Урок обществознания "Труд в системе правовых отношений"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Осипова Елена Александровна

Урок составлен в соответствии с программой курсов обществознания для 8 – 9 и 10 -11 классов общеобразовательных учреждений/автор А.И. Кравченко.

С понятием «труд» обучающиеся нередко встречаются в жизни. Трудятся их родные. Посильный труд знаком ученикам. В будущем им предстоит серьёзно заняться трудом. Эта тема актуальна всегда.

Урок нацелен на расширение, обобщение и систематизацию знания обучающихся об отраслях права, роли трудового права в жизни человека, на создание условий для формирования понимания необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализаци 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  г. Апатиты

средняя общеобразовательная школа № 10

Конспект урока обществознания

в 9 классе по теме

 «Труд в системе правовых отношений».

Учитель: Осипова

 Елена Александровна.

г. Апатиты  

Конспект урока обществознания

«Труд в системе правовых отношений».

 

Учитель МБОУ СОШ № 10 г. Апатиты

Осипова Е.А.

Труд в системе правовых отношений.

Вид организации деятельности.

Урок.

Учебный предмет.

Обществознание.

Класс.

9.

Тема.

Труд в системе правовых отношений.

Цель.

Расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся об отраслях права, роли трудового права в жизни человека. Создать условия для формирования психологической установки и понимания необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации человека

Задачи: Воспитательная.

                                                                                                  Способствовать воспитанию правовой культуры обучающихся.

Образовательная.

Уточнить, закрепить умения обучающихся ориентироваться в системе трудовых отношений, используя нормативно-правовые акты. Закрепить, актуализировать знания о порядке приёма на работу

Развивающая.

Создать условия для развития интереса к общественным наукам, мыслительных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся.

Основные понятия.

Право, отрасли права, Трудовой Кодекс Российской Федерации, трудовые отношения, трудовой договор, работодатель работник, безработный, отрасли права.

Оснащение урока.

Материалы.

Учебник А. И. Кравченко «Обществознание» 9 класс, статья 37 Конституции РФ, статья 60 Конституции СССР 1977 года, статья 23, 24 Всеобщей декларации прав человека, видеоролик «Трудоустройство подростков летом», презентация «Труд в системе правовых отношений», карточки с заданиями.

Оборудование.

Экран, проектор, компьютер,

Тип  урока.

Обобщающий урок - консультация.

План урока.

  1. Право. Отрасли права.
  2. Трудовые отношения в документах.
  3. Трудоустройство.

Эпиграф.

Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер.

Ход урока.

I, Организационный момент.

Актуализация знаний.

Учитель, сообщая цель урока, уточняет, что подходит к завершению обучение в 9 классе. Впереди – экзамены. В предстоящий летний период у подростков появляется желание устроиться на работу. Этот урок поможет ребятам уточнить знания о труде, стать более уверенным в том, что ни один работодатель их не обманет.

Работа с эпиграфом:

Формирование эмоционального настроя.

(слайд 1)

Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды.                    Вольтер

.Высказывания учеников:

  1. О значении труда как деятельности;
  2. Труд был и остается важной составляющей в жизни людей.

II. Закрепление изученного на предыдущем уроке.

1. Право. Отрасли права.

(слайды 2,3,4)

Учитель: - Что такое право?  (уточнить признаки права)

Труд – понятие, которое входит в систему правовых отношений.

-  Какие отрасли права известны?

Предложить выполнить задание «Вставьте пропущенные термины», проверить его выполнение. Закрепить названия отраслей права и их характеристики

III. Основная часть урока.  Изучение нового материала.

2. Трудовые отношения в документах.

Использование материала опережающего домашнего задания. Работа с источниками.

(слайд 5).

Практическая работа.

-Какие источники трудового права вы знаете? Обучающиеся поясняют, в каких нормативно-правовых документах. отражены вопросы трудового процесса, анализируют статьи 37 Конституции РФ, статей 23, 24 Всеобщей декларации прав человека,

- Что такое трудовые отношения? В каких документах зафиксированы положения  о трудовых отношениях?  (В наши дни государство законодательно их регламентирует, Таким образом, в нашей правовой системе существует такая отрасль права как «Трудовое право»)

- Не всякая трудовая деятельность регулируется правом. Юриспруденция вторгается в эту сферу, чтобы упорядочить, систематизировать взаимоотношения сторон. Для трудовых отношений важен сам процесс труда.

Обучающиеся выбирают ситуации, описанные в индивидуальных карточках, относящиеся к трудовым отношениям. Ответ свой аргументируют. (приложение 1).

(слайды 6, 7)

Опора на знания, приобретённые в 8 классе при изучении темы «Труд».

