Конспект урока обществознания в 8-ом классе
план-конспект урока (обществознание , 8 класс) по теме

Ахмадуллина Гульнара Сайфулловна

Конспект урока обществознания в 8-ом классе по теме "Правонарушение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_8_klasse.rar17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное    образовательное   учреждение Республики Марий Эл «Нартасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII  вида»

Конспект  урока по теме  «Правонарушение»

( VIII  класс)

                                          Подготовила Ахмадуллина Г.С.,

                                учитель обществознания                                            

2009 г.

Тема: Правонарушение.

Цель: развить представления учащихся об ответственности за нарушение норм права.

Задачи:

  1. Показать виды правонарушений, формы ответственности;
  2. Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе работы с логической схемой, решения практико-ориентированных задач;
  3. Воспитание уважительного отношения к законам страны, развивать умение давать объективную оценку поступкам окружающих.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация, дидактические раздаточные материалы.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.
  1.  Заслушивание Гимна РФ.
  2. Ознакомление с  планом урока (слайды 1-2)
  1. Повторение пройденного материала:
  1. Наше государство называется Россия или РФ? (слайд 3)
  2. Что объединяет следующие рисунки? (слайд 4)
  1. Что такое Конституция? (слайд5)

А.Книга о приключениях

Б.Основной закон страны

В.Название фильма

  1. Кто является главой государства? (слайд 6)
  2. Кто является главой правительства?
  3. Кто является первым Президентом РФ?
  4. Ребенок –это человек: (слайд 7)

А. Который ходит в школу

Б.Кто получил паспорт

В. Не достигший 14 лет.

3.Изучение нового материала  (слайд8)

  1. Работа по логической схеме (слайды 9-13)
  2. Что такое правонарушение (слайд 14)
  3. Источники права (слайд 15)
  4. Виды правонарушений (слайд 16-17)

4.Закрепление.

  1. Заполнение таблицы (слайд 18 - 19)
  2. Тест «Умеете ли Вы правильно оценивать поступки людей» (слайд 20)
  3. Работа по таблице (слайд 21-22).

5. Подведение итогов  (слайд 23 -24)

6. Домашнее задание  (слайд25-26).

Почему важно соблюдать законы.

Урок обществознания в 7 классе

     Цели:

  1. Ознакомить учащихся с понятием закон и почему так важно соблюдать законы
  2. Познакомить с основным содержанием Конституции РФ.
  3. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам другого человека
  4. Формировать умение вести дискуссию, выражать и отстаивать свое мнение, понимать динамику исторического процесса
  5. Способствовать формированию активной жизненной позиции

Основные понятия:

  1. Закон
  2. Порядок
  3. Конституция РФ
  4. Справедливость
  5. Свобода

План урока:

  1. Почему важно соблюдать законы:

а/ Закон устанавливает порядок

б/ Закон стремится к справедливости

в/ Закон устанавливает границы поведения.

Ход занятия

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня  мы встречаемся в очередной раз, и мне хочется  узнать, помните ли вы понятия . А для этого я предлагаю вам решить кроссворд. Работать будете в парах. Первые 4 человека, решившие правильно кроссворд, получат пятерки.

   

  1. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами (обряд)
  2. Внешние формы поведения  человека, получающие положительную или  отрицательную оценку окружающих.(манеры)
  3. Последовательность действий (привычка)
  4. Закон, или постановление, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах  (правило)    
  5. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности (ритуал)
  6. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности (право)
  7. Правила или образцы действий, одобряемые обществом (обычаи)
  8. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм (санкции)
  9. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах (этикет)

У вас должно получиться слово, которое связывает эти слова в единое целое. Это слово ДЕКЛАРАЦИЯ. Я прошу вас дать определение этому понятию.(Документ, определивший и провозгласивший круг основных прав и свобод граждан.)

Когда была принята декларация? /10 декабря 1948 г./

В каком документе нашего государства закреплены основные положения этой декларации?

Какие права человека закреплены в нашей Конституции?  ( по мере ответов учащихся на доске крепится схема)

 Как вы думаете важно соблюдать права человека?

Важно ещё и по- тому, что это законы нашего государства. И по- этому темой нашего урока стал  вопрос :  Почему важно соблюдать законы?

(учащиеся записывают тему урока)

А как вы думаете : что такое закон?

ЗАКОН– правило, которое устанавливает государство. Главный закон нашего государства- это Конституция, почему же её так важно соблюдать?

У вас на столах лежат листы бумаги розового цвета.  В них описаны жизненные ситуации. Ваша задача, работая с Конституцией РФ определить какими правами воспользовались люди , а может права людей были нарушены. Работа в парах.

