"Медиаресурсы музеев Санкт-Петербурга в процессе самообразования учителя и организации урочной и внеурочной деятельности в предметных областях ОРКСЭ и ОДНКНР"
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Тимченко Светлана Геннадьевна

Аннотация. В статье в качестве эффективного решения проблемы недостатка предметных и цифровых компетенций учителей  предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР предлагается использование медиаресурсов музеев Санкт-Петербурга. Это позволит учителю развить свои компетенции и дополнить учебный материал материалами музейных ресурсов,  интересно организовать внеурочную деятельность духовно-нравственной направленности, а также будет способствовать достижению личностных и метапредметных результатов учащихся.  

Ключевые слова: основы духовно-нравственной культуры народов России, самообразование учителя ОРКСЭ и ОДНКНР, медиаресурсы музеев в школе, духовно-нравственное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_timchenko_mediaresursy_muzeev.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тимченко Светлана Геннадьевна,  

учитель ОРКСЭ и ОДНКНР,  

ГБОУ школа №552 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Медиаресурсы музеев Санкт-Петербурга в процессе самообразования учителя и организации урочной и внеурочной деятельности в предметных областях ОРКСЭ и ОДНКНР

Аннотация. В статье в качестве эффективного решения проблемы недостатка предметных и цифровых компетенций учителей предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР предлагается использование медиаресурсов музеев Санкт-Петербурга. Это позволит учителю развить свою компетенцию и дополнить учебный материал материалами музейных ресурсов, интересно организовать внеурочную деятельность духовно-нравственной направленности, а также будет способствовать достижению личностных и метапредметных результатов учащихся.  

Ключевые слова: основы духовно-нравственной культуры народов России, самообразование учителя ОРКСЭ и ОДНКНР, медиаресурсы музеев в школе, духовно-нравственное воспитание.

В настоящее время в связи с развитием и становлением предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР), педагогам, преподающим предметы данной области, необходима методическая поддержка и специальные знания, которые они не получали ранее на уровне базового педагогического образования или курсов повышения квалификации. Несомненно, реального погружения в художественно-эстетическую среду музея ничто заменить не сможет, однако, в связи с новыми тенденциями в образовании и пересмотром миссии музеев, в некоторой степени компенсировать данный пробел можно, используя в процессе самообразования учителя медиаресурсы государственных музеев Санкт-Петербурга, таких как Государственный музей истории религии (далее – ГМИР), Русский музей, Российский Этнографический музей (далее – РЭМ). Выбор медиаресурсов данных музеев обусловлен их наиболее приближенной к курсу ОДНКНР тематикой экспозиций и наличием материалов, доступных онлайн. Стоит отметить, что наиболее продуктивным процесс использования медиаресурсов музеев будет в том случае, когда обе стороны – и музеи, и образовательные организации смогут разработать определенные механизмы взаимодействия и формы организации образовательного процесса с учащимися.  

О проблемах и способах выстраивании новых взаимоотношений системы образования и музеев на современном этапе отмечают многие исследователи [6;7; 8; 13; 14;16], отмечая, что согласно требованиям времени и нормативным документам должна измениться миссия музея, и усилена его социокультурная направленность, музей должен позиционироваться «как общественный институт, предоставляющий многообразие образовательной и досуговой деятельности для самой разной аудитории» [7, с. 122]. Автор предлагает переосмыслить традиционное понятие «музейный урок» и обратиться к иной модели в соответствии «с законами новой дидактики» как самостоятельной познавательной деятельности учащихся на экспозиции музея. Необходимо следовать тенденциям открытости и доступности музейных фондов, развития медиаресурсов, усиления социокультурной направленности музеев, совершенствования музейно-педагогической работы и разработки инновационных форм образовательной деятельности с детьми и подростками, направленных на «развитие человеческого потенциала» личности ребенка.  

В отличие от классических форм распространения информации, таких как печать, эфир, жесткие носители информации, медиаресурсы имеют свои характерные особенности: сетевая форма, «полнотекстовый» и сокращенный вариант сообщения, архив, анонсы, удаленный доступ 24/7, возможность обратной связи, предоставление информации по индивидуальному запросу [8], что дает им некоторые преимущества в использовании.  

Под медиаресурсами музеев в данном случае подразумевается канал или способ представления информационных данных, подготовленных специалистами музеев для последующего их восприятия и распространения. Таковыми являются: сайт, портал, сетевые сообщества. Медиаконтент представляет собой специальным образом подготовленное содержание, предоставляемое вниманию аудитории при помощи медиа [3; 4].

