Практикум по теме "Общество"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

 

Данный урок является практикумом по теме.

Цели урока

·         Закрепление знаний по теме «Общество», углубление понятия «исторические типы общества», «модернизация»

·         Развитие умения осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации по теме из оригинального неадаптированного (политического) текста

·         Развитие умения сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями

  • Развитие умения формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

·         Развитие умения использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 эффективного выполнения типичной социальной роли избирателя;

ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах (выборы депутатов Государственной Думы); выработки собственной гражданской  позиции,

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических  ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum__obshchestvo.docx27.11 КБ
Файл obshchestvo.pptx521.29 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по теме «Общество»

Вводная часть урока.

У нас сегодня практикум по теме «Общество».

Мы изучили с вами теоретический материал по данной теме. В ходе подготовки к контрольной работе тренировались в выполнении тестовых заданий. Что вы ждете от данного урока? Как вы думаете, какие задачи мы будем решать?

  1. Углубление изучения темы «исторические типы обществ»
  2. Углубление изучения ряда понятий по теме «Общество»
  3. Решение более сложных заданий ЕГЭ
  4. Выяснить, какой выход эта тема имеет на социальную практику 

Для начала давайте повторим основные теоретические положения по данной теме.

1.Вопросы

Что такое общество в широком и в узком смысле слова?

Как соотносятся общество и природа?

Как вы понимаете «общество – это сложная система»

Назовите подсистемы общества.

Какой смыл обществоведы вкладывают в понятие динамическая система

Назовите виды социальной динамики. (прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа)

Какие исторические типы общества вам известны?

Приведите характерные черты каждого типа общества. (работа по группам)

2. Задания В4

На этом давайте остановимся. При кажущейся простоте этой темы учащиеся довольно часто допускают ошибки.  (работа по группам)

Укажите черты традиционного общества.

  1. доминируют коллективистские ценности
  2. темпы развития техники и технологии невысоки
  3. увеличивается доля промышленности в национальном до ходе
  4. сохраняется строгая иерархическая организация
  5. преобладает частная собственность на средства производ ства

 Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу.

  1. приоритет коллективистских ценностей
  2. рост численности рабочего класса
  3. высокая социальная мобильность
  4. использование информационных технологий
  5. глобализация экономики и финансов

Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу

  1. развитие сферы услуг
  2. рост численности рабочего класса
  3. отсутствие социальной стратификации
  4. использование информационных технологий
  5. новые интеллектуальные технологии

3.Тест.

Тестовые задания относятся к базовому уровню проверки знаний. Но иногда они заставляют поломать голову.

1. Какой признак характеризует индустриальное общество?

  1) низкая социальная мобильность

  2) глобализация экономики

  3) сословный тип стратификации

  4) зарождение массовой культуры

 2. Характерной чертой постиндустриального общества является:

  1) расширение промышленного производства

  2) замедление темпов развития

  3) создание массовой культуры

  4) использование компьютерных технологий

 3. И традиционное и индустриальное общества характеризуются:

  1) низкой социальной мобильностью

  2) преимущественным развитием промышленности

  3) сословным типом социальной стратификации

  4) связью всех сфер жизни общества 

 4. Традиционное общество в отличие от индустриального:

  1) имеет классовую стратификацию

  2) является открытым

  3) базируется на религиозном мировоззрении 

  4) поддерживает науку как социальный институт

 5. Что является отличительной чертой индустриального общества?

  1) приоритет ценностей коллективизма

  2) превращение науки в общественный институт 

  3) низкая социальная мобильность

  4) широкое использование компьютерных технологий

7. Сколько благ человек потребляет столько и должно быть произведено. Такая установка характерна для общества:

  1) индустриального

  2) массового

  3) традиционного 

  4) информационного

8. Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать. Для этого он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для:

  1) традиционного общества

  2) индустриальной цивилизации 

  3) аграрной цивилизации

  4) феодального общества

9. Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества:

  1) индустриального

  2) массового

  3) традиционного

  4) информационного

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

  1) формированием рыночной экономики

  2) ограничением социальной мобильности

  3) развитием средств массовой коммуникации 

  4) организацией фабричного производства

6. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:

  1) модернизации

  2) глобализации

  3) демократизации

  4) информатизации

11. Верны ли следующие суждения?

