Программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме

Колесникова Ольга Михайловна.

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию. Цель программы – содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo.doc388 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

____Никишова С.А.

Протокол № ___ от

«____» мая 2010 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

__________Алексеева Р.Р.

«____» июня  2010 г.

РАССМОТРЕНО

На заседании педагогического совета

Протокол

от «__» ______2010 г.

№ _____

«Утверждаю»

Директор МОУ«СОШ №21»

_________Дзюба Ю.В.

Приказ  № _____    

от  «___» августа 2010 г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Обществознание» (6 класс)

Составитель: Колесникова Ольга Михайловна

 

Старый Оскол

2010


1. Пояснительная записка

Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности  и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.

Основным содержанием курса 6 класса является:

- знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которое прошло человечество;

- раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;

- ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер  общественной жизни: экономической, социальной. политико-правовой и духовной;

- показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.

Цель программы – содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, рабочая программа призвана решать следующие задачи:

  • создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
  • способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
  • содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
  • обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
  • помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
  • предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 6 класс. – М.: Русское слово, 2009.
  2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. – М.: Русское слово, 2010.        
  3. Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 6 класс. – М.: Русское слово, 2009.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану в 6 классе.

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

  • устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);
  • письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, тестирование).

Распределение учебной нагрузки

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во ч

Формы контроля

1.

Введение

1

2.

Раздел 1. Общество и человек

8

тестирование

3.

Раздел 2. Экономическая сфера общества

7

тестирование

4.

Раздел 3. Социальная сфера общества

4

тестирование

5.

Раздел 4. Политика и право

7

тестирование

6.

Раздел 5. Духовная сфера общества

3

собеседование

7.

Раздел 6. Ребенок в обществе

4

собеседование

8.

Повторительно-обобщающий урок по курсу

1

Тестирование

Итого:

35 ч

2. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен знать/понимать:

  • сущность общества, его происхождение и развитие, исторические ступени, которые прошло человечество;
  • взаимосвязи человека, общества и природы;
  • сущность и основные проявления четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
  • место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

Уметь:

  • получать социальную информацию из разнообразных источников;
  • решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
  • давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

3. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во ч

Дата прохождения

по плану

фактически

6 «А»

6 «Б»

6 «В»

6 «А»

6 «Б»

6 «В»

1.

Введение

1

Раздел 1. Общество и человек

8

2.

Что такое общество?

1

3.

Происхождение и развитие человека

1

4.

Исторические ступени развития общества

1

5.

Современное общество

1

6.

Человечество как сумма поколений

1

7.

Поколения вещей

1

8.

Человек, общество, природа

1

9.

Повторительно-обобщающий урок

1

Раздел 2. Экономическая сфера общества

7

10.

Что такое экономика

1

11.

Рынок

1

12.

Что такое предпринимательство и бизнес

1

13.

Домашнее хозяйство

1

14.

Экономическая деятельность подростков

1

15.

Труд с точки зрения закона

1

16.

Повторительно-обобщающий урок

1

Раздел 3. Социальная сфера общества

4

17.

Социальная структура общества

1

18.

Семья

1

19.

Правила и нормы поведения в обществе

1

№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во ч

Дата прохождения

по плану

фактически

6 «А»

6 «Б»

6 «В»

6 «А»

6 «Б»

6 «В»

20.

Повторительно-обобщающий урок

1

Раздел 4. Политика и право

7

21-22.

Государство и граждане

2

23.

Право на службе человека

1

24.

Конституция – основной закон страны

1

25.

Право и правопорядок

1

26.

Как защититься от несправедливости

1

27.

Повторительно-обобщающий урок

1

Раздел 5. Духовная сфера общества

3

28.

Наука и образование

1

29.

Мораль

1

30.

Идеал и ценности

1

Раздел 6. Ребенок в обществе

4

31.

Ребенок в семье

1

32.

Взаимоотношения детей и родителей

1

33.

Ребенок в школе

1

34.

Друзья и ровесники

1

35.

Повторительно-обобщающий урок по курсу

1


4. Содержание учебного курса

Введение – 1 ч

Раздел 1. Общество и человек – 8 ч

Что такое общество? Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».

Общество - целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Происхождение и развитие человека. Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек - биосоциальное существо.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

Основное понятие темы: человек - биосоциальное существо.