В период пандемии и вследствие этого более активного использования электронного обучения и дистанционных технологий в школе востребованность информации, предоставляемой государственными музеями Санкт-Петербурга на своих ресурсах, несомненно, актуальна, так как данная информация является качественной, научно достоверной, профессионально подготовленной и может быть использована в процессе самообразования учителя и в подготовке занятий в предметных областях Основы духовно-нравственной культуры народов России и Основы религиозных культур и светской этики (далее –  ОРКСЭ).

Использование медиаконтента музеев удовлетворяет решению ряда положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), таких как овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации;  разумное и безопасное использование цифровых технологий; формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями; обеспечение единства учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания;  взаимодействие организации, реализующей программы основного общего образования с семьей, учреждениями культуры [10], а также и способствует достижению предметных результатов ОДНКНР. 

Возможность массового использования различных интернет-ресурсов выявила ряд проблем [5; 9], связанных с формированием цифровых навыков не только у школьников, но и у педагогов. Сотрудники кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования Т. Е Демидова, И. Н Чижевская и А. Е. Чижевский ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского», проанализировав состояние профготовности учителей к формированию медийной культуры школьников, пришли к следующим выводам:

  • недостаточная сформированность медийной грамотности у школьников напрямую зависит от недостаточности профессиональной компетентности педагогов;
  • возможность и способность учителя решить проблемы, связанные с медийной культурой школьников, обусловлены спецификой преподаваемого предмета, стажем и местом работы учителя;
  • трудности, которые испытывают педагоги с формированием медийной культуры школьников, в значительной степени связаны с отсутствием адекватной научно-методической и организационной поддержки разного уровня [5].

Представляется, что как раз работа с медиаресурсами музеев позволит учителям значительно усовершенствовать такие цифровые компетенции, как информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность, навыки решения проблем в цифровой среде.

Исходя из анализа статей, методических рекомендаций о безопасном интернете, государственных документов о цифровой безопасности [2; 3; 4; 9;1;12] в отношении использования информации, можно сделать заключение, что сайты указанных музеев удовлетворяют их требованиям, так как имеют следующие характеристики:

  • являются официальными сайтами государственных бюджетных учреждений культуры, содержат документы, научные материалы, ссылки на контакты музея и официальные адреса на группы в социальных сетях;
  • являются первичными источниками достоверной информации, не предполагают или предполагают в незначительной степени интерпретацию информации;
  • содержат материалы в авторской редакции с указанием ссылок на источники и литературу;
  • не имеют возрастных ограничений;
  • прошли внутренний контроль качества;
  • являются бесплатными, не требуют регистрации, платной подписки на материалы широкого доступа;
  • не содержат всплывающей рекламы, не перенаправляют на иные сайты;
  • не содержат розыгрышей, рекламы, «жалостливых» писем о благотворительности;
  • имеют разделы для детей и педагогов, специалистов.  

Важно отметить, что в указанных музеях согласно образовательным лицензиям целенаправленная образовательная деятельность для детей дошкольного и школьного возраста осуществляется не одно десятилетие: организована работа профильных специалистов и специализированных отделов. Научно-просветительский отдел и отдел образовательных программ и научно-методической работы представлен в ГМИРе, Отдел музейной педагогики и отдел образовательных технологий и методик осуществляют свою деятельность в РЭМ, «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» существует в Русском музее. Последний является ассоциированным членом Российской академии образования и занимается вопросами взаимодействия художественного музея с системой образования на основе новейших музейно-педагогических технологий, осуществляет свою деятельность более 30 лет. Центром разработан и поддерживается образовательный портал «Здравствуй, музей!» – электронная площадка отдела с доступом к базам методических материалов по темам отечественного изобразительного искусства. Портал содержит медиаресурсы с возможностью их интеграции в учебный процесс образовательных учреждений и музейно-педагогических занятий. Профильные отделы ГМИР достаточно молоды, осуществляют свою деятельность около 10 лет, отдельного портала для школьников и педагогов не выделено, однако сайт насыщен доступными ресурсами для дистанционного ознакомления. Российский этнографический музей также долгое время разрабатывает детские программы и осуществляет музейно-педагогическую деятельность.

Возможность дополнить и совершенствовать такие предметные компетенция в области духовно-нравственной культуры народов России, как знания о вкладе представителей различных народов России в формирование ее цивилизационного наследия; многообразии культурных укладов народов, Российской Федерации; религиозных, национальных и этнических ценностях народов Российской Федерации; образцах и примерах традиционного духовного наследия народов Российской Федерации, предоставляется учителю с помощью доступных для широкого круга лиц медиаресурсов вышеназванных музеев.

