / не имеющих отношения к тексту;

- установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста

Задания «на дополнение информации»:

- заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом;

- дополнение (завершение) предложений.

Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из необходимых условий успешного обучения. Для формирования читательской грамотности необходимо предлагать ученикам специальные задания

-Формулирование суждения по заданным словам (набор слов, терминов, из которых следует построить суждение, формулировку закона, правило, закономерность).

Пример: атмосферных, признаков, количества, из, одним, является, с, осадков, климата, запада, на, уменьшение, восток, континентальности (одним из признаков континентальности климата является уменьшение количества атмосферных осадков с запада на восток).

-Упражнение на дополнение (приём работы, основанный на отрывке текста или незаконченных предложениях, которые нужно закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста).

- Исправление (определение и корректировка содержательных нарушений в тексте)

Таким образом, благодаря великому множеству форм работы с текстом, можно сделать так, чтобы это не наскучит ни ученикам, ни учителю.

Слайд 13.

Еще одна составляющая функциональной грамотности - это финансовая грамотность.

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Слайд 14

Финансовая грамотность включает:

• знание и понимание финансовых продуктов

• понимание финансовых понятий

• понимание финансовых рисков

• навыки, мотивацию и уверенность в применении данного

знания и понимания

• способность принимать эффективные решения в различных

финансовых ситуациях, направленные на рост финансового

благополучия личности и общества.

Бесспорным является тот факт, что начинать изучать основы финансовой грамотности, рационального финансового поведения следует с детства, т.к. современные школьники достаточно активно начинают самостоятельно покупать товары, пользоваться пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Международный опыт показывает, что наиболее эффективным способом повышения финансовой грамотности является ее интеграция в основные образовательные программы школы, позволяя охватить обучением практически все слои населения. Этого можно добиться разными способами: отдельной дисциплиной/предметом, факультативом, элективным курсом или интегративным образовательным модулем в существующих учебных предметах.

В отечественном образовательном поле наиболее перспективным подходом к внедрению основ финансовой грамотности будет являться интегративный. В этом отношении обществознание, экономика и география как школьные предметы имеют значительную роль, являясь метапредметными по своей сути, соединяющим воедино стороны природной, социальной, культурной и хозяйственной жизни человека.

Кроме того ни один предмет в школе не дает таких широких практических навыков, которые готовили бы человека к жизни, как обществознание и география. Без обществоведческих и географических знаний современный и будущий гражданин не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, воспринимать информацию со страниц газет, Интернета, телепередач. Поэтому внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании наших предметов – назревшая необходимость сегодняшнего дня.

Изучаемые разделы в географии, позволяют включать элементы финансовой грамотности. А изучаемый предмет «Экономика» в 8-9 классе и раздел «Экономика» в курсе обществознания напрямую направлены на формирование финансовой грамотности.

Виды деятельности, которые содержаться в требуемых результатах по освоению модулей по финансовой грамотности в рамках обучения школьной географии очень тесно связаны с жизнью, являются практикоориентированными.

 Слайд 15

Например, в 5-6 классе введение в курс географии. При изучении темы «Введение. География - наука о планете Земля» можно провести познавательную беседу « Как география помогает человеку в жизни и при чем здесь финансовая грамотность?» Установить связь, как связаны «география» и «финансовая грамотность» в виде логической цепочки рассуждений. Можно предложить задание на дом: выполни мини-проект «Я и мои планы на будущее».

В 5 классе начинаем изучение географических комплексов Земли и его составные части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Тема: «Жизненные потребности и желания человека» Доходы и расходы. Задание на дом: Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация».

В 7 классе физическая география материков и океанов. При изучении любого материка можно применить практические задачи по финансовой грамотности. Например, при изучении Южной Африки можно ребятам предложить воображаемое путешествие в ЮАР, где должны подготовится к поездке. Расширить и углубить знания учащихся об особенностях природы Южной Африки, населении и хозяйственной деятельности; дать представление о современной политической карте региона; составить краткую страноведческую характеристику ЮАР; знать основные этапы подготовки к поездке в зарубежную страну.

