Политика и политическая система общества
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Материал к уроку. Работа с документами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа с документом64 КБ

Предварительный просмотр:

Подборка текстов с вопросами по теме

«Политика и политическая система общества»

Кропоткин П.А. «Мораль, право, политика»

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

КОМПОНЕНТ ЗНАНИЙ

Каково отношение автора к правительству?

Как соотносятся революция и правительство с точки зрения автора?

Что Вы знаете об идеологии анархизма и отношении анархистов к государственному управлению?

Какую роль правительству отводит автор?

Как историческая обстановка отразилась на позиции автора?

КОМПОНЕНТ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Какие понятия, связанные с государственным управлением, Вы можете найти в документе? Что Вы о них знаете?

КОМПОНЕНТ ЦЕННОСТЕЙ, ПОНИМАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ

С какими мыслями автора Вы согласны, а с какими могли бы поспорить?

Что касается до нас, анархистов, то наше суждение о диктатуре отдельной личности или целой партии – в сущности, между той и другой нет никакой разницы – совершенно определенно. Мы знаем, что социальная революция не может быть руководима одним лицом или совокупностью нескольких лиц. Мы знаем, что революция и правительство несовместимы между собой. Правительство, какую бы оно ни носило кличку: диктатура, монархия, парламент, - непременно должно убить революцию. Мы знаем, что вся сила нашей партии в ее основной формуле: «Только свободный почин, инициатива народа может создать нечто хорошее и долговечное; всякая же власть фатально стремится к уничтожению этого свободного почина». …Мы знаем, к чему приводит всякая диктатура даже людей с прекрасными намерениями; она влечет за собой гибель революции…

Если правительство – будь оно даже идеальным революционным правительством – не может создать новой силы и быть фактором разрушения всего того, что должно быть снесено, то для дела перестройки и создания нового, которое должно последовать за ломкой, оно уже совершенно непригодно…

Для удовлетворения бесконечного разнообразия условий и потребностей, которые народятся в день уничтожения частной собственности, необходима гибкость коллективного дела и знание всей страны. Всякая внешняя власть будет только помехой, задержкой органической работы, которая должна совершиться; а, следовательно, она станет источником раздора и взаимной ненависти.

Дюверже Морис «Политические институты и конституционное право»

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

КОМПОНЕНТ ЗНАНИЙ

Какие методы могут использоваться для политической пропаганды?

Какую роль играет пропаганда в политической борьбе?

Изменились ли методы ведения пропаганды с древних времен до наших дней?

Что Вы знаете о правителях, имена которых называются в документе?

КОМПОНЕНТ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Можете ли Вы расширить список правителей, которые активно использовали пропаганду в своем правлении?

КОМПОНЕНТ ЦЕННОСТЕЙ, ПОНИМАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ

Насколько актуальны мысли автора для сегодняшнего дня? С какими из них Вы могли бы поспорить?

Пропаганду можно определить как усилие, совершаемое правительством для того, чтобы убедить управляемых подчиниться ему. Вместо того, чтобы принуждать, следует убеждать: в действительности же способы, применяемые для достижения такого убеждения, делают его разновидностью косвенного принуждения. Отсюда и вытекает определение пропаганды, данное одним из современных авторов: «насилование толпы»...

Все методы, используемые правителями для укрепления своего престижа, относятся к пропаганде (вера в свое предназначение, непогрешимость, великолепие костюмов, пышность декора, церемониал и т.п.). Но собственно пропаганда служит главным образом для того, чтобы убедить управляемых в том, что их правительство является лучшим из всех возможных и что благодаря ему они живут счастливо, гораздо счастливее, чем при любом другом правительстве, потому что оно борется за справедливость, изобилие, равенство, свободу и т.д. (в зависимости от исторической эпохи и народных чаяний акцент делается на ту или иную из основополагающих добродетелей).

Почти все правительства использовали пропаганду подобным образом, но вплоть до наших дней лишь немногие делали это систематически, прибегая к услугам специально приставленных к этой работе людей. Немаловажную в данной области роль играли писатели (и в целом творческая публика, интеллектуалы), а также духовенство. «Пропаганда» Хлодвига, оказавшая мощное влияние на расширение его владений, велась епископами. Императору Августу замечательно удавалось использовать в пропагандистских целях писателей своего времени; таким же образом король Пруссии Фридрих II и Екатерина Великая в России использовали «философов» для создания себе репутации просвещенных монархов.

