Эссе на тему: "Роль тьютора в реализации технологий инклюзивного образования"
статья

Данная работа может быть интересна тьюторам по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), работающих в общеобразовательных школах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_rol_tyutora_v_inklyuzivnom_obrazovanii.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Анастасия Саввична Татаринова

с.Борогонцы, Усть-Алданский район, Республика Саха (Якутия)

Роль тьютора в реализации технологий инклюзивного образования

Переход к инклюзивной форме образования обеспечивает равные права и доступность общего образования для всех детей, в том числе для детей с ОВЗ. Детям с особыми образовательными потребностями не обязательно обучаться в специальных учреждениях, ведь получить образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной общеобразовательной школе. А здоровым же детям, это дает возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения и заботы к другим людям, а также ответственности, что является необходимым современному обществу. Важным условием перехода к инклюзивной форме образования и его успешности является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ. Профессия тьютор именно здесь и берет свое начало.

Инклюзи́вное образова́ние (англ. inclusionвключение, включающее образование, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ — необходимое звено инклюзивного образования. Тьютор (tutor англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. В результате работы тьютера ребенок с ОВЗ получает возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.

Тьютор в образовательной организации: составляет план работы с обучающимися (воспитанниками) на учебный год и предоставляет его на утверждение директору школы (заведующей ДОУ); организует тьюторское сопровождение на основе плана индивидуальной и групповой работы с обучающимися (воспитанниками); ведет ежедневный учет посещаемости и успеваемости обучающихся; отслеживает еженедельное продвижение обучающихся в индивидуальном проекте или проводимым ими исследовании; заполняет раз в четверть соответствующие его функционалу разделы портфолио обучающихся; подводит итоги успеваемости и составляет с обучающимися план ликвидации пробелов и задолженностей; представляет администрации отчеты по итогам полугодия, года, промежуточной и итоговой аттестации.

Цель работы тьютора состоит в создании условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в среду школы. Успешность включенности ребенка в школьную жизнь должна определяться с точки зрения развития его: когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков; коммуникативной сферы: умения общаться; эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в школьной среде; самостоятельности.

Роль тьютора в реализации технологий инклюзивного образования велика:

  1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
  2. Социализация-включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе:
  • формирует доверительные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
  • следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т. п.) и физическим (если ребенка нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
  • координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку;
  • следит за тем, что происходит в детском коллективе (о чем дети говорят, во что играют);
  • объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
  • если тема разговора касается особенностей подопечного- отвечает на вопросы;
  • обсуждает с учителем цели и задачи своей работы, возможные трудности, уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка, каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.
  1. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
  2. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с детьми.
  3. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения:
  • рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности, отвечает на вопросы родителей;
  • формирует у родителей адекватное отношение к своему ребенку, установку на сотрудничество и умение принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;
  • оказывает родителям эмоциональную поддержку;
  • формирует интерес к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;
  • проводит совместный анализ промежуточных результатов, разрабатывает дальнейшие этапы работы.
  1. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ:
  • ведет документацию – рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ;
  • ведет дневник, где отслеживается динамика учебной и социальной жизни подопечного;
  • дневник – приложение к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией;
  • дневник для родителей – способ информации родителей о жизни, учебе и успехах ребенка.

В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы, сада. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Таким образом, в условиях открытого образовательного пространства тьютор в условиях инклюзии становится держателем культурных основ и традиций тьюторства, которые сформировались еще в средневековой Англии. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социокультурную среду.

Таким образом, тьютор в инклюзивном образовании учитывает потребности всех участников, становится платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволяет более успешно решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.

Список использованных источников и литературы

  1. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы / И.В. Карпенкова – 2-ое издание, переработанное и дополненное. – М.: АНО «Наш Солнечный Мир», 2017

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель деятельности педагога, реализующего инклюзивную практику, -создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка с ОВЗ. Для достижения этой цели педагог в своей профессиональнойдеят...

Основные педагогические технологии инклюзивного образования в рамках реализации ФГОС

Результат по этапного изучения технологий инклюзивного образования. Полезна учителям начинающим свою деятельность в этой области...

доклад по теме: Роль классного руководителя в реализации национального проекта "Образование"

В докладе прослеживается анализ должностных обязанностей классного руководителя в современной школе. Анализ деятельности классного руководителя осуществляется через анали програмы воспитания школы....

Эссе на тему «Роль куратора ШСП в реализации урегулирования конфликтов в ОО».

Эссена тему «Роль куратора ШСП в реализации урегулирования конфликтов в ОО»....