         Выбор темы связан с тем, что учащиеся могут выезжать за границу как в составе группы, так и с родителями. Предложенная к изучению тема носит сугубо практический характер. В повседневной жизни учащийся может наблюдать, как решают подобную проблему его родители и может поделиться с ними этой информацией.  Эта работа позволит сформировать у учащихся следующие компетенции: - иметь представления и уметь давать финансовую оценку расходам на различные ежедневные потребности и желания; уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями; - уметь составлять личный бюджет; - осознавать необходимость учёта и планирования своих доходов и расходов; осознавать разницу между потребностями и желаниями и соизмерять финансовые возможности и потребности; - понимать основные задачи и принципы страхования; знать различные виды страховых продуктов;  уметь переводить стоимость валюты с помощью курсов.

Слайд 16.

Использование кейсов. Например, задание на способы экономии в путешествии.

Задание  . Маша на летние каникулы вместе с родителями отправляется в путешествие по странам Европы (можно взять конкретную страну ). Какие из приведённых ниже советов помогут семье сэкономить бюджет? Каждый ответ нужно обосновать.

СОВЕТЫ:  1.Знакомьтесь с национальной кухней.

                    2. Выбирайте местные и сезонные блюда.

                    3. Покупайте сувениры в туристических местах и в аэропорту.

                    4.Всегда оформляйте туристическую страховку.

                    5. Если вы едите в Европу, будет выгоднее взять с собой доллары.

Выбор темы связан с тем, что учащиеся могут выезжать за границу как в составе группы, так и с родителями. Предложенная к изучению тема носит сугубо практический характер. В повседневной жизни учащийся может наблюдать, как решают подобную проблему его родители и может поделиться с ними этой информацией. Эта работа позволит сформировать у учащихся следующие компетенции: - иметь представления и уметь давать финансовую оценку расходам на различные ежедневные потребности и желания; уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями; - уметь составлять личный бюджет; - осознавать необходимость учёта и планирования своих доходов и расходов; осознавать разницу между потребностями и желаниями и соизмерять финансовые возможности и потребности; - понимать основные задачи и принципы страхования; знать различные виды страховых продуктов; уметь переводить стоимость валюты с помощью курсов.

Таким образом, на этапе школьного образования, давая обучающимся необходимые теоретические знания и приучая школьников анализировать свой опыт в обращении с денежными средствами, путём интегрирования в образовательной программе повышается финансовая грамотность, что соответствует национальной стратегии, разработанной государством.

Новый компонент функциональной грамотности – это Глобальные компетенции.

        Слайд 17. Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание

знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или

виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной

культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не

имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь

нынешнего и будущих поколений.

Слайд 18 Ребенок должен обладать:

-готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим

миром;

-возможностью решать различные ( в том числе нестандартные) учебные

и жизненные задачи;

-способностью строить социальные отношения;

-совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей

грамотности, стремление к дальнейшему образованию...»

Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для

современной школы? Могут ли школы способствовать развитию глобальных

компетенций?

Школа играет решающую роль в развитии глобальных компетенций, может предоставить учащимся возможности изучить

современные мировые события, которые оказывают влияние как на мировое

сообщество так и на них самих. Педагоги могут научить детей как

критически, эффективнее и ответственней использовать цифровые источники

информации и СМИ.

Зачем нам глобальные компетенции?

Чтобы жить в гармонии в многонациональных(мультикультурных)

сообществах.

 Обучение глобальным компетенциям может повысить

возможности трудоустройства. Эффективное общение и правильное

поведение в разнообразных коллективах являются ключами к успеху на

многих рабочих местах, и будут оставаться таковыми еще больше, поскольку

технологии продолжают облегчать людям возможности связи по всему миру.

Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Как именно мы можем формировать глобальные компетенции на уроках истории, обществознания и географии?