Ситуации:

  1. Десятилетний Сережа сочинил стихотворение и послал его в детский журнал. Ему пришел ответ, что его стихотворение не интересно и поэтому его не напечатают. А в следующем номере журнала Сережа увидел свое стихотворение ,но только автором был уже не он.
  2. Пятеро тринадцатилетних подростков из хулиганских побуждений забрались вечером в помещение детского сада, побили там посуду и повредили мебель. Ущерб, нанесенный ими, составил 500 тыс. рублей.
  3. Найдите ошибку в тексте:

           Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам за умеренную плату. Государство обязано содержать и развивать систему здравоохранения.

  1. Найдите ошибку в тексте.

            Каждый имеет право на жилище. Каждый может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Жилье малоимущим гражданам предоставляется за плату.

  1. Лето. Было жарко. Мы пошли купаться на речку. Но подходя к местному пляжу мы обнаружили разбросанные стеклянные бутылки, раскиданный мусор, везде валялись окурки от сигарет и тлело два кострища. Настроение в тот вечер было безнадежно испорчено.
  2. Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала.
  3. Учащиеся школы решили создать свой союз, который бы защищал интересы школьников.

Во многих ситуациях ,мы с вами видим, что права человека были нарушены, а это нарушение нашего основного закона страны Конституции.

Почему же так важно соблюдать законы?

По мере работы на доске и в тетрадях учащихся записывается схема:

 

  1. Закон стремится установить справедливость.

Как вы думаете , что такое справедливость?

(учащиеся работают с параграфом стр.36)

 СПРАВЕДЛИВОСТЬ- это когда каждый получает то, на что имеет право.

Люди всегда стремились каким- либо способом утвердить справедливость. И нашли самый надёжный способ- с помощью законов. Может, кто ни будь, мне назовет, какие есть в истории примеры законов? (Русская Правда, Соборное уложение)

Наша Конституция – закон законов и служит главным образцом справедливости. Приведите мне примеры из Конституции тех статей, которые на ваш взгляд являются наиболее справедливыми.

  1. Закон устанавливает границы свободного поведения

Что такое свобода? СВОБОДА-это отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию. Но ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Хочется вспомнить пример такой побасенки, которую любят рассказывать юристы:

Жили- были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: « Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».

Как вы думаете , что сказал судья этому человеку?

Тогда находчивый судья строго сказал обидчику : « Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» Он строго наказал хулигана.

На нашей планете людей много, у каждого свои интересы, своя свобода и подумайте, что будет, если вдруг все решат стать абсолютно свободными.

Давайте подведем итог нашего сегодняшнего разговора.

Почему же так важно соблюдать законы?

(ответы детей)

Да, это так законы важно соблюдать даже ценой жизни. Мне хочется привести пример из жизни одного исторического деятеля эпохи Древней Греции. Это человек- Сократ

( доклад учащегося)

Как выдумаете, почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Как бы вы поступили на его месте?

Изучив тему нашего урока, попробуйте сделать вывод.

Д/з: Учебник № 3. Напишите в тетрадях мини- сочинение 5-6 предложений на тему : « Почему важно соблюдать законы?»

Выставление оценок

Можно

Нельзя

Нужно

Можно

Нельзя

Нужно

Тест «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИВАТЬ ЛЮДЕЙ»

  1. Шофер на государственной машине всю ночь перевозил мебель на свою новую квартир:

А.поступил правильно -1

Б.все так делают -3

В. Поступил правильно-5

  1. 14-летняя Рита в городском автобусе похитила кошелек с деньгами, которых хватило бы на покупку 3 буханок хлеба. Следователь выяснил, что ее 5 кража, но возбуждать уголовное дело против девочки не стал. Он посчитал совершенное ее деяние не опасным для общества. Как Вы оцениваете решение следователя:

А.поступил неправильно -1

Б.нельзя судить за 3 буханки хлеба -3

В. поступил правильно -5

  1. В туалете одной из школ 9-классник подошел к 7 –класснику и посоветовал завтра принести ему пачку сигарет. А тот,  недолго думая, позвонил в милицию:

А.за вымогательство надо отвечать -1

Б.зря связался из-за пачки сигарет -3

В. 9- классник ничего особенного несовершил-5

Права человека

гражданские

политические

экономические

социальные

культурные

Почему важно соблюдать законы

Закон устанавливает порядок в обществе

Закон стремится установить справедливость

Закон устанавливает границы свободы поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания в 8-ом классе

Конспект урока обществознания в 8-ом классе по теме "Правонарушение"...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: "Портрет нашего класса"

Урок по обществознанию для 5 класса разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока Практикум "Портрет нашего класса". В разработке указаны личностные, метапредметны...

План-конспект урока обществознания "Конституция России" 9 класс

План-конспект урока обществознания "Конституция России" 9 класс. Комбинированный урок...

Конспект урока обществознание (профильный уровень) 10 класс "Мотивы выбора профессии"

Урок обществознания в социально-гуманитарном профильном классе. 10 класс " Мотивы выбора профессии". Тип урока: урок-анализ....

План – конспект урока обществознания в 7 г классе по теме «Судебная система Российской Федерации»

План – конспект урокаобществознания в 7 г классе по теме«Судебная система Российской Федерации»...