Исторические ступени развития общества. Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

Основные понятия темы: аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс.

Современное общество. Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть - Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы - символы нашего времени.

Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.

Человечество как сумма поколений. Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.

Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.

Человек, общество, природа. Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

Основные понятия темы: биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы.

Раздел 2. Экономическая сфера общества – 7 ч

Что такое экономика? Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.

Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель.

Рынок. Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

Основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад.

Что такое предпринимательство и бизнес? Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

Основные понятия темы: предпринимательство; бизнес; фирма; капитал.

Домашнее хозяйство. Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.

Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.

Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь.

Экономическая деятельность подростков. Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере.

Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

Основные понятия темы: молодежная экономика; карманные деньги.

Труд с точки зрения закона. Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы.

Регулятор трудовой деятельности — Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора. Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

Основные понятия темы: право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия.

Раздел 3. Социальная сфера общества – 4 ч

Социальная структура общества. Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность - нищета.

Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.

Семья. Семья - малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи. Двухпоколенные и многопоколенные семьи.

Основные понятия темы: семья; брак.

Правила и нормы поведения в обществе. Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.

Раздел 4. Политика и право – 7 ч

Государство и граждане. Государство - фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи.

Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.

Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.

Основные понятия темы: государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы.

Право на службе человека. Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

Основные понятия темы: право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления.

Конституция - Основной закон страны. Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция - закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ - глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума)  - Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации - высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.

Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.

Право и правопорядок. Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

Основные понятия темы: законность; правопорядок.

Как защититься от несправедливости. Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.

Основное понятие темы: правосудие.

Раздел 5. Духовная сфера общества – 3 ч

Наука и образование. Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: наука; общественные науки; образование; самообразование; знание.

Мораль. Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.

Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; аморальный поступок.

Идеал и ценности. Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.

Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.

Раздел 6. Ребенок в обществе – 4 ч

Ребенок в семье. Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

Основное понятие темы: детство.

Взаимоотношения детей и родителей. Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания - решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно. Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.

Основные понятия темы: дети; родители.

Ребенок в школе. История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.

Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования.

Друзья и ровесники. Дружба. Отношения дружбы. Верность.

Основные понятия темы: дружба; верность.

Повторение по курсу – 1 ч


5. Формы и средства контроля

  • Индивидуальные карточки с заданиями по всему курсу
  • Промежуточный контроль - 4
  • Итоговое тестирование по курсу - 1

Тема 1. Общество и человек

Первый уровень

1. Понятие «общество» применимо:

а) к любой исторической эпохе;

б) только к современному периоду;

в) к эпохе возникновения и существования государств.

2. Понятие «страна» подразумевает:

а) политическую организацию общества с определенной формой правления;

б) социальную организацию общества;

в) территорию, имеющую определенные границы.

3. Развитие производства относится:

а) к социальной сфере общества;

б) к политической сфере общества;

в) к экономической сфере общества;

г) к духовной сфере общества.

4. «Человек разумный» появился примерно:

а) 3 млн лет назад;

б) 40 тыс. лет назад;

в) 5 тыс. лет назад.

5. К чертам (характеристикам) родовой общины не относится:

а) кровное родство ее членов;

б) коллективный труд;

в) неравное распределение благ.

6. Раньше других занятий человека появились:

а) охота и собирательство;

б) земледелие и скотоводство;

в) огородничество;

г) промышленное производство.

7. Ступень в развитии общества, для которой характерно преобладание промышленности, называется:

а) аграрное общество;

б) индустриальное общество;

в) информационное общество.

8. Чертой аграрного общества является:

а) существование крупных промышленных предприятий;

б) развитие компьютерной техники;

в) преобладание сельского хозяйства.

9. Информационное общество сложилось:

а) в XV в.;

б) в XVIII в.;

в) в XX в.

10. В современном мире:

а) большая часть населения живет в городах;

б) большая часть населения живет в сельской местности;

в) в городе и деревне проживает равное количество населения.

11. Мировое сообщество представляет собой:

а) союз наиболее развитых стран мира;

б) объединение обществ европейских стран;

в) совокупность всех существующих в мире обществ.

12. К проблемам современного общества нельзя отнести:

а) распространение ядерного оружия;

б) эпидемии чумы и черной оспы;

в) распространение СПИДа и наркомании;

г) международный терроризм.

13. Человеческое общество:

а) не может оказывать влияния на природу;

б) оказывает на природу только положительное влияние;

в) оказывает на природу только отрицательное влияние;

г) оказывает на природу как положительное, так и отрицательное воздействие.