  А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.

  Б. Разновидность социальных революций - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.

  1) верно только А

  2) верно только Б

  3) верны оба суждения

  4) оба суждения неверны

 12. Верны ли следующие суждения об общественных изменениях?

 А. Революции выступают в качестве наиболее болезненных для людей форм общественных изменений.

 Б. Реформа представляет собой изменение в общественной жизни, как правило, инициируемое и осуществляемое властью.

 1) верно только А

 2) верно только Б

 3) верны оба суждения

 4) оба суждения неверны

Обратите внимание на последний слайд. Смысл каких понятий здесь раскрывается?

Реформа, революция

Как связаны эти понятия с темой «исторические типы общества»?

(переход от одного типа общества к другому происходит или при помощи реформ, или в ходе революции)

5.Работа с понятием «Модернизация»

Назовите более широкое понятие, характеризующее

переход от одного типа общества к другому?

Дайте полное определение понятию.

Составьте одно предложение, раскрывающие его смысл.

(работа по группам)

В7. Найдите в приведенном списке черты, присущие процессу модер низации.

  1. осуществление промышленного переворота
  2. господство государства над обществом и общества над лично стью
  3. невысокий уровень социальной мобильности
  4. формирование рыночного хозяйства
  5. формирование гражданского общества

Можно ли говорить о модернизации при переходе от индустриального общества к постиндустриальному? Почему?

6.Работа с агитационным материалом

Современная Россия отстает от передовых государств по многим показателям, поэтому модернизация очень актуальна.

4 декабря состоятся выборы в Государственную Думу. За победу борются 4 основные партии. Какие?

Победившим на выборах предстоит продолжить модернизацию, начатую В.В.Путиным и Д.А.Медведевым.

Перед вами агитационные материалы трех партий. Просмотрите их. Встречается ли в них слово модернизация или близкое по существу понятие?

Прочитайте материал более внимательно. Определите

  1. в каких сферах жизни предлагается модернизация
  2. в чем суть предполагаемых изменений

Какие выводы можно сделать из проведенного анализа?

Какая партия предлагает меры, наиболее полно соответствующие понятию «модернизация»?

Понятие «модернизация» тесно соприкасается с понятием «прогресс».

Раскройте смысл данного понятия.

Домашнее задание

«Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг.  Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям»

И.Этвеш

ЭТВЕШ Иосиф (1813-1871) - мадьярский писатель и венгерский государственный деятель.

Как вы понимаете смысл данного высказывания?

Дома вам нужно будет поразмышлять на эту тему и написать эссе.

Вспомните структуру эссе по обществознанию.

Какие знания,  навыки,  полученные на уроке,  помогут вам в этом?

Какие практические навыки вы освоили сегодня на уроке?

Оценивание работы на уроке.

 Оцениваем работу в группах. Объективно. На листочках выставляют руководители групп.

  1. Сдают листочки, учитель сверяет со своим мнением и выставляет оценку в журнал
  2. (если останется время) Руководители групп называют оценки, комментируют, учитель высказывает свое мнение – выставляет оценки за работу.

Модернизация (франц. modernisation, от moderne — новейший, современный), изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами

Более узкое значение-

Переход от традиционного общества к индустриальному

ЕР, КПРФ, ЛДПР,СР

Выписывают на листе бумаги – вывешивают на доску и объясняют.

Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс.

1.Цитата

2.Проблема, поднятая автором,ееактуальность

3.Смысл высказывания

4.Собственная точка зрения

5.Аргументация на теоретическом уровне

6.Примеры

7.Вывод

Использование понятий: прогресс, модернизация, сферы общественной жизни, индустриальное, постиндустриальное общество.

Учились анализировать программу политических партий.

