МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Практические работы на уроках «Профильного труда (цветоводство)»
методическая разработка

Бурченкова Ольга Александровна

Одной из важнейших задач обучения является подведение учащихся к самостоятельному использованию знаний, применению их в жизни. Образовательная функция практических работ заключается в приобретении, углублении и закреплении знаний, полученных в результате собственных исследований учащихся под руководством учителя, проверке теоретических положений опытным путем, формировании навыков самостоятельной работы и умений делать выводы и обобщения на основе результатов опытов. Воспитательная функция состоит в формировании таких черт личности, как трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности. Развивающая функция заключается в развитии самостоятельности, интеллектуальных умений, наблюдательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребенок» г.Смоленска»

МЕОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Практические работы на уроках

«Профильного труда (цветоводство)»

 Учитель цветоводства:

Бурченкова О.А.

Смоленск, 2020

Практические работы на уроках «Профильного труда (цветоводство)»

     Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Основной задачей трудового обучения является дать школьникам начальное профессиональное образование, т. е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

     Знания, полученные обучающимися на уроках профильного труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу).

     Одной из важнейших задач обучения является подведение учащихся к самостоятельному использованию знаний, применению их в жизни. Образовательная функция практических работ заключается в приобретении, углублении и закреплении знаний, полученных в результате собственных исследований учащихся под руководством учителя, проверке теоретических положений опытным путем, формировании навыков самостоятельной работы и умений делать выводы и обобщения на основе результатов опытов. Воспитательная функция состоит в формировании таких черт личности, как трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности. Развивающая функция заключается в развитии самостоятельности, интеллектуальных умений, наблюдательности.

     Содержание предмета «Профильный труд (цветоводство)» обеспечивает получение знаний о жизни цветочных и декоративных растений, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Предусмотренные теоретический материал и практическая деятельность учащихся предоставляет им возможности для саморазвития и самореализации, для наиболее полного раскрытия своих творческих способностей, способствует формированию у школьников ответственного отношения к миру растений. Основными задачами коррекционной школы является формирование у обучающихся практических и социально значимых навыков, которые позволяют им вести самостоятельную жизнь по завершению школьного обучения, правильного осознания перспектив будущей жизни, умения самостоятельно решать возникающие вопросы. Уроки профильного труда направлены на подготовку обучающихся к ручному труду в озеленительном хозяйстве. Специальные коррекционные занятия позволяют обратить внимание на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития, изучение декоративных растений, условия их содержания, элементы ухода за ними.

По программе специальных (коррекционных) школ при изучении предмета «Профильный труд (цветоводство)» предусмотрены практические работы – по пересадке и перевалке комнатных растений, по уходу за комнатными растениями, изучению органов цветкового растения, по выращиванию декоративных деревьев и кустарников, по уходу за растениями на школьных цветниках.

     Практическая деятельность умственно отсталых учащихся имеет недостаточно осмысленный характер и выполняется на уровне подражания. В силу нарушения психофизического развития понимание сущности работы часто бывает ограничено, затруднен анализ и планирование предстоящей деятельности, предварительное представление ее результатов. Умственно отсталые школьники стремятся приступить к выполнению задания без анализа инструкции, продумывания последовательности действий, выбора средств. Нарушение ориентировки сказывается на характере выполняемых действий.

     Для развития навыков ориентирования в задании, как правило, применяются разные формы инструктирования. Особенность инструктажа в коррекционной школе состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием последовательности действий и объяснением структуры приема. Показ новых операций и приемов проводится несколько раз. Вначале учитель показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у учащихся сформировался правильный образ действий, а затем он замедляет показ и сопровождает свои действия объяснением. Учитель разрешает приступить к практической работе только после того, как убедится, что все учащиеся, как правило, после многократных показов и объяснений, усвоили последовательность работы. Наряду с практическим выполнением заданий по плану применяется словесное описание способов его выполнения. В результате такой работы практическая деятельность учащихся приобретает определенную целенаправленность.

     Формы организации практической деятельности могут быть фронтальными, групповыми и индивидуальными. Каждый ребенок получает определенное задание, определяются место и время работы.

     При фронтальной работе учащиеся выполняют однородные задания. Например, все производят копку или рыхление почвы на участке. Некоторые работы выполняются группами. Каждая группа получает задание, в котором указаны место работы и время ее выполнения

     В одних случаях всем группам даются одинаковые задания, в конце работы выясняется, кто лучше и быстрее выполнил работу. В других случаях каждая группа выполняет определенную часть общего задания. Например, дается общее задание произвести подкормку кустов роз. Работа распределяется следующим образом: одни копают бороздки вокруг кустов роз, другие готовят минеральную смесь, третьи выливают раствор в бороздки, четвертые засыпают бороздки и разравнивают почву. При работе в парах и группах развиваются навыки межличностного общения, облегчается выполнение некоторых технических операций, улучшается взаимоконтроль.

     Все практические работы должны быть тщательно подготовлены. Заранее намечается цель, определяются задачи, продумываются формы организации деятельности учащихся и их содержание, подбирается необходимое оборудование, формируются инструкции, которые будут предложены учащимся. Большое внимание должно быть уделено правилам техники безопасности и формированию умений работать с необходимыми инструментами.

     Все разделы программы по «Профильному труду (цветоводству)» увязываются в той или иной степени с практической деятельностью в форме упражнений и практических работ. Одни из них проводятся в условиях теплицы (пересадка комнатных растений, пикировка рассады цветочных культур, черенкование цветковых растений), другие – на школьных цветниках (уход за декоративными кустарниками, высаживание в грунт цветочных растений).

     Практические работы на территории школьных цветников являются неотъемлемой частью системы преподавания. Они служат продолжением классных занятий и способствуют углублению и закреплению полученных на уроках знаний. Качество знаний по изучаемому предмету при этом повышается, т.к. учащиеся глубже понимают смысл изучаемых закономерностей, проверяют их практикой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практической работы "Климат Евразии" (7 класс)

Плановая практическая работа с целью актуализации знаний по теме "Климат"....

Методическая разработка практической работы по теме "Политическая карта"

Практическая работа для 7 класса "Политическая карта Мира". Ориентирована на проведение как индивидуальной так и групповой работы. Материал содержит бланки раздаточного материала....

Методическая разработка практической работы по теме "Двигатели постоянного тока" по дисциплине "Электрооборудование подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин"

Практическая разработка по теме " Двигатели постоянного тока" по дисциплине " Электрооборудование подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин"...

Особенности организации практической работы на уроках профильного труда в период дистанционного обучения

Особенности организации практической работы на уроках профильного труда в период дистанционного обучения...

Использование практических работ на уроках профильного труда (цветоводство).

Использование практических работ на уроках профильного труда (цветоводство) формирует профессиональную компетентность у учащихся с ВОЗ,...

Проверочная работа по предмету профильный труд (Цветоводство и декоративное садоводство) по теме «Комнатные растения», 6 класс.

Проверка и оценка уровня теоретических и практических знаний, определения уровня овладения знаниями, практическими умениями и навыками на промежуточном этапе обучения профильному труду.Подходы к отбор...