Конституция РФ- главный закон страны.
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс) по теме

  Элективный курс для 9 классов:

   программа и комментарии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  МОУ Лицей г. Истры

 

  Элективный курс для 9 классов:

   программа и комментарии.

Конституция РФ- главный закон  страны.

                                                        Составитель: Гордеева Светлана                                                                                        Андреевна.  

                                Истра 2008-2009 гг.                

                                

Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для работы в 9 классе основной школы с перспективой выхода на профильный уровень. Он включает важнейшие вопросы развития основ правовой культуры учащихся, освоение знаний о правовых принципах, формировании собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях.

Особенностью данного элективного курса является то что предполагает овладение умение применять полученные знания для анализа социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации, выбора моделей правомерных моделей поведения.

Главными целями данного курса служат:

  1. Разъяснить сущность Основного закона страны.
  2. Показать значение Конституции как государственного документа.
  3. Показать специфику функционирования Конституции в современном обществе.
  4. Определить принципы устройства общества.
  5. Познакомить с правовым статусом гражданина Российской Федерации.
  6. Сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга.
  7. Воспитать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.

Главной задачей курса является: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества.

Формы и методы работы:

  1. Мини лекции, дискуссии, эвристические беседы.
  2. Самостоятельная познавательная деятельность (работа с документами, различными источниками  информации, разработка групповых проектов).
  3. Ролевые и деловые игры, моделирующие определённые ситуации, позволяют применить теоретические знания на практике и получить опыт поведения.
  4. Практические задания по разрешению тематических ситуаций.

Элективный курс рассчитан на 20 часов учебных занятий, которые могут быть проведены в течение учебного года по одному часу в неделю либо спаренными занятиями.

Ожидаемыми результатами является овладение учащимися определёнными знаниями и умениями:

  1. Знать основы конституционного строя.
  2. Знать историю принятия Конституции РФ.
  3. Знать особенности и структуру Основного закона.
  4. Знать специфику и сущность конституционного контроля.
  5. Знать специфику функционирования Конституции в современном обществе.
  6. Знать реализацию своих прав и обязанностей в конкретных жизненных ситуациях.
  7. Уметь определять  сущность правового статуса личности.
  8. Уметь объяснять основы конституционного строя.
  9. Уметь объяснять основные положения Конституции РФ  и определять её роль в мировом праве.
  10. Уметь характеризовать смысл основных понятий.
  11. Уметь анализировать текст.
  12. Уметь вести дискуссию , выражать и отстаивать свою точку зрения.
  13. Владеть основами культуры диалога.

В процессе обучения должны быть усвоены следующие понятия: Конституция, Конституционный строй, Конституционные обязанности, гражданин, гражданство, правовой статус, правовое государство, закон, право, власть, гражданское общество, права ребёнка, дискриминация, Всеобщая декларация прав и свобод человека, достоинство, честь, национальный вопрос, президент, правительство.    

Тематический план элективного курса

Название тем

Кол-во часов

Творч. задания

1

Введение в элективный курс «Главный закон страны»

1

2

Гражданство в современной России

1

Плакат

3

Справедливо ли ограничение прав человека и гражданина?

1

4

Справедливость или необходимость равенство всех перед законом?

1

плакат

5

Наши главные ценности - фарс или достояние?

1

Плакат, соц. Опрос

6

Достоинство - личное или общественное  достояние?

1

Соц. Опрос

7

Право на личную жизнь- формирование личности

1

Проект

8

«Мой дом - моя крепость»?

1

Эссе

9

Твоя национальность

1

Анкета

10

Нужно ли мне образование?

1

Плакат

11

Социальное государство- миф или реальность?

1

12

Нет прав без обязанностей!

1

13

Я свободен в своих правах. Зачем ограничения?

1

14

Зачем мне государство?

1

Плакат, анкета

15

Где найти защиту?

1

Плакат

16

Власть народа - благо или катастрофа?

1

Соц. Опрос, плакат

17

Достойному государству - достойное правительство!

1

Полезные советы

18

Суд - защищает или ущемляет права человека?

1

Соц. Опрос, плакат

19

Возможно, ли нам создать гражданское общество?

1

20

Россия - правовое государство?

1

проект

Содержание программы элективного курса.

Тема 1. Главный закон страны. 

Цель: сформировать у учащихся убеждённости в демократичном  характере Основного закона Российской Федерации.

Ознакомиться со структурой Конституции РФ; определить цели и задачи Закона; ознакомить с историей создания Конституции; определить основы конституционного строя РФ; понятия «конституция».

? Конституция – документ действующий или формально существующий?

Значение Конституции для каждого человека?

