Программа элективного курса "Политология"
элективный курс по обществознанию (11 класс) на тему

Дёмина Оксана Владимировна

Модуль «Основы политологии» является интегративным элективным курсом, пересекающимся с модулями курса «Обществознания» в 10-11 классах и курсами 10-11 классов Всеобщей истории, где преобладает цивилизационный подход в изучении истории, а также курсом истории России с древнейших времен до конца XX века. При изучении элективного курса «Основы политологии» достигается цель углубления и расширения знаний, умений и навыков, полученных при изучении общеобразовательных курсов истории и обществознания, при этом важной целью элективного курса является предпрофессиональная подготовка учащихся, желающих продолжить обучение в ВУЗах по гуманитарным специальностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_politologiya.docx80.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия №2» г. Белгорода

«Согласовано»                                 « Согласовано»                                  «Утверждаю»

Руководитель МО                             Зам. директора по УВР                  Директор школы

_________________                       _______________________                  _________________

Протокол №___ от                        «_____»_____________ 2011            Э.Г. Работягова

«____» _________2011                                                                              «___»__________2011

                     

  ПРОГРАММА

элективного курса

«Политология»

  учителя Дёминой Оксаны Владимировны

параллель 11 классов

(профильный уровень)

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

1.1. Общая характеристика учебного предмета

Политика является важнейшим элементом жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества.

Программа настоящего курса ставит своей целью дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного мнения о событиях, происходящих в стране, об её истории, которое не зависело бы ни от господствующих установок, ни от политической конъюнктуры.

Политическая наука в современной, реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций подрастающего поколения будет зависеть будущее. Конкретная цель, стоящая перед данным курсом, - формирование у учащихся целостного представления о природе политики, её роли и значении в жизни общества, принципах и механизмах её организации и реализации. Особое внимание уделяется политической структуре российского общества, специфике формирования и функционирования государства, политических партий, общественных движений. Существенный акцент сделан на раскрытие человеческого измерения российской политики; роли в ней политических лидеров и обыкновенных граждан; значения психологических и культурных элементов политической жизни (идеалов, представлений, стереотипов, убеждений, норм, ценностей и т.д.).

Важное место в предлагаемом курсе уделяется личностно-ориентированным аспектам преподавания и практической ориентации конкретного учащегося на конкретные цели.

Модуль «Основы политологии» является интегративным элективным курсом, пересекающимся с модулями курса «Обществознания» в 10-11 классах и курсами 10-11 классов Всеобщей истории, где преобладает цивилизационный подход в изучении истории, а также курсом истории России с древнейших времен до конца XX века. При изучении элективного курса «Основы политологии» достигается цель углубления и расширения знаний, умений и навыков, полученных при изучении общеобразовательных курсов истории и обществознания, при этом важной целью элективного курса является предпрофессиональная подготовка учащихся, желающих продолжить обучение в ВУЗах по гуманитарным специальностям.

1.2. Цели изучения предмета

1. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний. Формирование потребности в знаниях, готовности к самообразованию.

2.Овладение умениями познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности. Осуществление различных видов коллективной, групповой и индивидуальной работы.

3. Формирование научного мировоззрения и самостоятельных мировоззренческих позиций. Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира.

4. Развитие памяти, внимания, мышления учащихся. Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности.

5. Формирование опыта практического применения приобретенных знаний и умений жизнедеятельности.

6. Предпрофессиональная подготовка учащихся, желающих продолжить обучение в ВУЗах по гуманитарным специальностям.

Все представленные цели равноценны.

1.3. Место предмета в базисном учебном плане

Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10-11 классах общеобразовательной школы или школы с углубленным изучением предмета.

Модуль «Основы политологии» состоит из пяти разделов: 1) «Политика как общественное явление», 2) «История политических идей и учений», 3) «Что и как изучает современная политическая наука», 4) «Политическая социализация личности», 5) «Международная политика». Разделы, в свою очередь, тематически разделяются на подразделы и параграфы.

Формы проведения занятий, предусмотренные в модуле «Политология»: школьная лекция, практическое занятие, семинарское занятие, зачет.

Формы обучения: коллективные (фронтальные), индивидуальные (консультации, зачетные занятия, подготовка сообщений, докладов), парные (взаимодействие между двумя учениками: взаимообучение, взаимоконтроль), групповые.

Основным пособием к учебному курсу «Основы политологии» является учебник для общеобразовательных учреждений Р.Т. Мухаева «Политология» 10-11 класс. - Москва. Издательство «Дрофа», 2006 г. (переиздание или другое издание). Также используются методические сборники, хрестоматийные пособия и сборники дидактических задач, компьютерные программы-тьюторы.

1.4. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Формирование:

  • общеучебных умений и навыков: овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
  • универсальных способов деятельности: деятельность по применению полученных знаний для решения типичных задач в области социальных, политических, межэтнических отношений.
  • ключевых компетенций:

1. ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры ученика, механизмы самоопределения в различных ситуациях);

2. общекультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);

3. учебно-познавательная компетенция (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность);

4. информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);

5. коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями);

6.  социально-трудовая компетенция (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя).

 1.5. Результаты обучения

  • сформированность структурированного и актуализированного знания, лежащего в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики;
  • сформированность в целом гражданской позиции на базе полученных знаний;
  • умение представить свой взгляд на определенные события в политико-правовой сфере в России и мире и аргументировано доказать его в форме итоговой практической работы;
  • внутреннее целостное развитие психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах;
  • умение давать морально-нравственную оценку событиям в политико-правовой сфере в России и мире;
  • сформированность поведения учащегося, проявляющаяся в потребности продолжать деятельность по получению новых знаний, формированию активной гражданской позиции.

2. Основное содержание программы

2.1. Обязательный минимум содержания программы

Раздел I. ЧТО и КАК ИЗУЧАЕТ СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА (3 часа)

Занятие 1. Предмет, метод и функции современной политологии. Политическая наука в России

Объект и предмет политологии. Основные категории и понятия науки о политике. Специфика политических законов, их взаимосвязь с другими законами социальной жизни. Методологические основы политологии. Методы, применяемые политической наукой. Природа политических знаний и функции политологии. Место и роль политологии в системе социально-гуманитарных наук. Соотношение политологии с философией, историей, экономической теорией, теорией государства и права, социологией и другими отраслями знаний. Американская, европейская, отечественная и другие политические школы.

Занятие 2. Политика – это «слишком человеческое» или «вообще грязное дело»

Политизация общества и возрастание роли политической науки. Актуальные проблемы политической науки.

Занятие 3. Контрольно-обобщающее занятие        

Литература

1. Мухаев Р.Т. Политология. – М., 2000. – С. 5 – 20.

2. Политология: учебник / под ред. М.А. Василика. – М., 2001. – С. 6 – 39. 3.

3. Политология  / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М., 2001. – С. 4 – 17, 46 – 65.

4. Политология / под ред. В.И. Власова. – Ростов-н / Д, 2002. – С. 19 – 33.

5. Политология: энциклопедический словарь. – М., 1993. – С. 251 – 256.

6. Чуланов Ю.Г. Политология: учебник. – СПб., 2001. – С. 40 – 64.

7. Политология. Проблемы теории. – СПб., 2000. – С. 3 – 38.

8. Политология / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2007. – С. 6 – 48.

9. Политология: учебник / под ред. В.С. Комаровского. – М., 2006. – С. 19 – 70.

10. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль и др. – М., 2007. – С. 14 – 49.

11. Политология: энциклопедический словарь. – М., 1993. – С.251 – 256.

12. Чуланов Ю.Г. Политология: учебник. – СПб., 2001. – С. 40 – 64.

13. Политология. Проблемы теории. – СПб., 2000. – С. 3 – 38.

Раздел II. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ и УЧЕНИЙ  (5 часов)

Занятие 4. Зарождение политических идей. Политические идеи Античности.

Развитие политической мысли в древних обществах (Древний Восток, Древние Греция и Рим). Формирование политической идеи. Эволюция политических учений античности от мифологических представлений (Гомер, Гесиод) до рациональ-ного анализа и историко-политического исследования государства и полити-ческой жизни в целом (Сократ, Платон, Аристотель). Учение об идеальном и справедливом государстве Платона. Учение Аристотеля о соотношении этики и политики, о сущности государства и его формах. Государственно-правовая проблематика в трудах древнеримских юри-стов и философов (Цицерон, Сенека).

Занятие 5. Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения.

Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения. Христианская политическая доктрина Августина. Практическая сторона политики у Н. Макиавелли.

Занятие 6. Политические учения нового времени. Развитие политических идей на рубеже XIX-XX вв.

