История Конституции- основа демократии России.
творческая работа учащихся по обществознанию (9 класс) на тему

Со школьной скамьи мы знаем, что Конституция- это Основной  Закон государства, что он обладает высшей юридической силой. И, наверное, есть смысл иметь государственный праздник в честь этого важного документа. Хотя бы для того, чтобы подчеркнуть его значимость, значимость правовых актов для нашего общества. Надо учитывать то, что путь к Конституции в нашей стране был очень трудным "Мы говорим о стране, в которой демократия и свобода личности в полном смысле выстраданы обществом". У России свой путь становления демократического общества. Этой проблеме и посвящена творческая работа ученицы 9-го класса Тютенковой Алены в честь 20-ти летия Конституции Российской Федерации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации

Сочинение

«История конституции – основа демократии России».

 

Подготовила ученица МБОУ

«СОШ №2» г. Мурома

                 Ученица 9 «Б» класса

                 Тютенкова Алёна Николаевна

                 Учитель: Брагина Ольга Николаевна

Президент РФ В.В. Путин подписал распоряжение от 14 февраля 2013 г. №58-рп» О праздновании 20-летия принятия Конституции РФ». Конституция РФ была принята на референдум  12 декабря 1993 года. С тех пор День Конституции является одним из самых значимых праздников России. В.В. Путин отметил: « Главная идея в том, что государство  должно служить обществу, служить людям. Должно работать на благополучие и успех каждого из его граждан. Вы знаете, каким трудным был путь  к Конституции. По сути, это был путь к новому демократическому государству…  Мы произносим ставшие привычные слова - « новая Россия». Но, если вдуматься, мы говорим о стране с тысячелетней историей. О стране, которая знала много примеров как ничем не ограниченной власти государства, так подчас и его неэффективности и слабости. Мы говорим о стране, в которой демократия и свобода личности в полном смысле выстрадана обществом». В.В.Путин подчеркнул, что у России свой путь становления демократии.

Вопрос о том, что такое демократия, относится к числу тех, которые вызывают серьёзные споры. Оно произошло от греческого слова «demos», что означает «народ». Слово «демократия» используется в очень многих значениях. Основные измерения демократии отражены в знаменитом линкольновском определении, согласно которому демократия представляет собой правление народа, осуществляемое народом и для народа.

Демократия является формой правления, при которой все граждане участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей.

Демократия представляет собой совокупность принципов и практических мер, защищающих свободу человека. Демократия – это институционализация (введение в законные рамки) свободы.

Демократия основана на принципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личности и меньшинств.

Демократические государства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств и осуществляют процесс децентрализации государственной власти, делегируя часть полномочий на региональный и местный уровень.

Демократические государства понимают, что одной из основных функций является защита таких основных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.

Государства с демократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия в которых предоставляется всем совершеннолетним гражданам.

Демократия требует от государственных органов выполнения законов и обеспечивает такое положение, при котором все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона и все их права защищаются правовой системой.

Демократия нуждается в институтах конституционализма, как системы представлений об общедемократических, общецивилизованных политико-правовых ценностях.

Термин «Конституция» (лат. «constitution») означает установление, учреждение, построение; первоначально использовался для обозначения актов римских императоров.

Сегодня в любой стране под конституцией в политико-правовом смысле понимается основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объём прав и свобод человека и гражданина, устройства общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления и т.д.

Конституция, как и любой закон в государстве, имеет не только формально-юридическую, но и содержательную сторону. Появление любого закона опирается на перемены в самом обществе и должно быть подготовлено его экономическим и социально-экономическим развитием. Но конституция становится реальным фактором правовой жизни лишь при реальном исполнении её предписаний.

Элементы конституционной монархии имели место в России в начале XVIIв. - власть царя Василия Шуйского была ограничена «крестоцеловальной записью». Именно в начале XVIIв появляются элементы конституционной монархии.

Впервые за всю историю Русского государства вводился принцип наказания по суду. Это был договор монарха и подданных.

В «крестоцеловальной записи» В.И.Шуйского проявилась потребности самодержавной власти в поддержке общества и его участии в решении государственных дел.

