Презентации к урокам обществознания в 10 классе
презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме

Данные материалы могут быть использованы для подготовки к урокам оббществознания в 10 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Общество, его основные признаки.

Слайд 2

План урока: Понятие «общество». Основные признаки общества. Основные сферы общественной жизни. Взаимосвязь основных сфер общества.

Слайд 3

Контексты понятия «общество: общество Группа людей, объединившихся вместе Конкретный этап в историческом развитии народов Часть материального мира состоящая из людей с характерными способами взаимодействия, организации деятельности

Слайд 4

Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Слайд 5

Какие науки изучают общество? Наука Проблемы исследования, предмет науки экономика Способы производства товаров и предоставления услуг и т.д. социология Большие и малые группы людей политология Особенности власти юриспруденция Юридические правила поведения людей и их объединений философия Система идей, взглядов на мир, место человека в нем психология Внутренний мир человека культурология Мир искусства

Слайд 6

Известный американский социолог Э. Шилз сформулировал следующие признаки общества: Своя территория Существует дольше продолжительности жизни одного человека Пополняется за счет детей представителей объединения Браки заключаются между представителями объединения Свое название и история Своя система управления Своя культура

Слайд 7

Основные сферы общества Общество состоит из 4 сфер Следует помнить, что разделение общества на сферы является условным Все сферы общества одинаково значимы для него э п с д

Слайд 8

Рассмотрим каждую из сфер более подробно: Экономическая сфера производство обмен распреде- ление потребление

Слайд 9

Политическая сфера власть президент, правительство парламент местные органы власти, армия, милиция общественные объединения политические партии

Слайд 10

Духовная сфера культура наука религия образование

Слайд 11

Социальная сфера организации, учреждения которые обеспечивают благосостояние людей социально незащищенные слои населения здравоохранение, средства связи

Слайд 12

Взаимосвязь основных сфер общества. Проанализируйте ситуацию и ответьте на этот вопрос может ли какая-либо из общественных сфер существовать автономно? : Предоставление экономической свободы российским предпринимателям в 90-е гг. XX в. Привело к тому, что на рынке появилось множество товаров, общество оказалось более поляризованным. Изменились политические симпатии людей. Граждане на выборах стали отдавать голоса представителям тех движений, которые выступали за частную собственность, развитие предпринимательства. Дополнительные вопросы: О каких сферах общества рассказывается в отрывке? Докажите их взаимосвязь или автономность.

Слайд 13

Вопрос о соотношении сфер жизни общества был и остается дискуссионным в теории общественной мысли. 1 точка зрения Сторонники приоритета экономических отношений исходят из огромной роли материального производства в жизни людей, продукты которого удовлетворяют самые насущные потребности людей в пище, жилье, одежде и т.д. Материальное производство создает необходимые условия и средства (оборудования, здания, инструменты и т.п.) для всех других видов деятельности человека и сфер жизни общества: науки, политики, медицины, образования и т.п.).

Слайд 14

2 точка зрения Среди аргументов в пользу определяющей роли духовной сферы выдвигается идея о первичности сознания, о том, что мысли, идеи, представления предшествуют практическим шагам человека. Всякому общественному перевороту предшествует переворот в сознании людей. Так, идеи французских просветителей подготовили Великую французскую революцию.

Слайд 15

3 точка зрения Экономика Политика Социальная сфера Духовная жизнь Каждая из общественных сфер может стать определяющей в различные периоды исторического развития. В период революций, гражданских войн решающая роль принадлежит социальным отношениям и политике.

Слайд 16

4 точка зрения Духовная жизнь Политика Социальные отношения Экономика Те отношения, которые складываются в сфере экономики, обусловливают появление в обществе классов, социальных групп, а это ведет к формированию политических интересов и образованию партий, других политических групп. Политическая ситуация отражается на духовной жизни общества.