Конституция РФ  - раздел I.

Тема 2. Гражданство в современной России.

Цель: осознание необходимости и значимости гражданства для каждого человека.

Дать понятия «гражданин», «гражданство»; познакомить с законом «О гражданстве», «права ребёнка» с точки зрения гражданства; роль гражданства в правовом государстве; значение гражданства для человека.  

? Соблюдение гражданских прав в современной России.  

Можно ли лишиться гражданства?

А нужно ли мне гражданства?

Закон « О гражданстве» от 19 ноября 2003г. (ст.4,8,12,13,14); Конвенция по правам ребёнка; стихотворение Шаханова М. «Сколько нас…»

Тема 3. Справедливо ли ограничение прав человека и гражданина? 

Цель: знание об основах одного из пластов общечеловеческой культуры – права и свободы.

Общее представление о правах и свободах ; значение их для жизни человека; достойное поведение; умение бесконфликтного выхода из критических ситуаций; классификация прав и свобод человека.  

? Справедливо ли конституционное ограничение прав и свобод человека?  

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Насколько справедливо это высказывание?

Конституция РФ ст.17-64.

Тема 4. Справедливость или необходимость равенство всех перед законом. 

Цель: знание о справедливости и необходимости равенства всех перед законом.

Понятие «дискриминация», «индивидуальность»; индивидуальность как право каждого человека; ущемление прав и свобод; основы равенства перед законом; способы борьбы с неравенством.

?Существует ли проблема неравенства в современном мире? Справедливость или необходимость равенство всех перед законом?

Конституция РФ ст.19.

Тема 5 .Наши главные ценности – фарс или достояние?

Цель: определить главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, свободу.

Показать, как Конституция защищает человеческие ценности, определить ценности, их значимость для общества, связь Конституции и Международного права, отношение к смертной казни.

?Наши главные ценности – фарс или достояние? Как соотносится смертная казнь с правом человека на жизнь? Каково главное назначение человеческих ценностей в современном мире?

Конституция РФ (ст.20,22,41,48),Всеобщая декларация прав и свобод человека.

Тема 6. Достоинство – личное или общественное достояние?

Цель: честь и достоинство это не только личное, но и общественное деяние, т.к. уважающий себя человек обладает большой созидательной, культурообразующей силой.

Понятие «честь», «достоинство»,  общественные ценности, самодостаточность, социальная ориентированность подростков в современном мире,  достойное поведение, бесчестие, защита чести и достоинства по Конституции РФ, связь чести и достоинства человека с обществом и государством: показать взаимное влияние.

?Достоинство – личное или общественное достояние? Как общество влияет на поведение человека? Соблюдаются ли конституционные права (защита чести и достоинства) в современной России?

Конституция РФ (ст.21,23).

Тема 7. Право на личную жизнь – формирование личности?

Цель: формирование понятия о приватном пространстве (неприкосновенности частной жизни) как условии формирования личности.

Дать понятие «личные права и свободы», «правовая культура», «права ребёнка», показать способы бесконфликтного разрешения ситуаций, познакомить с «Конвенцией по правам ребёнка» с точки зрения личного права и неприкосновенности, провести сравнительный анализ Конституции, Конвенции по правам ребёнка, Всеобщей декларации прав и свобод человека.

?когда и кто имеет право вмешиваться в вашу личную жизнь? Чем вседозволенность отличается от свободы? Могут ли родители вмешиваться личную жизнь подростка? Право на личную жизнь формирует ли личность? Защищает или ограничивает право на личную жизнь Конституция РФ?

Конституция РФ (ст.2,16,21,23,24,27,28,29,30),Конвенция о правах ребёнка от1991г., всеобщая декларация прав и свобод человека.

Тема 8. Мой дом – моя крепость!

Цель: познакомить с основами нравственно-правовых норм семейных отношений, семья с точки зрения государства.

Познакомить с правами и обязанностями членов семьи, дискриминация в семье, роль общества в формировании семейных ценностей, отношение закона к семейным отношениям, условия формирования семьи и их ценностей.

? Мой дом – моя крепость! Как вы понимаете это выражение? Какие условия необходимы для формирования крепкой семьи? Как Конституция отстаивает права и обязанности семьи? Не является ли это дискриминацией семейных ценностей и традиций?

Конституция РФ (ст.2,19,38,39),стихотворение Успенского Э. «мама приходит с работы…».

Тема 9. Твоя национальность.

Цель: решение национального вопроса по Конституции РФ.

