Мастер- класс "Формирование функциональной грамотности"
методическая разработка

"Формирование функциональной грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_19.01._3.docx509.38 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Я начну мастер-класс с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония». (Ф. Шопен Симфония 05 _Нежность слайд 1- 7)

Слайд 1«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Слайд2. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Слайд3Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

Слайд4. «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

Слайд 5 «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник», – добавил второй.

Слайд 6.«Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник», –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии,

и только последний ученик ничего не сказал.

Слайд 7. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

«Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил», – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель /на фоне музыки, слайды/.

Сайд 8 Вопрос: «Какие методические приёмы Вы можете отметить в деятельности учителя?» /самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний/.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты - это интерактивный метод;  умение применять знания в жизни-  это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

Слайд 9 Поэтому и тема нашего мастер-класса «Учить для жизни: развитие функциональной грамотности на уроках географии».

Цель мастер-класса: формирование у учителей навыков составления заданий, соответствующих стандарту международных оценочных организаций в области науки и образования через информацию о данных международных оценочных организациях

Ожидаемый результат: учителя получат навыки составления заданий, соответствующие форматам международных оценочных организаций, поймут требования и значения изменений в политике современного образования

Слайд10      Проблемный вопрос: «Зачем формировать функциональную  грамотность?»

 hello_html_m74e1764b.png

На уроке я спросила детей: «Хотите ли Вы стать счастливыми и достаточными?», они все ответили: «Да». А учат ли этому в школе? Ответ - нет. Так зачем Вы ходите в школу? Все ходят, и мы ходим.

Вывод: очень многие знания, получаемые в школе, не применяются в жизни.

Сегодня Вы прослушали доклад «---- « , побывали на круглом столе «____», давайте проведем небольшой  «Мозговой штурм»

1. Когда появился термин «функциональная грамотность»?

2.Как определяют понятия «грамотность» и«минимальная грамотность»?

3. Как определяют термин «функциональная грамотность»?

4. Какие формы функциональной грамотности существуют?

5.Каковы отличительные черты функциональной грамотности?

6. Как проявляется недостаток функциональной грамотности?

7.В каких предметных областях различные международныеисследования (PISA, TIMSS, PIRLS) проверяют уровень сформированностифункцинальной грамотности?

8.Назовите элементы естественнонаучной грамотности.

Слайд11.  Готовых заданий в формате PISA не так много, поэтому для подготовки подобных заданий можно воспользоваться материалами Московской электронной школы uchebnik.mos.ru.

 Слайд12.        Характер заданий для оценивания ЕНГ российских учащихся в рамках национального мониторинга основывается на материалах международного исследования PISA. Эти материалы включают в себя собственно концепцию ЕНГ, модель заданий по ее оцениванию и образцы таких заданий.

Согласно определению, используемому в PISA, естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Из приведенного выше определения вытекают требования к заданиям пооцениванию ЕНГ. Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий PISA. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией. При этом каждое из заданий классифицируется по следующим параметрам:

  • компетентность, на оценивание которой направлено задание;
  • тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;
  • контекст;
  • познавательный уровень (или степень трудности) задания.

Давайте составим модель заданий по естественнонаучной грамотности в формате PISA

У Вас на столах лежит таблица, в которой приводятся основные компетенций (их – 3), составляющих ЕНГ, которые включает в себя набор конкретных умений, на проверку которых может быть непосредственно направлено задание; типы научного знания; контексты; уровни познавательных действий.

Компетенции и умения

Таблица. Умения, раскрывающие содержание ЕНГ, и характеристика заданий по формированию/оценке этих умений

Оцениваемые компетенции,

умения

Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения

1 Компетенция: научное объяснение явлений

1.1

Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления

Предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал.

1.2

Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления

Предлагается описание нестандартной ситуации, для которой ученик не имеет готового объяснения. Для получения объяснения она должна быть преобразована (в явном виде или мысленно) или в типовую известную модель или в модель, в которой ясно прослеживаются нужные взаимосвязи. Возможна обратная задача: по представленной модели узнать и описать явление.

1.3

Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления

Предлагается на основе понимания механизма (или причин) явления или процесса обосновать дальнейшее развитие событий.

1.4

Объяснять принцип действия технического устройства или технологии

Предлагается объяснить, на каких научных знаниях основана работа описанного технического устройства или технологии.

2. Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования

2.1

Распознавать и формулировать цель данного исследования

По краткому описанию хода исследования или действий исследователей предлагается четко сформулировать его цель.

2.2

Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса

По описанию проблемы предлагается кратко сформулировать или оценить идею исследования, направленного на ее решение, и/или описать основные этапы такого исследования.

2.3

Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки

Предлагается не просто сформулировать гипотезы, объясняющие описанное явление, но и обязательно предложить возможные способы их проверки.

Набор гипотез может предлагаться в самом задании, тогда учащийся должен предложить только способы проверки.

2.4

Описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений

Предлагается охарактеризовать назначение того или иного элемента исследования, повышающего надежность результата (контрольная группа, контрольный образец, большая статистика и др.). Или: предлагается выбрать более надежную стратегию исследования вопроса.

3. Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

3.1

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Предлагается формулировать выводы на основе интерпретации данных, представленных в различных формах: графики, таблицы, диаграммы, фотографии, географические карты, словесный текст. Данные могут быть представлены и в сочетании форм.

3.2

Преобразовывать одну форму представления данных в другую

Предлагается преобразовать одну форму представления научной информации в другую, например: словесную в схематический рисунок, табличную форму в график или диаграмму и т.д.

3.3

Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах

Предлагается выявлять и формулировать допущения, на которых строится то или иное научное рассуждение, а также характеризовать сами типы научного текста: доказательство, рассуждение, допущение.

3.4

Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников

Предлагается оценить с научной точки зрения корректность и убедительность утверждений, содержащихся в различных источниках, например, научно-популярных текстах, сообщениях СМИ, высказываниях людей.

Данную таблицу можно рассматривать в качестве кодификатора, который используется для разработки и оценки выполнения заданий по ЕНГ.

Типы научного знания

Каждая из компетентностей, оцениваемых в задании, может демонстрироваться на материале научного знания следующих типов:

Содержательное знание, знание научного содержания, относящегося к следующим областям: «Физические системы», «Живые системы» и «Науки о Земле и Вселенной». Содержательные области можно формально соотнести с предметными знаниями. Так, «Физические системы» – это преимущественно материал физики и химии, «Живые системы» – биология, «Науки о Земле и Вселенной» – география, геология, астрономия. Однако с точки зрения содержания задания по ЕНГ, используемые в PISA, часто имеют межпредметный характер.

Процедурное знание, знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также знание стандартных исследовательских процедур. Что касается процедурного знания, то оно в равной мере относится ко всем естественнонаучным предметам, что, в первую очередь, и позволяет объединять их в одну группу и говорить именно о естественнонаучной, а не о какой-то узко предметной, грамотности. В нашей практике комплекс знаний, умений, компетентностей, относящихся к типу процедурного знания, принято объединять под рубрикой «Методы научного познания».

           Контексты

Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация. Например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:

  • здоровье;
  • природные ресурсы;
  • окружающая среда;
  • опасности и риски;
  • связь науки и технологий.

Для заданий по ЕНГ в PISA определяются уровни познавательных действий, которые должен выполнить ученик для выполнения данного задания. Трудность любого задания – это сочетание его собственной интеллектуальной сложности (т.е. сложности требуемых мыслительных процедур) и объема знаний и умений, необходимых для его выполнения. Выделяются следующие познавательные уровни:

Низкий

Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.

Средний

Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.

Высокий

Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Определение познавательного уровня, или степени трудности, задания в соответствии с этими критериями – порой само по себе нелегкая задача. Чаще всего мы оцениваем эту трудность интуитивно, «на глазок», или она определяется эмпирически, в зависимости от того, какой процент ребят на той или иной выборке выполняет данное задание.

Итак, в наиболее общем виде модель задания по оценке ЕНГ можно представить в виде следующей схемы:

Слайд 13.

В этой модели в явном виде не фигурирует такой параметр, как «познавательные уровни». Однако неявно он присутствует в каждой из остальных характеристик. Ведь трудность задания может зависеть от сложности описания самой реальной ситуации, необходимого объема содержательного знания и того, на каком уровне должна быть продемонстрирована та или иная компетентность.

Далее задания

Уважаемые коллеги, мы с вами составили модель задания по оценке ЕНГг, а теперь принимаемся за дело.

Слайд 14. Вы, одновременно, учителя и ученики, как учителя – проанализируете задания по всем категориям, используя приложения, а как ученики – выполните его.

Выполните Задание 1.

Слайд 15                 1.Лыжи

  • Денис и Андрей увлекаются беговыми лыжами, но Андрей обычно опережает Дениса на дистанции. Денис объясняет это тем, что он крупнее

  • тяжелее Андрея, и поэтому лыжи под ним скользят по лыжне хуже, чем лыжи под Андреем.

Рисунок 1

Задание 1.

Согласны ли вы с тем, что лыжи под Денисом должны скользить хуже, чем лыжи под Андреем, при условии, что сами лыжи у ребят совершенно одинаковые?

Выберите «Да» или «Нет».

  • Да

  • Нет

Объясните свой выбор.

- Определите категории характеристики заданий. заполните таблицу, компетенции и умения, используя приложение1 , 2  .

 Слайд  Характеристики заданий и система самооценивания

        Задание 1. «Лыжи». 1 из 3.

1.Категории характеристики заданий

ОТВЕТ

Содержательная область оценки

Компетентностная область оценки

Контекст

Уровень сложности

Формат ответа

Объект оценки

Проверка.

Слайд  Характеристики задания:

  • Содержательная область оценки: содержательное знание; физические системы.
  • Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений;

  • Контекст: личный
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: развёрнутый ответ

  • Объект оценки: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления.

Система оценивания

1 балл

Выбрано «Да» и дано объяснение, в котором говорится о зависимости

силы трения от веса лыжника.

Принимается также зависимость от массы, силы тяжести.

0 баллов

Выбрано «Да» и нет объяснения или объяснение неправильное.