- Бывает так, что по ряду причин  человек оказывается безработным. В каких случаях человека приписывают к такому статусу?

(Проверить ответ, опираясь на слайд 7 презентации)

Использование материала опережающего домашнего задания.

Рассказ учеников по опорному плану. (приложение 2) 

(Слайд 8)

- Всегда ли отношение к труду было одинаковым?

Эволюция отношения человека к труду.

- Люди трудились всегда. Но отношение к труду не было одинаковым. Первобытный человек осознавал: не пойдешь охотиться на мамонта — останешься голодным и умрешь.

Прошли века. Появились бедные и богатые. Чтобы прокор миться, богатым не обязательно было работать. За них это де лали другие. .Закон вмешался в деятельность человека. Он определил правила, согласно которым люди должны зарабатывать день ги. Совокупность этих правил, действующих в трудовой сфере человеческой жизни, и образовали трудовое право. Сейчас труд – не позор. Его славят. Люди стремятся работать.

3. Трудоустройство и необходимые документы.

(слайды 9, 10)

- Вы пришли устраиваться на работу. Назовите, что из перечисленного на слайде презентации необходимо обязательно предъявлять при трудоустройстве. (приложение 3)

IV. Закрепление изученного материала (слайд 11, гиперссылка)

Просмотр и анализ видеоролика.  Обобщение.

(слайды 12,13)

- Скоро лето. Многие подростки хотят самостоятельно заработать деньги. Что нужно знать, чтобы не оказаться обманутым непорядочным работодателем? (просмотр видеоролика)

- Как защитить себя  от непорядочных работодателей? Какой должна быть продолжительность рабочего времени подростка? Как заключить трудовой договор?  Какие пункты обязательно должны быть указаны в трудовом договоре?

V. Подведение итогов урока. Постановка задания на дом. Выставление оценок.

 Обобщение, систематизация. и актуализация знаний (слайды 14,15,16, 17)

Связь с жизнью.

В жизни бывают разные ситуации. Отметьте в  примерах правомерность или нарушение законности трудовых отношений. (Работа с индивидуальными карточками)

(приложение 5)

Спросить, какие профессии хотели бы освоить ученики. В завершение прочитать стихотворные строки Генриха Акулова

-  Гласит нам заповедь Христова
“Трудись не покладая рук”,
Труд на земле всему основа,
Жизнь на земле венчает труд.

Домашнее задание.

Составить трудовой договор. (Использовать опыт родителей)

Завершение урока.

Оценка деятельности обучающихся на уроке.

 

При подготовке к уроку использованы:

  1. А.И. Кравченко Обществознание: Учебник для 9 класса. – М: «Русское слово – РС», 2005.
  2. Е.А. Певцова.  Обществознание. Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание 8 – 9 кл.» М.: ТИД «Русское слово – РС», 2000.
  3. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой/ авт.-сост. Н.С. Кочетов- Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Ю.А. Кожин. Права и ответственность ребёнка. Элективный курс: Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  5. Открытые Интернет- ресурсы.

Видеоролик 3 канала Программы «Главная тема» (журналист Владимир Соловьёв) (видео 478 by 3kanal «Как заработать подростку летом») www.youtube.com 8.06.2009


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Труд в системе правовых отношений Урок обществознания в 9 классе Учитель: Осипова Елена Александровна.

Слайд 2

Признаки права Правило, записанное в законе. Принимается государственными органами. За его нарушение наступает юридическая ответственность. Регулирует поступки людей. Одинаково для всех, но не вечно.

Слайд 3

Вставьте пропущенные термины 1) Отношения между органами власти и гражданами регулирует __?_право. 2) Порядок взаимоотношений работников и работодателей устанавливает ___?__право. 3) Преступность поступков человека и меру наказания за их совершение устанавливает ___?__право. 4) Отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе и в процессе семейной жизни регулирует __?__право. 5) Порядок наследования, владения и распоряжения собственностью, защиты чести и достоинства, заключения сделок и т. д. определяет __?_право.

Слайд 4

1) Отношения между органами власти и гражданами регулирует административное право. 2) Порядок взаимоотношений работников и работодателей устанавливает трудовое право. 3) Преступность поступков человека и меру наказания за их совершение устанавливает уголовное право. 4) Отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе и в процессе семейной жизни регулирует семейное право. 5) Порядок наследования, владения и распоряжения собственностью, защиты чести и достоинства, заключения сделок и т. д. определяет гражданское право.

Слайд 5

Трудовые отношения в документах Конституция РФ Трудовой кодекс РФ Федеральные указы Президента, Правительства Международные документы (Всеобщая декларация прав человека)

Слайд 6

Безработный Не имеет работы Хочет найти работу Ищет работу ?