Понятия «этнические конфликты», «национальность», «расизм», «шовинизм», «этническая толерантность», категории перемещающихся лиц, объяснить, что этнические конфликты, усиленные проблемами бедности и растущей миграцией, сделали общности людей  более поликультурными и разнообразными,  показать общечеловеческие духовные ценности, показать необходимость выработки демократического разрешения проблем, рассмотреть проблему национальностей с точки зрения  Конституции, рассмотреть способы их решения.  

? Как вы относитесь к сохранившейся с советских времён дифференциации населения России по этническому принципу? Нужно или нет указывать свою национальную принадлежность при заполнении документов? Не приведёт ли утрата национальной культуры к бездуховности?  Изоляция народа от внешнего влияния, не грозит ли ему экономической и культурной отсталостью? Как народ может защитить свою самобытность в условиях роста информационных и культурных контактов? Национальность это «обёртка» человека или «клеймо»?

Конституция РФ (ст.5,19,26,29,68,69,преамбула), Всеобщая декларация прав и свобод человека.

Тема 10. Нужно ли мне образование?

Цель: приоритетность образования как основы культурных прав человека.

Принципы и задачи образования в РФ, понятия «образование», «плюрализм», гуманистический и светский  характер образования, федеральное образование, система образования РФ, основные требования к образованию, требования к современному образованию, роль государства в системе образования; приоритеты и проблемы современного Российского образования в соответствии с европейским.  

? В чём заключается необходимость получения образования в современном мире? Нужно ли в современном мире светское гуманистическое образование?  

Конституция  РФ ст.43, закон «Об образовании» от 21 июля 2005г., Конвенция о правах ребёнка.

Тема 11. Социальное государство – миф или реальность?

Цель: социальная политика Российского государства, стремящегося обеспечить социальный прогресс и развитие.

Сущность социального государства, социально-экономические права граждан, роль этих прав  в становлении современного государства, роль Конституции в становлении социального государства, основная проблематика становления социального государства, РФ как социальное государство.

?  Социальное государство – миф или реальность?  

Конституция РФ (ст.7,34,35,36,37,38,39,40,41,42).

Тема 12.Нет прав без обязанностей!

Цель: формирование убеждённости в том , что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности».

Познакомить с конституционными обязанностями в РФ, понятия «обязанности», «безответственность»,  соотношение между правами и обязанностями, роль обязанностей в жизни общества и государства.

? «Нет прав без обязанностей». Насколько справедливо высказывание? Почему человек должен нести обязанности? Что значит быть в ответе за других?  

Конституция РФ (ст.15,17,38,43,44,57,58,59),притчи «Как горели деньги», «Гвоздь воспитания», сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Тема 13. Я свободен в своих правах. Зачем ограничения?

Цель: показать необходимость законного ограничения некоторых прав и свобод.

Определить причины и условия ограничения прав и свобод, нравственное поведение, определить регуляторы прав и свобод, понятия «совесть», «закон», «мораль». Роль ограничений права в формировании социального государства.

? Я свободен в своих правах. Зачем ограничения? Конституция регулирует или контролирует права человека? Необходимо ли в современном обществе ограничивать права людей?  

Конституция РФ глава 2.

Тема 14. Зачем мне государство?

Цель: раскрыть исторически логичную закономерность возникновения и существования государства.  

Раскрыть историю образования государства, показать причины, функции и три ветви государственной власти, определить признаки государства, типы государств, формы правления, принципы принятия  законов, деятельность законодательных и исполнительных органов власти на территории субъектов федерации; понятия «государство», «политика», «субъект», «право».

? Зачем нужно создавать государство? Роль Государственной Думы, Совета Федераций и Президента РФ при принятии законов в РФ? Почему до опубликования закона необходимо несколько ступеней его прохождения? Смогут ли люди жить достойно, если бы их жизни зависели от воли и настроения одного человека?

Конституция РФ (ст.32,105,107).

Тема 15. Где найти защиту?

Цель: познакомить с основами государственного механизма защиты прав и свобод в Российской Федерации.  

Пути и формы обеспечения условий реализации правового статуса личности, жизнь на основе справедливости норм  права и морали, достойного поведения, бесконфликтного разрешения сложных жизненных ситуаций, определение мест обращения в случае необходимой защиты прав, классификация субъектов защиты прав и свобод , способы защиты прав, определение актуальности данной проблемы, причины нарушений прав человека.

? Может ли Конституция защитить наши права и свободы? Нужно ли сохранить жёсткий порядок в местах заключения, чтобы страх перед тюрьмой останавливал человека, решившегося на преступление?  

Конституция РФ (ст.45,46), стихотворение Берестова В. «Мир», Пикуль В. «Каторга».

Тема 16. Власть народа – благо или катастрофа?

