Обучение детей из семей мигрантов.
методическая разработка

Жоховская Елена Владимировна

Проект по созданию условий для успешного обучения и социальной адаптации детей мигрантов, плохо владеющих русским языком

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_proekta.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Название: Обучение детей из семей мигрантов.

Цель:  Создание условий для успешного обучения и социальной адаптации детей мигрантов, плохо владеющих русским языком.

Задачи: 

  • Создать  в ОУ систему  обучения русскому языку как не родному;
  • Разработать и реализовать в деятельности ОУ программу “Толерантность”  (на основе городской программы);
  • Повысить квалификацию персонала школы, осуществляющего работу  в данном направлении.

Замысел (идея):

В 2000-е годы произошли значительные изменения в объемах, структуре и направлениях миграционных потоков, которые затронули и Санкт-Петербург. С конца 90-х гг. в школах города увеличилось количество детей из семей мигрантов из южных регионов России, а также новых независимых государств Закавказья и Средней Азии.

Успеваемость детей из семей этнических мигрантов в значительной степени зависит от знания русского языка. Владение русским языком определяет возможности адаптации этнических мигрантов, обеспечивает условия для восприятия социально-нормативных установок нового для них сообщества. Кроме того, степень владения русским языком и детей, и их родителей отражает их включенность в жизнь городского сообщества.

 Если мы предполагаем в будущем получить в качестве результатов этнической миграции социально-культурное разнообразие, а не межнациональную напряженность, необходимо направить усилия на интеграцию в местное сообщество прежде всего детей этнических мигрантов, причем с самого младшего возраста. Следует создать специальную программу для обучения детей этнических мигрантов русскому языку не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах, а также активно включая детей-мигрантов в сферу внеклассных мероприятий и дополнительного образования; организовать психологическую и образовательную подготовку как детей этнических мигрантов, так и петербургских школьников к толерантному восприятию иных социокультурных ценностей. То есть использовать известный метод опережающего обучения.

Этапы (механизм) реализации (последовательность шагов)

  • Создание рабочей группы из представителей методических объединений
  • Знакомство с опытом работы в районе, городе, регионе
  • Установление партнерских отношений с учреждениями и организациями, работающими над проблемой социальной адаптации и обучения детей из семей мигрантов
  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
  • Обсуждение маршрутов на заседании педсоветов, утверждение Советом школы и приказ о назначении ответственных
  • Предшкольная подготовка
  • Всеобуч родителей
  • Индивидуальное консультирование родителей
  • Реализация программы “Толерантность”:
  • Декада толерантности
  • Конкурс газет “Все мы разные”
  • Занятие-игра “Мой друг иностранец”
  • Общеобразовательная программа ”Проблемы формирования толерантности в школе”
  • “День национальностей” (концерт народов мира)
  • Проведение обучающих семинаров – “Воспитание толерантности культуры мира и межнационального согласия в школьной среде” и др.

Результат:

 развитие средствами образования коммуникации как нового уровня культуры в многонациональном сообществе;

- разработка адаптационно-образовательных программ;

- интеграция детей-мигрантов в общество посредством образования;

- обеспечение взаимосвязи социальной, культурной и языковой адаптации в образовании детей-мигрантов;

- подготовка учителей, ориентированных на работу с детьми-мигрантами, в аспекте овладения ими несколькими языками и культурами (воспитание личности на рубеже культур), способных к организации диалога культур.

Критерии оценки достижения результата:

  • предметные,
  • надпредметные (дополнительное образование),
  • по психологическим методикам (степень адаптации, уровень тревожности),
  • рост профессиональной компетентности педагогов.

Продукт:

  • Целевая программа “Толерантность”;
  • Предметные методические разработки;
  • Алгоритм разработки индивидуального маршрута.

Эффекты (социальные):

  • Повышение степени адаптации

Эффекты (образовательные):

  • Рост личностных достижений обучаемых, улучшение показателей успеваемости.

Эффекты (другие):

  • формирование языковой компетенции.

Возможности тиражируемости проекта:

 Проект является актуальным и востребованным во многих школах не только Санкт-Петербурга, но и других регионов.

Исполнители:

Никитина Т.И. №87 (Петроградский р-н)

Муляр И.В. №87 (Петроградский р-н)

Жоховская Е.В. №18 (Василеостровский район)

Энгель Н.И. №77 (Петроградский р-н)

Чернова Т.О. №51 (Петроградский р-н)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

трудовое обучение детей в семье

Для воспитания учащихся сознательными тружениками необходимо, чтобы каждый из них имел трудовые обязанности в школе и дома....

Проблемы обучения детей-мигрантов в современной петербургской школе

Политические, социальные, экономические изменения, произошедшие на территории постсоветского пространства в последние пятнадцать лет, вызвали миграцию в Россию нерусскоязычного населения. В связи с эт...

Особенности обучения детей-мигрантов

Особенности обучения детей-мигрантов...

Дети из семей мигрантов

Дети из семей мигрантов...

Организация обучения детей из семей мигрантов на территории Серовского городского округа

Расмотрение вопроса на консультативном совете  по взаимодействию с национальными и религиозными общественными объединениями при Главе Серовского городского округа....