В качестве методических материалов для самообразования учителя ОДНКНР можно рекомендовать следующие:

Русский музей 1) Образовательный портал «Здравствуй, музей!» – содержит методические материалы, систему электронных образовательных курсов (доступных без оплаты), информационные материалы, интерактивные приложения, мультимедийные программы и интернет-олимпиады для школьников, разработанные в Русском музее в рамках проектов «Музей. Инновационные образовательные технологии. Творчество» и «Русский музей – регионам России»: http://hello-museum.ru/ 2) Музейный центр дистанционного обучения Русского музея – это онлайн-платформа для самостоятельного изучения истории и изобразительного искусства. Сотрудниками отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» были разработаны курсы для школьников, студентов и преподавателей, например, такие как «Искусство Древней Руси», «Иконы в Русском музее», методические пособия по проведению уроков и экскурсий в музее: http://hello-museum.ru/distant-learning/ 3) Портал «Виртуальный Русский музей» отражает деятельность Русского музея в области информационных технологий: цифровые экспозиции, конкурсы, виртуальные туры, проекты, онлайн лекции: https://rusmuseumvrm.ru/ 4) Группа Вконтакте отдела «Российский центр музейной педагогики» Русского музея проводит онлайн-лекции и мастер-классы для детей и взрослых: https://vk.com/rusmuseumkids 

Государственный музей истории религии 1) Раздел сайта «Виртуальный музей» включает в себя: виртуальные экскурсии по залам музея с возможностью детально рассмотреть экспонаты; виртуальная экскурсия с 3D изображениями, фотографиями и текстовыми описаниями объектов духовного наследия «Религиозный мир Петербурга»; медиатека с фильмами о религиях (христианство, ислам, буддизм); тематические видеоэкскурсии для взрослых и детей в залах музея: http://gmir.ru/virtual/ 2) Группа Вконтакте «Государственный музей истории религии» – постоянно обновляющийся ресурс с разделами об экскурсиях и подкастами (аудиозаписями) о праздничных религиозных традициях и основах вероучения для детей и взрослых: https://vk.com/museumreligion 

Российский этнографический музей:  1) Коллекции и экспозиции онлайн: Коллекции экспонатов, Виртуальные туры, Выставки Виртуальные туры: https://collection.ethnomuseum.ru/ Все изображения снабжены справочными описаниями. 2) Раздел сайта «Материалы по этнографии» содержит подразделы: Справочные материалы о народах России: ареал проживания, виды деятельности, религии, традиции, современная жизнь; Русские народные праздники и обряды; Русская народная педагогика; Выставки онлайн-фотографии и очерк о современной жизни и праздниках народов России: https://ethnomuseum.ru/materialy-po-ehtnografii/ 

Подразделы снабжены справочным этнографическим материалом. 3) Этнокалендарь: о праздниках народов России кратко и подробнее: https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/kalendar-tradicionnyh-prazdnikov/july/ 4) Группа ВК: информация о выставках, детских конкурсах, событиях: https://vk.com/ethnomuseum .

Стоит отметить, что медийный контент, представленный на официальных сайтах и социальных сетях музеев, может быть использован и  как дополнительный ресурс для самоподготовки и самообразования учащихся, для проектной и исследовательской деятельности, коллективной работы, так как работает на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов и отвечает образовательным вызовам времени: постоянно совершенствуется и обновляется; положительно влияет на познавательную мотивацию учащихся; развивает функциональную грамотность учащихся за счет высокой наглядности, информации разного вида и интерактивных инструментов;  способствует развитию цифровой грамотности обучающихся; предоставляет возможность для дифференцированного и разноуровнего обучения; способствуют развитию «гибких» навыков [12].

В качестве методической помощи учителю, работающему по учебнику ОДНКНР для 5 класса под редакцией Н.Ф. Виноградовой [1], можно предложить тематическое планирование курса с поддерживающими медиаресурсами музеев (Таблица 1). В Таблице 1 представлены те разделы учебника и темы, которые можно раскрыть глубже, использовав указанный ресурс на уроке, при подготовке дистанционных занятий или онлайн курса по внеурочной деятельности, а также в качестве домашнего задания, проектной или исследовательской деятельности.

Таблица 1. Разделы учебника и темы.

