Подготовка к ГИА В 9 КЛ. ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
материал по обществознанию (9 класс) по теме

Саввина Людмила Ивановна
Из опыта работы, практические занятия по тестам, систематизация теоретического материала по блокам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_podgotovka_k_gia.odt22.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Куликовский филиал

                                  МБОУ СОШ с. Большое Попово

                                             Доклад

                            Подготовка к ГИА в 9 кл.

                                по обществознанию

                                                                               учитель истории

                                                                                     Саввина Л. И.

Доклад: «Подготовка к ГИА»

Новый образовательный стандарт включает три группы требований:

к структуре основных общеобразовательных программ;

к результатам освоения общеобразовательных программ;

к условиям реализации программ.

Требования к результатам освоения программ представляют собой описание совокупности компетенции  выпускника ОУ, определяемых личностными, семейными общественными государственными потребностями. Эти требования задают критерии оценки личностных, межпредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования.

К личностным (ценностным результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

К межпредметным (компетентностным) результатам относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в  реальных жизненных ситуациях.

К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

Поэтому если раньше под образовательными стандартами мы имели в виду только предметные результаты, то теперь мы имеем дело с операциональными , личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.

В связи с этим материалы к итоговой аттестации составлены в соответствии с новыми требованиями к образовательному стандарту.

Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего образования

1. Назначение КИМ ГИА – оценить уровень общеобразовательной подготовки
по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
в целях их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут
быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.
Целями экзамена являются оценка качества общеобразовательной
подготовки выпускников основной школы по обществознанию и
дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения
в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего
профессионального образования. Результаты экзамена в новой форме могут
содействовать осознанному выбору выпускником дальнейшей траектории
обучения.

2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент
государственного стандарта основного общего образования по обществознанию
(приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Модель экзаменационной работы отражает интегральный характер
предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии
курса, базовые положения различных областей научного обществознания.
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и
требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте
государственного образовательного стандарта 2004 г. Это широкий спектр
предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе
в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности
и условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях
и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни
общества.

Задания КИМ различаются по форме и уровню трудности, который
определяется способом познавательной деятельности, необходимым для
выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление
таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение,
извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация,
применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение,
аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило,
комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом
учитывается также при подборе источников информации, используемых в
экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических
исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного,
социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий
на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний
конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным
сообщениям СМИ.

4. Связь экзаменационной работы ГИА выпускников IX классов с КИМ ЕГЭ
Ряд заданий экзаменационной работы за курс основной школы по своему
типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Таковы задания части 1 и некоторые задания
части 2 (например, на установление соответствия) экзаменационной работы. Этот
подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых
умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во
многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль
государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы (в новой
форме) в формирующейся общероссийской системе оценки качества
образования, обеспечить преемственность двух этапов итоговой аттестации.
Вместе с тем, при разработке контрольно-измерительных материалов для
итоговой аттестации в IX классе учитывались познавательные возможности
учащихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного
содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной
работы в рамках ГИА. Наиболее существенные отличия от КИМ ЕГЭ имеет
часть 3 экзаменационной работы, которая представляет собой не только
самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по
типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным
текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.

5. Характеристика структуры КИМ
Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по
форме заданий, степени сложности и количеству заданий. Определяющим
признаком для каждой части работы является форма заданий:
– часть 1 содержит задания с выбором ответа;
– часть 2 содержит задания с кратким ответом;
– часть 3 содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается
4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается
выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа.
Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер
неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если
среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
В заданиях с кратким ответом части 2 работы ответ дается в виде набора
цифр (например, 215), записанных без пробелов.
Ответы на задания в части 3 работы формулируются и записываются
экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения
проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Методические рекомендации для обучающихся 9-х классов по подготовке к государственной итоговой аттестации по обществознанию

Итоговая аттестация в 9-х классах, нацеленная на выявление не только уровня знаний учащимися отдельных понятий и положений, входящих в систему наученого обществознания, но и умений использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и явлений, в известной мере, может свидетельствовать о степени социализации личности. Таким образом, говоря о подготовке обучающихся к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации никоим образом не имеется ввиду механическое натаскивание. Поскольку только хорошие знания курса обществознания во всех его аспектах являются основой успешной сдачи экзамена.

Завершение 9 класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро обществоведческого знания. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации некоторыми ориентирами и для школьника, и для педагога.

Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Адекватно определить, в какой степени достигаются универсальные (независимые от используемых учебников, возможностей школы, количества выделяемых на предмет часов и т.п.) параметры и требования, установленные этими документами, позволяют единые контрольные измерительные материалы.