Политические учения нового времени. Формирование и развитие теории демократии. Развитие политических идей на рубеже XIX–XX веков. Теория рациональной бюрократии М. Вебера.

Занятие 7. Особенности и основные направления развития политической мысли в России.  

Политическая мысль России с древнейших времен: Владимир Мономах, Иван Пересветов. Специфика российской политической мысли. Развитие российской политической мысли в XVIII–XIX веках: В.Н. Татищев, И.Т. Посошков, Ф. Прокопович; формирование политических идеологий в XIX веке: Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, С.С. Уваров, А.С. Хомяков, А.Н. Радищев, декабристы, русский анархизм и радикализм.

Занятие 8. Контрольно-обобщающее занятие        

Литература

1. Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений: учеб. пособие. – М., 2002. – 286 с.

2. Антология мировой политической мысли: в 5 т. – М., 1997. – Т. 1: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. – 832 с.; Т. 5: Политические документы. – 766 с.

3. Антология мировой политической мысли: в 5 т. – М., 1997. – Т. 1. – С. 39 – 201.7

4. История политико-правовых учений / под ред. А.Н. Хорошилова. – М., 2001. – 344 с.

5. История политических и правовых учений / под ред. О.В. Мартышина. – М., 2007. – С. 23 – 87.

6. История политических и правовых учений / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1996. – 728 с.

7. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. – М., 2005. – С. 426 – 456.

8. Политология  / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М., 2001. – С. 4 – 17, 46 – 65.

9. Политология / под ред. А.С. Тургаева. – СПб, 2005. – С. 64 – 82.

10. Прокопов М.В. Политология: курс лекций. – М., 2000. – С. 29 – 76.

11. Чанышев А.А. История политических учений: учебник. – СПб., 2006. – Т. 1. – С. 9 – 78.

Раздел III. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (15 часов)

Занятие 9. Причины возникновения политики. Понятие политики. Структура политики. Роль политики в обществе

Понятие политики. Ее сущностная характеристика. Политика как общественное явление. Происхождение и природа политики. Ее основные структурные звенья. Функции политики. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни. Политика и экономика. Политика и право. Политика и мораль. Научная база политики. Политические теории. Основополагающие направления политологии и их роль в реконструировании политической реальности. Политика как искусство. Учет национального и религиозного факторов в политике.

Занятие 10. Теория и ресурсы власти

Теория власти. Определения власти. Ресурсы власти и их типология. Принципы организации и функционирования политической власти. Понятия «суверенитет» и «легитимность». Типы легитимности. Проблема легитимности власти в России.

Занятие 11. Принципы организации и функционирования политической системы 

Политическая система общества: понятие, назначение и функции. Ее соотношение с другими системами общества. Типы и формы политических систем. Их структура, элементы и институты. Общие и особенные моменты. Краткая характеристика важнейших компонентов политической системы: структурных образований, нормативной основы, политического сознания и культуры, политических отношений. Стабильность и динамизм в развитии политической системы и ее основных компонентов. Сущность и основные направления осуществления реформ политической системы в России и других странах. Новые видения ее элементов. Неоднозначность и противоречивость политических образований.

Занятие 12. Контрольно-обобщающее занятие

Литература

1. Белякович Н.Н. Политология: учеб. пособие. – М., 2007. – С. 144 – 158.

2. Желтов В.В. Теория власти: учеб. пособие. – М., 2008. – С. 3 – 410.

3. Ирхин Ю.В. Политология: учебник. – М., 2006. – С. 264 – 281, 283 –289.

4. Кравченко А.И. Политология: учебник. – М., 2009. – С. 129 – 180.

5. Луман Н. Власть / пер. с нем. – М., 2001. – 250 с.

6. Политология: учебник / под ред. В.А. Бобкова, И.Н. Браима. – Минск, 2000. – С. 72 – 106, 138 – 158.

7. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль и др. – М., 2007. – С. 57 – 97.

8. Политология: энциклопедический словарь. – М., 1993. – С. 40 – 45.

9. Политология. Проблемы теории. – СПб., 2000. – С. 92 –146.

10. Чуланов Ю.Г. Политология: учебник. – СПб., 2001. – С. 65 – 152.

Занятие 13. Государство – основное звено политической системы

Государство как основное звено политической системы. Понятие государства, его происхождение, сущность, социальное назначение и признаки. Основные направления деятельности государства. Функции государства: основные и неосновные, внутренние и внешние. Механизм государства. Характеристики его основных структурных образований. Государственный орган, его признаки, компетенция, властные полномочия, классификация. Местное управление и самоуправление. Основные исторические типы государства.

Понятие формы государственного правления. Исторические разновидности монархии. Абсолютная монархия как форма правления. Конституционная монархия и ее основные виды: дуалистическая и парламентская. Республиканская форма правления и ее основные разновидности: президентская (или дуалистическая) и парламентская. Формы правления, сочетающие признаки президентской и парламентской республик. Понятие формы государственного устройства. Унитарная и федеральная формы государственного устройства. Конфедерация.

Литература

1. Гаджиев К.С. Политология: основной курс: учебник. – М., 2007. – С. 258 – 269.

2. Голубева Л.А. Сравнительное государствоведение. – СПб., 2009. – С. 145 – 233.

3. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. – М., 2008. – С. 3 – 143.

4. Миронюк М.Г. Современный федерализм: сравнительный анализ. – М., 2008. – 399 с.

5. Политология: учебник / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М., 2007. – С. 221 – 262.

6. Политология: учебник / под ред. В.С. Комаровского. – М., 2006. – С. 94 – 109.

7. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль и др. – М., 2007. – С. 101 – 118.

8. Прокопов М.В. Политология: курс лекций. – М., 2000. – С. 165 – 182.

9. Самыгин С.И., Самыгин П.С. Политология. – 2-е изд. – Ростов-н / Д, 2002. – С. 100 – 131.

10. Столяров М.В. Теория и практика федерализма: курс лекций. – М., 2008. – 671 с.

11. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997. – 352 с.

12. Ясаи Э. Государство. – М., 2008. – 409 с. 

Занятие 14. Теории элит. Современная политическая элита: источники власти и системы отбора. Политическая элита в России

Понятие политической элиты. Первые классические концепции элиты, возникшие в конце XIX – начале XX вв. (Г. Моска, В. Паретто, Р. Михельса). Современные требования элиты. Решение проблемы политической элиты в современном обществе: особенности формирования и динамика развития. Основные виды элитарных политических групп и выполняемые ими роли. Факты реальной жизни и эмпирические исследования элитарных групп. Социально-классовый состав, внутренняя дифференциация, степень открытости или закрытости элитарных групп. Системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская. Качественное обновление элиты. Механизм контроля за элитами (выборы, средства массовой информации, опросы общественного мнения, группы давления и т. д.).

Занятие 15. Понятие политического лидерства. Типы лидеров и их функции. Политическое лидерство в России

Понятие политического лидерства. Развитие представлений о лидерстве в истории социально-политической мысли. Природа политического лидерства. Сущность и истоки политического лидерства. Мировой и российский опыт. Роль лидера в политике. Лидер и его роль в выборе пути развития общества. Основные роли и функциональные типы политических лидеров: лидер-идеолог, лидер-прагматик, харизматический лидер, лидер-представитель, лидер-соглашатель, лидер-фанатик, открытый лидер, лидер-догматик. Имидж политического руководителя: пути его формирования и его роль в политической деятельности. Политический волюнтаризм. Культ личности в политике. Гарантии его недопущения. Процесс смены лидеров, его основные закономерности. Политические портреты видных политических деятелей современности.

Занятие 16. Контрольно-обобщающее занятие

Литература

1. Антропология власти: хрестоматия по политической антропологии / сост. и отв. ред. В.В. Бочаров. – в 2 т. – СПб., 2006–2007.

 2. Ашин Г.К. Современные теории элиты: критический очерк. – М, 1985.

3. Ашин Г.К. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные науки и современность. – 1993. – № 2.

4. Валадес Д. Контроль над властью. – М., 2006. – 243 с.

5. Валовая М.Д. Политик: учебник. – М., 2008. – 336 с. 17

6. Гаман-Голутвина О.В. Региональные элиты России: персональный состав и тенденции эволюции: лекция. – М., 2006. – 69 с.

7. Дроздов Ю.И. Политическая элита России. – М., 2007. – 576 с.

8. Желтов В.В. Теория власти: учеб. пособие. – М., 2008. – 582 с.

9. Канетти Э. Власть и личность // Социологические исследования. – 1986. – № 4.

10. Миллс Р. Властвующая элита. – М., 1959.

11. Михельс Р. Вожди и массы // Диалог. – 1990. – № 3.

12. Мухин Ю.И. Диагноз власти. – М., 2009. – 255 с.