Раздел, блок тем, тема из планирования учебника ОДНКНР, 5 класс, Н.Ф. Виноградова

Медиаресурс для учителя  

Задания для учащихся

О религиозных праздниках, традиции и культуре

ГМИР: Группа ВК. Подкасты (Курбан-байрам, Навруз, Благовещение, Символ веры, Пять столпов ислама …):

https://vk.com/museumreligion 

Прослушать подкаст, рассказать о празднике в классе, составить конспект.

Народы России

Справочные материалы о народах России: ареал проживания, виды деятельности, религии, традиции, современная жизнь: https://ethnomuseum.ru/materialy-po-ehtnografii/

Составить сообщение об одном из народов России, представить в удобной форме в классе.  

Основы и культура религий народов России

Христианство

ГМИР: Видео. Информационные модули: Христианство: http://gmir.ru/virtual/resource/mrelig

 

Предварительное знакомство с информацией. Заполнение пропусков в конспекте.

Православие

ГМИР: Видеоэкскурсии для детей: Крест. Икона.

http://gmir.ru/virtual/resource/video2/ 

Просмотреть. Ответы на вопросы обсудить в группе.

РМ: Образовательный портал «Здравствуй, музей!» > Материалы > Искусство Древней Руси Образовательный портал «Здравствуй, музей!» > Материалы > Иконы в музее

Образовательный портал «Здравствуй, музей!» > Материалы > Музейный урок «Византийские произведения искусства в Санкт-Петербурге»

Образовательный портал «Здравствуй, музей!» > Медиаресурсы > Анимированные картины > Шедевры Русского музея: «Масленица», «Взятие снежного городка»,  «Витязь на распутье», «Богатырь», Ангел «Златые власы»

Семья, семейные ценности

РМ: Образовательный портал «Здравствуй, музей!» > Медиаресурсы > Видео > Фильм «Народное искусство»

РЭМ: Русская народная педагогика: https://ethnomuseum.ru/materialy-po-ehtnografii/

Просмотреть, классифицировать, соотнести традиции с днем сегодняшним, поделиться традициями своих семей, коллективная работа в группе на онлайн доске, в чате.  

Иудаизм

РЭМ: Проект о еврейском народе: собрание фотографий, основные термины иудаизма: https://ethnomuseum.ru/kollekcii/vozvrawennye-mgnoveniya/

Ислам

ГМИР: Видео. Информационные модули: Ислам: http://gmir.ru/virtual/resource/mrelig/

ГМИР: Видеофильм об исламской каллиграфии: http://gmir.ru/virtual/medialibrary/islamic_calligraphy/

Заполнить таблицу о религиях Ознакомиться, найти образцы на экспозиции музея, представить выводы о данном культурном явлении.

Буддизм

ГМИР: Видео. Мировые религии. Буддизм

http://gmir.ru/virtual/medialibrary/buddism-video1/ 

Вставить слова в опорный конспект.

Храмы и религиозные сооружения 4-х религий в Санкт-Петербурге

ГМИР: Виртуальная экскурсия с описанием и комментариями храмового убранства и архитектуры религиозных сооружений СПб «Религиозный мир Петербурга»

http://gmir.ru/virtual/virt-excurs/rmir/ 

Познакомиться с информацией и составить сообщение о религиозных сооружениях Санкт-Петербурга. Провести видеоэкскурсию для одноклассников.

Видеотуры по экспозиции, справочные материалы

Справочник религиозных терминов

ГМИР: Справочник религиозных терминов https://gmir.ru/glossary

Найти слово, выписать в словарь с определением; Объяснить однокласснику, привести примеры; Составить кроссворд, интерактивное задание.

Онлайн экспозиция предметов музея

ГМИР: http://gmir.ru/exposition/ 

Онлайн-экспозиция знакомит с экспонатами музея, краткая справка о предмете

РЭМ: Коллекции онлайн: https://collection.ethnomuseum.ru/

Ознакомиться; Описать;

Классифицировать;

Соотнести с религией;

Работа с музейным предметом.

Мастер-классы

РЭМ: Мастер-классы по изготовлению народных кукол, блюд народной кухни и др. https://ethnomuseum.ru/materialy-po-ehtnografii/video/#master-klassy1 

ГМИР: мастер-классы религиозная символика – в подкастах в ВК

РМ: мастер-классы предметы картин – в группе ВК

Дополнительные задания на каникулы по изготовлению поделок, национальных блюд.