Цель: определить принципы осуществления демократической власти.

Рассмотреть понятия и сущность власти по Конституции , изучить структуру высших органов государственной  власти, политическая культура, понятия «демократия», «президент», «представительная власть», «неприкосновенность личности», «импичмент», роль президента в государстве, его полномочия и обязанности, принцип разделения властей – цели и задачи.  

? Существует ли связь между властью и демократией? Власть народа – благо или катастрофа? Как взаимодействуют друг с другом общество и государственная власть?  

Конституция РФ (ст.1,3,10,11,29,30,31,32,33,37,80-93),стихотворение Кривина Ф. «Почему называется власть?».

Тема 17. Достойному государству – достойное правительство?

Цель: ознакомление с деятельностью высшего органа исполнительной власти в РФ, согласно Конституции РФ.

Формирование знаний о структуре Правительства и основных направлениях в его деятельности, демократическое решение проблем, сущность и значимость Правительства, основные требования к политическим деятелям, структура исполнительной власти, коррупция во власти?

? А нужно ли Правительство? Какими качествами должен обладать государственный служащий? Какова роль Президента в правительстве? Коррумпированность Правительства, как с этим бороться? Роль Правительства в правовом социальном государстве?

Конституция РФ (ст.32,110-117).

Тема 18. Суд – защищает или ущемляет права человека?

Цель: показать значение судебной власти в РФ.

Определить роль  правосудия в стране, разрешение конфликтов  цивилизованным путём через суд, понятия «справедливость», «правосудие», порядок при осуществлении правосудия, конституционные принципы правосудия, права потерпевшего в суде, формы осуществления судебной власти, положение судьи, цель судебного разбирательства, участники судебного разбирательства.

? Суд – защищает или ущемляет права человека? Всегда ли справедливость и правосудие переплетаются друг с другом? Опаснейший подводный камень для правосудия – это предубеждение? У справедливого судьи нет родственников? Какова роль суда в современном мире?

Конституция РФ (ст.118-129).

Тема 19. Возможно, ли нам создать гражданское общество?  

Цель: показать развитие демократического строя через правовое государство и гражданское общество.

Пути и формы участия граждан в развитии общества, развитие правовой грамотности граждан, принципы создания гражданского общества, основные функции, проблемы создания , пути преодоления этих проблем, особенность современного общества.

?можно ли создать гражданское общество в современной России? Роль гражданского общества в мировом сообществе?

Конституция РФ (ст.1,3), Всеобщая декларация прав и свобод человека.

Тема 20. Россия – правовое государство?

Цель: закрепление знаний и умений.

Представление проектов: «Россия – правовое государство».

Список литературы для учителя и учащихся:  

  1. Конституция РФ с изменениями на25марта 2004г.
  2. Всеобщая декларация прав и свобод человека.
  3. Конвенция о правах ребёнка от 1991г.
  4. Закон «О гражданстве РФ» от 19 ноября 2003г.
  5. Закон «ОБ образовании» от 21 июля 2005г.
  6. Закон «О государственном флаге РФ» от 30 июня 2003г.
  7. Закон «О государственном гербе РФ» от 30июня 2003г.
  8. Закон «О государственном гимне РФ» от 22 марта 2001г.
  9. Учебник Кравченко А.И. Обществознание 9 класс.2005г.
  10. Учебник Боголюбов Л.Н. обществознание 9 класс.2005г.

 

           

 

                                                                                   

Дополнительный материал к элективному курсу.

Рассматриваемые ситуации:

  1. Семья Безруковых проживает в одной из стран Африки, где глава семьи работает по контракту. Родители Безруковых опасаются, что со временем их дети потеряют гражданство РФ.- Что говорит закон?
  2. Звезда шоу-бизнеса К.О. собирается замуж за иностранца.- Может ли он получить гражданство России, если он нигде не работает и живет за счет богатых жен? 
  3. Школьники одной из школ подготовили программу выпускного вечера с участием молодежного рок-ансамбля. Но директор школы запретил им приглашать чужих людей.- Нарушены ли здесь права и свободы?
  4. Ваня и Саша – старые приятели. Но родители обоих против этой дружбы, т. к. ребята часто засиживаются во дворе до 12 часов вечера в компании курильщиков и любителей слабоалкогольных напитков, слушают громко музыку.- Правы ли родители?
  5. Вы видите, как ваши одноклассники систематически обижают младших или слабых учеников, но вы молча проходите мимо, не желая портить отношения. Но совесть не оставляет вас в покое. – Как поступите в следующий раз?