13. Сумма идеологии: мировоззрение и идеология современной российской элиты. – М., 2008. – С. 142 – 149.

14. Штукина Т.А. Понятие политического лидерства в современной социоло-гии // Я и мир. – 1992. – С. 32.

Занятие 17-18. Понятие политического режима. Типы политических режимов. Политический режим в России

Понятие «политический режим». Политический режим как способ функционирования политической системы. Влияние политических режимов на формирование политической системы. Пути, формы, методы и средства их установления. Типология и виды политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Критерии оценки политических режимов. Зависимость их от соотношения государственной и гражданской власти, от разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), от эффективности функционирования институтов гражданской власти, от взаимодействия социальных и политических структур, от наличия возможности реализации политических прав и свобод у граждан и т. д. Понятие «тоталитаризм». Тоталитаризм как определенный тип политической системы. Разнообразие теорий тоталитаризма. Причины и условия, приводящие общество к тоталитаризму. Основные признаки тоталитаризма. Экономические особенности жизни общества и личности при тоталитаризме. Деформация и деградация политической жизни при тоталитарном режиме. Социальные слои общества, являющиеся опорой тоталитарных режимов. Роль культуры и идеологии в функционировании тоталитарного общества. Тоталитаризм как реальный общественный строй и лежащие в его основе теоретические модели. Разновидности тоталитарного строя. Общее и особенности в развитии тоталитарных режимов.

Понятие «авторитаризм». Его промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Ориентация авторитаризма либо на тоталитарный, либо на демократический политический строй. Характерные признаки, присущие авторитарной системе. Разновидности авторитарной политической системы: монархическая, деспотическая, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Традиционные и харизматические способы легитимизации авторитарного правления. Демократия как ценность современной цивилизации. Происхождение демократии, ее сущность, содержание, общецивилизационные и формационные черты. Исторические типы демократии. Демократия – ведущее направление обновления современного мира. Пути демократизации всех сфер жизни общества и установления подлинного народовластия. Демократия как проявление единства прав, обязанностей, социальной ответственности, свободы, дисциплины и общественного порядка. Необходимость защиты демократии.

Литература

1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М., 1996.

2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

3. Ваславский Я. Конституционные условия для демократии. Сравнительный анализ. – М., 2008. – 191 с.

4. Демократия и федерализм в России. – М., 2007. – 257 с.

5. Ирхин Ю.В. Политология: учебник. – М., 2006. – С. 283 – 289.

6. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. – М., 2008. – С. 3 – 143.

7. Курскова Г.Ю. Политический режим Российской Федерации: правовой анализ: учеб. пособие для вузов. – М., 2007. – С. 83 – 167.

8. Пайпс Р. Русский консерватизм и его критики: исследование политической культуры. – М., 2008. – 250 с.

9. Политология: учебник / под ред. В.А. Бобкова, И.Н. Браима. – Минск, 2000.

10. Политология. Проблемы теории. – СПб., 2000.

11. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль и др. – М., 2007. – С. 57 – 97.

12. Стаут Дж. Демократия и традиция. – М., 2009. – 463 с.

Занятие 19. Гражданское общество и правовое государство. Формирование гражданского общества в России

Идея гражданского общества в трудах философов и политологов. Понятие «гражданское общество» в современной политической науке. Основные признаки и характерные черты гражданского общества. Его структура, важнейшие звенья, функции и принципы жизнедеятельности. Механизм становления гражданского общества. Условия его формирования и функционирования. Единство процесса становления гражданского общества и правовое государство.

Правовое государство: теоретическая модель и исторический опыт. Характерные особенности правового государства, основные принципы его организации и функционирования. Суверенность правового государства. Правовое государство как историческое выражение цивилизованного общества. Верховенство права по отношению к власти. Сущность правового закона. Разделение властей: идея сдержек и противовесов, разделение труда в осуществлении государственной власти. Самостоятельность и независимость законодательно-контрольной, исполнительно-распорядительной и судебной деятельности государства в современных условиях. Единство и взаимосвязь процессов становления гражданского общества и правового государства. Важнейшие документы, закрепляющие основы правового государства и гражданского общества в России. Становление гражданского общества и правового государства – необходимое условие стабильного развития общества.

Занятие 20. Конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества

Конституционализм как режим отношений между обществом и государством. Разновидности конституционализма. Формирование гражданского общества в России: трудности и специфика.

Литература

1. Взаимодействие государства и гражданского общества в современной Рос-сии. Проблемы становления и развития: учеб. пособие. – М., 2008. – 400 с.

2. Гражданское общество в России: структуры и сознание. – М., 1998.

3. Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. – М., 1998.

4. Гражданское общество и государство. – М., 2005. – С. 6 – 51.

5. Демократическое правовое государство и гражданское общество в странах Центрально-Восточной Европы. – М., 2005. – С. 3 – 183.

 6. Личность, государство, право: история, теория, практика: сборник / под ред. С.А. Комарова. – СПб., 2006. – С. 186 – 225.

7. Политология: учебник / под ред. В.С. Комаровского. – М., 2006. – С. 143 – 233.

8. Романенко Л.М. Гражданское общество. Социологический словарь-справочник. – М., 1995.13

9. Права человека: учебник / отв. ред. Е.А. Лукашева – М., 2009. – 559 с.

10. Публичное пространство, гражданское общество и власть. Опыт развития и взаимодействия. – М., 2008. – 422 с.

11. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. – М., 2007. – 383 с.

12. Хорос В. Гражданское общество: общие подходы // МЭМО. – 1995. – № 11.

Занятие 21. Политические партии и партийные системы

Политические партии – специфический элемент политической системы. Их роль и место в политической организации общества. Понятие «политические партии», их отличительные признаки от других общественных формирований. Основные периоды в историческом развитии политических партий.

Социально-классовая база и состав политических партий. Функции политических партий. Основные признаки построения партий и разновидности партийных организационных структур. Партийные документы. Программа партии – важнейший документ, дающий представление о целях и задачах партии. Различные подходы к классификации партий: по социальному критерию, по идейно-теоретической основе, по методам деятельности, по форме законности, по социально-ролевой функции. Партии левые, правые и центристские. Международные объединения политических партий. Партии и политические предпочтения населения. Тенденция усиления нормативного регулирования деятельности партий. Понятие «партийная система» и их основные типы: однопартийные системы (США), многопартийные системы с доминирующей партией (Япония, Испания, Португалия), многопартийные системы без доминирующей партии (Италия, Германия). Партийные коалиции: правительственные, парламентские. Традиции многопартийности в России – опыт и перспективы.

Литература

1. Голубева Л.А. Сравнительное государствоведение: учебник для вузов. – СПб., 2009. – С. 145 – 345.

2. Демидов А.И. Политология: учебник. – М., 2006. – С. 224 – 254.

3. Дюверже М. Политические партии / пер. с франц. – М., 2000. – 558 с.

4. Зульцбах В. Основы образования политических партий. – М., 2006. – С. 15 – 295.

5. Карапетян Л.М. Политические партии в судьбе России. – СПб., 2009. – С. 72 – 131, 216 – 252.

 6. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. – М., 2008. – С. 3 – 143.

7. Колесников В.Н. Народное представительство и парламентаризм в России: проблемы становления и развития. – СПб., 2007. – 432 с.

8. Коргунюк Ю.Г. Становление партийной системы современной России. – М., 2007. – 544 с.

9. Курс политологи: учебник / общ. ред. А.Г. Грязновой. – 2- изд., доп. – М., 2002. – С. 189 – 210.

10. Политические партии, движения и организации современной России на рубеже веков: аналитический справочник. – СПб., 1999. – 204 с.

11. Политология: учебник / под ред. С.В. Решетникова. – 2-е изд. – Минск, 2001. – С. 306 – 332.

12. Политология / под ред. В.И. Власова. – Ростов-н / Д, 2002. – С. 145 – 151.

13. Политические институты на рубеже тысячелетий, XX – XXI вв. – Дубна, 2009. – С. 444 – 463, 464 – 476.

14. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль и др. – М., 2007. – С. 266 – 276, 457 – 511.

15. Прокопов М.В. Политология: курс лекций. – М., 2000. – С. 183 – 206.

16. Политология. Проблемы теории. – СПб., 2000. – С. 147 – 196.

17. Теории партий и партийных систем: хрестоматия / сост. Б.А. Исаев. – М., 2008. – С. 80 – 220.

18.Технологии создания партии: учеб. пособие. – М., 2007. – 144 с.

