Разработка урока "Нравственная оценка деятельности"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Склярова Майя Алексеевна

Материал урока обществознания для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_nravstvennaya_ocenka_deyatelnosti.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Нравственная оценка деятельности.

Цели:

-сформировать представление о нравственности;

-попытаться вместе с учащимися исследовать природу добра и зла вообще и в человеке в частности;

-на примере жизненных ситуаций проявления ненависти, агрессии воспитывать чувства гуманности, сострадания, ответственности за судьбу другого человека;

- учить учащихся быть толерантными (терпимыми) к человеку другой национальности, с другим мировоззрением;

- вырабатывать умение работать в группах, аргументировано высказывать свою точку зрения.

Тип урока: интерактивная лекция.

Термины: нравственность, этика, расизм, фашизм, шовинизм.

                                               

                                                             Ход урока.

1.Предварительная беседа. Сообщение темы и целей урока.

Преподаватель зачитывает эпиграф к уроку: Слайд .

                                                 О, узнай и запомни

                                                 Изречения древний смысл:

                                                 Человек, различать неспособный,

                                                 Что есть зло и что есть добро,

                                                 К безумию движим,

                                                 Властью богов и бедою заарканен.

                                                          (из древнегреческой драмы «Антигона»)

- Таким образом, уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

 Сообщение темы и целей урока. Слайд.

2. Разграничение понятий мораль, нравственный поступок. Слайд.

  - Одно из главных отличий человека от животного состоит в том, что человек соотносит свои поступки с моральными критериями. Обратимся к словарю и определим понятие термина «мораль»( от лат-нравственный, относящийся к нраву, характеру)- форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Поэтому не случайно существует философская наука - этика, объектом изучения которой является мораль.

   В основе морали лежит понятие «нравы». Нравы- это то, как принято поступать в тех или иных ситуациях в данном обществе, в коллективе, в семье. Это типичные, воспроизводимые множеством людей реакции на определенные события, обстоятельства, слова и действия других людей. Можно сказать, что нравы – это содержание поведения. Действия и слова людей постоянно соотносятся с ценностными представлениями, распространенными в обществе или в группе. Нравственным поступок, поведение считаются тогда, когда они совпадают с ценностями общества, соответствуют им. Если же совпадения нет или оно недостаточно, то говорят «безнравственное общество», «безнравственное время». Это значит, что многие люди ведут себя не так, как полагалось бы по господствующим пока еще в обществе нормам.

  Итак, нравственный, моральный человек – это человек, который1 соотносит свои поступки с распространенными в обществе идеалами, принципами, понятиями о добре и зле.

 Работа в группах. Слайд.

1 задание. Анализ фрагментов высказываний.

     1 группа.

  - Какие общечеловеческие моральные нормы нашли отражение в приведенных ниже фрагментах? Выпишите их в тетрадь.

    Центральным понятием морали является «жэнь» (гуманность), что характеризует закон отношений людей в обществе и цель нравственного самосовершенствования. В соответствии с этим отношения людей должны определяться мудростью, верностью долгу, платой добром за добро и справедливостью за зло.

                                                                                                                                                     

                                                                                                      Конфуций

2 группа. 

 - Какие общечеловеческие моральные н6ормы нашли отражение в приведенных ниже фрагментах? Выпишите их в тетрадь.

   В человеке не заложено от  природы греховных, преступных или вредных желаний и наклонностей. В человеке заложены альтруизм (бескорыстное служение людям) , стремление трудиться и помогать друг другу, солидарность и гармония человеческих интересов, единство.

                                                                                                                             

                                                                                                     Шарль Фурье

3 группа.

  - Какие общечеловеческие моральные н6ормы нашли отражение в приведенных ниже фрагментах? Выпишите их в тетрадь.

  Ответ на вопрос о смысле жизни можно получить, опираясь на разум и совесть. Назначение человека – служение всем, всем людям, а не такое служение одним, при котором неизбежно делание зла другим.

 И не может не быть ясно, что единственное, самое простое и легкое спасение от всего… есть сознание основного начала жизни всех людей- любви – этого начала, которое неизбежно, без всякого усилия заменяет величайшее зло величайшим благом.                                        

                                                                                                     Л.Н. Толстой

                                                                                                                               

4 группа.

 - Напишите 10 отрицательных нравственных понятий (проявления безнравственного, аморального).

Вывод: Слайд .

Проявления нравственности                         Проявления безнравственного

(добра) .                                                             (зла).

Не убивать                                                      Убийство                                          

Не воровать                                                    Трусость                                    

Совесть                                                           Эгоизм                                        

Говорить правду                                             Обман                                          

Помогать в беде                                             Лицемерие

Трудолюбие                                                     Жестокость

Честность                                                      Предательство

Верность                                                         Насилие

Любовь                                                             Ненависть

Прощение                                                        Зависть

2 задание (всем группам). История из жизни.

     - Любой человек всегда стоит перед необходимостью морального выбора.

Расскажите о проявлениях нравственности и безнравственности в ваших отношениях со сверстниками и взрослыми.

