Урок на тему : " Вечные проблемы философии античного периода в зеркале современного общества"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

 

Тип урока– урок изучения нового материала.

Цель урока:ознакомить с особенностями философского учения античного периода (на примере Сократа, Платона, Аристотеля), развивать умения осуществлять комплексный поиск, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Задачи:

Образовательные:дать представление о философии эпохи античности; научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в процессе проведения урока; закрепить умения вычленять проблемы; учить отстаивать свою точку зрения.

Развивающие:обогащать и развивать словарный запас; развивать умения и навыки формально-логического мышления и критического мышления; развивать умения и навыки анализа и систематизации обществоведческого материала.

Воспитательные:воспитывать культуру учебного труда, вовлечь учащихся в активную деятельность.

Предшествующая работа:подготовка материала, подготовка детей к участию в деловой игре, создание презентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_delovoy_igry_avtosohranennyy.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 10 классе

Тема: «Вечные проблемы философии античного периода в «зеркале» современного общества».

Тип урока – урок изучения нового материала.

Цель урока: ознакомить с особенностями философского учения античного периода (на примере Сократа, Платона, Аристотеля), развивать умения осуществлять комплексный поиск, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Задачи: 

Образовательные: дать представление о философии эпохи античности; научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в процессе проведения урока; закрепить умения вычленять проблемы; учить отстаивать свою точку зрения.

Развивающие: обогащать и развивать словарный запас; развивать умения и навыки формально-логического мышления и критического мышления; развивать умения и навыки анализа и систематизации обществоведческого материала.

Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, вовлечь учащихся в активную деятельность.

Предшествующая работа: подготовка материала, подготовка детей к участию в деловой игре, создание презентаций.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя:

«Тема урока – «Вечные проблемы философии античного периода в зеркале современного общества». Каждый из вас на время урока станет философом и попытается ответить на вечные вопросы, которые зародились еще в Эпоху античности и по сей день наиболее актуальны в нашем обществе: что такое истина, бессмертна ли душа человека, что такое красота, вопросы об идеальной форме правления и идеальном устройстве государства, о происхождении мира и др.

В ходе урока мы с вами заполним следующую таблицу:

Имя философа

Духовная сфера

Экономическая сфера

Политическая сфера

Современная философия

Сократ

Платон

Аристотель

И в конце урока мы подведем итог: имеют ли отражение учения вышеуказанных философов в современном мире и обществе.

Деловая игра

В процессе подготовки к данному уроку весь класс был поделен на 3 группы: 1-ая группа, представляющая философское учение Сократа (в лице Ксении Петровой), 2-ая группа – Платона (в лице Андрея Соболева) и 3-я группа – Аристотеля (в лице Карины Шинтымировой).

В процессе выступлений каждого из представителей групп в роли того или иного философа мы будем внимательно слушать и заполнять таблицу, исходя из основных высказываний философа, а в конце каждого выступления мы проведем небольшую дискуссию по вопросам, которые вы будете задавать.

- Итак, в роли философа античного периода – Сократа – выступит Ксения Петрова.

Вопросы Сократу:

А) Что такое индукция?

Б) С вашей точки зрения, что такое философия?

В) Как Вы относитесь к самой жизни на Земле?

Г) Назовите основную составляющую вашей критики, касаемой демократической формы правления?

- В роли Платона – Андрей Соболев.

Вопросы Платону:

А) Как Вы соотносите в своем учении душу и тело?

Б) Как Вы считаете, каким образом зародилось первое государство как институт, как Вы объясните происхождение государства?

В) Что такое охлократия?

 - В роли Аристотеля – Карина Шинтымирова.

(Конспекты выступлений прилагаются).

Вопросы Аристотелю:

А) По Вашему мнению, в чем разница между обществом и государством?

Б) Как Вы относитесь к рабству?

Итог: «Таким образом, на примере Сократа, Платона, Аристотеля, мы с вами рассмотрели их основные высказывания по каждой из трех сфер – духовной, экономической, политической, что отражает философию эпохи античности. В работах вышеупомянутых философов концентрируются вечные проблемы философии: проблема бессмертия души, происхождения мира, истины, идеальной формы правления, идеального устройства государства и др.

А теперь вернемся к таблице и проверим, что у нас с вами получилось. (Учитель спрашивает учеников, как они заполнили таблицу по каждой из сфер).

Мы рассмотрели с вами философию античного периода, учения Сократа, Платона, Аристотеля и выделили основные вечные вопросы и проблемы. (Учитель перечисляет их вместе с учениками). Как вы считаете, связаны ли вышеперечисленные вечные проблемы с реальной действительностью? Если «да», то приведите примеры, отражающие данную связь».

Актуальность вышеуказанных вечных проблем и вопросов подтверждается дискуссиями философов разных эпох: Аврелий Августин (Блаженный), Фома Аквинский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Имануил Кант, М. Вебер и мн. др.