14. Обязанность сохранять природу и окружающую среду:

а) закреплена в Конституции РФ;

б) не закреплена в Конституции РФ;

в) относится только к государственным организациям.

15. Наука о защите окружающей среды называется:

а) экология;

б) экономика;

в) демография.

Второй уровень

1. Соотнесите сферы жизни общества и относящиеся к ним явления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) политическая сфера

1) деятельность Государственной Думы

б) экономическая сфера

2) открытие художественной выставки

в) социальная сфера

3) развитие малого бизнеса

г) духовная сфера

4) помощь многодетным семьям

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г

2. «Человека разумного» от существовавшего до него первобытного человека отличали:

а) прямохождение;

б) отсутствие членораздельной речи;

в) умение добывать огонь;

г) использование в качестве жилища только пещеры;

д) изготовление одежды;

е) жизнь в человеческом стаде;

ж) жизнь в родовой общине;

з) использование только простейших орудий труда;

и) изготовление костяных игл и гарпунов.

3. Для традиционного общества не является характерным:

а) высокий уровень развития науки, огромная роль знаний и информации;

б) большинство населения проживает в сельской местности;

в) преобладание промышленности в хозяйстве страны;

г) большая часть населения живет в городах;

д) жизнь людей подчинена традициям;

е) главная роль отведена сельскому хозяйству.

4. Соотнесите ступени развития общества и их характеристики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) аграрное общество

1) появление предпринимателей и наемных работников

б) индустриальное общество

2) распространение компьютерной техники и Интернета

в) информационное общество

3) жизнь людей тесно связана с природой и подчинена традициям

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

5. В современном обществе:

а) уменьшается количество профессий;

б) развиваются мегаполисы;

в) решены все глобальные проблемы человечества;

г) понижаются требования к уровню знаний специалистов;

д) идет освоение космоса;

е) развиваются роботизированные производства.

6. К материальной культуре относятся:

а) компьютер;

б) токарный станок;

в) венчание в церкви;

г) здание театра;

д) опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин»;

е) поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»;

ж) охотничье ружье;

з) собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве;

и) традиция встречи Нового года.

7. Экологический кризис в современном мире включает в себя:

а) распространение международного терроризма;

б) сокращение видов растений и животных;

в) увеличение площади лесов на планете;

г) сокращение природных ресурсов;

д) загрязнение окружающей среды;

е) распространение СПИДа и наркомании.

8. Соотнесите страны и изобретения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) Китай

1) печатный станок

б) Германия

2) ложка

в) Египет

3) бумага

г) Древний Рим

4) стекло

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г

9. Конституционными обязанностями граждан в области экологии не являются:

а) вступление в организацию по защите природы;

б) бережное отношение к природным богатствам;

в) охрана природы;

г) денежные пожертвования на охрану редких видов растений и животных.

10. Определите верные высказывания:

а) биологические и социальные черты в человеке взаимосвязаны;

б) развитие общества со временем замедляется;

в) культурное наследие включает все, что было создано прошлыми поколениями;

г) в России действует закон «Об охране окружающей среды»;

д) в Красной книге перечислены все глобальные проблемы человечества.


Тема 2.  Экономическая сфера общества

Первый уровень

1. Основным организатором производства в современном обществе является:

а) отдельный человек;

б) семья;

в) предприятие;

г) государство в целом.

2. Природные ресурсы, используемые в современном хозяйстве:

а) ограничены;

б) неисчерпаемы;

в) постоянно возрастают.

3. При покупке товара на рынке деньги выступают в качестве:

а) средства всеобщего обмена;

б) средства платежа;

в) средства накопления.

4. Позднее всего в качестве денег стали использовать:

а) бумажные банкноты;

б) золото;

в) меха;

г) кредитные карточки.

5. По российскому законодательству самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью можно:

а) с 14 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.

6. Определите, в какой отрасли хозяйства наиболее развит малый бизнес:

а) пищевая промышленность;

б) железнодорожный транспорт;

в) металлургическая промышленность.

7. К какому виду бизнеса можно отнести банковскую деятельность?

а) Производственный;

б) страховой;

в) финансовый;

г) торговый.

8. Первые банки появились:

а) в России;

б) в Германии;

в) в Италии.