Занятие 22. Общественно-политические организации и движения

Понятие и общая характеристика общественно-политических организаций и движений. Союзы, ассоциации, объединения граждан. Их социальная и политическая природа. Типология движений, причины их возникновения, их идейно-политические позиции и т. д. Группы давления. Лоббизм в современном политическом процессе. Виды заинтересованных групп. Каналы и системы давления на принятие политических решений. Профсоюзы и их роль в партийной жизни. Исторические корни возникновения профсоюзов, особенности, виды направлений их деятельности. Международные организации профсоюзов.

Современные молодежные движения. Движения общедемократической направленности.

Литература

1. Акопов С.В. Негосударственные элементы политической системы России (на примере российских молодежных движений и организаций) // Молодежь в политической жизни России. – СПб., 2007. – С. 26 – 55.

 2. Ермашкевич Г.И. История общественных движений и политических пар-тий: вопросы и ответы: учеб. пособие. – Минск, 2008. – 221 с.

3. Делягин М.Г. Государство между народом и бизнесом // ПОЛИС. – 2008. – № 3. – С. 5 – 38, 68 – 161.

4. Жилинский С.Э. Государство и предпринимательство: проблемы взаимо-действия: лекции. – М., 2006. – С. 3 – 35.

5. Курс политологии: учебник / общ. ред. А.Г. Грязновой. – 2- изд., доп. – М., 2002. – С. 189 – 210.

6. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль и др. – М., 2007. – С. 288 – 310.

7. Политология: учебник / под ред. С.В. Решетникова. – 2-е изд. Минск, 2001. – С. 306 – 332.

8. Политология / под ред. В.И. Власова. – Ростов-н / Д, 2002.– С.145 – 151.

9. Прокопов М.В. Политология: курс лекций. – М., 2000. – С. 183 – 206.

10. Политология. Проблемы теории. – СПб., 2000. – С. 147 – 196.

11. Сообщества как политический феномен / под ред. П.В. Панова. – М., 2009. – 247 с.

Занятие 23. Избирательные системы. Избирательная система в РФ.

Электоральные (избирательные) системы. Основные типы (модели) избирательных систем. Современные избирательные системы и их особенности в различных странах. Законодательство об избирательной системе.

Мажоритарная избирательная система, её разновидности и модификации. Преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы.

Пропорциональная избирательная система и её специфика в различных странах. Преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы.

Смешанные избирательные системы. Многоступенчатые выборы.

Политические технологии: определение, место и роль в политическом процессе. Технология избирательной кампании.

Предвыборная кампания, ее цели и задачи. Планирование и организация предвыборной кампании, ее исходный пункт и основные этапы. Кандидат на выборную должность как центральная фигура избирательной кампании. Роль средств массовой информации в предвыборной кампании.

Финансирование избирательных кампаний. Организация финансирования избирательных кампаний в разных странах. Законодательство о финансировании избирательных кампаний. Структура финансовых затрат на проведение избирательных кампаний.

Избирательные системы в современной России. Тип избирательной системы, используемой в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995, 1999 и 2003 годах. Конституция и законодательство Российской Федерации об избирательной системе страны. Закон РФ 1999 года о выборах в Государственную Думу. Пути и направления совершенствования российской избирательной системы.

Современные концепции избирательных систем.

Литература

1. Конституция РФ. М., 2003.

2. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ: Федеральный Закон РФ от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ // Российская газета. — М., 1999. — 1 июля. №122—123. — С. 9—16; 3 июля. — № 125—126. — С. 9—16; Собр. законодательства РФ. — М., 1999. — № 26. — Ст. 3178.

3. О выборах Президента РФ: Федеральный Закон РФ от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ // Российская газета. — М., 2000. — 5 января. № 1—3. — С.3—13; Собр. законодательства РФ. — М., 2000. — № 1 (ч. 2). — Ст. 11.

4. Авакьян С.А. Традиции и новшества в законодательстве о выборах в Государственную Думу // Законодательство. — М., 1999. — № 9—10.

5. Баранов С.Д. Финансирование избирательных кампаний и группы давления // Вестник Моск. ун-та; Сер. 18: Социология и политология. — М., 1998. — №4. — С. 83—90.

6. Горбунов В.П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции // Социально-гуманитарные знания. — М., 1999. — № 2.

7. Лихина О., Харнас А., Ионов А. Предвыборная кампания // Деньги. — М., 1999. — №14. — С. 23—27.

8. Наумов В. Демократизация правовой базы избирательного процесса в Российской федерации // Вестник Моск. ун-та; Сер.18. Социология и политология. — М., 1999. — № 1.

9. Усманов Б.Ф. Эффективность избирательного процесса: конструирование будущего // Социологические исследования. — М., 2000. — № 8.

Занятие 24. Контрольно-обобщающее занятие        

Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ (5 часов)

Занятие 25-26. Функции и содержание политической социализации. Модели (типы) политической социализации

Понятие «политическое сознание». Сущность, структура, типы и формы политического сознания. Индивидуальное и массовое политическое сознание. Уровни политического сознания. Обыденное политическое сознание и политическая идеология.

Политическое сознание и мировоззрение. Взаимосвязь между политическим сознанием и правосознанием. Политическое сознание и общественное мнение. Политические настроения, ориентации и установки. Политические убеждения и политическая воля. Нравственные и психологические аспекты политического сознания. Механизм формирования политического сознания. Роль социальной среды: объективных и субъективных факторов, политического образования и воспитания. Политические стереотипы и традиции, догмы и предрассудки, слухи и сплетни. Политическое сознание и религия. Особенности воздействия различных социальных сил и их партий на политическое сознание масс.

Занятие 27-28. Политическая культура: содержание и типология. Тенденции развития политической культуры в России

Политическая культура, ее место и роль в культуре человеческой цивилизации. Содержание, элементы и структура политической культуры. Исторические типы политической культуры: их общечеловеческие, цивилизационные, формационные, интернациональные и национально-религиозные ценности. Политическая культура и религия. Конструктивное и деконструктивное в политической культуре. Влияние исторического опыта, масштабов и уровня развития страны, смены поколений, национальных отношений на политическую культуру. Политическая социализация как способ выражения сил и способностей человека в политике, приобщения индивида к политической культуре. Процесс политической социализации личности. Личность гражданина, социально-экономическая обусловленность ее политической ориентации. Роль семьи, трудового коллектива, других общественных институтов в политической социализации личности, ее формировании и воспитании.

Литература

1. Глебова И.И. Политическая культура России: образы прошлого и современность. – М., 2006. – С. 170 – 200.

2. Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против хаоса: к проблеме имперского сознания в России. – М., 2008. – С. 261 – 286.

3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М., 2009. – 528 с.

4. Козлов Н.Д. Политические культуры регионов России: уравнение со многими неизвестными // ПОЛИС. – 2008. – № 4. – С. 8 – 26.

5. Лукин А.В. Невежество против несправедливости: политическая культура российских «демократов» (1985 – 1991): учеб. пособие. – М., 2005. – С. 3 – 300.

6. Орлов И.Б. Политическая культура России XX века. – М., 2008. – С. 5 – 47, 81 – 96, 186 – 197.

7. Пивоваров Ю.С. Политическая культура в пореформенной России. – М., 1996.

8. Политическая культура: теория и национальные модели / отв. ред. К.С. Гадниев. – М., 1994.

9. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль и др. – М., 2007. – С. 288 – 310.

10. Фарухшин М.Х. Политическая культура общества // Социально-политические науки. – 1991. – № 4.

11. Щегорцов В.А. Политика: поиски пути к утраченной культуре. – М.: Нау-ка, 1991.

12. Щегорцов В.А. Политическая культура: модели и реальность. – М., 1990.

Занятие 29. Контрольно-обобщающий урок        

Раздел V. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА

Занятие 30-31. Политика и международные отношения. Теория и практика международных отношений 

Понятие «внешняя политика» государства. Международная политическая система и взаимодействие ее элементов: основные тенденции в развитии международных отношений и международной политики. Ее основные черты, противоречия и направления развития. Российская и зарубежная доктрины международных отношений. Национально-государственный интерес на международной арене. Понятие национального интереса и национальной безопасности. Взаимосвязь внутренней и внешней политики. Основные типы, направления, содержание и особенности внешней политики государств и союзов государств. Необходимость учета в международных отношениях глобальных проблем, приоритета общечеловеческих ценностей и их сочетания с социально-классовыми и национальными реалиями. Отказ от признания войны методом продолжения политики и достижения политических целей. Приоритетность политических методов урегулирования международных конфликтов.

Политика по преодолению экологического кризиса на планете, по международному освоению космоса и Мирового океана, решению продовольственной, энергетической, демографической и других актуальных проблем человечества. Политическое прогнозирование и его значение для научного предвидения тенденций развития политических процессов, разработки долговременной и эффективной внутренней и внешней политики.