Выполнение заданий третьей части.

Все шесть заданий третьей части экзаменационной работы непосредственно связаны с подобранным по ряду критериев фраг ментом источника – текстом, в котором рассматриваются определенные стороны жизни общества.

Число учеников, успешно справив шихся с первым заданием третьей части  репетиционной работы по составлению плана текста и получивших максимальные 2 балла составило 35%, столько же девятиклассников получили по 1 баллу, то есть верно выделили более половины смысловых фрагментов текста.

Напомним, что под планом понимают четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего

фрагмента.

Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста. Очень важно учитывать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента

должна быть кратко сформулирована выпускником после прочтения и обобщения содержания соответствующего раздела текста.

План может быть простым, т.е. включающим название значимых частей текста, или сложным, включающим наряду с названием значимых частей  текста и их смысловых компонентов. В любом случае в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика –  именно на основе ее понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, выделены или не выделены основные смысловые фрагменты текста.

Рассмотрим выполнение данного задания на примере следующего текста.

…Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы

живем, и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не

есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть

необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества

он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только

листом целого дерева.

Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность –  это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное  достояние.

Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным

восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил –

единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша

жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе

с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.

(По материалам энциклопедии для школьников)

В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:

1) социальная сущность человека;

2) внутреннее органическое единство людей;

3) уровни восприятия общества.

Данный план составлен в назывной форме (он состоит из тезисов номинативного строя). План может быть составлен не только в назывной, но

и в вопросной или тезисной форме.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. Например:

1) Что определяет социальную сущность человека?

2) В какой форме проявляется внутреннее органическое единство людей?

3) Какие уровни восприятия общества выделены в тексте?

Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т.п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзацев.

Например:

1) Социальная, общественная жизнь есть необходимое выражение единства

людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях;

2) внутреннее органическое единство образует жизненное содержание самой

личности;

3) за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути

основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

        При работе с текстом на экзамене особые затруднения у девятиклассников вызывают  воспроизводящие задания к тексту. В тех случаях, когда ответ в тексте содержится в прямом виде, в отдельном компактном фрагменте, когда в формулировке вопроса воспроизводи лись ключевые слова текста, подавляю щее большинство учащихся справлялись с заданием. Если же ответ содержался в тексте в «снятом виде» либо необходи мая информация находилась в различных частях текста, задание для многих школь ников переходило в разряд трудных, а для части – невыполнимых.

Рассмотрим некоторые примеры. Отвечая на вопрос к тексту «Какую свободу (право) человека можно выразить фразой: «Можно верить в Бога (или) богов, можно не верить – это личное дело каждого человека»?» предлагает следующий вариант ответа.  «Данной фразой, по моему мнению, можно выразить свободу выбора, т.е. человек вправе сам решать, делать ему что-то или нет. Россия многоконфессиональная страна, в ней много религий…Государственной религией в РФ является православие». Ответ демонстрирует непонимание права на свободу совести,  а также косвенно незнание основ конституционного строя (светский характер государства).

Также весьма трудным оказалось задание 6 на аргумен тацию собственной позиции с опорой на содержание текста, знания курса и лич ный социальный опыт.

        В связи с этим на практикумах важно вести целенаправленную и систематическую работу по приобретению навыков  с подобными видами заданий. Особое внимание обратить на развитие умения формулировать свои мысли, выполнять задания с развёрнутым ответом, составляя планы текстов. При этом целесообразно использовать памятки для учащихся по составлению плана и анализу текста (Приложение 2).

Приложение 2

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Как составлять простой план        

1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5. Запишите план.

План должен полностью охватывать все содержание текста

В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки.

Как составлять сложный план

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже  озаглавьте  (подпункты плана).

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание  изучаемого материала.

Как анализировать текст

1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.

2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.  

3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь  общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).

4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную идею.

5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос.

7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.

 8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

 9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Методические аспекты подготовки учащегося

к решению тестовых заданий

Обратим внимание на особенности выполнения заданий экзамена различных типов.

Как выполнять задания на сравнение

Среди заданий единого экзамена немало таких, которые построены на логической операции сравнения, предполагающей выявление сходства и различий предметов, процессов, явлений.

Вот пример одного из таких заданий.

Задание. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного

1) действие механизмов наследственности

2) работа органов чувств

3) обменные процессы

4) творческая активность
Ответ: 4.