9. Обязанностью менеджеров является:

а) непосредственное производство продукции;

б) руководство персоналом предприятия;

в) предоставление капитала для организации бизнеса.

10. Малоимущей считается семья, в которой:

а) более трех детей;

б) расходы постоянно превышают доходы;

в) доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума;

г) все вышеперечисленное.

11. Для занятия предпринимательством с 14 лет подросток должен:

а) закончить экстернатом школу;

б) получить согласие родителей;

в) получить согласие директора школы.

12. Продолжительность рабочего времени в неделю по российскому законодательству не должна превышать:

а) 20 часов;

б) 40 часов;

в) 50 часов.

13. Право на пенсию по возрасту мужчинам предоставляется:

а) с 55 лет;

б) с 60 лет;

в) с 65 лет.

14. Конституция РФ:

а) не рассматривает вопросы о труде;

б) закрепляет свободный характер труда;

в) регулирует условия заключения трудового договора.

15. При приеме несовершеннолетнего на работу:

а) не обязателен медицинский осмотр;

б) не устанавливается сокращенный рабочий день;

в) не разрешаются ночные и вредные для здоровья работы.

16. При увольнении несовершеннолетнего по решению администрации необходимо:

а) только его личное согласие;

б) только решение администрации;

в) согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Второй уровень

1. Определите значения понятия «экономика»:

а) искусство ведения домашнего хозяйства;

б) рационально организованная экономическая деятельность людей по созданию предметов и услуг для удовлетворения потребностей;

в) наука об окружающей человека среде;

г) предметы и средства удовлетворения потребностей людей;

д) хозяйство страны.

2. В роли денег в современном обществе не выступают:

а) меха;

б) банковские чеки;

в) монеты;

г) бумажные купюры;

д) драгоценные камни;

е) кредитные карточки.

3. Трудовой договор:

а) заключается между работником и работодателем;

б) имеет устную форму;

в) определяет размер зарплаты;

г) не может быть расторгнут;

д) заключается только при наличии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность работника.

4. Соотнесите понятия и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) обмен

1) место торговли; система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг

б) банк

2) купля-продажа товаров и услуг

в) рынок

3) денежное выражение стоимости товаров и услуг

г) производство

4) процесс создания товаров и услуг, предназначенных для продажи

д) рыночная цена

5) финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает вклады и выдает кредиты

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г

д

5. Соотнесите вид бизнеса и характеризующую его деятельность: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) производственный бизнес

1) продажа сотовых телефонов

б) торговый бизнес

2) выпуск музыкальных центров

в) страховой бизнес

3) оформление медицинской страховки

при въезде в другую страну

г) финансовый бизнес

4) предоставление кредита

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г

6. Праздничными нерабочими днями в Российской Федерации не являются:

а) День Победы;

б) Масленица;

в) День народного единства;

г) Международный женский день;

д) старый Новый год;

е) День защитника Отечества.

7. На каких должностях могут работать несовершеннолетние?

а) Официант в ночном клубе;

б) почтальон для доставки газет и писем;

в) ночной сторож на фирме;

г) грузчик по разгрузке вагонов;

д) продавец в «Макдоналдс»;

е) уборщик на заводе химических удобрений.

8. Соотнесите продолжительность рабочего дня и категории несовершеннолетних: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) 2,5 часа

1)15- 16 лет, только работают

б) 5 часов

2)16- 18 лет, только работают

в) 3,5 часа

3)14-16 лет, совмещают работу с учебой

г) 7 часов

4)16- 18 лет, совмещают работу с учебой

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г

9. Определите верные высказывания:

а) современная экономика распределяет товары и услуги с помощью рынка;

б) деньги не являются в современном обществе средством накопления;

в) в России запрещен частный бизнес;

г) каждая семья постоянно вступает в экономические отношения с другими членами общества;

д) Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает право на труд.

Тема 3. Социальная сфера общества

Первый уровень

1. Наука, занимающаяся изучением состава населения, называется:

а) демагогия;

б) демография;

в) этнография.

2. К малым социальным группам относятся:

а) горожане;

б) нищие;

в) семья.

3. Социальное неравенство:

а) исчезло в современном обществе;

б) возникло уже в первобытном обществе;

в) появилось только в современном обществе.

4. По закону Российской Федерации в брак можно вступать:

а) с 16 лет;

б) с 18 лет;

в) с 20 лет.