Слайд 19. Необходимо создать условия:

- для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во

всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества;

- для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на

понимание ценности культурного многообразия;

- для формирования аналитического и критического мышления

школьника;

- для того, чтобы школьники осознали собственную культурную

идентичность и понимали культурное многообразие мира .

Слайд 20 Для формирования ГК целесообразно использовать следующие методы обучения:

- диалог;

- дебаты;

-дискуссии.

Например: География 7 класс, при  характеристике географического положения Австралии предложить следующее задание

-Как изменилась бы площадь Австралии, если бы уровень Мирового океана понизился на 200 м?

География 9 класс,  тема урока: Восточная Сибирь

-Подумайте, чем так опасны для планеты лесные пожары в Сибири?

- В июне 2019 года пожарами было охвачено около 15 млн гектаров. Как вы думаете, сколько понадобится лет для восстановления? Почему?

Очень хорошо и удобно формировать соответствующие компетенции

при выполнении кейсовых заданий, так как они требуют сбора и анализа

информации, критического мышления, а также эффективного

взаимодействия, чтобы решить поставленную задачу.

Есть такие темы, которые позволяют поговорить о каких-то проблемных вопросах. Например: Экология, Межкультурное взаимодействие, Экономического развития стран и др.. Везде в этих ситуациях можно поставить какую-то проблему , распределить роли и отработать кейсовые задания.

можно организовать проектную деятельность, так как основе проекта лежит какая-либо проблема Самым простым примером таких проектов может служить проект  «Народы России» .

Небольшие группы (6 человек) создают экспозицию музея, посвящённого истории одного из народов, рассказывает о его выдающихся людях, готовит презентацию о народных традициях. «В нашем  классе учатся представители 6 народов России. Цель проекта «Народы России» – узнать, как можно больше о народах нашей страны и поделиться этими знаниями. Наш проект – путь к пониманию культуры, традиций многонациональной Родины. Он воспитывает уважение ко всем народам и учит нас жить в единстве и дружбе»

Использование ролевых игр тоже формирует развитие глобальных компетенций. Суть ролевой игры заключается в перевоплощении обучающегося в того или иного персонажа и действия в соответствии с поставленной игровой задачей. Ключевым образовательным моментом в таких играх является именно процесс перевоплощения, то есть развитие умения смотреть на окружающий мир глазами другого человека. Педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную жизненную позицию, определиться с выбором будущей профессии.

 Для совершенствования межкультурной компетенции наиболее эффективны уроки, моделирующие ситуации, которые могут случиться с гостем другой страны во время путешествия, экскурсии, обмен учащимися. На помощь приходит опять ролевая игра, конкурсы, викторины.

 Благоприятная почва при организации работы краеведческих направлений.

Слайд 21

В чем выражается сформированность глобальных компетенций у учащихся? 

  - критическое и логическое мышление ;

  • изобретательский и креативный подход в решении задач;
  • умение выстраивать коммуникацию, сотрудничать;
  • работать в команде

Формирование ГК направлено на достижение метопредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне одного урока и образовательной организации, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, продолжается на протяжении всей жизни.

Слайд 22

Банк заданий по формированию функциональной  представлен на платформе Российская электронная школа, на сайтах ФИПИ,  ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования),  издательства «Просвещение»

На сайте ФИПИ есть раздел Банк заданий для оценки естественно-научной грамотности. На нем представлено 54 задания для 9-х классов, 40 заданий для 8-х классов и45 заданий для 7-х классов.

На сайте ФИОКО представлены открытые задания PISA.

Большое число пособий по формированию функциональной грамотности предлагает издательство «Просвещение». Это серии книг «Функциональная грамотность. Учимся для жизни», «Функциональная грамотность. Тренажеры» и электронный банк заданий по функциональной грамотности.