Литература

1. Акопов С.В., Розанова М.С. Идентичности в эпоху глобальных миграций. – СПб., 2010. – С. 81 – 117.

2. Малахов В.С. Государство в условиях глобализации: учеб. пособие. – М., 2007. – 252 с.

 3. Мировая политика и международные отношения / под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб., 2005. – 443 с.

4. Мировые процессы, политические конфликты и безопасность. – М., 2007. – 247 с.

5. Мутагиров Д.З. Международные политические институты: актуальные проблемы истории и теории: учеб. пособие. – М., 2009. – 283 с.

6. Мухаев Р.Т. Политология: учебник. – 2-е изд. – М., 2000. – С. 338 – 351.

7. Национальное государство в условиях глобализации. – М., 2004. – С. 56 – 81, 142 – 175.

8. Политология: учебник / под ред. М.А. Василика. – М., 2001. – С. 547 – 564.

9. Политология: учебник / под ред. С.В. Решетникова. – 2-е изд. – Минск, 2001. – С. 397 – 428.

10. Политология / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М., 2001. – С. 220 – 240.

11. Самыгин С.И., Самыгин П.С. Политология для технических вузов. – 2-е изд. – Ростов-н / Д, 2002. – С. 100 – 131.

12. Фукуяма Ф. Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI веке. – М., 2007. – 220 с.

Занятие 32. Политические конфликты и психология их разрешения

Конфликты как деструктивный элемент общественной системы. Т. Парсонс о конфликте как локальной форме заболевания социального орга-низма. Американская социология (Л. Козер, Р. Дарендорф) о конфликте как показателе процесса развития общества. Антагонистические и неантагони-стические конфликты.

Статистические и динамическая модели конфликта. Конкурентная си-туация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и каждая сторона стремится занять позицию, несовместимую с желанием другой стороны. Интересы как побудительные мотивы динамической модели. Политический конфликт – действие, проявляющееся в давлении на по-литические структуры с целью изменения политики по любым вопросам, затрагивающим интересы социальных групп, общественно-политических структур. Вертикально-горизонтальные политические конфликты. Внутри- и меж-системные уровни. Формы контроля и управления конфликтами: вытеснение (перемеще-ние), урегулирование, разрешение, подавление. Формы терроризма: международный, государственный и оппозицион-ный. Особенности этнического и религиозного терроризма. Посредничество и арбитраж как способы противодействия терроризму. Жесткие подходы в отношениях с современными террористами.

Литература

1. Глухова А.В. Типология политических конфликтов. – Воронеж, 1997.

2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1995.

3. Козырев Г.И. Политическая конфликтология: учеб. пособие. – М., 2007. – 432 с.

4. Политология. Проблемы теории. – СПб., 2000.

5. Политическая конфликтология: учеб. пособие / под ред. С. Ланцова. – СПб., 2008. – 319 с.

6. Шабров О. Политическое управление: проблема стабильности и развития. – М., 1997.

Занятие 33. Международный политический процесс

Международный политический процесс как совокупность действий и взаимоотношений государств, различного рода межгосударственных объединений, а также общественных международных организаций негосударственного характера по реализации групповых или общих интересов и целей. Специфика международной политики и политического процесса и разнокачественные виды политической активности международных субъектов и их взаимоотношений. Субъекты международной политики. Государства и их роль в международной политической жизни. Межгосударственные объединения: политические, военно-политические, политико-экономические союзы, коалиции, блоки. Негосударственные общественно-политические международные организации. Национальный интерес – важнейший элемент и относительно самостоятельной фактор международного политического процесса. Соотношение государственного и национального интересов. Принципы современного международного права: суверенное равенство, уважение прав; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; сотрудничество между государствами; выполнение обязательств по международному праву. Задачи российской внешней политики, обеспечивающие ее национально-государственные интересы: самоутверждение в качестве главного преемника прав и обязательств СССР, сохранение статуса великой державы, охрана территориальной целостности Российской Федерации, защита экономических, социальных и гуманитарных прав своих граждан, обеспечение национальной безопасности страны.

Литература

1. Василенко И.А. Геополитика современного мира. – М., 2010. – 400 с.

2. Гадишев К.С. Геополитика. – М., 1997.

3. Геополитика / под ред. В.И. Староверова. – М., 2007. – 527 с.

4. Геополитика: хрестоматия / под ред. А.С. Тургаева. – СПб., 2007. – 576 с. 5. Ильин М.В. Существуют ли общие принципы эволюции? // ПОЛИС. – 2009. – № 2. – С. 186 – 189.

6. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. – М., 2008. – С. 3 – 143.

7. Международные отношения как объекты изучения / под ред. П.А. Цыганкова. – М., 1993.

8. Малахов В.С. Государство в условиях глобализации: учеб. пособие. – М., 2007. – 252 с.

9. Мировые процессы, политические конфликты и безопасность. – М., 2007. – 247 с.

10. Мухаев Р.Т. Геополитика: учебник для студентов. – М., 2010. – 839 с.

11. Одинцов Н. Россия вчера, сегодня, завтра. – М., 2009. – 158 с.

12. Политология: учебник / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М., 2007.

13. Политология. Проблемы теории. – СПб., 2000.

14. Политология: учебник / под ред. В.С. Комаровского. – М., 2006.

 15. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль и др. – М., 2007.

16. Розенау Дж. Мировая политика в движении. Теория изменений и преемственности. – М., 1992.

17. Цыганков П.А. Международные отношения. – М., 1996.

2.2. Для выполнения поставленных задач в программе спецкурса усилен блок практикоориентированного характера: изучение источников, моделирование политического процесса, участие в диспутах, защита творческих работ и т. д. В ходе изучения курса осуществляется комбинирование лекционных занятий с практическими работами, подразумевающими индивидуальную и групповую формы деятельности.

 Критериями эффективности освоения программы курса являются следующие показатели:

- уровень владения основными понятиями курса: политика, право, государство, политтехнологи, партии, общественно-политические движения, власть, идеология, политическая культура;

- степень развития навыков социально-политических процессов;

- степень сформированности умения анализировать современную политическую действительность, осуществлять политические действия: анализировать материалы СМИ, предвыборные и программные документы, участвовать в избирательном процессе и т. д.

Работа по данному элективному курсу подразумевает выполнение учащимися проектов по социально-политической проблематике по итогам изучения дисциплины. Промежуточный контроль выражается в проведении зачетных работ теретического и практического характера; семинаров, «круглых столов», в ходе которых анализируется степень сформированности общеучебных и специальных умений и навыков.

Тематическое планирование курса «Политология»

Раздел, тема

Кол-во часов

Раздел I. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

3

1

Предмет, метод и функции современной политологии. Политическая наука в России

1

2

Политика – это «слишком человеческое» или «вообще грязное дело»

1

3

Контрольно-обобщающее занятие        

1

Раздел II. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ и УЧЕНИЙ

5

4

Зарождение политических идей. Политические идеи Античности.

1

5

Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения

1

6

Политические учения нового времени. Развитие политических идей на рубеже XIX-XX вв.

1

7

Особенности и основные направления развития политической мысли в России.  

1

8

Контрольно-обобщающее занятие        

1

Раздел III. ЧТО и КАК ИЗУЧАЕТ СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА

16

9

Причины возникновения политики. Понятие политики. Структура политики. Роль политики в обществе

1

10

Теория и ресурсы власти

1

11

Понятие и функции политической системы. Типы политических систем. Политическая система России.

1

12

Контрольно-обобщающее занятие

1

13

Государство – основное звено политической системы

1

14

Теории элит. Современная политическая элита: источники власти и системы отбора. Политическая элита в России        

1

15

Понятие политического лидерства. Типы лидеров и их функции. Политическое лидерство в России

1

16

Контрольно-обобщающее занятие        

1

17-18

Понятие политического режима. Типы политических режимов. Политический режим в России

2

19

Гражданское общество и правовое государство. Формирование гражданского общества в России

1

20

Конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества

1

21

Политические партии и партийные системы

1

22

Общественно-политические организации и движения

1

23

Избирательные системы. Избирательная система в РФ        

1

24

Контрольно-обобщающее занятие                

1

Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

5

25-26

Функции и содержание политической социализации. Модели (типы) политической социализации

2

27-28

Политическая культура: содержание и типология. Тенденции развития политической культуры в России

2

29

Контрольно-обобщающий урок        

1

Раздел V. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА

5

30-31

Политика и международные отношения. Теория и практика международных отношений

2

32

Политические конфликты и психология их разрешения

1

33

Международный политический процесс

1

34

Контрольно-обобщающее занятие        по курсу «Политология»

1

Всего

34

3. Требования к уровню подготовки выпускников

3.1. Результат изучения предмета

Умения и навыки, которыми должны овладеть выпускники:

По окончании курса выпускники должны знать термин «государственный аппарат», перечислять основные признаки, функции, формы государства, основные черты гражданского общества; определять понятия «государство», «правовое государство», «гражданское общество»; описывать государственный аппарат, местное самоуправление, гражданское общество; сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства; объяснять роль государства в политической системе, связь правового государства и гражданского общества; характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру; выявлять структуру объекта, соотношение и функции его элементов: политической системы, системы права, политической идеологии, системы судебной защиты прав человека; приводить примеры политической культуры; давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры.