5. Обязательными условиями заключения брака не являются:

а) добровольное согласие жениха и невесты;

б) достижение брачного возраста;

в) единый пункт проживания жениха и невесты.

6. Определите состав семьи, которая не является неполной:

а) мама и трое детей;

б) мама, бабушка и один ребенок;

в) муж, жена и ребенок.

7. В современных странах Западной Европы, США и России преобладают:

а) многопоколенные семьи;

б) многодетные семьи;

в) двухпоколенные семьи.

8. Совокупность действий, установленных обычаем, называется:

а) манеры;

б) правовые нормы;

в) обряд.

9. Праздник Последнего звонка относится:

а) к манерам;

б) к традициям;

в) к этикету.

10. Закон предусматривает наказание за нарушение:

а) обрядов;

б) традиций;

в) правовых норм;

г) этикета.

Второй уровень

1. Большими социальными группами являются:

а) семья;

б) врачи;

в) сельские жители;

г) футбольная команда;

д) молодежь;

е) оркестр консерватории.

2. К малым социальным группам относятся:

а) участники танцевального кружка;

б) все шестиклассники города;

в) зрители, пришедшие на спектакль в театр;

г) пенсионеры;

д) одноклассники.

3. Брачные отношения в Российской Федерации:

а) оформляются с 16 лет;

б) связаны с взаимными обязанностями супругов;

в) дают супругам возможность выбрать общую фамилию;

г) не предполагают совместного владения приобретенным имуществом;

д) предоставляют супругам право вместе воспитывать детей.

4. Соотнесите понятия и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) правовые нормы

1) правила, существующие в обществе и регулирующие поведение людей

б) традиции

2) установившаяся схема поведения в определенных ситуациях

в) привычки

3) нормы, закрепленные в законах

г) социальные нормы

4) внешние формы поведения человека

д) манеры

5) ценности, нормы, образцы поведения, унаследованные от предшественников

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г

д

5. Определите верные высказывания:

а) в современном обществе существуют социальные группы богатых, зажиточных и бедных;

б) бедность - крайняя степень нищеты;

в) одной из функций семьи является участие в разработке законов государства;

г) важнейшая задача современной России - ограничение рождаемости;

д) законы не относятся к социальным нормам;

е) общество не может существовать без определенных правил и норм.


Тема 4. Политика и право

Первый уровень

1. Первые государства появились примерно:

а) 40 тыс. лет назад;

б) 5 - б тыс. лет назад;

в) тысячу лет назад.

2. К внутренним задачам государства не относится:

а) организация хозяйственной деятельности;

б) заключение договоров с другими государствами;

в) охрана общественного порядка.

3. Признаком недемократического государства является:

а) участие народа в управлении государством;

б) защита государством прав граждан;

в) отсутствие критики действий власти.

4. Россия, США, Германия, Италия в современном мире являются:

а) недемократическими государствами;

б) монархиями;

в) республиками.

5. Государство, власть в котором находится у короля (царя, императора) и передается по наследству, называется:

а) монархия;

б) республика;

в) демократия.

6. Государственным гербом Российской Федерации является:

а) серп и молот;

б) двуглавый орел;

в) Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.

7. Конституция РФ была принята:

а) в 1990 г.;

б) в 1991 г.;

в) в 1993 г.

8. Основным законом Российской Федерации является:

а) Уголовный кодекс РФ;

б) указы Президента РФ;

в) Конституция РФ.

9. Президент РФ:

а) не имеет права издавать указы и распоряжения;

б) является верховным главнокомандующим;

в) возглавляет Правительство РФ.

10. Палатой Федерального Собрания РФ не является:

а) Правительство;

б) Государственная Дума;

в) Совет Федерации.

11. Апатридами называют:

а) людей без гражданства;

б) людей, имеющих двойное гражданство;

в) граждан государства.

12. Паспорт обязаны получить все граждане Российской Федерации, достигшие:

а) 16 лет;

б) 14 лет;

в) 18 лет.

13. Законными представителями детей при защите их прав не могут выступать:

а) родители;

б) органы опеки и попечительства;

в) соседи по дому.

14. Мировой суд может принять решение по делу:

а) о вооруженном нападении на человека;

б) об экономическом конфликте двух фирм;

в) о возмещении вреда за порчу яблони соседом по даче.

15. В судебной системе современной России нет:

а) арбитражных судов;

б) Конституционного суда;

в) военно-полевых судов.