Слайд 17

выводы: Общество – это динамичная система; Проявляется в различных сферах; Все сферы взаимосвязаны с собой; Изменение в одной неизбежно влекут изменения в другой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек на Рынке труда

Слайд 2

Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, в ходе которых люди могут обменять свои трудовые услуги на заработную плату

Слайд 3

Особенности трудовых услуг, как товара. крайне разнообразен (официант, шахтер, министр) не существует отдельно от людей, которые оказывают услуги

Слайд 4

Особенности рынка труда поэтому: спрос предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определенного типа и сложности (не на услуги шофера, а на услуги водителя автобуса с определенным уровнем квалификации и опытом). наряду с общенациональным, существуют местные рынки труда (рынок труда Карелии), где спрос на одни и те же услуги может различаться. предложение трудовых услуг может меняться, т.к. люди могут достаточно быстро менять профессию, менять квалификацию.

Слайд 5

Мобильность рабочей силы . профессиональная – т.е. способность человека овладевать новыми профессиями, переучиваться в течение жизни территориальная – т.е. способность и готовность людей менять место жительства ради получения работы

Слайд 6

От чего зависит предложение на рынке труда Предложение на рынке труда – это, по существу, число людей, готовых взяться за выполнение той или иной работы. Важнейшими факторами формирования предложения на рынках труда являются: заработная плата, Временные затраты, Тягость труда, Сложность работы

Слайд 7

закон предложения на рынке труда: Чем выше зарплата, за выполнение определенного вида работы, тем большее число людей готовы эту работу выполнять (исключения творческие профессии, где требуется природный талант). з/п Кол-во

Слайд 8

От чего зависит спрос на рынке труда? Рынок труда специфичен - он является рынком спроса производного . Дело в том, что способность трудиться как таковая никому не нужна. Её нельзя потребить напрямую. Труд приобретает ценность только тогда, когда он превращается в различные товары и услуги. Поэтому число работников, которые могут получить работу, прямо определяется положением дел на товарных рынках. Если возрастет спрос на товар, то возрастает потребность и в его изготовителях.

Слайд 9

Решите задачу В мастерской работает 2 столяра. Каждый из них изготавливает в месяц 80 табуреток. На рынке каждая табуретка стоит 400 рублей. Производственные затраты (доски электричество, клей и т.д.) составляют 24,7 тыс. руб. За аренду помещения хозяин ежемесячно платит 15000 руб. На свои личные расходы хозяин забирает 10000 руб. Какова зарплата каждого столяра?

Слайд 10

Факторы формирования заработной платы. величина з/п зависит от: объема производства, спроса на производимый товар Стоимости производимого товара числа работников

Слайд 11

Причины устойчивого различия в уровнях заработной платы сложность труда – чем сложнее труд, тем дольше ему надо обучаться. Чтобы люди на это согласились, им надо платить больше. В большинстве развитых стран люди с высшим образованием получают больше. Кроме того, образованный человек может выполнять ценные виды работ. Он обладает человеческим капиталом – т.е знаниями и навыками, накопленные человеком в результате обучения. тягость труда – некоторые рабочие получают больше, чем инженеры. Это происходит потому, что зарплата должна компенсировать повышенную тягость работы (на химическом производстве), вред здоровью, работу в ночь и т.д. ограниченность талантов – во всем мире очень высоки заработки выдающихся людей (спортсменов, артистов, музыкантов, писателей, ученых, певцов и т.д.). Каждый из этих людей выступает на рынке труда как «уникальный товар» т.к. обладает редким талантом. Приобрести этот талант желают очень многие, потому что его предложение очень ограничено. Отсюда и высокие заработки. степень риска – чем выше риск, тем больше зарплату запросят за труд люди (шахтеры, летчики-испытатели, космонавты, биржевые брокеры). Одни рискуют своим здоровьем, другие огромными суммами денег.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общественное развитие

Слайд 2

Общественное развитие Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние Типы социальной динамики Линейное движение (прогресс или регресс) Циклический Тип Зарождение – развитие – пик- упадок Спиралевидный тип (возврат к прош- лому на более высоком уровне)