Таким образом, функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Решения, которые мы принимаем в этом направлении, не должны быть скоропалительными. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу»,должна быть возможность оценивания результатов во времени. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Функциональная грамотность как результат предметного обучения»

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»? 1. Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. 2. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. 3. Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Слайд 3

Виды функциональной грамотности 1. Читательская грамотность 2. Математическая грамотность 3. Естественнонаучная грамотность 4. Финансовая грамотность 5. Глобальные компетенции 6. Креативное мышление

Слайд 4

Национальный проект «Образование» обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования воспитание гармонично развитой социально ответственной личности.

Слайд 5

Международная оценка качества образования PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текстов. TIMSS -международное исследование качества математического и естественнонаучного образования. PISA - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

Слайд 6

Э ффективное овладение функциональной грамотностью Успешная реализация ФГОС. К омплексный системно- деятельностный подход. Анализ системы заданий.

Слайд 7

Ч итательская грамотность Финансовая грамотность Глобальные компетенции.

Слайд 8

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Слайд 9

Виды деятельности находить и извлекать информацию интегрировать и интерпретировать информацию осмысливать и оценивать содержание и форму текста использовать информацию из текста

Слайд 10

Виды текстов Сплошные тексты Несплошные тексты -описание -повествование -объяснение (определение, толкование) -аргументация (комментарий, научное обоснование) -инструкция (указание к выполнению работы, правило). -графики -диаграммы -статистические таблицы -карты -картосхемы

Слайд 11

Виды чтения 1. Просмотровое 2. Ознакомительное 3. Смысловое.

Слайд 12

Виды заданий На соотнесение На перенос информации Множественного выбора Дополнение информации

Слайд 13

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Слайд 14

Финансовая грамотность включает: • знание и понимание финансовых продуктов • понимание финансовых понятий • понимание финансовых рисков • навыки, мотивацию и уверенность в применении данного знания и понимания • способность принимать эффективные решения в различных финансовых ситуациях, направленные на рост финансового благополучия личности и общества.

Слайд 15

Практикоориентированные виды деятельности 5-6 класс «Введение. География - наука о планете Земля» - беседа « Как география помогает человеку в жизни и при чем здесь финансовая грамотность?» Тема: «Жизненные потребности и желания человека» Доходы и расходы. Задание на дом: Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». 7 класс «Регионы Африки» – воображаемое путешествие.

Слайд 16

Использование кейсов Маша на летние каникулы вместе с родителями отправляется в путешествие по странам Какие из приведённых ниже советов помогут семье сэкономить бюджет? Каждый ответ нужно обосновать. СОВЕТЫ: 1.Знакомьтесь с национальной кухней. 2. Выбирайте местные и сезонные блюда. 3. Покупайте сувениры в туристических местах и в аэропорту. 4.Всегда оформляйте туристическую страховку. 5. Если вы едите в Европу, будет выгоднее взять с собой доллары.

Слайд 17

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Слайд 18

Ребенок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные ( в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Слайд 19

С оздать условия для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимание ценности культурного многообразия; для формирования аналитического и критического мышления школьника; -для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира .

Слайд 20

Методы обучения диалог дебаты Дискуссии Кейс задания Проектная деятельность Ролевые игры

Слайд 21

С формированность глобальных компетенций у обучающихся критическое и логическое мышление изобретательский и креативный подход в решении задач умение выстраивать коммуникацию, сотрудничать работать в команде

Слайд 22

Банк заданий Российская электронная школа ФИПИ ФИОКО Сайт издательства «Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)

Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...

Статья "Развитие функциональной грамотности обучающихся на предметном материале по информатике"

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения клю...

Доклад по теме «Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по географии»

Доклад по теме «Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по географии»...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ФОРМУЛИРОВКАМИ ЗАДАНИЙ.

Основные виды функциональной граммотности на уроках иностранного языка, обучение детей работе с формулировками заданий для успешного достижения цели....

Формирование функциональной грамотности школьников в процессе обучения на уроках физической культуры (из опыта работы)

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформиров...

Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности учащихся в процессе обучения английскому языку

В данной статье представлен опыт по теме "Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку". Что же такое креативность? ...