Видным представителем средневековой политической мысли был Фома Аквинский (1225-1274 гг.) – монах и философ, который приспособил взгляды Аристотеля на политику и власть к догмам католической церкви. Он заявлял, что разделение людей на сословия установлено Богом, поэтому подняться выше своего сословия грешно. Власть государя от Бога, государь не только правитель, но и творец государства. Обосновывая эту мысль, он утверждал, что светская власть – это тело, а церковная власть – душа, значит, церковная власть выше светской. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя. Из этого следовало, что верховная всеобъемлющая власть принадлежит церкви. Римский папа – наместник Христа на Земле, которому, как вассалы, должны подчиняться все монархи, князья и государства.

Одним из важнейших классиков политической мысли эпохи Просвещения (XVII – XVIII вв.) является англичанин Томас Гоббс (1589-1679 гг.). Вслед за Макиавелли и Гроцием (Голландия), Гоббс доказывал естественное, земное происхождение государства. Оно существовало не вечно, а возникло из естественного состояния людей. По мнению Гоббса, людям от природы свойственно: стремление к наживе, что порождает соперничество; стремление к безопасности, что вызывает недоверие человека человеку; честолюбие приводит к устремлению иметь славу, чтобы тебе подчинялись все. Именно эти страсти (соперничество, недоверие и любовь к славе) приводят общество к «войне всех против всех» в условиях естественного состояния. Но в таких условиях жить невозможно, и люди заключают общественный договор и образуют государство, которому передают часть своих прав, свойственных человеку в естественном состоянии.

Следовательно, государство – результат договора людей об ограничении своих прав. В этом государстве можно делать все то, что не запрещено законом. Государство обладает всеми правами, принадлежащими человеку, его цель – устранить «естественное состояние» людей, сделать их разумными, гуманными.

Гоббс указывал на три возможные формы государства: монархию, аристократию и демократию. Наиболее совершенной формой государственной власти он считал абсолютную монархию. Это был ответ на запросы крупной английской буржуазии, нуждавшейся в сильной централизованной власти.

Огромное влияние на развитие политической мысли Новейшего времени оказали труды и взгляды крупного немецкого социолога и экономиста Макса Вебера (1864-1920 гг.). Его основной труд «Экономика и общество» опубликован в 1922 г., где изложены основные идеи и взгляды.

Центральным понятием в системе Вебера является «господство», которое он, однако, отличает от власти, основанной на экономической силе. Господство, по его мнению, есть такое отношение между управляющим и управляемым, при котором первый может навязывать свою волю второму путем обязующих приказов. Признавая роль насилия как основы государства, Вебер заявляет, что одного насилия недостаточно для возникновения и длительного функционирования системы господства. Для этого необходимо наличие и существование определенных ценностей, традиций, убеждений, норм и правил, на которых основывается послушание людей в обществе.

М. Вебер выделил три «идеальных чистых типа господства»: традиционное, харизматическое и рациональное. Традиционное господство основано на вере в то, что власть является законной, поскольку она всегда существовала, опираясь на традицию, закрепленные в ней нормы и правила. Например, правители, господа издавна обладают правами и привилегированным положением над слугами.

Харизматическое господство (харизма – греч.) – необыкновенное божественное качество, дар, которым наделены некоторые люди, что придает им магическую силу, во что верят окружающие люди. Оно выступает основой политического лидерства в ряде современных государств.

Рациональное господство – это господство права. Существование власти в государстве и сфера ее деятельности зависят от установленных людьми законов, которые надо соблюдать.

Вывод:

«Итак, сегодня мы познакомились с темой «Вечные проблемы философии античного периода в зеркале современного общества» в форме деловой игры и пришли к основному выводу – философские учения античности ярко отражаются на последующих учениях различных эпох, в том числе и на современных концепциях.

Есть ли вопросы, комментарии, поправки?

Я благодарю всех участвующих в процессе проведения урока».

Домашнее задание:

  1. Заполнить таблицу.
  2. Эссе по одному из высказываний философов:
  1. Сократ:

а) «Красота есть красота смысла, сознания, разума»;

б) «Я знаю, что я ничего не знаю»;

в) «Познай самого себя».

  1. Платон:

а) «Дружба довольствуется возможным, не требуя должного»;

б) «В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя»;

в) «Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими»;

г) «Речь истины проста».

  1. Аристотель:

а) «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине»;

б) «Жить – значит делать вещи, а не приобретать их»;

в) «Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных»;

г) «Человек вне общества – или бог, или зверь»;

д) «Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Глобальные проблемы современности.

Разработка урока в 11 классе, коллективный способ обучения....

Родительское собрание на тему "Вечная проблема"

РОдительское собрание проводится совместно  родители и учащиеся 6 - 8 классов. Используются  отрывки из художественной литературы, стихи, сценки. Разбираются жизненные  ситуации....

Проблемы преподавания немецкого языка в условиях современного общества

Особенности языковой ситуации в современной Европе и России. Немецкий язык в условиях современного образования....

Конспект урока на тему "Роль музыки и и искусства в жизни современного общества"

Конспект урока на тему "Роль музыки и и искусства в жизни современного общества"...

Проблема искусства и его место в современном обществе

Рассматриваются проблемы искусства и его значение в современном обществе...

Презентация и дополнительные материалы к уроку Сущность человека как проблема философии

Материал содержит презентацию к уроку и текст обществоведческого источника для выполнения практического задания...