И.И. Скрипюк «Политическая реклама и политический PR в России».

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

КОМПОНЕНТ ЗНАНИЙ

Как Вы понимаете словосочетание «политическая реклама»?

Что является критерием эффективности политической рекламы?

КОМПОНЕНТ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Какие примеры политической рекламы Вы могли бы привести?

Какие 2-3 из перечисленных требований вы бы могли назвать основными? Почему?

Можно ли дополнить или изменить предложенный список?

КОМПОНЕНТ ЦЕННОСТЕЙ, ПОНИМАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ

Согласны ли Вы с перечисленными требованиями к эффективной политической рекламе?

Как можно оценить современную политическую рекламу с точки зрения названных требований? Аргументируйте свою точку зрения.

Как, на ваш взгляд, соотносятся политическая реклама и интересы простых граждан?

Политическая реклама.

Политическая реклама эффективна лишь тогда, когда удовлетворяет следующим требованиям:

-показывает отличия рекламируемого кандидата от кандидатов-конкурентов;

-обещает потребителю существенные выгоды при предпочтении рекламируемого кандидата, для чего показываются его достоинства, создается положительный образ, формируются другие предпосылки предпочтения и в заголовке рекламного обращения, и в его иллюстрировании, и в стилистике подачи текстового и графического материалов;

-содержит удачную рекламную идею – оригинальную и в то же время легкую для восприятия;

-создает и внедряет в сознание ясный, продуманный в деталях образ-стереотип, увеличивающий ценность кандидата в глазах избирателей;

-оригинальна и потому не скучна, не повторяет известные, надоевшие решения;

-имеет точную целевую направленность, отражая разные запросы, желания, интересы конкретных избирателей и информируя их таким образом, чтобы учитывали различия потребительского спроса в определенной рекламной аудитории;

-привлекает внимание, что достигается удачными художественными и текстовыми решениями, размещением рекламного объявления в средствах массовой информации, пользующихся высокой репутацией, которые читают, слушают, смотрят те, на кого реклама рассчитана;

-концентрирует внимание на главном, не усложняя, предлагает лишь то, что важно для избирателя, и обращается непосредственно к нему.

Конституция РФ (1993г.)

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

КОМПОНЕНТ ЗНАНИЙ

Как в России формируется правительство?

Каковы основные функции Правительства РФ?

Какие нормативные документы издает Правительство РФ?

КОМПОНЕНТ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Какая схема могла бы отразить основные функции исполнительной власти в РФ?

С какими понятиями, связанными с политикой, Вы встретились в тексте?

КОМПОНЕНТ ЦЕННОСТЕЙ, ПОНИМАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ

Насколько, на Ваш взгляд, действенны установленные в России механизмы контроля над исполнительной властью?

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Политическая система общества"

Презентация поможет повторить теоретический материал по блоку вопросов "Политика" к ЕГЭ по обществознанию. Материал систематизирован в схемы и таблицы....

Политические партии в политической системе общества

Презентация урока в 11 классе по  обществознанию.Цели урока:Образовательные: Сформировать у учащихся представление о том, что  такое партия. Показать признаки и роль политических партий...

Политическая система общества. Урок для 10 класса.

Учебно-методическое пособие для учителя обществознания, отражающее основные моменты указанной темы....

Политическая система общества

Презентация содержит информацию о политических режимах и государстве как основном институте политической системы общества. Возможно использование материала на занятиях по дисциплинам "Обществознание" ...

Тесты по теме "Политическая система общества", 11 класс

Тесты предназначены для текущей проверки знаний учащихся по теме; " Политическая система общества."...

Политическая система общества

Данный материал может быть использован для контроля знаний по теме "Политическая сфера общества"....

Методическая разработка урока по обществознанию. Политическая система общества.

Урок посвящён развитию политической системы общества РФ. Ключеву. роль в котором играет государство как политический институт общества....