Рабочая программа к элективному курсу "Массовая культура"
рабочая программа (обществознание , 10 класс) на тему

 

 

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 – 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005).

Массовая культура – важнейший феномен современного общества. Ее продукты вошли в повседневную жизнь человека, начиная от серийного изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами, бестселлерами и блокбастерами. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают современные средства продвижения массовой культуры выступают современные средства массовой информации, роль которых в обществе возросла в последние десятилетия.

Основная цель курса – помочь старшеклассникам.

  -    Осознать массовую культуру как социальное явление, противоречивость, неоднозначность воздействия на сознание и поведение личности.

 -   Осмыслить связь с другими видами культуры, ее роль и место в культурной жизни.

-      Овладеть умением видеть за внешним многообразием направлений, форм и жанров массовой культуры жесткие стандарты.

    В приобщении к культурному богатству человечества во всей его полноте и многогранности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon massovaya_kultura.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«Массовая культура»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 – 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005).

Массовая культура – важнейший феномен современного общества. Ее продукты вошли в повседневную жизнь человека, начиная от серийного изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами, бестселлерами и блокбастерами. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают современные средства продвижения массовой культуры выступают современные средства массовой информации, роль которых в обществе возросла в последние десятилетия.

Основная цель курса – помочь старшеклассникам.

  1. Осознать массовую культуру как социальное явление, противоречивость, неоднозначность воздействия на сознание и поведение личности.
  2. Осмыслить связь с другими видами культуры, ее роль и место в культурной жизни.
  3. Овладеть умением видеть за внешним многообразием направлений, форм и жанров массовой культуры жесткие стандарты.
  4. В приобщении к культурному богатству человечества во всей его полноте и многогранности.

Задачи курса:

-  обобщать, систематизировать и углубить знания учащихся, полученные в результате изучения тем, разделов инвариантного курса, путем концентрации программного материала вокруг проблем, связанных с массовой культурой;

- ознакомить учащихся с широкой палитрой противоречивых, взаимоисключающих мнений, оценок, суждений, что требует от них проделать внутреннюю работу, сделать нравственный выбор, уяснить себе свои идеалы;

- подготовка учащихся к получению в дальнейшем профессионального образования по социально-гуманитарным специальностям.

Программа курса «Массовая культура» состоит из двух разделов. Первый раздел «Массовая культура как общественное явление» посвящен характеристике общих явлении и процессов в сфере культуры: функции в обществе, влияние государства на культурное развитие, негосударственная поддержка, различные подходы к типологии культуры. Массовая культура показывается как продукт развития общества. Характеризуемся противоречивая связь массовой культуры с народной и элитарной. Рассматриваются исторические лапы становления массовой культуры, особенности ее развития в России. Особое внимание уделяется роли средств массовой информации в современном мире.

Во втором разделе «Основные направления и формы массовой культуры» рассматриваются конкретные проявления и продукты массовой культуры: массовая литератора, популярная музыка, реклама, мода, дизайн. Завершается курс темой, затрагивающей проблем потребительского поведения и потребительских стандартов в современном обществе.

Характер курса предполагает широкое использование межпредметных связей. Опору на личный опыт учащихся как активных потребителей массовой культуры.

Курс соответствует целям изучения:

  1. развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин: критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
  3.  освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективною взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
  4.  овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
  5.  сформирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

Программа обеспечена УМК:

1.  Лазебникова А.Ю. Массовая культура. Программа курса. – М.: Русское слово, 2005.

2. Лазебникова А.Ю., Савельева О.О., Ерохина Е.В., Захаров А.В. Массовая культура. Учебное пособие для 10 – 11 классов. – М.: Русское слово, 2005г.

Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Содержание курса.

Раздел I

Массовая культура как общественное явление

Тема 1. Культура в жизни человека и развитии общества

Многообразие значений понятия «культура». Материальная и духовная культура. Компоненты духовной культуры. Внебиологический характер наследования культуры.

Пути и формы освоения культурного наследия. Основные функции культуры в обществе. Проблемы межкультурной коммуникации.

Тема 2. Культура как сфера жизни общества

Обособление сферы духовной культуры как подсистемы общества.

Проблема взаимодействия государственной власти и творцов культуры. Рычаги государственного влияния на культуру. Модели государственного регулирования культуры.

Негосударственная поддержка развития культуры. Спонсорство и меценатство.

Тема 3. Культуры в культуре

Типология культуры: различные подходы. Народная культура, основные направления и жанры. Особенности элитарной культуры. Элитарное искусство начала XX в. Возникновение массовой культуры. Различные точки зрения на взаимодействие народной, элитарной и массовой культуры.

Субкультуры в основном культурном потоке. Критерии выделения субкультур. Контркультура как антитеза господствующей культуре. Антикультура и ее герои.