3.2. Требования к оснащённости учебного процесса

Учебно-методические компоненты (учебник, хрестоматии, дополнительная литература, рабочая тетрадь, познавательные задания для учащихся), картины, схемы, таблицы, аудиовизуальные средства обучения (кинофильмы, слайды, видеофильмы, аудиозаписи, компьютер, компьютерные программы-тьюторы – CD-ROM).

Политология: Электронный учебник / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М.: КНОРУС, 2009. DVD-ROM. © Коллектив авторов, 2009. © ООО «Проспект», 2009.

Методические материалы по элективному курсу

Задания для самостоятельной работы

Задание I. Какая общая мысль объединяет нижеприведенные высказывания?

«Вы можете не заниматься политикой, все равно политика займется вами» (Ш. Монталабер, французский писатель).

«Политика вас не берет силой, мы все погружены в нее, хотим мы того или нет» (С. Маршак, советский поэт).

Поясните на примерах мысль, заключенную в этих высказываниях. Как политика влияет на вашу жизнь?

Задание 2. Исследование российских социологов, проведенное осенью 1994 г., выявило приверженность населения к тем или иным формам участия в политической жизни. 13% предпочли участие в предвыборных кампаниях и референдумах. По 7% из числа опрошенных обнаружили приверженность к каждой из следующих форм: обращение в суд, самостоятельные действия через свои связи. 4% предпочли участие в забастовках; обращение в средства массовой информации; участие в деятельности организаций, выражающих интересы отдель-ных социальных групп (врачей, рабочих, предпринимателей и т.д.).

2% выразили готовность участвовать в митингах и демонстрациях; в деятельности политических партий. 57% опрошенных ответили: «Считаю, что эффективных способов влияния на власть не существует».

Как вы думаете, если бы этот опрос проводили сегодня, то как бы изменилось отношение к отдельным формам участия в политической? Какую позицию заняли бы вы сами? Свой ответ объясните. Для обос-. нования можно провести мини-исследование.

Задание 3. По мнению известного американского обозревателя и политика У. Липпмана, «ни один истинный политик никогда не рассматривает своих избирателей как разумных существ. Политик, имеющий успех, независимо от того, является ли он добрым или злым, всегда воздействует на динамические элементы: волю, потребности и мнение людей».

Проанализируйте это высказывание с точки зрения взаимоотношений профессионального политика с политиками «по случаю», т.е. избирателями. Можно ли утверждать, что такой политик достигает поставленной цели недостойными средствами? Представьте себя на месте этого политика и обоснуйте закономерность достижения «своего» успеха в выборной кампании.

Задание 4. Исследование, проведенное Центром социологии образования Российской академии образования, направленное на выявление склонности старшеклассников к выражению политического протеста, показало: 31% опрошенных заявили, что ограничились бы обсуждением политических событий в семье или с друзьями; 10,2% протест никак бы не выражали, а носили бы в себе; 13,5% сказали, что вообще никогда не протестуют; 18,1% не знают, как поведут себя в той или иной политической ситуации.

В то же время 4,8% выразили готовность участвовать в митингах; 3,5% - в забастовках; 5,3 — в акциях гражданского неповиновения; 4,0% склонны к экстремистским действиям, 8,6% из числа школьников заявили, что обратились бы в суд; 5,0% - в средства массовой информации; 2,2% предпочитают обращаться непосредственно к властям.

А как бы вы повели себя, если бы возникла бы необходимость выразить протест? К каким формам протеста вы бы прибегли? Объясните свой выбор.

Задание 5. Студенты, обучающиеся в вузах крупного города, собрались на митинг против снижения стипендиального фонда и сокращения приема на отделения с бесплатным обучением. Они направились к зданию, где размещались власти города, чтобы заявить о своих требованиях. Перед зданием стояла цепь омоновцев. В них были брошены бутылки, в результате чего один из милиционеров получил тяжелую черепно-мозговую травму. Митингующих разогнали милицейскими дубинками. В дальнейшем выяснилось, что инцидент спровоцировали примкнувшие к студентам экстремистские группы.

При обсуждении случившегося в руководстве студенческой организации были высказаны разные точки зрения. Не надо было проводить митинг, т. к. под его прикрытием всегда возможны беспорядки. Лучше было выставить пикет с плакатами протеста; можно было обойтись и без пикета, а отправить телеграммы протеста в органы власти; митинг проводить было нужно, но при этом организовать дружину, чтобы поддерживать порядок и не допускать посторонних людей.

Представьте себе, что вы участвуете в этом обсуждении. Ваша точка зрения? Ваши аргументы?

Задание 6. Проведенный учеными в 1994 г. опрос выявил пять групп населения России, по-разному относящихся к политической деятельности:

1-я группа (18,5%) - интерес к политике постоянен, пользуются различными источниками информации, чтобы быть в курсе происходящих событий;

2-я группа (4,8%) - давно выбрали политические силы и лидеров, которым доверяют и следят в основном за их деятельностью;

3-я группа (44,5%) — политикой интересуются от случая к случаю, в основном заняты собственными делами;

4-я группа (15,8%) - политикой не интересуются, участия в политической жизни не принимают и не собираются принимать; 5-я группа (4,6%) - затрудняются определить свою позицию. К какому из названных типов политиков вы бы отнесли каждую из перечисленных групп? К какой группе вы бы отнесли ваших знакомых сегодня?

Задание 7. Знаменитый политический деятель Древнего Рима Цицерон говорил: «Каким, прежде всего, бескорыстием должны отличаться императоры, какой воздержанностью во всех отношениях, какой честностью, какой доступностью, каким умом, какой человечностью!»

Можно ли распространить эти пожелания на современных политических деятелей? Какие из названных качеств вы посчитали бы сегодня наиболее актуальными? Почему?

Задание 8. Из числа перечисленных ниже характеристик укажите те, которые наиболее важны для профессионального политика:

терпимость, честолюбие, открытость, прямота, сдержанность; эмоциональность, гибкость, надежность, принципиальность, хитрость, остроумие, честность, властность, сила, расчетливость, высокий интеллект, мудрость, мужественность, компетентность, внешняя привлекательность, эрудиция, образованность, профессионализм.

Раскройте значение для политической деятельности каждой из выбранных вами характеристик.

Задание 9. Во всех современных государствах с развитой демократией власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сегодня многие выделяют и четвертую власть - средства массовой информации (печать, радио, телевидение, глобальные и локальные информационные сети), оказывающие влияние на формирование общественного мнения.

Считаете ли вы СМИ властью? Какие преимущества получает политик в предвыборной борьбе, имея доступ к средствам массовой информации? Как сказывается на политической жизни страны контроль над средствами массовой информации правительственных или про-мышленно-финансовых структур? Что вам известно об использовании новейших информационных технологий, оказывающих огромное влияние на поведение людей?

Задание 10. Ниже приведены шутливые советы политикам из книги В.И. Курбатова «Магия власти».

«Помните: для того, чтобы народ реальнее ощутил результаты вашей деятельности, он должен как можно сильнее предаться иллюзиям.

Помните: чем слабее ваши доводы в споре с вашим политическим оппонентом, тем упрямее вы должны быть.

Помните, что многообещающий политик - это тот, кто много обещает, но ничего не выполняет.

Помните, что когда его уличат в этом, он обещает больше не обе-шать.

Помните, что в политическом споре и молчании бывает героизм». Какой из советов вам представляется наиболее интересным? Почему?

Задание II. Согласны ли вы с таким утверждением французского писателя Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположен предвидению»? Аргументируйте свой ответ. Подумайте, чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью?

Задание 12. Древнегреческий философ Платон считал, что политика - это «искусство жить вместе». Согласны ли вы с таким определением? Обоснуйте ответ.

Задание 14. В одной из молодежных аудиторий проводилась дискуссия на тему: «Нужны ли политологические знания рядовому россиянину?». Один из участников дискуссии утверждал, что некоторую аполитичность может себе позволить часть граждан в тех странах, где прочно укоренились демократические традиции и созданы бесперебойно действующие демократические механизмы. Иное дело у нас...

Продолжите мысль участника дискуссии. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ. Если бы вам пришлось выступать в данной аудитории, как вы ответили бы на поставленный вопрос? Составьте план своего выступления.