Еще вернее был знаменитый Приговор Первого земского ополчения 30 июня 1611г, в основу которого была положена коллективная челобитная служилых людей. Приговор установил, что законодательную власть в стране имеет «совет всей земли», которому подчинялись бояре - руководители ведомств. Фактически приговор ограничивал монархию в России.

Земские соборы 20-30-х годов XVIIв во многом играли роль «Совета всей земли». Однако к середине века развитие пошло по пути усиления самодержавия и самовластия, анафеозом которого стало царствование Петра Великого.

Петровские реформы принесли в Россию не только западные достижения в технике, военном деле или кораблестроении. Они принесли и новые ценности и понятия.

Со смерти Петра прошло пять лет, у людей было достаточно времени, чтобы оценить некоторые ближайшие последствия петровских реформ. За эти годы были значительно смягчены прежние суровые условия существования подданных в режиме реформ, напряжения и страха. Людей заставляли задумываться современные им порядки. Вакханалия власти, ничтожества на троне, господства временщиков при сохранении безграничной самодержавной власти- все это пробуждало мысль, заставляло спорить, сопоставлять.

На 19 января 1730 года, в Мастерской палате, где заседал Верховный тайный совет, было назначено совещание высших чинов государства - «общества», «народа».

«Собрание всех чинов», «общества», «народа» состояли из наличного состава руководителей и высших чинов государственных учреждений: Сената, Синода, коллегий и некоторых Канцелярий, а также «генералитет», включавший в себя - офицеров гвардии и частично армии и флота.

Подобное собрание, имевшее в период междуцарствия законодательную силу, одобрило выбор верховников во главе с Д.М Голицыным, которые пригласили на престол Анну Ивановну, но которые утаили от высокого собрания, что составили кондиции ограничивавшие власть новой императрицы. Хотя о существовании кондиции знал крайне ограниченный круг, утаить сведения о них не удалось.

Верховники предполагали не останавливаться на кондициях. Князь М. Голицын разработал проект государственного устройства страны в будущем. Он состоял в закреплении ограничения власти императрицы - она располагала бы только карманными деньгами и командовала бы только придворной охраной. Предполагалось также, что она будет членом Верховного тайного совета, имея там два или  три голоса.

Также проект государственного переустройства был разработан В.Татищевым. Его содержание не могло понравиться верховникам, ибо первое, что требовали прожектеры,- это уничтожение Верховного тайного совета и учреждение «Вышнего правительства» из 21 персоны, включая верховников. Вместе с тем один из  пунктов проекта предполагал квоту - по одному человеку от каждой «фамилии» в составе правительства. Но все-таки самым главным было предложение о создании выборного дворянского учредительного собрания из ста депутатов, которое надлежало открыть немедленно и сразу же начать сочинение проекта государственного устройства.

Споры о будущем России действительно разгорелись не на шутку. Во дворце, где заседал Совет, непрерывно шли совещания дворян.

        Верховники не пошли на главное — не предоставили дворянству права участия в законодательных и правительственных органах. Дворяне, согласно букве присяги, имели лишь право совещательного голоса на некоторых этапах правительственной деятельности.

Обсуждение проектов явно зашло в тупик, верховники теряли инициативу, время, а вместе с этим и власть. Они упустили исторический шанс реформировать систему власти так, чтобы навсегда покончить с самодержавием. Когда стало ясно, что установить олигархическую модель господства двух фамилий по сценарию кондиций не удалось, у верховников остался последний шанс — найти компромисс с дворянскими прожектерами и тем самым не допустить восстановления самодержавия.

В итоге события вышли из-под контроля верховников, и Д. М. Голицын «сотоварищи» быстро утратили инициативу. Это стало ясно к середине февраля, когда Анна 10 февраля торжественно въехала в Москву.

Россия упустила свой исторический шанс пойти по пути конституционной монархии и избежать будущей революции.

Еще одним ярким представителем Конституционного проекта был Н.И.Панин. Влиятельный сановник и активный участник переворота 28 июня 1862г.