Слайд 3

Общественное развитие Мыслитель Взгляды Аристотель и Платон, Дж. Вико История – циклический процесс, замкнутый круговорот Гесиод ( VIII-VII вв. до н.э.) Золотой век, серебряный век, железный век (регресс) Жан Антуан Кондорсе (1743 – 1794) История представляет собой картину беспрерывного развития, социального прогресса, в основе которого – прогресс человеческого разума

Слайд 4

Общественное развитие Мыслитель Взгляды Георг Гегель (1770 – 1831) Общественный прогресс – движущая сила всех мировых событий Карл Маркс (1818 – 1883) Человечество все больше овладевает природой, развивает производство и совершенствует самого человека Карл Поппер (1902 – 1994) Прогресс возможен только для человеческих индивидуумов, но не для исторического процесса

Слайд 5

Общественное развитие Мыслитель Взгляды Философы XX – XXI вв. Отказались от оптимистического взгляда на историю, характерного для идей прогресса. Прогресс противоречив – изменения в одних сферах могут сочетаться с застоем или регрессом в других. Прогрессивные на первый взгляд начинания приводят к губительным последствиям.

Слайд 6

Направления общественного развития Регресс – деградация, переход от высшего к низшему Прогресс – движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному Гесиод, Ф.Ницше, О.Шпенглер, К.Поппер Ж.Кондорсе, И.Кант, Г. Гегель, О.Конт, К.Маркс

Слайд 7

Примеры общественного прогресса Прогресс науки и техники (НТП, НТР) Прогресс в развитии производительных сил (неолитическая революция, промышленный переворот) Политический прогресс (переход от тоталитаризма к демократии) Прогресс в области культуры (переход от политеизма к монотеизму) Изменения в какой области являются более наглядными, а в какой – менее наглядными?

Слайд 8

Противоречивость прогресса Приведите примеры из истории, соответствующие каждому графическому рисунку.

Слайд 9

Критерий общественного прогресса Критерий – показатель, с помощью которого можно оценить что-либо развитие просвещение и человеческого разума развитие и совершенствование производительных сил увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества рост уровня жизни, степени социальной защиты совершенствование нравственности людей Мера свободы, которую общество готово предоставить индивиду (степень гарантированности обществом индивидуальной свободы)

Слайд 10

Формы общественных изменений процесс обновления, придания тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям Модерни-зация преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы Реформа коренные, скачкообразные изменения всех или большинства сторон общественной жизни Революции постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю Эволюция Инновация рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях

Слайд 11

Закрепление 1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано: (1) Первый в мире пароход был построен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е гг. XVIII в. (2) Однако власти запретили его использовать, заявив, что волна от парохода разрушает берега. (3) Вторично пароход был изобретен Фултоном в Америке в 1807 г. (4) В 1825 г. была пущена в ход первая железная дорога. (5) Владельцы дилижансов, которые боялись конкуренции железных дорог, вели против них агитацию. Определите, какие положения текста отражают тенденцию А) к социальному прогрессу Б) к социальному регрессу

Слайд 12

Закрепление 2. Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами: ХАРАКТЕРНЫ Е ЧЕРТЫ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА А) разрушение основ существующего 1) реформа социального строя 2) революция Б) активное политическое действие народных масс В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса Д) сохранение фундаментальных основ существующего строя

Слайд 13

Домашнее задание § 15, конспект выучить Подготовиться к контрольной работе по теме «Общественная жизнь». Выучить все конспекты и повторить §§ 10-15.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельность. Мотивы деятельности.

Слайд 2

Деятельность —это активное взаимодействие субъекта с объектом, при котором субъект достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека.

