Законность в человеческом хозяйстве
методическая разработка (обществознание , 8 класс) по теме

методическая разработка урока обществозхнания в 8 классе ОС Шокла 2100 по теме "Законность в человеческом хозяйстве", презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Законность в человеческом хозяйстве

1. Цели урока в соответствии с линиями развития.

Умение понимать связи между людьми в обществе, правильно ориентироваться в нем – добывать и критически оценивать информацию о задачах гражданского, Трудового и Налогового кодексов РФ, предпринимательстве, трудовом договоре .

Умение занимать свою позицию в обществе и строить отношения с людьми – определять и объяснять свое отношение к проблеме взаимоотношений работодателей и работников; формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критериев истинности знания, самосовершенствования личности.

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – договариваться с людьми в ситуациях, моделирующих трудовые конфликты.

2. Содержание урока.

Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые и используемые учебные действия

Влияние законов на хозяйство.

Гражданско-правовые отношения.  

Гражданский кодекс.

Трудовой кодекс РФ.

Порядок заключения и действия  трудового договора.

Предпринимательская деятельность.

 Налоговый кодекс РФ.

  1. Определение главной информации и смысла текста.
  2. Определение своей позиции и аргументированное выражение своего мнения.
  3. Применение новой информации в решении жизненных задач.
  4. Систематизация и обобщение информации.

3. План проведения урока.

Проблема урока

Как законы влияют на наше хозяйство?

Поиск решения проблемы:

  1. Гражданское право и ответственность гражданина;
  2. Законы труда;
  3. Законы капитала, или кто может стать предпринимателем.

Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:

  1. выделение главной информации при определении того, что такое Гражданское право и ответственность гражданина;
  2. выявление главной информации и смысла понятий гражданско-правовые отношения, трудовые отношения, предпринимательская деятельность;
  3. выявление главной информации и критическая ее оценка;
  4. определение своей позиции в смоделированной ситуации, умение выразить свое мнение, аргументировать его.

Вывод по проблеме урока:

Гражданское, Трудовое и Налоговое законодательства регулируют имущественные и личные неимущественные отношения в обществе, взаимоотношения работодателя и наемного работника, процесс налогообложения физических и юридических лиц. Знание законов является залогом успеха.

Комментирование домашнего задания.

4.  Ход урока.

Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

– Ребята, прочитайте стихотворение на слайде.

- О каком обществоведческом понятии идет речь?

- Что такое закон?

- Зачем нужен закон, как на этот вопрос отвечает автор? А ваше мнение?

- В каких случаях, закон будет: «останавливать прохожих средь дороги, 
Иль их сворачивать назад, Или им путать ноги»?

- Каков смысл следующих слов в стихотворении: «Напрасный труд! Никто назад нейдет! 
Никто и подождать не хочет! 
Кто ростом мал - тот вниз проскочит, 
А кто велик - перешагнет!»

- Прочитайте еще одно стихотворение и определите мнение автора о пользе закона в жизни человека.

- Прочитайте тему урока, проанализируйте ее содержание.

Актуализация знаний

Анализ текста

Высказывание своей точки зрения

Актуализация знаний

Имеющийся опыт;

фронтальная.

Построение высказываний.

Систематизация информации.

- Обратите внимание на стр. 128,

Обсуждает с учениками вопросы:

  1. В чем ты видишь противоречие в точках зрения Вани и Ромы?

Характеризуют точку зрения героев диалога Возможные ответы:

  1. Один говорит, что от законов не зависит успешность бизнеса.
  2. Другой говорит. Что знание законов напрямую действует на успешность бизнеса

Учебник, с. 128. «Определяем проблемный вопрос урока»; фронтальная.

Выделение главного.

Отбор необходимой информации.

– Какой вопрос возникает на основе выявленных противоречий?– Что нам предстоит выяснить на уроке?

Записывает основной вопрос на доске.

