рабочая программа по обществознанию 7 класс
рабочая программа (обществознание , 7 класс) по теме

рабочая программа обществознание 7 класс на 34 часа к учебнику Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_obshchestvoznanie.docx42.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26» НГО

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

                                                УТВЕРЖДено

Школьным методическим объединением

Протокол № _____  от ____________ 2012 г

                                                        зам.директора  по УВР

                                              ………… . Л.А. Гринченко

«30»  августа  2012г.

                                     Директор МБОУ «СОШ  №26»

                                    …………… М.М. Караулан

Приказ № от «      .»  ___________  2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

7 класс

Составитель:

 Иванова Людмила Сергеевна

учитель истории и обществознания

II  квалификационной категории

Пояснительная записка.

          Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н.Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю. Цель данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

           Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

          1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

а)        Декларация прав ребенка;

б)        Конвенция о правах ребенка.

2. Цели изучения курса:

Цель данного курса - сформировать первоначальные представления о сферах общества: эко номической, политической, социальной, духовной.

Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формирова нию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

 

КОМПЕТЕНЦИИ

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

умения в связной монологической форме пересказать текст учебни ка, отделяя главное от второстепенного , воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложе нии учителя;

Умение высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы;

Умение анализировать, делать выводы;

Выступать с сообщениями (на основе источников, рекомендаций учителя)

Умения  раскрыть содержание иллюстрации;

Умение создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты

Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира.

Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств), умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

Объяснять значение  обществоведческих понятий;

умения давать самостоятельную оценку  процессам, явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные сужде ния;

умения спорить и отстаивать свои взгляды, участвовать в диалоге, подбирать аргументы;

 

                Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: аукционы, викторины, брейн – ринги, КВН и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.

            Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой ; видов и приёмов контроля : письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, сочинения, беседы, рассказы, устное тестирование и др.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО МАТЕРИАЛА

№ темы

Модуль (ГЛАВА)

ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1.

1 ч

Тема 1. Человек среди людей

7 ч

2.

Тема 2. Человек и закон

12 ч

3.

Тема 3. Человек и экономика

10 ч

4.

Тема 4. Человек и природа

3 ч

5.

Резерв

Итого:

34 ч

Требования к уровню подготовки уч-ся

 

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1ч).

Раздел 1. Человек среди людей (7 ч).

            Межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Симпатия. Стереотип. Антипатия. Виды межличностных отношений. Знакомство. Приятельские отношения. Товарищество. Дружба. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения.

             Ты и твои товарищи. Понятие группа. Виды групп. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути.

             Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении.

                  Почему нужно быть терпимым. Понятие межличностный конфликт. Этапы развития конфликта. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта.

Раздел 2. Человек и закон (12 ч).

                  Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.

              Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.

              Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

             Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.

               Что такое дисциплина? Дисциплина  общеобязательная и специальная .Правомерное поведение.                                                                                                                                                                                                 Виды нормативно-правовых актов. Система  законодательства. Признаки и виды  правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого  статуса  несовершеннолетних. Презумпция  невиновности.                

               Кто  стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие  правоохранительных органов и граждан.

                                          Раздел 3.Человек и экономика (10 ч).

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

                Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.    

                  Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

                  Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское хозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства.

                 Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

                Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

                Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Раздел 4. Человек и природа (3 ч).

                 Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

                 Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой.

                 Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Литература

1) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. 7 класс. – М.: Просвещение, 2010.

2) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 7 класс. – М.: Просвещение, 2010.

3) О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2010.

Нормы и критерии оценивания

  Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1. Отказался  ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Основные понятия

Вид

контроля,

измерители

Домаш нее задание

1

Введение

1

Урок изучения нового материала

Знакомство с курсом «Обществознание»

Обществоведение, человек, общество

Опрос

С.3-6

2.

Отношения между людьми

1

Урок изучения нового материала

Роль чувства в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество

Сотрудничество, соперничество

Опрос

§1

3

Социальные группы

1

КУ

Большие и малые группы. Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

лидеры

Опрос

§2

4

Общение – форма отношения человека к окружающему миру.

1

КУ

Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Общение, сверстники

Опрос

§3

5

Человек среди других людей

1

КУ

Солидарность, толерантность, Взаимопонимание

Солидарность, толерантность, Взаимопонимание

Опрос

§3

6

Конфликты, причины их возникновения.

1

КУ

Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

агрессивность

Опрос

§4

7

Повторение: "Человек среди людей".

1

Контроль знаний

8

Что значит жить по правилам

1

КУ

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Привычка, ритуал, обычаи, обряд, церемония

§5

9

Права и обязанности граждан

1

КУ

Права человека. Кто и как обеспечивает ваши права

Гражданские права, политические права, экономические права, социальные права, культурные права

Опрос, тест

§6

10

Права и обязанности граждан

1

КУ

Где проходит граница прав человека? Не прав, нет обязанностей.