В будущем будем избирателями, нужно будет осознанно делать выбор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Общество» Практикум по теме

Слайд 2

Задачи урока Решение более сложных заданий Углубление темы «исторические типы обществ » Углубление ряда понятий по теме Выяснить, какой выход эта тема имеет на социальную практику

Слайд 3

Укажите черты традиционного общества доминируют коллективистские ценности темпы развития техники и технологии невысоки увеличивается доля промышленности в национальном доходе сохраняется строгая иерархическая организация преобладает частная собственность на средства производства

Слайд 4

Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу доминируют коллективистские ценности темпы развития техники и технологии невысоки увеличивается доля промышленности в национальном до­ходе сохраняется строгая иерархическая организация преобладает частная собственность на средства производ­ства

Слайд 5

Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу развитие сферы услуг рост численности рабочего класса отсутствие социальной стратификации использование информационных технологий новые интеллектуальные технологии

Слайд 6

Какой признак характеризует индустриальное общество? 1 ) низкая социальная мобильность 2) глобализация экономики 3) сословный тип стратификации 4) зарождение массовой культуры

Слайд 7

Характерной чертой постиндустриального общества является 1 ) расширение промышленного производства 2) замедление темпов развития 3) создание массовой культуры 4) использование компьютерных технологий

Слайд 8

И традиционное и индустриальное общества характеризуются 1 ) низкой социальной мобильностью 2) преимущественным развитием промышленности 3) сословным типом социальной стратификации 4) связью всех сфер жизни общества

Слайд 9

Традиционное общество в отличие от индустриального: 1 ) имеет классовую стратификацию 2) является открытым 3) базируется на религиозном мировоззрении 4) поддерживает науку как социальный институт

Слайд 10

Что является отличительной чертой индустриального общества ? 1) приоритет ценностей коллективизма 2) превращение науки в общественный институт 3) низкая социальная мобильность 4) широкое использование компьютерных технологий

Слайд 11

Сколько благ человек потребляет столько и должно быть произведено. Такая установка характерна для общества 1) индустриального 2) массового 3) традиционного 4) информационного

Слайд 12

Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать. Для этого он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для 1 ) традиционного общества 2) индустриальной цивилизации 3) аграрной цивилизации 4) феодального общества

Слайд 13

Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества 1) индустриального 2) массового 3) традиционного 4) информационного

Слайд 14

Переход к постиндустриальному обществу характеризуется 1) формированием рыночной экономики 2) ограничением социальной мобильности 3) развитием средств массовой коммуникации 4) организацией фабричного производства

Слайд 15

Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции 1) модернизации 2) глобализации 3) демократизации 4) информатизации

Слайд 16

Верны ли следующие суждения? А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции. Б. Разновидность социальных революций - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой. 1 ) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 17

Верны ли следующие суждения об общественных изменениях? А. Революции выступают в качестве наиболее болезненных для людей форм общественных изменений. Б. Реформа представляет собой изменение в общественной жизни, как правило, инициируемое и осуществляемое властью. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 18

Модернизация (франц. modernisation , от moderne — новейший, современный ) изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами

Слайд 19

Найдите в приведенном списке черты, присущие процессу модернизации . осуществление промышленного переворота господство государства над обществом и общества над лично­стью невысокий уровень социальной мобильности формирование рыночного хозяйства формирование гражданского общества

Слайд 21

« Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям » И.Этвеш ЭТВЕШ Иосиф (1813-1871) - мадьярский писатель и венгерский государственный деятель .

Слайд 22

Структура эссе по обществознанию 1.Цитата 2.Проблема, поднятая автором, ее актуальность 3.Смысл высказывания 4.Собственная точка зрения 5.Аргументация на теоретическом уровне 6.Примеры из социальной практики, из истории, подтверждающие верность высказанных суждений 7.Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

Практикум по развитию речи

Практикум по развитию речи для старшеклассников...

Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).

В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные р...

Обществознание. Практикум для организации самостоятельной работы.

 Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса при изучении курса “Обществознание”. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь фо...

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...

Подборка тестов и практикум по экономике (учебник под редацией А.Г.Грязновой)

Тесты и практикум  по экономике для учащихся социально-экономического класса ( учебник  под  редакцией А.Г.Грязновой и Н.Н. Думной). Имеются ключи....

Практикум по русскому языку "Причастие"

Данный практикум можно использовать на уроках русского языка в 7 классе (для обобщения) и в 8-9 классах (для повторения)...