Слайд 3

Отличительные черты деятельности человека Не только приспособление, но и преобразование природной среды Способность ставить осознанные цели и достигать их. Способность выходить за рамки поставленной цели и опыта

Слайд 4

Структура Деятельности: Мотив Цель - Осознанный образ предвосхищаемого результата Выбор средств, План Действия. Состоят из Поступков - сознательных действий, направленных на достижение какой-либо цели. Анализ результат и сравнение его с целями.

Слайд 5

Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию. Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Слайд 6

Виды мотивации Внешняя мотивация — мотивация обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация — мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. Положительная и отрицательная мотивация . Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» - положительная, «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» - отрицательная

Слайд 7

Теория мотиваций Маслоу

Слайд 8

Виды действий Целерациональное действие Ценностно рациональное действие Аффектное действие Традиционное действие действие Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Основано на длительной привычке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды деятельности

Слайд 2

Виды деятельности. Практическая - преобразование реальных объектов природы и общества. Включает: Материально-Производственную(на природу) и социально-преобразовательную Духовная деятельность – изменение сознания. Включает: Познавательная Ценностно-ориентировочная Прогночтическая

Слайд 3

Виды деятельности. трудовая высшая нервная творческая потребительская Научная Познавательная Игровая другие классификации

Слайд 4

Задание: Охарактеризуйте: Творческую деятельность Трудовую деятельность Игровую деятельность Учебную деятельность Используйте параграф 4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Зачетная работа по теме «Деятельность»

Вариант 1

1. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

1) самосохранении        2) самореализации        3) самопознании        4) самообразовании

2. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А.

Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.

Б.

Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

3 Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

1) земля                2) техника                3) выращиваемая культура                4) земледелец

4 Субъектами игры в «дочки-матери» являются

1)

правила игры

2)

игровые сюжеты

3)

игрушки

4)

дети

5 Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

1)

творческая активность

2)

способность к чувственному восприятию

3)

обменные процессы

4)

действие механизмов наследственности

6 Авторский коллектив завершил создание современной социологической энциклопедии. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) познавательная        2) экономическая        3) социальная        4) духовная

7 К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится:

1)активный характер                2)целенаправленность        3)целесообразность        4)наличие партнера

8. Популярный композитор работает над новой песней. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером:

1)духовная        2)экономическая         3)политическая         4)социальная

9 В каких трех формах проявляется рациональное познание

1)ощущение, восприятие, представление

2)понятие, представление, умозаключение

3)понятие, суждение, умозаключение

4)представление, суждение, ощущение

10 Познание в отличии от общения

1)является проявлением человеческой активности

2)Допускает использование речи

3)способствует развитию личности

4)может быть индивидуальным

11. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека, и выпишите  цифры, под которыми они указаны.

1)

интересы

2)

мировоззрение

3)

задатки

4)

умения

5)

наследственность

6)

идеалы

12. Выберите в приведенном ниже списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) ощущение,

2) понятие,

3) фантазия,

4) умозаключение,

5) восприятие.

13. Как-то А.Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», - сказала супруга ученого.

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем?

 

14. Прочитайте текст и выполните задания к нему

Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни… Четкое разграничение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо выражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.

А.Н.Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977

_____________________________________________________________________________

  1. Как психолог трактует понятие «индивид»? Приведите пример употребления данного термина.
  2. Существует ли различие между понятием «индивид» и «личность»? В чем оно?
  3. В каких случаях понятие личности не может быть использовано? Приведите три примера.
  4. В чем заключается сущность личности, ее основная характеристика, то есть продуктом чего является личность? Какие еще собственно человеческие качества являются произвольными от указанной вами характеристики?

Зачетная работа по теме «Деятельность»

Вариант 2

1. Рациональное познание, в отличие от чувственного

1)

расширяет знания об окружающем мире

2)

формирует наглядный образ предмета

3)

осуществляется в форме ощущений и восприятий

4)

использует логические умозаключения

2. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения?

1) познавательную        2) прогностическую                3) объяснительную                4) социальную

3 Верны ли следующие суждения об истине?

А.

Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б.

Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

4. Какое из суждений точно отражает соотношение природы и общества?