Слайд 7

Безработный Не имеет работы Хочет найти работу Ищет работу Зарегистрирован на бирже

Слайд 9

? Трудоустройство ? Паспорт Справка о доходах семьи Трудовая книжка Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, ИНН Справка из милиции Военный билет (для военнообязанных) Характеристика с последнего места работы Медицинская справка Документ о специальном образовании

Слайд 10

Трудоустройство Паспорт Трудовая книжка Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, ИНН Военный билет (для военнообязанных) Медицинская справка Документ о специальном образовании

Слайд 11

Трудоустройство

Слайд 13

Трудовые отношения

Слайд 14

Проверь себя 16-летний Иван был уволен работодателем раньше окончания трудового договора, т.к. приехал приятель начальника из Костромы, которому необходима была работа.

Слайд 15

Проверь себя На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются, что это будет высокооплачиваемый труд по подъёму тяжестей продолжительностью с 15 до 24 часов.

Слайд 16

Проверь себя При приёме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или учёбы, заставляет подписывать контракт об обязательных сверхурочных работах.

Слайд 17

Проверь себя При приёме на работу 17 – летнему Дмитрию предлагает пройти испытательный срок.

Слайд 18

При подготовке к уроку использованы: А.И. Кравченко Обществознание: Учебник для 9 класса. – М: «Русское слово – РС», 2005. Е.А. Певцова. Обществознание. Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание 8 – 9 кл.» М.: ТИД «Русское слово – РС», 2000. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой/ авт.-сост. Н.С. Кочетов- Волгоград: Учитель, 2009. Ю.А. Кожин. Права и ответственность ребёнка. Элективный курс: Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2009. Открытые Интернет- ресурсы. Видеоролик 3 канала Программы «Главная тема» (журналист Владимир Соловьёв) (видео 478 by 3 kanal «Как заработать подростку летом») www.youtube.com 8.06.2009



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

  1. На своём дачном участке Павел выращивает  овощи.
  2.  Ольга устроилась на работу на 1 месяц в совхоз «Индустрия» по направлению Центра занятости.
  3. Света делает уборку в квартире.
  4.  Через одни сутки Марина работает медицинской сестрой в городской поликлиник

Приложение 2.

Эволюция отношения человека к труду.

  1. Люди трудились всегда.
  2. Труд в жизни первобытного человека.
  3. Труд при имущественном неравенстве.
  4. Трудовое законодательство.

Приложение 3.

Трудоустройство.

  1. Паспорт.
  2. Трудовая книжка.
  3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, ИНН.
  4. Военный билет (для военнообязанных).
  5. Медицинская справка.
  6. Документ о специальном образовании.

Приложение 4.

  1. Испытательный срок для несовершеннолетних не устанавливается.
  2. К работе в ночное время не допускаются.
  3. Продолжительность ежедневной работы.

До 16 лет  - до 24 часов в неделю.

От 16 до 18 лет – 35 – 36 часов в неделю.

14 – 15 лет – не более 2,5 часов в день.

15 – 16 лет – 5 часов в день.

От 17  до 18 лет  - 7 часов в день

 

Приложение 5.

Проверь себя.

1. 16-летний Иван был уволен работодателем раньше окончания трудового договора, т.к. приехал приятель начальника из Костромы, которому необходима была работа.

2. На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются, что это будет высокооплачиваемый труд по подъёму тяжестей продолжительностью с 15 до 24 часов.

3. При приёме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или учёбы, заставляет подписывать контракт об обязательных сверхурочных работах.

4. При приёме на работу 17 – летнему Дмитрию предлагает пройти испытательный срок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схематический конспект урока по Праву "Гражданско-правовые отношения" 11 класс

схематическое изображение основных понятий темы "Гражданско-правовые отношения"...

Разработка урока "Уголовно-правовые отношения"

Разработка урока в 9 классе "Уголовно-правовые отношения"....

Уголовно-правовые отношения. Урок права в 11 классе.

Данную презентацию можно использовать на уроке права при изучении уголовно-правовых отношений....

Презентация к открытому уроку обществознания 9 класс. Уголовно-правовые отношения.

1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...

Открытый урок обществознания 9 класс. Уголовно - правовые отношения. Технологическая карта

1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...

Презентация к уроку "Человек в системе экономических отношений" обществознание, 11 класс

Презентация к уроку "Человек в системе экономичексих отношений" обществознание, 11 класс...

Презентация к уроку "Россия в системе международных отношений", 9 класс

Перезентация "Россия в системе международных отношений", 9 класс...