      В течение последних отпущенных ему лет вместе с братом, генералом Петром Паниным, он подготовил конституционный проект, который после смерти и самого Панина, и его брата доверенные лица последнего передали воцарившемуся Павлу I. Это был первый конституционный проект в российской истории. Он состоял из двух частей. В первой - преамбуле - разъяснялось, почему Россия нуждается в правительстве, подчинённом "фундаментальным и непременным законам". Вторая часть была наброском конституции (без употребления этого слова), который Пётр Панин сделал на основе разговоров со своим умирающим братом. В преамбуле Никита Панин подчёркивал, что верховная власть вверяется государю "для единого блага его подданных". Он исходил из предпосылки, что источник власти каждого правительства - в соглашении между народом и правителем, которого народ выбрал, чтобы тот управлял им, и что основания власти только таковы. Из этого следовало, что государь не может действовать своевольно, а должен уважать законы. Там, "где произвол есть закон верховный", там "прочная общая связь и существовать не может", там не обычной связки "взаимных прав и обязанностей", соединяющих правителя и его подданных; это государство, а не отечество, это подданные, а не граждане. Такое государство слабо: это "колосс, державшийся цепями. Цепи разрываются, колосс упадает и сам собою разрушается. Деспотичество, раздающееся от анархии, весьма редко в неё опять не возвращается". Панин особо подчёркивает значение частной собственности (её не было к тому моменту со времен Ивана III), которое до этого не было в России и предметом политической теории. Политическая свобода, писал он, неразрывно связана с правом собственности. Оно есть не что иное, как право пользования.

Также выдающимся реформатором того времени является  М.М.Сперанский.  

Понимая, что успехи планировавшихся преобразований в Российской империи во многом будут связаны с бюрократической машиной, Сперанский разработал проекты ее совершенствования. Ежедневно сталкиваясь с десятками, если не сотнями, деловых бумаг, он имел возможность определить уровень подготовки российских чиновников. Да и сам, являясь одним из них, он прекрасно понимал значение "чиновничьей армии" для будущих реформ и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной. Но большинство его реформ потерпело фиаско.

В чем же причина неудач реформ? Причин тому было несколько: 
Первая обнаруживается по существу уже в самом возвышении Сперанского, превращении его - выскочки, «поповича» - в первого министра вызывали зависть и злобу в придворных кругах. Уже в 1809 г. после указов, регламентировавших государственную службу, ненависть к Сперанскому начинает усиливаться во всех слоях русского общества. Оскорбления и насмешки в его адрес сделались явлением обычным: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный совет и повышены налоги, всеобщее недовольство достигло апогея. 
        Но не только всеобщее недовольство было препятствием на пути реформ. Второй причиной их неудачи было то, что лишь немногие знали и четко представляли цели и задачи преобразований. В целом сознание общества не было подготовлено к этим нововведениям. Да и сам Сперанский не сделал ни малейшей попытки ознакомить его со своими проектами, показать подлинные цели и смысл своих начинаний. Это отсутствие сколь - нибудь определенных сведений о предполагаемых реформах не давало заинтересованным людям, возможности выступить активно в их поддержку и тем самым лишало их основы. В этом есть некий парадокс. Поскольку Сперанский, первоначально придававший в своих трудах огромное значение общественному мнению, когда дело дошло практики, совершенно исключил «народный дух» из числа своих союзников, сделав ставку на верховную политическую власть. Но при этом он упустил из виду, что носитель этой власти (в данном случае Александр I) есть лицо предельно открытое, для различных влияний со стороны тех или иных общественных кругов, а это влияние практически сразу стало развиваться далеко не в пользу идей Сперанского.
        Наконец третей причиной неудач реформ была их непоследовательность. Сперанский и Александр I решились вводить новые правительственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, желая построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве и зависела не от закона, а от личного произвола владельца. Они надеялись получить быстрые результаты не до конца оценив реальную действительность и эта поспешность во многом обусловило неудачу их начинаний. 

Ситуация изменилась в начале XXв, когда уже общество все настойчивее требовало реформ, своего участия в государственном управлении.

Однако в этом случае роли поменялись, власть оказалась неготовой к решительным политическим преобразованиям. Так как они были навязаны снизу, не удалось реализовать стратегический замысел М.М.Сперанского - постепенно меняя, согласно «духу времени», систему государственного управления, обеспечить России исторический неизбежный переход к конституционной форме правления без «воспаления страстей и крайности обстоятельств». «Власти и обществу» не удалась дружная реформаторская деятельность, что привело Россию в  начале прошлого века к глубокому кризису.

В истории Союза Советских Социалистических Республик - СССР существовало несколько официально принятых Конституций, соответственно 1924, 1936, 1977 годов.