1)

общество – часть природы

2)

природа – часть общества

3)

общество – обособившаяся от природы часть мира

4)

общество и природа подчиняются единым природным закономерностям

5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А.

Исторически общество «старше» природы.

Б.

Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.

1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

6 Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность – продукт биологической эволюции.

Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

7 Проведение реформ, направленных на расширение государственного влияния на сферу бизнеса представляют собой деятельность:

1)прогностическую                2)социально-преобразовательную

3)материально-производственную                4)ценностно-ориентировочную

8.К существенным признакам, отличающим труд от игры относится:

1)активный характер                2)результативность                

3)целесообразность                4)наличие партнера

9 Суждение: «Наша вселенная образовалась в результате Большого взрыва» - это

1)интуитивная догадка                2)экспериментально подтвержденный факт

3)художественный образ                4)научная гипотеза

10 Верны ли следующие суждения  об отличиях человека от животного

А)Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду

Б)Человек отличается от животного способностью мыслить

1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

11. Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к эмпирическому уровню научного познания. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

Наблюдение, эксперимент, восприятие, измерение, описание, классификация, систематизация

12.Найдите в приведенном списке черты, присущие только научному познанию и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) использование понятий,

2) логическое выведение умозаключений,

3) экспериментальное подтверждение результатов,

4) открытость рациональной критике любого положения,

5) опора на данные опыта чувственного познания.

13. В 1667 году, анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение. Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле. Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения.

Назовите методы научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.        

14. Прочитайте текст и выполните задания С1-  С5

Все виды материальной и духовной деятельности человека производны от труда и несут в себе его главную черту – творческое преобразование действительности, а в итоге и самого себя. <…>

Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный предметный характер, – все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта (так, благодаря деятельности рабочего создаются реальные машины, здания, а в деятельности писателя и художника создаются художественные произведения).    

Если мы хотим осознанно употребить слово «деятельность» применительно к той или иной сфере жизни человека, то обязательно должны представлять себе предметное содержание ее компонентов, содержание ее конечного «продукта». Но если в наблюдаемых нами жизненных событиях мы не можем выделить и определить содержание компонентов деятельности, не можем проследить реальное преобразование человеком той или иной материальной или духовной действительности, то термин «деятельность» к этим событиям применять нельзя. Жизнь некоторых людей лишь частично связана с полнокровной человеческой деятельностью, она лишь теплится у них в неразвитой форме.

(В.В. Давыдов)

С1 Каковы, по мнению автора, общие черты всех видов человеческой деятельности? Укажите две черты.

С2. В каких случаях, по мнению автора, термин «деятельность» не может быть использован? Укажите два случая. 

 

С3Какие примеры преобразований материальной и духовной действительности приводит автор? Приведите по одному собственному примеру таких преобразований.

С4. Что называет автор «неразвитой» формой деятельности? Приведите по одному собственному примеру такой деятельности в материальной и духовной сферах жизни.

        

15. Напишите эссе на одну из тем:

1.«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).

2. «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен).

3. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию».

(У. Годвин)

Зачетная работа по теме «Деятельность»

Вариант 3

1. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом

1) теоретического анализа                        2) социального эксперимента

3) непосредственного наблюдения                4) обобщения повседневного опыта

2Человек, в отличие от животного, обладает способностью

1) действовать сообща с себе подобными                2) видеть цель своих действий

3) обучать потомство                                4) защищаться от опасности

3 И человек, и животные способны

1)

использовать предметы природы

2)

изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

3)

передавать трудовые навыки последующим поколениям

4)

осознавать собственные потребности

4 Верны ли следующие суждения об истине?

А.

Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.

Б.

Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

5. К формам рационального познания относится

1)ощущение                2)восприятие                3)наблюдение        4)суждение

6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

Практика – это относительный критерий истины, потому что

А.

не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.

Б.

существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

7 Мысль, отражающая предметы или явления в общих и существенных признаках, называется

1)понятием          2)представлением                3)восприятием        4)выводом                

8 И чувственное и рациональное познание нацелено на:

1)теоретическое осмысление действительности                

2)приобретение истинных знаний об окружающем мире

3)опровержение существующих научных теорий

4)восприятие окружающего мира

9. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1)

расширяет знания об окружающем мире

2)

формирует наглядный образ предмета

3)

осуществляется в форме ощущений и восприятий

4)

использует логические умозаключения

10Вывод: «Друзья познаются в беде» является результатом

1) паранаучного знания,                2) обобщения жизненного опыта,

3) художественного вымысла,        4) экспериментальной проверки

11. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) теоретическое обобщение фактов,

2) констатация протекания отдельных событий,

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности,

4) стремление к достоверному, истинному знанию,

5) познание мира в форме ощущений, восприятий и представлений,

6) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.

12. Какое слово пропущено в схеме?

13. Ученые одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанный с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.

14.Прочитайте текст и выполните задания С1-  С4

«Человек - не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще и станет. Человеку нельзя дать такое определение, как столу или часам, и все же определение иной сущности нельзя считать полностью невозможным.

Для определения человека можно выбрать другие критерии, например два рода страстей и влечений. Первый род влечений, биологического происхождения, распространяется в равной мере на всех людей. Сюда относится потребность выживания, потребность в безопасности, в какой-то форме социальной защищенности. Но человек - это такое существо, у которого инстинктивное поведение играет минимальную роль. Страсти другого рода имеют не биологические корни, и поэтому они у всех людей разные. К ним относятся любовь, радость, солидарность, зависть, ненависть, ревность, соперничество, стяжательство и т.д.

Самой ужасной из всех человеческих страстей я считаю стремление более сильного использовать другого человека как средство достижения своих эгоистических целей. Это не что иное, как утонченная форма каннибализма».

«Задаваясь вопросом, можно ли говорить о сущности человека, сразу сталкиваешься с двумя противоположными точками зрения. Одна гласит, что никакой сущности человека вообще нет, человек есть не что иное, как продукт формирующих его культурных условий. С другой стороны, существует мнение, представленное Фрейдом и многими другими учеными, согласно которому природа человека существует.

Человек впервые является жизнью, которая осознает самого себя. Человек - пленник природы, но, несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы и все же, так сказать, ее причуда, он не находится ни здесь, ни там. Человек является одновременно телом и душой, ангелом и зверем, он принадлежит к двум конфликтующим между собой мирам».

Э. Фромм

  1. Опираясь на тексты, приведите две цитаты, в которых даны определения понятия «человек».
  2. Назовите потребности человека, которые, по мнению автора, имеют биологическое происхождение.
  3. Самостоятельно сформулируйте общую мысль о сущности человека, присутствующую в приведенных фрагментах текстов. Свой вывод подкрепите двумя цитатами.
  4. С опорой на тексты и обществоведческие знания назовите три важнейшие способности, присущие человеку.

Напишите эссе на одну из тем:

1.«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).

2. «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен).

3. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию».

(У. Годвин)

        



Предварительный просмотр:

1.Какой товар скорее всего будет выпускаться на рынке совершенной конкуренции?

А) качественный        б) дешевый        в) стандартизированный                в) повседневного спроса

2. Какая из перечисленных отраслей является наименее монополизированной?

А) производство самолетов        б) производство шоколада        в) производство марочного вина    Г) производство овощей

3. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип конкуренции:

А) На рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам.

Б) На рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг

В) Большое количество фермеров предлагают на рынке картофель по одинаковым ценам

Г) Несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин.

Д) Единственная фирма производит штурманские приборы
4. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что: ( может быть несколько вариантов)

А) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары;

Б) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают в достаточной степени дифференцированную продукцию для неценовой конкуренции с другими фирмами;

В) имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене

Г) имеется много продавцов, количество же покупателей не имеет принципиального значения;

Д) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке;

Е) все продавцы и покупатели имеют некоторую информацию о рынке, но в то же время обладают эксклюзивной информацией, неизвестной другой стороне;

Ж) имеет место только свободный вход на рынок;

З) имеет место свободный вход и выход с рынка.