Осознают противоречие:

– Как закон влияет на наше хозяйство?

Записывают основной вопрос (проблему) урока.

Выявленные противоречия Фронтальная.

Формулирование проблемы.


Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,

планирование собственной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

– Какие у вас есть версии, предположения для решения проблемы?

Записывает версии на доске.

Предлагают версии:

Опора на имеющиеся знания, опыт;

фронтальная.

Выдвижение гипотез.

Для актуализации знаний организует работу по проверке знания понятий:

Задание 1 на слайде, соотнесение понятий и определения, проверка на слайде самооценка в лист самооценки

Правильные ответ:

1-в; 3-д; 4-б; 5-е; 6-а

Гражданские правоотношения не знаем

Индивидуальная работа.

Систематизация и обобщение информации.

самооценка.

– О чём ещё нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока: Как закон влияет на наше хозяйство?

Составляют план действий, например, такой:

  1. Выяснить, что такое гражданское право и ответственность гражданина.
  2.  Узнать, какие законы регулируют сферу труда.
  3. Понять, как можно стать предпринимателем.

Имеющийся опыт работы с информацией;

могут обсудить план действий в парах.

Просмотровое чтение.

Планирование своей деятельности;

прогнозирование возможного результата.


Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

– Для ответа по первому пункту плана нам понадобится информация о гражданском праве.

Формулируют определение понятия гражданское право, выделяя вопросы, которое оно регулирует, приводя примеры. Открывают и записывают новое знание в схему (на листах)

Учебник, с. 129-130, Задание2 , н/у или п/у.

Систематизация и обобщение информации.

Выделение главного, формулирование понятия, приведение примеров.

Самооценка

– Для выполнения второго пункта плана действий постарайтесь узнать основные черты гражданско-правовых и трудовых отношений

Читают текст и сравнивают понятия, заполняют сравнительную таблицу, желают вывод

Учебник, с. 132-133.

Задание 3. п/у

Выделение и отбор необходимой информации. Анализ и сравнение

Самооценка

Просит учащихся определить и записать в таблицу, кто может стать предпринимателем и как им можно стать.

Читают текст, заполняют таблицу на листах  

Задание 4, н/у и п/у;

групповая работа.

Умение добывать и критически оценивать  информацию.

Самооценка

– Далее вам необходимо выяснить, какие новые обществоведческие знания мы получили

  1. С каким законодательством мы познакомились?
  2. Как знание этих законов может помочь в хозяйственной деятельности.

1. Открывают и записывают новое знание:

Гражданский кодекс

Трудовой кодекс

Трудовой договор

Предприниматели

Налоговый кодекс

Возврат к прочитанному тексту, выделение смысловых единиц нового знания

Систематизация и обобщение информации.

– А теперь на основе выявленных вами знаний сформулируйте вывод по основному вопросу урока и сравните его с авторским выводом.

На основе нового знания формулируют выводы:

Проблема и новое знание, записанные в тетрадях;

фронтальная.

Обобщение информации.

Формулирование вывода.


Этап урока: применение нового знания, домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

– Используя открытые вами знания, выполните предложенные задания.

Просит учащихся оценить выполненную работу, комментирует оценку.

Выбирают и выполняют задания 4,5,6 на выбор.

Оценивают результаты своей работы.

Задание 4,5, 6 на выбор, п\у;

индивидуальная.

Оценка обществоведческой информации, умение формулировать и доказывать свою позицию, решать жизненные задачи

Формулирует домашнее задание.

Предлагает учащимся прочитать задания.

Задаёт вопрос: какие знания и учебные действия понадобятся вам для выполнения этих заданий?

Предлагает задания для домашней работы.

Знакомятся с вариантами домашнего задания.

Проговаривают необходимые для их выполнения знания и учебные действия.

Записывают домашнее задание на выбор:

  1. продуктивные задания;
  2. решение жизненной задачи;
  3. выполнение проекта.