право

Опрос, тест

§6

11

Почему важно соблюдать законы

1

КУ

Наша страна в период Смутного времени. Закон устанавливает порядок в обществе.

Конституция, свобода, юрист, порядок, справедливость, Смутное время, безвластие, анархия, проступок, преступление, кодекс,

Опрос

§7

12

Почему важно соблюдать законы

1

КУ

Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободного поведения.

безвластие, анархия, проступок, преступление, кодекс

Опрос

§7

13

Защита Отечества

1

КУ

Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба. Готовь себя к исполнению военного долга.

Патриот, долг, обязанность, мобилизация, регулярная армия, рекрутская система, повестка, контракт, военная присяга,  устав, вооруженный конфликт, военная подготовка

тест

§8

14

Что такое дисциплина

1

КУ

Дисциплина общеобязательная. Дисциплина специальная.

Дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, трудовая дисциплина, самодисциплина

Опрос

§9

15

Что такое дисциплина

1

КУ

Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание

воинская дисциплина, мораль,  общественный порядок, санкция, самоконтроль, воля,

опрос

§9

16

Виновен - отвечай

1

КУ

Знать закон смолоду. Законопослушный человек.

Закон, преступление, наказание, воспитательно- трудовая колония, противозаконное поведение,

опрос

§10

17

Виновен- отвечай

1

КУ

Противозаконное поведение. Закон наказывает.

проступок, мораль, табу, принцип талиона, грабеж, кража, ущерб, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, несовершеннолетие, подстрекатель, штраф, соучастник

опрос

§10

18

Кто стоит на страже закона

1

КУ

На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Что такое милиция? Подразделения криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Милиция, прокуратура, Федеральная служба безопасности, таможня, нотариус, наследство, лицензия ,суд, правосудие, уголовный розыск, ГИБДД

опрос

§11

19

Обобщающий урок по теме: «Человек и закон»

1

ИК

Общение, межличностные конфликты, конфликтная ситуация, стратегия поведения.

тестирование

20

Экономика и ее роль в жизни общества

Основные вопросы экономики

1

1

ИНМ

Что такое экономика? Зачем нужна экономика ?

Товарное хозяйство. Основные участники экономики.

Экономика, производство, технология,

Основные вопросы экономики,  экономический выбор, эмоциональное решение, рациональное решение, натуральное хозяйство, товар, товарное хозяйство,  Потребитель, доход, прибыль,

опрос

§12

21

Мастерство работника.

1

КУ

Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд.  Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Труд, мастер, народные промыслы, квалификация, труд ручной, умственный, физический, зарплата, производительность труда, степень риска, условия труда.

опрос

§13

22

Производство, производительность труда.

1

КУ

Что производить? Как производить?

Производство, экономический продукт, потребность, технология,

опрос

§14

23

Производство: затраты, выручка, прибыль

1

КУ

Затраты производства. Рациональная организация производства. Разделение труда на производстве. Все ли выгодно производить?

Затраты производства, стоимость сырья, аренда, разделение труда, производительность труда, выручка, прибыль, налог.

опрос

§14

24

Виды и формы бизнеса

1

КУ

Что такое бизнес? Роль предпринимательства в современной экономике. Виды бизнеса. Формы бизнеса.

Бизнес, бизнесмен, инициативность, меценатство, финансы, прибыль, купля-продажа, кредит, собственность,

опрос

§15

25

Виды и формы бизнеса

1

КУ

Практическая работа. Составление бизнес-плана.

Индивидуальное предпринимательство, товарищество, акционерное общество, акция, акционер, наемный работник

опрос

§15

26

Обмен, торговля, реклама.

1

КУ

Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике. Отец экономической науки.

Обмен, общественное разделение труда, товар, стоимость, цена, бартер,

 Бренд, товарный знак, потребитель

опрос

§16

27

Деньги, их функции

1

КУ

История денег. Как деньги стали деньгами? Функции денег. Деньги меняют обличье.

Бартер, эквивалент, товар-посредник, стоимость, делимость, монета, банкнота, кредитная карточка, средства платеже. Валюта, конвертируемость.

опрос

§17

28

Экономика семьи.

1

КУ

Ресурсы семьи. Что такое семейный бюджет. На что семьи тратят деньги,

Семейное хозяйство. Материальные ресурсы, трудовые ресурсы, проценты, ссуда, лимит, семейный бюджет

опрос

§18

29

Обобщающий урок по теме «Человек и экономика»

1

ИК

тестирование

30

Человек- часть природы

1

УИНМ

Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

§19

31

Охранять природу – значит охранять жизнь.

1

ИК

Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

§20

32

Значение земли и других природных ресурсов.

1

ИК

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

§20

33

Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды.

Участие граждан в природоохранительной деятельности.

§21

34

Обобщающее повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...