5. Если рынок по своей структуре является монополией, это означает, что:

А) на рынке действует один покупатель;

Б) на рынке действует один продавец;

В) на рынке действуют один покупатель и один продавец;

Г) продавец имеет возможность продавать свой товар по очень высокой цене

6. На рынке молочных продуктов произошло объединение двух крупнейших производителей, что позволит им контролировать до 95% рынка". Последствиями такого события будут следующие изменения цен и объемов выпуска молочных продуктов:

А) цена молочных продуктов возрастет, а объем выпуска снизится;

Б) цена молочных продуктов упадет, и объем выпуска снизится;

В) цена молочных продуктов возрастет, и объем выпуска возрастет

7. Прибыль фирмы-монополиста, владеющей уникальной технологией производства томатного кетчупа, составляет 100 000 пиастров в месяц. Если на данный рынок войдут другие фирмы, то прибыль каждой фирмы будет 40 000 пиастров в месяц. Плата за патент на уникальную технологию производства составляет 480 000 пиастров в год. Будет ли фирма монополист тратить деньги на приобретение патента?  Докажите ответ вычислениями.

8.. Олигополии зависят друг от друга потому, что

А) производят одинаковый товар;

Б) могут понести убытки из-за поведения соседа;

В) должны учитывать поведение конкурента при назначении цены;

Г) работают на одном рынке

1.Какой товар скорее всего будет выпускаться на рынке совершенной конкуренции?

А) качественный        б) дешевый        в) стандартизированный                в) повседневного спроса

2. Какая из перечисленных отраслей является наименее монополизированной?

А) производство самолетов        б) производство шоколада        в) производство марочного вина    Г) производство овощей

3. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип конкуренции:

А) На рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам.

Б) На рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг

В) Большое количество фермеров предлагают на рынке картофель по одинаковым ценам

Г) Несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин.

Д) Единственная фирма производит штурманские приборы
4. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что: ( может быть несколько вариантов)

А) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары;

Б) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают в достаточной степени дифференцированную продукцию для неценовой конкуренции с другими фирмами;

В) имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене

Г) имеется много продавцов, количество же покупателей не имеет принципиального значения;

Д) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке;

Е) все продавцы и покупатели имеют некоторую информацию о рынке, но в то же время обладают эксклюзивной информацией, неизвестной другой стороне;

Ж) имеет место только свободный вход на рынок;

З) имеет место свободный вход и выход с рынка.

5. Если рынок по своей структуре является монополией, это означает, что:

А) на рынке действует один покупатель;

Б) на рынке действует один продавец;

В) на рынке действуют один покупатель и один продавец;

Г) продавец имеет возможность продавать свой товар по очень высокой цене

6. На рынке молочных продуктов произошло объединение двух крупнейших производителей, что позволит им контролировать до 95% рынка". Последствиями такого события будут следующие изменения цен и объемов выпуска молочных продуктов:

А) цена молочных продуктов возрастет, а объем выпуска снизится;

Б) цена молочных продуктов упадет, и объем выпуска снизится;

В) цена молочных продуктов возрастет, и объем выпуска возрастет

7. Прибыль фирмы-монополиста, владеющей уникальной технологией производства томатного кетчупа, составляет 100 000 пиастров в месяц. Если на данный рынок войдут другие фирмы, то прибыль каждой фирмы будет 40 000 пиастров в месяц. Плата за патент на уникальную технологию производства составляет 480 000 пиастров в год. Будет ли фирма монополист тратить деньги на приобретение патента?  Докажите ответ вычислениями.