Учебник, с. 137.

Определение смысла текста.

Определение своей позиции и понимание позиции другого.

Маршрутный лист урока

Тема урока _______________________________________________________________________________

Проблема урока: __________________________________________________________________________

Вывод по проблеме: _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вспомним то, что знаем

Задание 1. Умение систематизировать обществоведческую информацию.

Необходимый уровень. Установи соответствие между понятием и определением, указав цифру понятия и соответствующую букву определения.

Повышенный уровень. Впиши недостающее определение и укажи его соответствие с понятием.

понятия

определения

  1. Дееспособность

А. Совокупность правовых норм и государственных органов власти, обеспечивающих их исполнение.

  1. Гражданские правоотношения

Б. Система постоянных торговых связей, которая охватывает часть страны, страну, мир.

  1. Закон

В. Возможность полностью осуществлять свои права и исполнять обязанности.

  1. Рынок

Г.

  1. Экономика

Д. Установленное государством и записанное правило поведения, обязательное для всех.

  1. Право

Ж. Сфера общества, система общественных связей, отношений, возникающих между людьми в процессе производства, обмена, потребления разных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.

Ответ: ___________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

План действий:

1.________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________


Открываем новые знания

Задание2. Умение систематизировать обществоведческую информацию.

Необходимый уровень. Используя материалы учебника на с. 129-130, выдели и запиши в схему вопросы, регулируемые Гражданским кодексом РФ.

Повышенный уровень. Приведи один-два примера отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ.


Задание 3. Умение сравнивать.

Ознакомься с содержанием второго пункта параграфа и выполни задание.

Необходимый уровень. В приведенном списке указаны черты отличия гражданско-правовых и трудовых отношений. Выбери и запиши в одну колонку таблицы порядковые номера черт гражданско-правовых отношений, в другую – трудовых отношений.

Список:

  1. Между участниками существует конкретный срок действия договора.
  2. Руководитель предприятия обязан принять на себя ответственность по охране безопасности труда.
  3. Участники договора сами решают вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей.
  4. Субъекты равны между собой.
  5. Существует подчинение работника.
  6. Длительный срок трудовых отношений.

Повышенный уровень. Допиши в таблицу две черты сходства гражданско-правовых и трудовых отношений

Гражданско-правовые отношения

Трудовые отношения

Ответ: _____________________________________

Ответ: _____________________________________

Сходства

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Умение добывать и критически оценивать информацию.

Повышенный уровень. Используя материал учебника на с. 134-135, определи, кто и как может стать предпринимателем.

Новые знания:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что объединяет разных людей? Законность в человеческом хозяйстве Обществознание. 8-й класс. Презентация к уроку по §15 учебника Данилова Д.Д. и др. Образовательная система «Школа 2100». Автор презентации: Прилип Елена Анатольевна

Слайд 2

Определяем проблему Закон - на улице натянутый канат, Чтоб останавливать прохожих средь дороги, Иль их сворачивать назад, Или им путать ноги. Но что ж? Напрасный труд! Никто назад нейдет! Никто и подождать не хочет! Кто ростом мал - тот вниз проскочит, А кто велик - перешагнет! Кто закон не соблюдает, счастья в жизни не познает. Кто с законом не в ладу, тот нарвётся на беду. Кто закон небес не чтит, будет жизнью своей бит.

Слайд 3

Тема урока: «Законность в человеческом хозяйстве» Проблема: Как законы влияют на наше хозяйство? Определяем проблему

Слайд 4

Вспомним то, что знаем Задание 1. Умение систематизировать обществоведческую информацию. Необходимый уровень: Соотнеси понятия с соответствующими им определениями. Повышенный уровень: Впиши недостающее определение, укажи его соответствие с понятием.

Слайд 5

Вспомним то, что знаем Ответ: 1-в; 3-д; 4-б; 5-е; 6-а Проблема: Как законы влияют на наше хозяйство?