Задание 15. Во второй половине 1970-х годов для урегулирования арабо-израильского конфликта были предприняты следующие действия: третья сторона в лице президента США тех лет Д. Картера разработала вариант договора между арабами и израильтянами. Вначале с ними дали ознакомиться президенту Египта А. Садату, предупредив, что это не окончательный текст, а лишь набросок, требующий значительной доработки, и что арабы могут вносить в него любые исправления, замечания и дополнения. Египетская сторона согласилась. Она раскритиковала предложенный вариант договора и передала свои пометки американцам. То же самое проделали израильтяне. Эта процедура повторялась 36 раз. В конце концов получился вариант, который стал приемлемым для всех.

О каком методе разрешения политических конфликтов идет речь? Аргументируйте свой ответ. Оцените метод с позиций демократии и гуманизма.

Задание 16. Вообразите, что вы - один из организаторов движения старшеклассников «За демократизацию школы». Разработайте проект программы, который бы вы представили на обсуждение своим товарищам.

Задание 17. Ряд ученых и публицистов считают, что в нашей стране не изжит еще тоталитарный тип политической культуры многих людей. Выражается это, в частности, в подмене объективного знания «житейскими» представлениями о политической действительности (свободе, праве, демократии, гражданине и пр.), в ориентациях на конфронтацию, поиск врага, борьбу как универсальный метод решения спорных политических проблем.

Согласны ли вы с этим утверждением? Поделитесь своими соображениями и впечатлениями. Опираясь на изученный материал, охарактеризуйте демократический тип политической культуры и ее значимость для личности и общества.

Задание 18. Познакомьтесь с предвыборной программой одной из политических партий РФ и оцените ее с позиций требований, предъявляемых к такого рода документам.

Задание 19. Вы - участник митинга. Какие из названных ниже действий вы сочли бы конструктивными и почему:

встал ближе к трибуне;

пришел бы строго в установленное время;

постарался бы сдерживать свои отрицательные эмоции;

отошел бы подальше от трибуны;

пришел бы намного раньше установленного времени;

постарался бы расшевелить толпу своими эмоциональными громкими возгласами.

Задание 20. Оцените деятельность политического лидера одной из российских политических партий, ориентируясь на требования к конструктивному исполнению этой роли.

Задание 21. Используя материалы средств массовой информации, выясните, какие политические фракции работают сегодня в российском парламенте и каковы их политические ориентации?

Задание 22. Существует афоризм: «Если современный человек не занимается политикой, то политика все равно занимается человеком». Как вы понимаете это афоризм? Приведите примеры, подтверждающие его смысл.

Задание 23. Укажите, какие из нижеприведенных положений являются признаками понятия «плюрализм»:

1)  самостоятельность и равноправие разнообразных элементов общества;

2) создание условий для конкуренции и существование оппозиции;

3)  много партийная система;

4) демократический политический режим;

5) цивилизованные способы разрешения социальных конфликтов. Свой выбор поясните.

Ответы: 1,2,5.

Задание 24. Бывшая премьер-министр Великобритании М. Тэтчер родилась в 1925 г. в маленьком городке Грзнтем в Северной Англии. Прекрасно окончив школу, Маргарет поступила в Оксфордский университет - один из лучших в стране, где изучала химию. Однако главной ее страстью стала политика. В своих политических ориентациях она следовала за отцом и стала членом консервативной партии. В 1959 г. Маргарет была избрана в парламент. К тому времени она вышла замуж за бизнесмена Д. Тэтчера и стала матерью. За четыре года ей удалось сплотить партию, обновить ее программу. Консерваторы стали оплотом растущего недовольства засильем государства во всех сферах общественной жизни и одержали победу на выборах 1979 г. В результате Тэтчер стала премьер-министром страны. В 1990 г. она ушла в отставку с поста лидера партии.

Как менялся политический статус и политические роди М. Тэтчер? Какие личные качества Тэтчер способствовали, на ваш взгляд, ее становлению как политического лидера? Аргументируйте свой ответ.

Задание 25. Подберите литературу, в том числе мемуарную, о жизни и деятельности какого-либо из российских парламентариев. Сделайте на основе его биографических данных небольшое сообщение. Определите, какие политические роли он выполнял, прежде чем стал депутатом Государственной Думы.

Задание 26. К механизмам участия граждан в политической жизни надо относить такие политические институты и учреждения, которые обеспечивают представление и защиту их интересов в высших законодательных, судебных и исполнительных органах страны. В качестве примера можно назвать избирательное право и голосование, выдвижение кандидатов и баллотирование, организацию политических партий и ассоциаций, институт представительства, институт гражданства, деятельность СМИ и т.д.

Расскажите, какими из перечисленных механизмов в последние пять лет пользовались вы, ваши родственники и знакомые. Что бы вам хотелось в них изменить? Насколько удовлетворены вы и ваши знакомые своим участием в политической жизни страны?

Задание 27. Объясните, почему основным фактором, повлиявшим на выбор партии, согласно опросам, являются выступления лидеров партии по телевидению и предвыборные ролики, и только на третьем месте оказываются советы близких и родных?

Задание 28. В демократическом государстве рядовые граждане оказывают влияние на правительство двумя путями: голосованием на выборах и созданием организованных общественных групп.

Как вы думаете, какой путь в России является более эффективным?

Задание 29. Подумайте и распределите на «группы давления» и «группы интересов» следующие организации и движения:

а) профсоюзы

б) союз предпринимателей,

в) феминистское движение,

г) экологическое движение,

д) красный крест,

е) совет ветеранов,

ж) союз офицеров,

з)объединение казаков,

и) движение солдатских матерей.

Задание 30. Некоторые политологи высказывают мысль о том, что в современную эпоху, по мере утверждения во всем мире западной демократической модели жизнеустройства, войны становятся достоянием истории.

А что по этому поводу думаете вы?

Задание 31. Как вы понимаете эти выражения?

Элита - это небольшая группа людей, которые отличаются не тем. что обладают лучшими нравственными или творческими качествами, а тем, что обладают наибольшей властью в обществе.

Элита общества - узкий круг избранных людей, располагающих большой властью и не меньшими деньгами, обитает на вершине социальной пирамиды.

К элите обычно относят представителей деловых и финансовых кругов, специалистов в области внешней политики и обороны.

Задание 32. Как существо политическое, человек проявляет разную степень активности. Политологи считают, что лишь 10 — 20 % людей действительно политически активны, а 80 - 90% - политически равнодушны.

Согласны ли вы с этим утверждением? Пассивность и активность в данном случае - черта личности или следствие условий, сложившихся в обществе? А сами вы считаете себя политически активными или пассивными?

Задание 33. Субъектами политики называют всех, кто так или иначе участвует в политической жизни. Являются ли субъектами политики граждане, партии, организации, класс, государство, этнос?

Задание 34. Может ли политика быть нравственной? «Политика -дело грязное». Так думают и обыватели, и специалисты в области политики. Например, Н.А. Бердяев писал, что у него сформировалось стойкое отвращение к политике, поскольку она всегда основана на лжи. Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.

Задание 35. Приведите примеры из истории и современности, иллюстрирующие проявления политического экстремизма. Каково ваше отношение к этому явлению? свор": ответ аргументируйте.

Задание 36. Политологи считают, что 10% успеха лидера зависит от того, что он говорит, и 60% - от того, какое впечатление он производит.

Присмотритесь к нашим политикам. Можете ли вы среди них найти иллюстрацию данного положения? А может быть, не верна исходная формула? Тогда замените ее и составьте правильную, снабдив ее конкретными примерами.

Задание 37. Сравните традиционное, легальное, харизматическое лидерство. Что общего и что различного у этих типов лидерства?

Задание 38. Какой из политических лидеров прошлого или современности вам интересен больше других? Попытайтесь, опираясь на комплекс факторов, перечисленных М. Херманн, его охарактеризовать.

 Задание 39. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

Задание 40. Вообразите, что вы - организатор митинга. Какие действия вы бы предприняли?

А. Оповестил бы о митинге своих политических сторонников.

Б. Оповестил бы политических сторонников и политических оппонентов.

В. Предоставлял бы слово всем желающим.

Г. Предоставлял бы слово только своим сторонникам.

Д. Попытался бы обличить своих политических оппонентов, призвал бы к беспощадной борьбе с ними.

Свой выбор обоснуйте.

Контрольные вопросы по элективному курсу

1. В чем заключается роль политики в общественной жизни?

2.  Как соотносятся политика и власть?

3. Каковы особенности развития политических партий в современной России?

4.  Можно ли утверждать, что в современной России сформировалась многопартийная система?

5. Какие тенденции в развитии современной российской многопартийности вы могли бы выделить?