Комментарий. В этом задании сопоставляются человек и животное. В других случаях сравниваются труд и общение, игра и труд, познавательная деятельность и трудовая, абсолютная и относительная истина, рациональное и чувственное познание, государство и партия, тоталитарный режим и демократический, элитарная культура и массовая, правовые и моральные нормы, проступок и преступление и др.

С точки зрения характера предъявляемого требования, задания данного типа можно разделить на две группы. В первой (таких заданий большинство) требуется выделить отличительный (присущий только одному из сравниваемых объектов) признак, во второй –  указать общую черту.

При выполнении заданий на сравнение важно, прежде всего, установить, к какому общему целому относятся сопоставляемые предметы или явления. В приведенном примере эту общность можно определить как «живые существа»: к ним относится и человек, и представители животного мира. В тех заданиях, где требуется выявить общий признак сравниваемых объектов, установление исходного общего понятия вплотную приближает нас к искомому ответу.

Как выполнять задания с выбором ответа на анализ двух суждений?

Задания на анализ двух суждений требуют умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук и определять, является ли каждое из них верным. В каждом таком задании предъявляется пара суждений относительно одного социального объекта. Эти задания относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Обратимся к примерам заданий данной модели.

Верны ли следующие суждения о роли потребителя в рыночной экономике?

А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании цены товара.

Б. Потребитель в рыночной экономике участвует в определении затрат производителей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Комментарий

Смысловой анализ суждений и их соотнесения с определенной областью обществоведческих знаний приводит к выводу, что оба суждения сформулированы относительно роли потребителя в рыночной экономике.

 Необходимо при выполнении задания сфокусировать внимание на определенных видах экономической деятельности. В первом случае (суждение А) на обмене, поскольку речь идет о формировании цены товара, во втором случае (суждение Б) – на производстве, так как суждение касается определения затрат производителей. Сопоставляя свои знания с содержанием каждого суждения, делаем вывод, что верным является суждение А, так как потребитель в рыночной экономике участвует в формировании спроса, а спрос, в свою очередь, влияет на цену товара. На определение затрат производителей потребитель влияния не оказывает.

Памятка по решению обществоведческих задач

  1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания)
  2. Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием:

       - определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;

       - подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения).

  1. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для  решения задачи, к каким источникам,  нормативно-правовым актам следует обратиться.
  2. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
  3. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
  4. Убедитесь в правильности вашего ответа:

     - соответствует ли ваш ответ существу вопроса;

     - если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

     - нет ли противоречий между вашими аргументами;

     - нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению;

     - можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным;

     - не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами.

Задание на установление правильной последовательности событий. Например: последовательность событий, приведших к росту цен на рынке зерна:

  1. сокращение предложения зерна из-за его недостатка;
  2. рост спроса на зерно из-за сокращения его предложения
  3. рост цен на продукты из муки
  4. появление товарного дефицита зерновых продуктов
  5. засушливое лето в результате которого большая часть урожая погибла

В данном задании расставляем указанные события так, чтобы получилась правильная последовательность, отражающая картину роста цен на конкретный товар. Начать следует с позиции 5 — засуха, которая погубила большую часть урожая зерновых. В связи с этим происходят сокращение предложения зерна на рынке — 1, рост спроса на него — 2. При большом спросе и маленьком предложении на конкретный товар появляется его дефицит — 4; происходит рост цен на товары произведенное с использованием зерна — 3. Итак, записываем последовательность — 5,1,2,4,3

                                                                                             

 Куликовский филиал

МБОУ СОШ с. Большое Попово.

 Доклад

Содержание КИМов: содержательный и компетентностный уровни.

  9 класс

                                      Подготовила учитель    

                                                       Саввина Л.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию

Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...

Нетрадиционные формы методического сопровождения при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию (предметная неделя).

Проведение методической предметной недели истории и обществознания на уровне муниципального образования являетсяактуальным.   Это одна из самых массовых форм организации творческой деятель...

Некоторые особенности подготовки выпускников к итоговой аттестации по обществознанию

Я для себя решила,  что  необходимо  пересмотреть и перестроить  систему педагогической деятельности  и методику подготовки учащихся к итоговой аттестации...

Подготовка к Егэ и Гиа по обществознанию

Материал может быть использован на уроках обществознания....

Задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА по обществознанию

Представлены задания по работе с терминами: подобрать обобщающие понятия, раскрыть обобщающие понятия, объяснить значение....

Применение мониторинговых технологий при подготовке к ЕГЭ и ГИА по обществознанию (экономический блок)

Мониторинг - это постоянно организованное наблюдение за какимлибо процессом, отслеживание его хода по определенным показаниям....

Программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию"

Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию»  предназначен для  учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государств...