Дети из семей мигрантов
статья по психологии (7 класс)

Галиева Эльза Ришатовна

Дети из семей мигрантов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ

Проблемы адаптации и интеграции детей-мигрантов в школе

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ

В МБОУ СОШ д. Кшлау-Елга

Галиева Эльза Ришатовна

     В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой.

 Основная задача поликультурного образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.

      Успешность деятельности нашего образовательного учреждения во многом обусловлена той средой, в которой наши ученики живут.

     Задачи социальной адаптации и педагогической поддержки мигрантов сравнительно новы для нашей уже многонациональной школы.

 Проживание стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением, а, следовательно, разрушением нормального образа жизни, вызывает у них чувство беспомощности, которое устойчиво подпитывается отсутствием социального опыта поведения в новых условиях.

          Учителя школы сталкиваются со следующими проблемами:

1. Преодолением языкового барьера. Некоторые учили русский язык в национальных школах как иностранный, а теперь он становится для них основным языком общения, одним из главных способов адаптации к новым жизненным условиям.

2. Психологический стресс. Попадая в новую языковую среду, ребенок получает стресс, в результате которого резко снижается его эмоциональный фон, что создает дополнительные препятствия на пути установления контактов со сверстниками.

3. Трудности в подготовке домашнего задания. Так как трудности возникают и при усвоении учебного материала, для успешной подготовки домашнего задания приходится тратить значительное количество времени, особенно в младших классах.

4. Отсутствие помощи родителей. Родители многих учеников с трудом разговаривают по-русски и, следовательно, не могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания. В условиях дома родители общаются с детьми на родном языке, а в школе ребенок сталкивается с русским языком (как иностранным) и в результате, у ребенка происходит пролонгированный стресс, что тормозит адаптацию к новым условиям проживания.

5. Наличие национального акцента. Отсюда типичные ошибки: неправильное ударение, низкая грамотность, глотание окончаний и так далее.

      В результате для некоторых учащихся характерное поведение - стремление обособиться и замкнуться в себе, ограничив круг общения исключительно по национальному признаку, опираясь на обычаи, традиции и нравственно-этические нормы своего народа.

     Для того чтобы помочь ребенку-мигранту лучше адаптироваться в новых условиях, усвоить учебную программу, школьный психолог, социальный педагог, классный руководитель  и учителя-предметники пытаются определить исходный уровень владения русским языком, ориентируясь на степень общего развития ребенка, особенности психического склада его личности, характера, темперамента. Принимая во внимание эти показатели, учителя разрабатывают  индивидуальные подходы к обучению детей-мигрантов.

      Все это, безусловно, способствует формированию механизмов адаптации детей-мигрантов к учебной деятельности в новом образовательном пространстве.

      Но, тут возникает определённая проблема: ребёнок находится не только в школе, но и в семье, где зачастую родители говорят на родном языке, что далеко не способствует закреплению приобретённых ребёнком навыков в школе. Поэтому необходимо русскому языку обучать и родителей.

     Работа с семьями мигрантов имеет свои особенности и сложности. Анализ учебных ситуаций показывает, что академическая успеваемость школьников-мигрантов становится выше, если в обсуждении проблемы успешности обучения принимают участие их родители.  Поэтому весь педагогический коллектив нашей школы включается в работу с родителями. В итоге семья становится опорой, влияющей на педагогическую поддержку детей-мигрантов.

Образовательная политика школы с полиэтническим составом

основывается на определенных принципах, которые

позволяют создать благоприятную среду для обучающихся и педагогов. К

числу таких принципов относятся:

 принцип толерантности;

 принцип равнозначности и взаимодействия культур;

 принцип гражданственности;

 принцип ответственности;

 принцип перераспределения;

 принцип легитимности.

 

  Направления работы с детьми-мигрантами в МБОУ СОШ д. Кшлау-Елга

Через организацию  мероприятий дети мигрантов соприкасаются с наследием культуры России, осознавая причастность своего народа в создании мировых шедевров. Ребята понимают, что человек другой культуры привлекает внимание окружающих и интересен им именно своей самобытностью, неповторимостью, своеобразием суждений, основанных на особой ментальности.

        1.Организация музейно-педагогической деятельности позволяет решить следующие задачи:

 Приобщение детей к культурному наследию народов мира с

помощью музейных экспонатов; гражданско-патриотическое  вос-

питание детей и юношества.

 Формирование у них положительных установок по отношению ко

всем этносам Земли.

Этот метод позволяет использовать ресурсы как школьного музея, так и

музеев города.

        2.  Организация встреч воспитанников с различными культурами в специально подготовленной, педагогической среде.

 Моделирование педагогом специальных игровых ситуаций, где

подростки берут на себя роли представителей различных

культур.

        3.  Организация проблематизации отношений воспитанника к представителям иных культур.

Проблематизация может быть организована в форме проблемных

дискуссий. Речь здесь уже идет не об игровом диалоге, а о межличностном

общении по той или иной проблеме полиэтнического общества. Оно

позволяет подростку соотнести собственное отношение к иным культурам

со взглядами и мнениями сверстников, иногда способствует коррекции

этих отношений, так как мнение сверстников, очень весомое для детей подросткового возраста, может стать источником изменения их

собственных взглядов.

Дискуссии проводятся на уроках истории, обществознания, ОРКСЭ  по темам  «Понятие «национальная принадлежность», «Свобода слова», «Толерантное отношение к разным культурам» и т.п.

4.   Организовываются уроки, недели мира и дружбы, на

которых дети приобщаются к идеям добра и взаимной приязни независимо

от национальности.  Во время каникул проходят тематические смены «Народы мира», «Дружба народов».

5. Исследовательская деятельность среди учащихся разного возраста по следующим темам:

 «Старинные и памятные вещи в нашей семье»

 «Народное декоративно-прикладное искусство»

 «Народные афоризмы - тайны и чудеса родного языка»

 «Общее и особенное в играх разных народов»

 «Тайны народных сказок»

 «Традиции и обряды»

 

По разным направлениям деятельности в школе мы привлекаем учащихся, носителей той или иной культуры как консультантов.

      Россия идет по пути построения правового государства, поэтому все проблемы связанные с миграционной политикой должны решаться, в первую очередь, на законодательном уровне. Нужна «умная» и эффективно работающая миграционная политика, построенная на четких требованиях и критериях, которая снизит уровень ксенофобии, этнокультурных конфликтов и создаст условия для получения качественного образования детьми- мигрантами.

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема взаимоотношения детей и подростков. Авторитет родителей в воспитании детей в семье.

Гуманизация отношений внутри семьи. Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной соп...

Гендерные стереотипы семей мигрантов–мусульман

Осознавая неоценимое значение гендера, когда формируются важнейшие качества личности, задатки и способности ребёнка, понимая, что наши дети реализуются в стереотипах, мы должны работать и с родителями...

Примерная индиви-дуальная программа работы с детьми из семей мигрантов «мир без границ»

В настоящий момент развитие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры тесно    связано с внешней политикой нашей страны. Приток иностранных граждан ближнего зарубежья с каждым годом наб...

Организация обучения детей из семей мигрантов на территории Серовского городского округа

Расмотрение вопроса на консультативном совете  по взаимодействию с национальными и религиозными общественными объединениями при Главе Серовского городского округа....

Обучение детей из семей мигрантов.

Проект по созданию условий для успешного обучения и социальной адаптации детей мигрантов, плохо владеющих русским языком...