Разработка урока- тренинга по обществознанию в 6 классе: "Психологический климат в семье"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме

 Познакомить участников тренинга с основами нравственно –            правовых норм семейных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Психологический климат в семье62.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Цель урока: 1. Показать роль семьи в жизни человека.

                     2. Познакомить участников тренинга с основами нравственно –            правовых норм семейных отношений.

Звучит мелодия: «Погода в доме».

Учитель. Здравствуйте, дорогие, ребята. Сегодня мы с вами проведём урок – тренинг, который называется: «Психологический климат в семье».

Семья, дом – это крепость, которую мы все пытаемся охранять не зависимо от времени, сложностей, а иногда и вопреки им!

Что такое семья? Это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, это единомышленники, друзья, готовые всегда прийти на помощь. А знаете ли вы, как появилось слово семья?

Стихотворение: «СЕМЬЯ».

Когда – то о нём не слыхала Земля..

Но Еве сказал перед свадьбой Адам..

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё также ответила: «Я».

- Кто платье сошьёт, постирает бельё,

- Меня приласкает, украсит жильё?.

«Я, Я» - тихо молвила Ева. – «Я, Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».-

Вот так на Земле появилась семья.

Основная функция семьи – рождение и воспитание детей. В семье закладывается будущее любого народа и государства. Вместе с тем, члены семьи ведут совместное хозяйство, обеспечивают потребности друг друга в еде, жилище, одежде, отдыхе, развлечениях, в духовном общении, поддержке…

Однажды молодая мама обратилась к великому педагогу Константину Ушинскому с вопросом, когда следует начинать воспитание малыша, и он спросил её о возрасте ребёнка.

- О, он ещё совсем мал! Ему всего неделя от роду!.

- Дорогая моя, вы опоздали ровно на целую неделю! – воскликнул знаменитый педагог.

Вопрос детям: Ребята, почему великий педагог Константин Ушинский, сказал молодой маме то, что она опоздала в воспитании своего малыша?

Ответы детей:  Напомнить о том, что детей  начинают воспитывать ещё в животике у мамы: рассказывают сказки, стихи, слушают музыку, разговаривают с малышом.

Итак, ребята, воспитание детей – очень серьёзный и ответственный процесс.

Законы РФ устанавливают тесную связь между правами и обязанностями родителей и детей в семье.

В Конституции РФ говорится:

Статья 38:

1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Глупцов глупей, слепцов слепей

Те, кто не воспитал детей

В порядочности, в послушанье,

Не проявив забот и тщанья.

На доске надпись в виде ромашки, дети должны прикрепить лепестки ромашки с надписями, выбранные присущие воспитанию в семье.

Семья должна воспитать.

- трудолюбие,

- достоинство,

- уважение к окружающим,

- стойкость,

- дисциплину,

- стремление к знаниям,

- привычку к здоровому образу жизни.

Принято считать, что детей воспитывают только родители и окружающие. Очень важно самому заниматься своим воспитанием.

Известный китайский мыслитель и учёный Конфуций говорил:

 « Воспитать себя настолько, чтобы уважать других, как самого себя – выше этого нет ничего».

Вот некоторые советы для самовоспитания:

- Умей управлять своими поступками,

- Учись терпеливо преодолевать трудности,

- Определи цель,

- Воспитывай волю,

- Замечай в людях хорошее.

Быть воспитанным – значит быть вежливым, чутким, добрым, отзывчивым. Семья и школа должна учить быть таким. Ещё в древности многие народы придумывали правила поведения в семье.

Вопрос детям: Ребята, какие правила поведения в семье, каких людей вы знаете?

Ответы детей:   Князь Владимир Мономах оставил «Поучения» детям:

                                    - при старших молчать,

                                     - мудрых слушать,

                                    - старшим повиноваться,

                                    - с равными себе дружить.

При Иване Грозном появился знаменитый «Домострой». Он учил:

                                  - не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других,

                                 - соблюдать порядок, чистоту в доме,

- строго выполнять свои обязанности.

Ребёнок учится тому

Что видит у себя в дому

Родители пример ему..

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь

Держи  в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Сценка: « Плохо девочкой мне жить..» - Федина Юля

Призадумалась я как – то:

Плохо девочкой мне жить!

Заплетать мне косы надо.

Лучше мне мальчишкой быть!

Например, приду я в класс..

(Надевает кепку на голову)

И скажу: «Привет! Я Стас!

Чё, не видите, я свой?

Коли, Саши, Пети, Вити!

Я –с уроков. Кто со мной!

Впрочем, мальчиком быть плохо!

Лучше бабушкой мне стать-

Печь блины, варить картоху.

Внучку в школу провожать

(Надевает очки, платок).

Нет, уж! Бабушкой мне быть

Трудно очень, между прочим

Не хочу с утра до ночи

Я варить, стирать! Устану.

