Эссе на тему «Роль куратора ШСП в реализации урегулирования конфликтов в ОО».
материал по психологии

Мутовкина Анна Владимировна

Эссе

на тему «Роль куратора ШСП в реализации урегулирования конфликтов в ОО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_mutovkinoy_a.v._sosh_no5_-_kopiya.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

на тему «Особенности восстановительных программ в деятельности

школьной службы примирения»

Вступая в должность педагога-психолога в МБОУ «СОШ № 5» в 2019 году меня назначили куратором школьной службы примирения, которая предлагает для работы с конфликтами использовать восстановительные программы и технологии, а именно медиацию. До этого момента о данной службе и медиации я никогда не слышала и ничего не знала.  Настала необходимость вникнуть в суть темы.

Сначала, мне хотелось разобраться, что такое восстановительные программы – это своеобразная школа общения для всех участников образовательного процесса. Важная задача данного метода: научить детей, показать им на реальном примере, что существует множество вариантов ненасильственного, а мирного выхода из конфликтных ситуаций.

Восстановительная медиация – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. Это процесс добровольный, и не каждый человек может решиться на такой шаг, как примирение.

Восстановительная медиация проходит несколько важных этапов:  

Первый этап является подготовительным. На данном этапе медиаторы получают информацию о конфликте и анализируют его по источнику информации, типу и характеру конфликта, его криминогенной направленности. Также выясняют, готов ли обидчик участвовать в разрешении конфликта, и планируют индивидуальную встречу с каждой из сторон.

Второй этап имеет несколько фаз. Первая фаза этапа имеет своей задачей установление доверительного контакта и безопасной атмосферы для диалога. Кроме того, здесь важно обсудить с участником конфликта о последствиях, к которым он привел, и обсудить преимущества примирительной встречи. Третий этап – это непосредственно сама восстановительная медиация, призванная организовать конструктивный диалог между сторонами, озвучивании своих и понимание чувств другого участника встречи. Эта фаза очень важна, так как оказывает поддержку принятия стороной ответственности за решение и  выход из ситуации. Последняя фаза направлена на подготовку к примирительной встрече обеих сторон. На этом этапе участнику конфликта предлагается озвучить вопросы, которые он хотел бы обсудить с противоположной стороной, объясняются правила и роль медиатора на встрече, назначается дата и время.

На этом же этапе обсуждаются и фиксируются варианты решения ситуации, и принимаются обязательства в случае неисполнения этих решений. В рамках заключаемого соглашения между сторонами появляется возможность узнать, довольны ли они встречей, осталось ли что-то недосказанное и какой опыт они получили.

Заключительным этапом служит сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение какого-то периода времени, как правило, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации).

 На мой взгляд, ученики, находящиеся в конфликтной ситуации, могут сами найти решение данной проблемы, если у них есть желание.  

Главный смысл в медиации – не найти виноватых, а достичь согласия. Это верно и для школы, ведь воспитательный процесс играет не последнюю роль в данной процедуре. А ориентация на моральные нормы является ещё одним преимуществом восстановительной медиации.

Еще одним преимуществом восстановительной медиации является эмоциональное восстановление. Конфликты подрывают наше эмоциональное состояние. Нерешённые проблемы порой заставляют человека сильно нервничать, у него часто болит голова, он раздражён и агрессивен. После процедуры, когда обе стороны пришли к обоюдному согласию, выяснили истинные причины конфликта, проблема разрешается. Человек разряжается эмоционально, выяснив отношения с другой стороной, он решает или ему общаться с другой стороной или нет..

В школе часто прибегают к наказанию как к способу разрешения конфликта, но это не всегда приводит к желаемому результату. Сами по себе наказания со стороны администрации не часто эффективны, если нужно разрешить конфликт между учениками, которые постоянно находятся в контакте. В медиации результат и процесс контролируется сторонами. Это то, что нужно ученикам. Большинство учеников хотя получить 2 результата: первое – чтобы их перестали унижать, а второе – чтобы перед ними извинились.

Программа школьной восстановительной медиации будет иметь успех если:

1)медиация не будет восприниматься как волшебное средство разрешения конфликтов;

2)один или более учителей будут вести и контролировать ее внедрение;

3)администрация школы будет поддерживать эту программу;

4)учителя и ученики будут иметь положительное отношение к данной программе;  

5)ученики-медиаторы будут хорошо подготовлены и иметь поддержку;

 В заключение хотелось бы сказать, что в нашей образовательной организации открыта школа примирения, но пока процедура медиации не реализуется в полном объеме, так как я только учусь этому.

Но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что если правильно организовать работу по примирению с помощью восстановительных процедур, то пользы она принесёт больше чем административные наказания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: «Роль личности педогога в воспитательном процессе»

Детство – настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни, от него зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому осно...

Эссе на тему: "Роль предметов гуманитарного и эстетического циклов в процессе социализации и самоопределения учащихся"

Чтобы «не заплыла душа жиром»,чтобы не забывали священных слов «отец» и «мать», чтобы не заработком, а работой научились жить, чтобы не превращали дом свой в некий храм вещей, чтобы вся...

Педагогическое эссе на тему "Роль педагога в современном обществе "

Меняется время -жизнь не стоит на месте. В связи с этим и роль учителя меняется и меняются требования к профессии ..Моё представление об этом процессе..новшества в моей работе ......

Эссе на тему: «Формирование компетенций – важнейший инструмент реализации ФГОС»

Сегодня российская школа находится на очень важном этапе своего развития: осуществляется внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Это означает обновление с...

Эссе на тему « Роль учителя в контексте ФГОС»

На педагоге сегодня лежит огромная ответственность. Именно учитель закладывает основы положительных личностных качеств учащихся. Родители, отдавая ребенка в школу, хотят видеть в педагогах искреннюю л...

Эссе по теме: «Роль средств массовой информации в пропаганде ценностей физической культуры.

В настоящее время средства массовой информации оказывают огромное влияния на развитие различных сфер нашего общества. Очевидным преимуществом средств массовой информации является то, что они охватываю...

Эссе на тему: "Роль тьютора в реализации технологий инклюзивного образования"

Данная работа может быть интересна тьюторам по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), работающих в общеобразовательных школах....