Задания: 

  1. Докажите или опровергните истинность высказываний.- Советское государство, сложившееся в 20-30-е годы и не изменившиеся во  многих своих проявлениях до 1991г., не являлось правовым.                                                                                                                                                                                                          

С принципами правового государства несовместим такой распорядок жизни общества, когда уравнивается распределение благ между гражданами.

  1. За «круглым столом» политики обсуждают проблему отношений центра и регионов, высказывая различные мнения.  

Мнение 1. Финансовую зависимость регионов от центра необходимо ослабить. Трансферты надо вообще отменить и ослабить в регионах не 50%,а 70-80% налогов. А ослабление экономической зависимости надо компенсировать усилием зависимости политической.

Мнение 2. Но если деньги будут оставаться в регионах, это усилит сепаратистские настроения? Зачем богатой территории подчиняться центру?

Какой позиции придерживаетесь лично вы? Аргументируйте её.

  1. В понятии «гражданское общество» различают два смысла: социологический и идеологический. Есть ли юридический смысл? Может ли гражданское общество быть тождественным государству? Стране?
  2. Статистика отмечает , что в западных странах женщины участвуют в выборах реже, чем средний класс, молодёжь реже, чем  пожилые. А что наблюдается в России?  
  3. Ниже на схеме представлен наиболее лёгкий вариант прохождения закона, однако возможны и конфликтные ситуации – отклонения принятого Государственной Думой закона Советом Федерации, либо Президентом. Как следует разрешить такие ситуации?   Законопроект – Государственная Дума (принимает закон) – закон – Совет Федерации (одобряет закон) – закон – Президент (подписывает закон) – закон (в печать для  опубликования).  

Игры:  

  1. «Необязательный человек».  

Инструкция: участвуют 3-4 группы по 4-5 человек; обсудить в группах статьи Конституции РФ об обязанностях и правах человека и гражданина. Ответить на вопрос: к чему приводит невыполнение конкретной обязанности?

Попробуйте инсценировать известные вам ситуации, когда человек не выполняет обязанности, но  получил или надеялся получить права и свободы.

Вывод: независимо от желания, каждый обязан выполнять обязанности.

  1. «Великолепие разнообразия».

Цель: способствовать формированию уважения к представителям разных национальностей.

Инструкция:  группы по 5-6 человек. Каждая группа по жребию получает карточку с заданием: в тайне от других групп представить с помощью мимики и жестов, песни или танца сцену из жизни одного из народов. Используя наиболее яркие черты, характерные для данного народа. Например, грузины, русские, индусы, французы, корейцы, татары, эстонцы, др.

Остальные участники должны угадать, о ком идет речь.

Обсуждения игры:  Чувствовал ли кто-то обиду за свой народ? Почему вы смогли быстро, о каком народе идет речь? Какие национальные черты других народов вам нравятся? Можно ли целому народу приписать только отрицательные черты? И т. п.

  1. «Договор».

Цель: показать связь между властью и народом.

Инструкция: разделить класс на  две группы (I – народ, II – власть); в течении 4-5 минут готовят список прав и обязанностей. Работая в парах по одному представителю от каждой группы, должны попытаться достичь единодушия в течение 5 минут, составив «договор между народом и властью», который написан понятным  литературным языком и регулирует поведение каждого человека в государстве.

Если это единодушие достигнуто. Вы обмениваетесь рукопожатием. Два – три «договора « можно зачитать  перед классом и обсудить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра " Конституция- главная книга страны"

Материал преднозначен для проведения итогового урока по обществознанию в 9 классе по теме " Конституция России " Работа направлена формирование основ правовой культуры , закреплению знаний учащихся о ...

Конституция РФ - главная книга страны

Методическая разработка и презентация для проведения внеклассного мероприятия...

Классный час ко дню Конституции на тему: "Главная книга страны"

Материал содержит историю Конституции, подробное описание современной Конституции, а также название государственных символов РФ....

Видео-сказка "Малышам о Конституции, или Сказка о Главном Законе"

Порой бывает очень сложно рассказать малышам-дошкольникам о таких сложных вещах, как политическая система, написание законов и Конституции. А если подать всё в форме сказки, то дети старшего дошкольно...

Презентация. Главной книге государства Конституции РФ-25 лет

12 декабря   День Конституции, который отмечается в нашей стране ежегодно 12 декабря, — одна из значимых памятных дат российского государства. В этот день в 1993 году всенародным голосовани...

Внеклассное мероприятие на тему: «Наш главный закон –Конституция»

Данная разработка проедназначена для учащихся младших классов...

Главной книге государства Конституции Российской Федерации-30 лет

Проект конституции создавался под эгидой трёх человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, но всего в Конституционном сов...