Второй уровень

1. Укажите признаки государства:

а) единая территория;

б) аппарат управления;

в) большинство населения проживает в городах;

г) налоги с населения;

д) развитая промышленность;

е) существование высших учебных заведений;

ж) суверенитет.

2. Соотнесите термины и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) монархия

б) суверенитет

в) республика

г) право

д) закон

1) верховенство государственной власти внутри страны и независимость в международных отношениях

2) система взаимосвязанных юридических норм, обязательных для всех

3)государство, власть в котором принадлежит одному человеку (королю, царю) и передается по наследству

4) важный юридический документ, обязательный для исполнения

5) форма правления, при которой глава государства избирается, а законодательная власть принадлежит выборному органу (парламенту)

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г

д

3. Соотнесите ветви власти и названия соответствующих им государственных органов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) законодательная власть

1) Верховный Суд РФ

б) исполнительная власть

2) Федеральное Собрание РФ

в) судебная власть

3) Правительство РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

4. Соотнесите должности и обязанности по их исполнению: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) прокурор

1) обеспечивает безопасность движения и правопорядок на дорогах

б) адвокат

2) выступает обвинителем в суде

в) следователь

3) проводит расследования преступлений

г) сотрудник ГИБДД

4) выступает защитником по уголовным делам в суде

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г

5. Основными задачами милиции являются:

а) охрана общественного порядка;

б) пресечение и раскрытие преступлений;

в) защита прав человека в суде;

г) заверение копий документов (договор, свидетельство о браке и др.);

д) обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;

е) вынесение приговора за совершение преступления.

6. Паспорт гражданина Российской Федерации:

а) подростки получают в 14 лет;

б) не меняется на протяжении всей жизни;

в) выдается органом внутренних дел;

г) удостоверяет личность человека;

д) подлежит замене в 20 и 45 лет.

7. Определите действия, за которые наступает уголовная ответственность:

а) рассказал доверенную другом тайну;

б) угнал чужой автомобиль;

в) нанес серьезные повреждения в драке своему противнику;

г) сделал ложное сообщение о заложенной в школе бомбе;

д) украл сотовый телефон;

е) нагрубил родителям;

ж) обманул товарища по классу.

8. Определите верные высказывания:

а) первые государства появились в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ;

б) с 14 лет можно обращаться к Президенту РФ с просьбой о приеме в гражданство;

в) Российское государство носит светский характер;

г) все законы в Российской Федерации создаются Президентом РФ;

д) первые конституции в современном виде появились в России и Германии;

е) арбитражные суды разбирают экономические споры.

Итоговый тест

1. Политическая организация общества с определенной формой правления называется:

а) страна;

б) общество;

в) государство;

г) народ.

2. Соотнесите ступени развития общества и их характеристики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) общество охотников и собирателей

1) окончательный переход от кочевого образа жизни к оседлому

б) индустриальное общество

2) развитие компьютерных технологий и Интернета

в) аграрное общество

3) кочевой образ жизни небольших групп людей

г) информационное общество

4) распространение крупного машинного производства

д) общество земледельцев и скотоводов

5) преобладание сельского хозяйства

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г

д

3. Определите явление, случившееся в истории человечества раньше других:

а) появление фабрик и заводов;

б) возникновение городов;

в) образование первых государств;

г) существование собирательства как основного способа пропитания.

4. Определите явление, произошедшее в истории человечества позднее других:

а) возникновение ремесла;

б) освоение космоса;

в) появление социальных групп предпринимателей и наемных работников;

г) создание государственных законов.

5. Укажите термины, относящиеся к экономической сфере жизни общества:

а) рынок;

б) сословие;

в) производство;

г) потребление;

д) суд;

е) идеал;

ж)деньги;

з) гражданство;

и) бизнес;

к) наука.

6. Любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг с целью получения прибыли называется:

а) фирма;

б) производство;

в) потребление;

г) бизнес;

д) банк;

е) рынок.

7. Какие характеристики труда в современной России являются неверными?

а) Каждый человек имеет право на труд;

б) любой совершеннолетний гражданин обязан трудиться;

в) трудовую деятельность регулирует Трудовой кодекс РФ;

г) по закону рабочее время в неделю должно составлять не более 40 часов;

д) женщины имеют право уйти на пенсию по возрасту в 60 лет;

е) запрещено использовать труд подростков до 18 лет на тяжелых и ночных работах;

ж) отпуск несовершеннолетних работников должен составлять не менее двух месяцев.