Правящий в СССР режим утверждал о своей демократичности. Согласно Конституции, власть принадлежала народу, а верховными органами власти были Советы народных депутатов (отсюда слово «советский» в названии государства). Депутаты Советов действительно часто имели простонародное происхождение. Наиболее крупные территориальные единицы внутри страны назывались «республиками». В 1936году И. В. Сталин охарактеризовал  политическую систему СССР как «социалистическую демократию» объяснял тем, что классовое единство и социалистическая собственность на средства производства обеспечивают исполнение воли народа. Но на самом-то деле, никакая власть не принадлежала народу. Все это было только на бумаге.

Период застоя 1975—1985 гг. и сокращение не относящейся к ВПК экономики начали отрицательно сказываться на легитимности советской системы. В 1985 году М. С. Горбачёв объявил о начале экономических реформ, однако вскоре для борьбы с их противниками среди партийной номенклатуры он провозгласил гласность и демократизацию. Горбачёв и другие сторонники реформ называли предшествующий советский период тоталитарным. Им удалось отстранить КПСС от контроля над СМИ, выборами в Советы, исполнительной властью и силовыми ведомствами. Прошедшие в 1989—1990 гг. выборы народных депутатов (СССР и РСФСР) сопровождались конкуренцией внутрипартийных групп и высокой активностью населения. Однако обострение экономического кризиса в 1990 году ускорило падение привлекательности советской системы в глазах народа. Если в начале 1991 года большинство высказалось за сохранение СССР, то к концу того же года население почти всех союзных республик на своих референдумах поддержало их независимость.

В начале 1990-х политический климат России характеризовался относительно высоким уровнем свободы личности, но также и противоречивым законодательством и низким уровнем правопорядка. В 1993 году противостояние между федеральной исполнительной и законодательной властью переросло в кризис, который Президент Б. Н. Ельцин разрешил силой, разогнав как Верховый Совет, так и Конституционный Суд. Некоторые политологи усмотрели в этих событиях признаки нелиберальной демократии. 12 декабря того же года была принята новая Конституция России, которая предоставила широкие полномочия Президенту. Вопреки тому, что Ельцин утратил популярность, он одержал победу на выборах в 1996 году.

При Президенте В. В. Путине были предприняты меры для приведения регионального законодательства в соответствие федеральному. В то же время, правящая группа стремилась к централизации власти и выдавливанию оппозиции из политического пространства. В настоящее время среди демократических ценностей наибольшую поддержку в России имеют свобода словамассовой информации и вероисповедания; строгая законность; управление государством с участием всех граждан на равных основаниях. Более половины населения считает, что демократия России нужна, однако также распространено критическое отношение к её реализациям. Успешность демократических реформ связывается с функционированием государства и стабильной экономикой. В то же время подавляющее большинство населения не видит возможности влиять на принятие государственных решений. Вовлечённость в общественные организации также остаётся низкой.

Итак, демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Русском царстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным. В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы. На сегодняшний день большинство граждан в стране относится к демократии позитивно и видит в ней необходимость.

С принятием конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России, в том числе и в сфере федеративных отношений.

Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер.

«После 70-летнего советского периода граждане России прошли через необходимый и естественный этап восстановления значимости своих частных интересов. В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ТЕМА: «БЫЛОЕ И ДУМЫ…» (Россия в I половине XIX века)

Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и  сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разо...

Классный час "Конституция - основа Государства"

Познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познавательный интерес к своей Родине;воспитывать уважительное отношение к символам своего государства...

Разработка урока на тему «Конституция 1993 года – основа демократии России».

Урок обществознания в 9 классе по теме: «Конституция 1993 года – основа демократии России».Тип урока: урок открытия новых знаний, 1-й урок в изучении данной темы....

История Конституции России

История Конституции России...

Статья по теме: "Изучение последствий гражданской войны в России на уроках истории на основе произведения А.С.Макаренко "Педагогическая поэма"

Авторская статья написана с целью подготовки к проведению уроков истории России по темам "Гражданская война" и "Революция в России"....

Областная акция "История Конституции - история страны"

Викторина "Россия - Родина моя", посвящена юбилейной дате - 30-летию со дня принятия всенародным голосованием Конституции Российской Федерации....