Слайд 6

Открываем новые знания Задание2 . Умение систематизировать обществоведческую информацию . Необходимый уровень. Используя материалы учебника на с. 129-130, выдели и запиши в схему вопросы, регулируемые Гражданским кодексом РФ . Повышенный уровень. Приведи один-два примера отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ.

Слайд 7

Открываем новые знания

Слайд 8

Открываем новые знания

Слайд 9

Открываем новые знания

Слайд 10

Открываем новые знания

Слайд 11

Открываем новые знания

Слайд 12

Открываем новые знания Задание 3. Умение сравнивать. Ознакомься с содержанием второго пункта параграфа и выполни задание. Необходимый уровень. В приведенном списке указаны черты отличия гражданско-правовых и трудовых отношений. Выбери и запиши в одну колонку таблицы порядковые номера черт гражданско-правовых отношений, в другую – трудовых отношений . Повышенный уровень . Допиши в таблицу две черты сходства гражданско-правовых и трудовых отношений

Слайд 13

Открываем новые знания

Слайд 14

Открываем новые знания Задание 4. Умение добывать и критически оценивать информацию. Повышенный уровень . Используя материал учебника на с. 134-135, определи, кто и как может стать предпринимателем. Кто? Как?

Слайд 15

Открываем новые знания Кто? Как? Любой совершеннолетний г ражданин, обладающий п олной дееспособностью Определить: чем заниматься, где, для кого, с кем, способы финансирования, рамки закона в выбранной сфере деятельности. 2. Составить бизнес-план. 3. Оформить пакет документов. 4. Зарегистрироваться в регистрационной Палате.

Слайд 16

Н овые знания Гражданские правоотношения Гражданский кодекс Трудовой кодекс Налоговый кодекс Трудовые отношения Гражданско-правовые отношения Предприниматели

Слайд 17

Делаем вывод по проблеме Гражданское, Трудовое и Налоговое законодательства регулируют имущественные и личные неимущественные отношения в обществе, взаимоотношения работодателя и наемного работника, процесс налогообложения физических и юридических лиц. Знание законов является залогом успеха.

Слайд 18

Применяем новые знания Задание 5. Умение добывать и критически оценивать обществоведческую информацию. Познакомься с данными статистики на с. 136-137 учебника.

Слайд 19

Найди в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе этих данных: Большинство опрошенных называют главной причиной низкой предпринимательской активности отсутствие поддержки со стороны властей. Жители сел и небольших городов в наибольшей степени затрудняются ответить, почему предпринимательская активность в России низкая. Жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также других крупных городов серьезным препятствием для предпринимательской деятельности считают большие финансовые затраты и бюрократию. Нехватка знаний и опыта останавливает более трети опрошенных. Коррупция более других пугает жителей Москвы и Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе

Разработка урока по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе, учебник Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой, издательство "Мнемозина". Раздел "Регионы России", тема "С...

Открытый урок по теме «Зарубежная Азия: хозяйство (промышленность, сельское хозяйство)»

Девиз урока:  «Здоровье в наших руках»Цель: Обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды....

Урок внеклассного чтения в 6 классе "Утверждение законов добра" (по фрагменту повести Закруткина В."Матерь человеческая")

Цель: подвести учащихся к пониманию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отмстить.обсудить феномен мести как о...

Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. 10 класс (презентация)

Материалы к уроку содержат основные понятия и вопросы темы, а также практические и проблемные задания....

Курс лекций по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 110301 «Механизация сельского хозяйства» 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

Электронный учебник с теоретическим материалом. Создан в формате справочного информационного файла формата ОС Windows. Файл заархивирован....

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Человеческий характер и человеческая судьба в сказках Х. К. Андерсена

Статья на литературную тему, посвященная исследованию человеческого характера и человеческой судьбы в сказках Х. Г. Андерсена. Данный материал может быть использован в средней и старшей школе....