Лучше дедушкой я стану.

(Приделывает бороду)

Дед на пенсии!.Ура!

Только занят он с утра

И к тому же он хромает

Да ещё чуть – чуть оглох.

Нет!  Пожалуй, что до деда

Я ещё не доросла!

Лучше папой стану Я!

(Надевает шляпу)

Но у папы ведь – семья!

Надо ей и пить и есть.

Обязательств всех не счесть!

Нелегко быть папой мне!

Стану братиком.

(Берёт соску в рот)

Илья.

Всё кричит: «Уа, Уа!»

И на мир таращит глазки,

Смотрит глупо из коляски.

Нервы здорово мотают

Лучше мамочкой я стану !

Постараюсь. Не устану.

Буду нежной и любимой

Самой доброй и красивой.

(Прихорашивается перед зеркалом)

Только мамы –вот забота!

Ходят часто на работу.

По морозу, в дождь и в снег…

Много всё – таки помех.

Что ж, придётся дальше жить,

Как жила я. Просто Катей.

И ходить в колготках, в платье.

Для меня большая честь –

Быть такой, какая есть!

Из сценки видно, ребята, что у каждого члена семьи свои обязанности.

Вопрос детям: Как распределяются обязанности в вашей семье?

На доске надписи всех членов семьи – распределите обязанности, которые подходят каждому из них.

мама

папа

бабушка

дедушка

брат

сестра

я

Карточки напечатаны, дети выбирают и прикрепляют магнитом.

Вопрос детям: Нужно ли делить обязанности на дому на мужские и женские?

Обсуждение.

 Итак, мы выяснили,  что у каждого члена семьи свои обязанности. И мы с вами подошли к понятию: « Психологический климат в семье».

Я предлагаю вам послушать песню Ларисы Долиной: «Погода в доме».

После прослушивания учитель задаёт детям вопрос:

Как вы понимаете «психологический климат в семье?

Ответы детей: Это отношение заботы, внимания, сотрудничества делают семейный климат тёплым и приятным.

Ребята, вы все должны знать, что обязанности человека делятся на четыре рода:

- Обязанности перед самим собой,

- Перед семьёй,

- Перед государством,

- Перед другими людьми.

Обязанность – это установленная обществом и государством необходимость вести себя определённым образом.

Давайте представим себе такую ситуацию:

Сценка: «Она не работает»    роль доктора и больного.

(Разыгрывает Свищёв Дима и Баранов Саша.)

- Много у вас детей?- спросил доктор больного.

- Родилось шестнадцать, живы только девять, - ответил он.

- Ваша жена работает?

- Нет, она сидит дома.

- Понятно… И как она проводит свой день?

- Ну, она встаёт в четыре утра, приносит воду и дрова, разводит огонь и готовит завтрак для семьи. Потом она идёт на речку и стирает одежду. Потом она идёт в город, чтобы продать на базаре кукурузу и купить что нужно по хозяйству. Потом готовит обед.

- Вы приходите домой обедать?

- Нет – нет, она приносит мне еду на поле, это около трёх километров от нашего дома.

- А потом?

- Ну, она ухаживает за курами и поросятами.И, наконец, весь день присматривает за детьми. Потом она готовит ужин, чтобы он был готов к моему возвращению.

- Она ложится спать после ужина?

- Нет, это я ложусь. Она возится по хозяйству до девяти часов.

- Но вы говорили, что ваша жена не работает…

- Ну да, я же сказал – она сидит дома.

Вопрос детям: составьте список работ, выполнявшихся женщиной в этой семье?

Ребята, мы выяснили, что дискриминация женщин является нарушением прав человека.

Конституция РФ является основополагающим документом для норм семейного права.

Статья 2 объявляет высшей ценностью человека, его прав и свободы; защита прав и свобод – обязанность государства.

Главным источником семейного права является Семейный Кодекс РФ, принятый Государственной Думой в декабре 1995 года.

А сейчас, мы с вами отправимся в путешествие, и представим себе ситуации возникающие в семье:

Сегодня у нас в гостях сказочные герои.

«Пеппи – Длинный чулок». Меня зовут Пеппи, я почти сирота, маму свою я не знаю, а папа у меня моряк, я его очень редко вижу. Я очень счастлива,что живу одна в своём просторном доме,  я могу делать всё, что захочу, меня не заставляют мыться, ходить в школу и вообще быть послушной девочкой. Некоторым взрослым не нравится, что я живу одна, т.к я ребёнок, но меня  это вполне устраивает.

Обсуждение детьми.

Учитель: Пеппи, ты должна знать, что Конституция РФ – статья 38 гласит, Забота о детях и их воспитание – равные право и обязанность родителей.