8. Укажите социальные группы, существующие в современном российском обществе:

а) рыцари;

б) женщины;

в) молодежь;

г) бедные;

д) касты;

е) дворяне;

ж) бояре;

з) горожане.

9. Соедините в логические пары указанные термины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) Правительство

1) участковый инспектор

б) Государственная Дума

2) министр

в) суд

3) адвокат

г) милиция

4) депутат

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г

10. Современное российское законодательство предусматривает:

а) выплату денежных пособий беременным женщинам;

б) выплату денежного пособия при рождении ребенка;

в) право граждан на «отцовский капитал» после рождения второго ребенка;

г) бесплатное основное общее образование;

д) предоставление семье отдельной квартиры после рождения ребенка; е) помощь детям-сиротам и детям-инвалидам.

11. В современной России существуют:

а) император;

б) президент;

в) Земский собор;

г) Федеральное Собрание;

д) мировые суды;

е) Конституционный суд;

ж) Генеральные штаты;

з) местное самоуправление.

12. Отметьте цифрой «1» общественные науки, а цифрой «2» - естественные науки:

а) биология;

б) философия;

в) история;

г) демография;

д) физика;

е) химия;

ж) экономика;

з) культурология.

Запишите в таблицу получившиеся цифры.

а

б

в

г

д

е

ж

з

13. Определите верные высказывания:

а) образование включает обучение и воспитание;

б) школьную жизнь регулирует устав школы;

в) математика, биология, физика - новые предметы в современной школе;

г) в России существует обязательное девятилетнее образование;

д) до XX в. школы могла посещать только небольшая часть детей.

14. Укажите понятия, относящиеся  к политической сфере общества:

а) правительство;

б) касты;

в) милиция;

г) семья;

д) политическая партия;

е) фирма;

ж) университет.

15. Глобальные проблемы человечества:

а) появились в XVIII в.;

б) не представляют угрозы для всего человечества;

в) не решены на современном этапе;

г) включают охрану окружающей среды;

д) не включают проблемы распространения СПИДа и наркомании;

е) возможно решить только силами всего мирового сообщества.


6. Учебно-методические средства обучения

  1. Альбом схем по социологии и политологии. – М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2002. – 126 с.
  2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество». «Духовная жизнь общества» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 157, [3] с. – (Единый государственный экзамен).
  3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 128, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
  4. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 191, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
  5. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Социальные отношения» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 155, [5] с. – (Единый государственный экзамен).
  6. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
  7. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
  8. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Культура»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 60 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  9. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Политика»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 91 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  10. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 80 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  11. Биянова, Е.Б. Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
  12. Власов, В.И., Власова, Г.Б. История политических и правовых учений. Конспект лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 224 с.
  13. Гаджиев, К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Университетская книга, Логос, 2006. – 488 с.: ил.
  14. ГИА-2009: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой  аттестации в новой форме / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 91, [5] с. - (Федеральный институт педагогических измерений).
  15. ГИА 2009. Обществознание: Тематические тренировочные задания: 9 класс / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. – (Государственная итоговая  аттестация (по новой форме): 9 класс).
  16. Кишенкова, О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2008.  – 592 с. – (ЕГЭ. Справочники).
  17. Клименко, А. В. Обществознание: учеб, пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. - 5-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2005. - 507, [5] с.
  18. Козленко, С.И., Козленко, И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 32 с.
  19. Козюк, М. Н. Основы государства и права России: Пособие для преподавателей (методические рекомендации, задания, тесты) / Издат-во «Учитель», Волгоград, 1999. - 66 с.
  20. Мельник, В.А. Современный словарь по политологии. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 640 с.
  21. Никитин, А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф. Никитин. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 400 с.
  22. Обществознание 8-11. Мультимедийное учебное пособие для учащихся 8-11 кл.
  23. Политология: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. В.К. Мокшина. – М.: Академический Проект; Культура, 2008. – 607 с. – (Gaudeamus).
  24. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 591 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  25. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
  26. Хромова, И.С. Тесты по обществознанию. 6 класс. – М.: Русское слово, 2009. – 40 с.
  27. Шкатулла, В.И. и др. Основы правовых знаний: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В В. Надвикова, М.В. Сытинская; Под ред. В.И. Шкатуллы.- 3-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...