Тема 4. Массовое общество и «человек массы»

«Масса» как социологическое понятие. Становление и развитие массово! о общества, его характерные черты. Мыслители первой половины XX в. о «человеке массы» и причинах его появления. 11овые концепции массового общества.

Тема 5. Массовая культура современного общества

Этапы формирования. Характерные черты. Общедоступность и тиражируемость. Коммерческий характер. Основные направления и жанры. Различие в оценках роли массовой культуры в общественном развитии.

Тема 6. Массовая культура в России

Зарождение массовой культуры в России. Отношение к феномену массовой культуры передовых русских мыслителей XIX     начала XX в. Создание в СССР массового общества мобилизационного типа. Отличия советской массовой культуры от западной модели. Новые черты массовой культуры в советском обществе 60    80-х гг.. ХХв. Особенности массовой культуры в постсоветском обществе. Взаимосвязь традиционной и массовой культуры в современных условиях. «Промежуточная» культура, ее отличия от массовой культуры.

Тема 7. Массмедиа

Средства массовой коммуникации как общественный институт. Функции СМИ. Влияние СМИ на сознание и поведение людей: различные оценки. Массовая культура и СМИ. Роль государства в регулировании деятельности СМИ. Особенности развития отечественных средств массовой информации. 

Тема 8. Эра телевидения

Социальные и технологические предпосылки перехода к эре телевидения. Телевидение в системе СМИ. Информационное и развлекательное вещание. Особенности телевосприятия. Государственное, общественно-государственное и частое телевещание. Развитие телевещания в нашей стране.

Раздел II

Основные направления и формы массовой культуры

Тема 9. Массовая литература как общественно-историческое явление

Факторы, способствующие появлению массовой литературы. Коммерциализация литературной деятельности. Особенности массовой литературы. Направления и жанры. Массовая литература в современном обществе, масштабы и характер влияния: различные оценки. Читательские предпочтения.

Тема 10. Массовая литература как чаек, литературного процесса

Неоднородность массовой литературы. Низкое и высокое в массовом литературном потоке. Жанрово-тематические особенности, стилистическое своеобразие. Создание произведений массовой литературы: ремесло или творчество'?

Тема 11. Популярная музыка

Основные этапы в развитии музыкального искусства. Появление профессиональных создателей и исполнителей музыкальных произведений. Создание систем звукозаписи. Музыка для массовой аудитории. Жанры популярной музыки. Основные направления легкой музыки. Развитие популярной музыки в России. Музыка молодых.

Тема 12. Реклама в жизни современного общества

Предыстория рекламного дела. Возрастание роли рекламы в современном мире. Реклама как компонент маркетинга. Место рекламы в формировании представлений об идеальной модели потребления. Государственное регулирование рекламной деятельности.

Тема 13. Реклама и культура

Виртуальный мир рекламы. Рекламные сообщения как мифологемы. Влияние рекламы на другие направления и формы массовой культуры. СМИ и реклама. Основные этапы процесса создания рекламы.

Тема 14. Капризы моды

Место моды в системе социальной регуляции. Стремление соответствовать моде: базовая потребность или навязанная прихоть'? Универсальность и демонстративность. изменчивость и постоянство моды. Высокая мода. Мода как массовое явление. Индустрия моды. Молодежная мода.

Тема 15. Дизайн

Отношение «человек — вещь». Утилитарность и эстетика вещи. Прикладное искусство и дизайн. Требования эргономики в дизайне. Разновидности дизайна: промышленный, графический, архитектурный, арт-дизайн. Стили в дизайне. Особенности стиля модерн, ("тиль арт-деко. Русский конструктивизм.

Тема 16. Индустрия развлечений

Превращение досуга в общественный фактор. Досуг как отвлечение и развлечение. Профессиональные развлекатели. Антрепренеры и продюсеры. Шоу-бизнес. Звезды шоу-бизнеса. Законы рынка в шоу-бизнесе.

Тема 17. Культура потребления и потребление культуры

Типы потребительского поведения. Влияние культурных норм и стандартов на потребительское поведение. Символическое значение вещи. Сакральное и демонстративное поведение. Общество потребления. Торговые фирмы     брэнды.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

Тема

Кол-во часов

Основные понятия

Материал учебника

Дата

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Массовая культура как общественное явление

1-3

Культура в жизни человека и развитии общества

3

Культура, духовная культура, духовные ценности, культурные универсалии.

§ 1

4-5

Культура как сфера в жизни общества

2

Спонсорство, меценатство, патронаж, фандрейзинг.

§ 2

6-8

Культуры в культуре

3

Народная культура, элитарная культура, фольклор, культурный авангард, субкультура, контркультура.

§ 3

9-10

Массовое общество и человек «массы»

2

Масса, массовое общество, стандартизация, демассовизация.

§ 4

11-13

Массовая культура современного общества

3

Секуляризация культуры, бульварная пресса, духовное потребительство,  коммерциализация культуры.