- Чему научились в этих жизненных ситуациях? Как вы думаете, нравственно ли ваше отношение к людям, к своей деятельности (труду),к обществу, самому себе?

Таблица «Виды нравственных понятий».

3. Социально-групповое, национальное, общечеловеческое в моральной оценке. Слайд.

-Сегодня мы говорим об общечеловеческих нравственных ценностях, о том, что одобрялось и осуждалось во все времена. Эти же моральные ценности особенно значимы сейчас, чтобы человечество, разделенное на этнические и иные социальные группы, не только выжило в условиях экологического, экономического, демографического и иных видов кризиса, но и смогло сделать дальнейшие шаги по пути прогресса. От нравственно-психологического состояния человека зависит его общее социальное самочувствие, его самооценка и понимание сущности своей деятельности в изменяющихся общественных условиях. Именно в обстановке коренных общественных перемен особенно опасны любые неблагополучия в общественной и личной нравственности, такие, к примеру, проявления, как ненависть.

Слайд.

3 задание(всем группам)Анализ текста.

    - Чем опасна групповая ненависть? Почему коллективная ненависть притягивает множество людей? Приведите примеры (из истории нашей страны, стран мира) проявления коллективной ненависти.

   

Слайд.

Доклад «Скинхеды».

Слайд.

     4 задание. Как поступить.

1 группе. Свастика.

   На стене туалета техникума вы увидели свастику. Ваши действия.

- Пройдете мимо и не заметите.

-Напишите рядом: «Смерть всем черным».

- Незаметно сотрете ее.

- Вместе с друзьями начнете в техникуме кампанию против нацистских символов.

2 группе. Скинхеды.

  В техникуме стало модно быть скинхедом и нацистом. Ваши действия:

- Тоже побреете голову и станете носить свастику. Это красиво и все так делают.

- Не будете обращать на происходящее внимание.

- Объясните друзьям и всем остальным, что значит это движение. Организуете показ фильмов на эту тему.

3 группа. Расизм.

 В вашем доме живет мальчик с темным цветом кожи. Его папа из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал об этом и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это опасно. Ваши действия:

- Послушаетесь папу, все-таки он – взрослый.

- Продолжите общаться со своим другом, но папе не расскажете.

- Попросите разрешения пригласить друга в гости и познакомите его с папой. Папа поймет, что все нормально, и проблема будет решена.

4 группа. Война.

 Учитель по ОБЖ рассказывает, что все арабы и вообще все мусульмане – террористы, поэтому мы должны их ненавидеть. Ваши действия:

- Продолжите играть в телефоне.

- После урока объясните друзьям, что это – предрассудок.

- Прямо на уроке возразите учителю.

- Обратитесь к директору школы.

4. Блиц-опрос. Слайд.

- Что такое мораль, нравственность?

- Зачем нужна мораль?

- Что такое ненависть? В чем общественная опасность групповой ненависти?

- Приведите по одному примеру слова положительных нравственных понятий и отрицательных.  

5. Домашнее задание. Слайд.

 Ответьте дома на следующие вопросы:

- Что следует ценить в жизни?

- Чем необходимо дорожить?

- Чего избегать и ступать в борьбу?

6. Итог урока. Прощать -значит любить. Слайд.

- В живописи, в литературе существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты об общечеловеческих нравственных ценностях. Перед вами репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви – одна из таких тем. В основе картины лежит  библейский сюжет – «Притча о блудном сыне». Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепоглощающей любви.

- Преподаватель читает «Притчу о блудном сыне».

- Почему  отец принял сына ? Почему он его простил?

(Им руководило чувство всепрощающей любви, она оказалась выше ненависти, обиды, мести. Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами.)

- Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить ангела как символ чистоты и святости.

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть. Вовремя спать.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И. помышляя о чуде.

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

                                                                                                              Р. Гамзатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управленческий проект "Мониторинг и оценка деятельности учителя"

Данный проект был разработан и реализован  с целью повышения качества предоставления образовательных услуг населению....

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ .Э к с п е р и м е н т а л ь н ы й р е й т и н г - п р о е к т

ПОКАЗАТЕЛИ  И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОПЛАТЫ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМ И МЕТОДОВ О...

Оценка деятельности

Оценка деятельностисоциального педагога...

Примерные нормы оценки деятельности учащихся на уроках физики.

В работе прописаны примерные нормы оценки деятельности учащихся на уроках физики....

Карта оценки деятельности учителя на уроке.

Представлена таблица оценки деятельности учителя на уроке. Данная карта может быть использована при анализе урока, при подготовке к уроку и т.д....

Формирование навыков составления образной характеристики и оценки деятельности исторической личности

Статья по теме самообразования, обобщение опыта работы: "Формирование навыков составления образной характеристики и оценки деятельности исторического лица"....

разработка урока истории в 10 классе "Оценка деятельности Петра I"

10 класс. Цель: Сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только суще­ственно повысило эффективность государственного управления, но и послужило гл...