Выбрано «Нет».

Ответ отсутствует.

  • Всё-таки ребята решили проверить, кто из них на своих лыжах скользит лучше. Для этого они выбрали два способа.

Способ 1: Они встают перед одной чертой на две соседние одинаковые лыжни и изо всех сил один раз толкаются палками. Кто дальше проедет в результате этого толчка, у того и лыжи скользят лучше.

Способ 2: Они просят своего друга Ваню некоторое время тянуть их по очереди по лыжне на крепкой стропе, на каких буксируют автомобили. Кого Ване будет тянуть труднее, под тем лыжи скользят хуже.

Задание 2.

Какой из способов более надёжно покажет, кто из ребят на своих лыжах скользит лучше?

Выберите «Способ 1» или «Способ 2».

  • Способ 1

  • Способ 2

Объясните свой выбор.

Задание 2. «Лыжи». 2 из 3.

1.Категории характеристики заданий

ОТВЕТ

Содержательная область оценки

Компетентностная область оценки

Контекст

Уровень сложности

Формат ответа

Объект оценки

Проверка

Задание 2. «Лыжи». 2 из 3.

Характеристики задания:

  • Содержательная область оценки: процедурное знание; физические системы.

  • Компетентностная область оценки: Понимание особенностей естественнонаучного исследования;

  • Контекст: личный
  • Уровень сложности: высокий
  • Формат ответа: развёрнутый ответ

  • Объект оценки: предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса

Система оценивания

2 балла

Выбран «Способ 2» и дано объяснение, в котором говорится, что если

Ване тянуть труднее, то значит, сила трения, которая ему препятствует,

в этом случае больше.

Например:   «Чем   труднее   тянуть,   тем   больше   трение.   Значит,

скольжение хуже».

1 балл

Выбран  «Способ  2»  и  дано  объяснение,  в  котором  говорится  о

непригодности «Способа 1».

Например: «В способе 1 мальчики могут толкаться с разной силой».

«Денис может толкаться сильнее, чем Андрей, ведь он крупнее».

  • Каждый, кто катался на лыжах, знает, что у лыж иногда бывает отдача. Когда лыжник, делая очередной шаг на лыжне, отталкивается ногой, то лыжа, вместо того чтобы скользить вперед, проскальзывает

назад, мешая лыжнику быстро бежать. Это и есть отдача. Для того чтобы уменьшить или даже совсем устранить отдачу, используют так

Рисунок 2        называемую        лыжную

мазь держания. Ее наносят на лыжу в области максимального прогиба, как показано на рисунке 3.

Рисунок 3

Задание 3.

Каково должно быть действие мази держания?

Выберите один ответ.

А. Уменьшение трения между лыжей и снегом во время свободного скольжения лыжника по лыжне.

Б. Увеличение трения между лыжей и снегом во время свободного скольжения лыжника по лыжне.

В. Уменьшение трения между лыжей и снегом во время отталкивания от лыжни.

Г. Увеличение трения между лыжей и снегом во время отталкивания от лыжни.

Задание 3. «Лыжи». 3 из 3.

1.Категории характеристики заданий

ОТВЕТ

Содержательная область оценки

Компетентностная область оценки

Контекст

Уровень сложности

Формат ответа

Объект оценки

Ответ. Задание 3. «Лыжи». 3 из 3.

Характеристики задания:

  • Содержательная область оценки: содержательное знание; физические системы.

  • Компетентностная область оценки: Интерпретация данных для получения выводов;

  • Контекст: личный

  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: выбор одного правильного ответа

  • Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Система оценивания

1

1 балл

Выбран ответ Г.

0

0 баллов

Другие ответы.

Ответ отсутствует

Слайд 15. Затем, уважаемые коллеги, вам необходимо разработать задания  по одной из тематических областей: здоровье, окружающая среда, природные ресурсы на диагностику естественнонаучной грамотности, как части грамотности функциональной..

Уровни заданий 1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

 3. уровень - применение Применить, проиллюстрировать, решить

4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план

6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Таким образом, под «естественнонаучной грамотностью» мы предлагаем понимать интегральную характеристику личности; единство знаний, умений и позитивной ценностной оценки достижений естественных наук, которое проявляется в способности и готовности личности использовать имеющиеся естественнонаучные знания для решения теоретических и практических задач, возникающих в ходе деятельности.

 Слайд 16       Наш сегодняшний мастер - класс хотелось бы закончить словами Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…». 
В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности. 

 Слайд 17 

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно показать в варианте плодового дерева.

https://xn--11--5cd3cecte0b6d.xn--p1ai/files/2018-19/img3.jpg

Как каждому дереву нужны забота, увлажнение, тепло, свет, так и ребенку, приходящему к учителю на урок, нужны познания, мастерство и умения. «Поливая» данное дерево, спланированной, отчетливо обдуманной, гармоничной работой, применяя инновационные педагогические технологические процессы, дерево немедленно принесет плоды – прекрасные, достойные восхищения, яблочки, т.е. интеллектуальных, эффективных, мощных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

Актуальность темы  мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также форми...

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»

Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»

Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученны...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...