А, Статья 43 гласит, Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Наше путешествие продолжается и мы отправляемся в « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Я – царевна. Когда моя мама ждала меня, мой отец- царь – отправился в далёкий поход, и, когда он вернулся, я только – только родилась,   моя мама была очень слаба. Она не снесла столь сильных волнений и умерла. Через год мой отец женился на другой. Моя мачеха умна, красива, но своенравна и ревнива. Она завидует моей красоте и решила меня «извести».

Обсуждение детьми.

Учитель: Не переживай царевна у тебя будет все хорошо,  ведь    Конституция РФ, а именно статья 21 гласит:

 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.                                                              

Звездный мальчик:

Меня нашли глухой холодной ночью бедные люди. Я лежал на снегу и замерзал. На мне был плащ со звёздами, поэтому все решили, что я упал со звезды. Бедное семейство стало меня воспитывать, но я всегда знал, что они не мои родители, я для них слишком красив, одарён, а они совсем простые, бедные, некрасивые. Я не мог называть их папой и мамой. Я очень жестоко обращался со всеми и был за это наказан.  

Да, звёздный мальчик, ты поплатился за своё поведение. Ты должен знать, что в твоём случае, очень важно то, кто тебя вырастил, воспитал и дал тебе образование. Бедные люди не дали тебе умереть, и несмотря на свою бедность, они взяли тебя в свою семью, и ты должен быть за это им благодарен.

Ты должен запомнить:

- Родители, или лица их заменяющие, обязаны заботиться друг о друге.

- С уважением относись к старшим.

- Знай и почитай традиции семьи в которой ты воспитывался.

- Не огорчай родных или людей, воспитавших тебя.

Ребята, мы с вами рассмотрели многообразие и сложности семейных отношений.

Хочется вам напомнить одну пословицу:

Дети для родителей должны быть не в тягость, а в радость!

В семейном кругу мы с вами растём

Основа основ- родительский дом

В семейном кругу все корни твои

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В заключении урока я предлагаю вам, ребята, изобразить семейное дерево. Это дерево будет расти – пока живёт человек. Корнями дерева будут три коллектива, которые «образуют» человека.

- Настоящие друзья,

- Здоровье,

- Государство. Общество.

- Благополучие,

- Образование,

- Родственный коллектив,

- Семейные традиции и обязанности,

- Семья,

- Дом,

- Семейные отношения,

- Любовь,

- Дети.

Дети прикрепляют листочки и обосновывают свой ответ.

Наш увлекательный урок подошёл к концу. Хочется ещё раз напомнить вам, что СЕМЬЯ и КЛИМАТ в семье – главные, ценнейшие богатства в нашей жизни, которые служат началом начал для дальнейшего развития и становления ЧЕЛОВЕКА с большой буквы в ОБЩЕСТВЕ и В ГОСУДАРСТВЕ в целом.

И пусть- это семейное дерево будет вечным символом, в вашей жизни!

                                                          До скорых встреч!

                   Филиал МБОУ СОШ с. Наровчат в с. Потодеево

 

Урок – тренинг

по обществознанию

в   6 классе.

«Психологический климат в семье»

с  использованием информационно- коммуникационных технологий.

Учитель Белоглазова Т.А.

2012 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 6 классе на тему "Климат".

Данный материал представлен к учебнику 6 класса Т.П. Герасимовой Начальный курс географии....

Методическая разработка урока географии в 7 классе на тему: "Климат Северной Америки"

Методическая разработка урока географии в 7 классе на тему: "Климат Северной Америки"УМК: программа И.В. Душина  «Материки, океаны, народы и страны», базовый уровень, учебник: И.В. Душина, В.А. К...

Разработка урока по географии" Восточно - Европейская (Русская) равнина. Климат, внутренние воды и природные зоны"

формировать представление и знание особенности природного района - Русской равнины. Изучить природу и ресурсы Русской равнины....

Технологическая карта урока-тренинга по обществознанию в 11 классе (вводный урок к разделу "Культура и нравственность")

Тренинг должен стать своеобразным «мостом» к изучению блока «Культура», важнейшим понятием которого являются представления о морали, нравственном выборе, толерантности. Старшеклассники, в результ...

Урок - тренинг по обществознанию в 6 классе по теме "Умение общаться"

Урок - тренинг по обществознанию в 6 классе проводиться как урок практикум, на котором учащиеся могут в свободной форме применить теоретические знания, полученные ранее на уроках. здесь можно увидеть ...

Методическая разработка урока английского языка по теме " Погода и климат Великобритании и Сахалина"

Тема: Погода и климат Великобритании и Сахалина Цели занятия: Методическая –   показать возможности активизации познавательной деятельности студентов     обучающая ...

Разработка урока географии в 7 классе по теме "Климат Евразии"

Данный урок является комбинированным и помогает обобщить знания о климате на всех материках Земли и конкретизировать в области Евразии. Включена практическая работа с климатограммой в учебнике, работа...