8. Олигополии зависят друг от друга потому, что

А) производят одинаковый товар;

Б) могут понести убытки из-за поведения соседа;

В) должны учитывать поведение конкурента при назначении цены;

Г) работают на одном рынке



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4

«В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идет о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Еще социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления все более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция — это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит ее дестабилизация, нарушается баланс социальных сил. <...>

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть ученых считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится все более интеллектуальным, а значит, сложнее поддается количественному учету) и усложнением  социального  поведения человека  (феномен  «бегства от свободы»,   открытый   Э. Фроммом).   В   научных  дискуссиях о  «цене  прогресса»  постепенно  начинает  выделяться и утверждаться третий критерий — уровень нравственности в обществе.   По-видимому,   этому критерию  предстоит,  развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим   важнейшие   тенденции   изменения   общественных отношений».

С1 Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характерной каждой из них.

      С2. Объясните, почему отношение ученых к понятию прогресс неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст.

 С3. Проиллюстрируйте  примерами любые  три  упомянутые  в  тексте  свойства  социального   прогресса.   К  каждому свойству приведите по одному примеру.

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4

«В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идет о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Еще социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления все более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция — это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит ее дестабилизация, нарушается баланс социальных сил. <...>

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть ученых считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится все более интеллектуальным, а значит, сложнее поддается количественному учету) и усложнением  социального  поведения человека  (феномен  «бегства от свободы»,   открытый   Э. Фроммом).   В   научных  дискуссиях о  «цене  прогресса»  постепенно  начинает  выделяться и утверждаться третий критерий — уровень нравственности в обществе.   По-видимому,   этому критерию  предстоит,  развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим   важнейшие   тенденции   изменения   общественных отношений».

С1 Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характерной каждой из них.

      С2. Объясните, почему отношение ученых к понятию прогресс неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст.

 С3. Проиллюстрируйте  примерами любые  три  упомянутые  в  тексте  свойства  социального   прогресса.   К  каждому свойству приведите по одному примеру.

Прочитайте текст и выполните задания С4 – С6.

        Образ революции

Наиболее распространенный образ революции... имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям. Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и  осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста...  Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными  факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политическая организация.  Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное  изменение  существующего  политического  режима...   Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и
расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым... Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.        

Ш.Эйзенштадт

С4. Что, по мысли автора, выделяет революцию из других социальных движений?

С5. Что автор относит к предпосылкам революции?

С6. Каковы признаки революции? Какие (ой) из них можно отнести и к реформе? Проиллюстрируйте свой последний вывод примером.

Прочитайте текст и выполните задания С4 – С6.

        Образ революции

Наиболее распространенный образ революции... имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям. Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и  осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста...  Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными  факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политическая организация.  Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное  изменение  существующего  политического  режима...   Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и
расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым... Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.        

Ш.Эйзенштадт

С4. Что, по мысли автора, выделяет революцию из других социальных движений?

С5. Что автор относит к предпосылкам революции?

С6. Каковы признаки революции? Какие (ой) из них можно отнести и к реформе? Проиллюстрируйте свой последний вывод примером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...

Презентация к уроку обществознания 9 класс

Презентация разработана к уроку обществознание 9 класс по программе Боголюбова. Тема презентации "Государство"...

Презентация к уроку обществознания 9 класс на тему "Конституция России"

Презентация содержить основные термины к уроку и небольшой тест по закреплению....

презентация к уроку обществознание- 8 класс "Личность и социальная среда"

Обществознание,8 класс,"Личность и социальная среда",автор: Волкова Ольга Михайловна...

Презентация к уроку обществознания, 9 класс. Тема: Культура

1. Общее понятие культуры;2. Определение культуры;3. Культура как цивилизация;4. Культура как мировоззрение;5. Культура как нормы поведения;6. Обобщенное определение культуры;7. Понятие субкультуры;8....

"Безработица"-презентация к уроку обществознания 11 класс

Презентация содержит познавательные задания и тест для самопроверки учащихся....


 

Комментарии