6. Чем можно объяснить усиление политической активности предпринимательских организаций и профсоюзов в РФ?

7. Какие качества человека могут позволить ему стать политическим лидером?

8. Какие качества необходимы для политического лидера в современной России?

9. Существуют ли различия между лидером и политиком?

10. Определите роль и значение средств массовой информации в политической жизни.

11. Какие виды участия в политической жизни вы знаете?

12. Чем опасен абсентеизм?

13. Насколько важен голос одного человека на выборах?

14. Существуют ли в реальной жизни действительно свободные выборы и каким характеристикам они должны соответствовать?

15. В чем состоит опасность популизма?

16. Какие факторы влияют на решение человека при голосовании за определенного кандидата?

17. Какие формы гражданских инициатив вы знаете? Приведите примеры из жизни вашего города, района, улицы.

18. Противоречат ли друг другу  понятия  «гражданин  страны»  и «гражданин мира»?

!9. Что вы понимаете под политической речью? Приведите примеры из реальной политической жизни.

20. Чему посвящаются политические выступления? Приведите примеры из реальной политической жизни.

21. Каковы отличительные черты политических выступлений? Приведите примеры из реальной политической жизни.

22. Какую роль умение или неумение выступать играет в судьбе политических лидеров? Приведите примеры из реальной политической жизни.

23. Каким образом обычный гражданин может повлиять на принимаемые властями решения?

24. Какие из предложенных способов являются законными, а какие - нет?

25. Какие действия, на ваш взгляд, окажутся наиболее эффективными?

26. Что такое политическая пропаганда?

27.  Каковы наиболее распространенные примеры политической пропаганды? В чем ее значение?

28. Где мы сталкиваемся с политической пропагандой?

29. Зачем нужна политическая пропаганда?

30. Как воздействует политическая пропаганда на людей?

31. Охарактеризуйте основные функции политического лидерства.

32. Что такое избирательная кампания? Какие события являются ее началом, какие - окончанием?

33. Охарактеризуйте основные этапы избирательной кампании.

34. Что такое политическое поведение?

35. По каким признакам различают формы политического поведения?

36. Чем  определяются  возможности  регулирования  политического поведения?

37.  Каковы основные мотивы политического поведения?

38. Охарактеризуйте причины политических конфликтов.

39. Каковы пути предотвращения и разрешения конфликтов?

40. Назовите пассивные формы политического поведения.

41. Каковы мотивы активного политического поведения? 42.Чем опасно экстремистское поведение?

43. Каковы возможности политического поведения?


Примерные темы рефератов

1. Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.

2. Политика - наука, искусство и профессия.

3. Свободные выборы - утопия или реальность?

4. Четвертая власть и ее роль в политической жизни.

5. Политические партии и лидеры современной России.

6. Лидер - кто он?

7. Политические идеи русских мыслителей.

8. Молодежь и ее роль в современной политике,

9. Типы политической культуры.

10. Место политических партий в политической системе.

11. Политическая символика,

12. Участие в политической жизни.

13. Партийная борьба за власть в российском обществе.

14. Основные формы участия граждан в политической жизни страны.

15. Политический лидер: идеал и реальность.

16. Элиты в политике.

17. Народ и политика.

18. Типы политических лидеров.


Основные термины и понятия

Авторитет - влияние, значение, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств.

Власть - возможность управлять и распоряжаться действиями других людей, подчинять их своей воле; элемент общественной организации, необходимый для ее нормального функционирования.

Глобализация — феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными интернациональными корпорациями.

Демагог (греч. «вождь народа») - политический деятель демократической направленности в Древней Греции, в Афинах в 5 в. до н. э. Позднее термин приобрел отрицательный оттенок, обозначая политиков, которые создавали себе популярность и авторитет обманом и лестью, лицемерно подлаживаясь под вкусы толпы (демагогия).

Демократия - форма государственно-политического устройства общества, основанная на народовластии. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства и представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократии. Современные демократические институты - продукт длительного исторического развития. Демократия и государство возникли одновременно. Термин «демократия» относится также к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия и др.).

Избирательная кампания - система действий, связанная с выборной деятельностью.

Компромисс (лат. «соглашение, достигнутое путем взаимных уступок») - разумный способ разрешения конфликта, основанный на соглашении участвующих сторон.

Мир политического - особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, с теми институтами, принципами, нормами и т.д., которые призваны гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, обеспечить реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Оппозиция - противодействие, сопротивление; партия или группа, выступающая против большинства (например, парламентская оппозиция, внутрипартийная оппозиция).

Плюрализм - принцип демократической политической системы общества, при которой социальные группы используют институциональные возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации); право голоса, право на собственное мнение; множество равноправных точек зрения.

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, социальными группами; стремление достичь, удержать и использовать государственную власть; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. Политика автономна, оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика относится к сфере отношений между государствами. Иначе говоря, политика - это особый вид деятельности, в которой представлены интересы больших социальных групп и которая направлена на завоевание н использование государственной власти для их защиты.

Политическая глобализация - создание глобального общества, организация и функционирование глобального политического демократического режима.

Политическая коммуникация - передача политической информации от человека к человеку, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи знаковых систем).

Политическая культура - специфическая сфера деятельности или жизни людей, связанная с политикой. Представляет собой единство знаний и представлений человечества о политике, политических ценностных ориентации, способов практических политических действий.

Политическая партия - группа людей, объединенная общностью идей, интересов и целей.

Политическая пропаганда (лат. «распространение») - деятельность по распространению идеи, направленная на формирование в обществе определенных настроений и закреплений в сознании граждан тех или иных ценностей и представлений, с целью максимального расширения круга сторонников определенных политических взглядов,

Политическая речь - выступление, цель которого - убедить слушателей поддержать или отвергнуть какую-то политическую позицию.

Политическая символика - это образ, воплощающий в себе какую-либо идею, господствующую в обществе и ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений.

Политическая система общества - система социальных институтов общества, осуществляющих определенные политические функции. Включает государство, партии, профсоюзы, церковь, а также организации и движения, преследующие политические цели.

Политическая элита - высший слой социальной структуры общества, осуществляющий функции управления, развития науки и культуры.

Политический деятель ~ человек, заботящийся о том, чтобы любым способом понравиться, создать себе выгодный политический имидж.

Политический имидж - политический облик, образ.

Политический конфликт - это столкновение, противоборство субъектов политики.

Политический лидер - это человек, который наиболее полно отражает и защищает интересы народа или определенной социальной группы, обладает совокупностью качеств, необходимых политическому деятелю.

Политический статус - социальная роль, в которой человек занимает определенное место в социальной, политической структуре обшесгва и выполняет в соответствии с ним определенные функции. Политические роли многообразны: роль избирателя, депутата, митингующего и др.

Политическое лидерство - влияние на большие группы людей, связанное с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью.

Политическое поведение это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами.

Политология (лат. «народ») - наука о политике, изучающая вопросы, связанные с миром политического; учебная дисциплина, призванная исследовать формирование и распределение власти, ее важнейшие институты и т.д.

Популизм - общественные течения и движения с конца XIX в., обращенные к широким массам я отражающие противоречивость массового сознания («левый» популизм, «правый» популизм и т.д.). Основная идея популизма: прямое участие народа в управлении («прямая демократия»), авторитетный лидер, недоверие к представительным государственным институтам, критика бюрократии, коррупции. Популизму свойственны вера в возможность простейшего решения социальных проблем (воплощение социальной и национальной справедливости, эгалитаризма), антиинтеллектуализм, почвенничество и др. Возможны различные тенденции: демократические, консервативные, реакционные и др. В политологии существует широкий спектр оценок популизма - от апологетики в качестве модели «непосредственной» Демократии до резкой критики и отождествления с демагогией. Иначе говоря - политическая деятельность, направленная на завоевание популярности в массах, основанная на приемах демагогии, спекуляции

на лозунгах демократии, социальной справедливости, на критике продажной бюрократии и т.п.

Референдум (лат. «представление к обсуждению») - всенародное голосование в связи с принятием новой конституции или других важнейших законов, решений.

Субъект политика - индивиды, социальные группы, политические элиты, политические лидеры.

Экстремизм (лат. «крайний») - приверженность в политике к крайним взглядам и мерам, правовой нигилизм, поведение, нарушающее правовые и моральные нормы.

Электорат -лат. «избиратель, выборщик».

Эскалация (англ, «восхождение с помощью лестницы») - постепенное усиление, ужесточение политики, конфликта, политической борьбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Знакомство с программой Visio. Программа элективного курса по информатике.

Элективный курс "Visio" по  информатике ориентирован на преподавание в 10-11 классах средней общеобразовательной школы....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...