Лекторий

РЭМ: Этнолекторий онлайн: https://ethnomuseum.ru/materialy-po-ehtnografii/video/#lektorij 

Полезные ссылки

РМ: сайты, видеофильмы, порталы о русском и мировом искусстве, культуре, искусство и религия, образовательные и игровые ресурсы и т.д.:  https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/helpful_links/index.php 

Таким образом, обращение к медиаресурсам музеев позволит сократить такие профессиональные дефициты учителя ОДНКНР, как:

  • несформированность запроса к медиаресурсам музеев;
  • недостаток знаний в области религиозных, культурных и бытовых традиций и обрядов народов России;
  • недостаток знаний в области духовно-нравственных, религиозных, культурно-эстетических ценностей представителей мировых религий, проживающих на территории России;
  • недостаточную способность критически анализировать и отбирать качественный информационный и художественный контент для занятий по ОДНКНР;
  • слабое представление о специфике данных музеев и содержании экспозиций, их возможностях в преподавании курса ОДНКНР;
  • отсутствие навыка обращения к медиаресурсам музеев в качестве ресур отсутствие навыка «встраивания» ресурсов музеев в подготовку и проведение очного или дистанционного занятия с учащимися, в курс внеурочной деятельности;
  • несформированность навыков учащихся по поиску информации на сайтах музеев для создания проектных и исследовательских работ, а также выбора индивидуального маршрута выполнения задания.

Список литературы

1. Виноградова Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков.  3-е изд. стереотип.  М.: Вентана-Граф, 2018. 160 с. : ил.

2. Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году /Аналитический центр НАФИ [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/vynuzhdennaya-tsifrovizatsiya-issledovanie-tsifrovoy-gramotnosti-rossiyan-v-2021-godu/ (дата обращения: 16.07.2021).

3. Галченков А. С. Школьные медиаресурсы и их использование в учебном процессе // Медиаобразование. 2010. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnye-mediaresursy-i-ih-ispolzovanie-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 15.07.2021).

4. Губанова А. Ю. Медиаконтент для детей как элемент образовательного процесса // Медиаобразование. 2017. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediakontent-dlya-detey-kak-element-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 16.07.2021).

5. Демидова Т. Е., Чижевская И. Н., Чижевский А. Е. Состояние профессиональной готовности учителей к формированию медийной культуры у современных школьников // Концепт. 2019. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-professionalnoy-gotovnosti-uchiteley-k-formirovaniyu-mediynoy-kultury-u-sovremennyh-shkolnikov (дата обращения: 15.07.2021).

6. Иванова О. В. Модели взаимодействия образовательных организаций и музеев // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 3(51). С. 148–160.

7. Коробкова Е. Н. Стратегии и практики освоения музейных коллекций в современном школьном образовании // «Кафедра». Выпуск XXVI. Музей и дети. Сб. статей н.-п. конференции / Науч. ред. Ю.В. Мудров, сост. А.Е. Корчагина. СПб.: Политехника Сервис, 2020. 268 с.

8. Муравьева Н. Вузовские медийные ресурсы // Высшее образование в России. 2006. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vuzovskie-mediynye-resursy (дата обращения: 23.07.2021).

9. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности // Изд-во: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании [Электронный ресурс].   URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf

10. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р. Концепция информационной безопасности детей. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/mPbAMyJ29uSPhL3p20168GA6hv3CtBxD.pdf.

12. Савицкая И. Цифровизация образования: вызовы современности // Вести образования [Электронный ресурс]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/5/18/vo_school_yandex/13028-tsifrovizatsiya_obrazovaniya_vyzovy_sovremennosti (дата обращения: 16.07.2021).

13. Старостенко Е. В. Адаптация учебных материалов в дистанционных курсах музея. [Электронный ресурс]. URL: http://hello-museum.ru/category/article/

14. Столяров Б. А. Терминологические аспекты образовательной деятельности музея. [Электронный ресурс]. URL: http://hello-museum.ru/category/article/

15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект в редакции от 13 января 2015 г. // Российское образование. Федеральный портал.  [Электронный ресурс]. URL: http://edu.ru/files/discussion/appeal.html.

16. Шляхтина Л. М. Музейная педагогика в контексте современных идей и практических реалий // «Кафедра». Выпуск XXVI. Музей и дети. Сб. статей н.-п. конференции / Науч. ред. Ю. В. Мудров, сост. А. Е. Корчагина.  СПб.: Политехника Сервис, 2020.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике.

Обобщение опыта по теме: "Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов."...

тема самообразования "Воспитание экологической культуры учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности"

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает ...

Организация внеурочной деятельности в предметной области математика и информатика с целью развития логического мышления: разработка учебно-методического комплекта «Элементы логики»

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению информатики и математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащ...

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности....

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика, или Как случаются заветные 100 баллов на ЕГЭ...