§ 5

14-15

Массовая культура в России

2

Традиционная культура, культурный синтез, промежуточная культура.

§ 6

16-17

Масс медиа

2

СМК, СМИ.

§ 7

18-19

Эра телевидения

2

Коммерческое телевидение, общественное телевидение.

§ 8

Раздел 2. Основные направления и формы массовой культуры

20-21

Массовая литература как общественно-историческое явление

2

Массовая литература, литературный лубок, профессиональный писатель, рейтинг продаж.

§ 9

22-23

Массовая литература как часть литературного процесса

2

Беллетристика, сюжетная схема, паралитература.

§ 10

24-25

Популярная музыка

2

Инструментальная музыка, меломан, шлягер.

§ 11

26-27

Реклама в жизни современного общества

2

Коммуникация, презентация, социальный институт, знак.

§ 12

28-29

Реклама и культура

2

Мифологема, брэнд, целевая аудитория, имидж.

§ 13

30

Капризы моды

1

Социальная регуляция, демонстративное поведение.

§ 14

1

2

3

4

5

6

7

31

Дизайн

1

Прикладное искусство, эргономика, утилитаризм, техническая эстетика.

§ 15

32-33

Индустрия развлечения

2

Досуг, антрепренер, продюсер, шоу-бизнес.

§ 16

34-35

Культура потребления и потребление культуры

2

Потребность, потребление, блага, вещизм, престиж, эпатаж.

§ 17


Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения общество знания ни профильном уровне ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений:

• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

• основные социальные институты и процессы:

• различные подходы к исследованию проблем человека и общества:

• особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного по знания.

Уметь

  характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  инсти туты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном общест ве;

 осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских. научных, правовых, политических, публицистических):

анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд): переводить ее из одной знаковой системы в другую;

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия меж ду существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; со поставлять различные научные подходы: различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и вы воды;

•  объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных соци альных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, под систем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

•  раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и ар гументы по определенным проблемам;

оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

•  подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление:

осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике:

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• эффективного выполнения типичных социальных ролей: сознательного взаимодействия с социальными институтами

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах: выработки собственной граждан ской позиции,

• оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, ле жащих в основе Конституции Российской Федерации;

• самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений: критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

• нравственной оценки социального поведения людей;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений:

• ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценно стями и социальным положением.

Литература

  1. Ашин Г.А. Современные теории элиты: критический очерк. - М.. 1985.
  2. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.- Харьков. 2000.
  3. Гуревич П.Г. Философия культуры. - М.. 1994. Гл.13.
  4. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. - М. 1966.
  5. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. - М. 1981.
  6. Козлова Н.Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов. // Общественные науки и современность. 1994. № 3.
  7. Кравцов Н.И.. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М. 1977
  8. Кукаркин А.В. Буржуазное общество и культура. - М. 1970.
  9. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М. 1985.
  10. Культурология. XX век. Словарь. - СПб.. 1998.
  11. Э.Мунье. Манифест персонализма. - М.. 1999.
  12. Народная культура в современных условиях. - 2000.
  13. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.. 1983
  14. Ортега-и-Гаесет. Избранные груды. - VI.. 1997.
  15. Ортега-и-Гассег. Эстетика. Философия культуры. -М. 1981.
  16. Путилов Б.И. Фольклор и народная кхльтура. - СПб.. 1994.
  17. Р\сские: Народная культура (история и современность). Г. 4. Общественный быт и праздничная культура. - М. 2000.
  18. Сапрыкин В.А. Русская культура как самостоятельный, самобытный тип культуры. //Русская культура: ценности и архетип. - М.. 1999.
  19. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. - VI.. 1986.
  20. Шестаков В.П. Мифология XX века. - М. 1988.
  21. Элитарное и массовое в русской художественной культуре. - М. 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс

Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...

Рабочая программа по элективному курсу "Основы правовой культуры", 10-11 классы

Данная программа разработана для углубленного изучения раздела "Право" в рамках преподавания обществознания....

Рабочая программа по элективному курсу Мировая художественная культура для 5-7 класса

Элективный курс «Мировая художественная культура» входит в структуру предметной области «Искусство», является расширением и дополнением курсов «История» и «Изобразительное искусство» в 5-7 классах в о...

Рабочая программа по элективному курсу «Культура речи». 11 класс.

Современные стандарты образования выдвигают новые тре­бования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставятся не только приобретение учащимся знаний орфографи­ческих и пунктуацио...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «За станицами учебника географии: экономика, культура, политика» 10 - 11 КЛАСС

   Элективный курс  «За станицами учебника географии: экономика, культура, политика» в 10-11 классах рассчитана на 68 часов, по 34 часа в каждом учебном году. Данный ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _элективному курсу «Культура речи»

Согласно базисному учебному плану на изучение элективного курса  в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ в 8 классе отводится 34часа(1 час в неделю)....