Статья по теме: "Изучение последствий гражданской войны в России на уроках истории на основе произведения А.С.Макаренко "Педагогическая поэма"
статья по истории (10 класс)

Фурсова Анастасия Викторовна

Авторская статья написана с целью подготовки к проведению уроков истории России по темам "Гражданская война" и "Революция в России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_poema.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическая поэма» глазами учителя 21 века.

Совсем еще недавно в разговорах, касающихся образования и воспитания детей, можно было услышать такую фразу «Ну ты прямо Макаренко!», что означало: «Ты хорошо умеешь взаимодействовать с детьми, добиваться своего, подчинять своей воле». Звучало это как похвала - очень гордо, особенно для меня – молодой учительницы, которая с системой воспитания А.С.Макаренко познакомилась только теперь, спустя пять лет работы в образовательном учреждении.

Эта статья о том, какое впечатление произвела на молодого современного учителя «Педагогическая поэма». Она поднимает следующие вопросы: в чем секрет успешной педагогической деятельности Макаренко и его коллег по Горьковской колонии? Можно ли применять эти методы в сегодняшних образовательных учреждениях? Сработает ли эта система? Нужен ли сейчас обществу такой человек, которого «создавал» Антон Семенович?

В свое время эта небольшая книга перевернула мир педагогики, как и сам опыт автора поэмы. В 1935 году произведение было закончено, но, не смотря на поддержку М.Горького, ни одно советское издательство не согласилось его напечатать. Только через два года мир увидел первое полноценное издание «Педагогической поэмы» и с тех пор книга переиздавалась множество раз на русском и других языках, и даже легла в основу художественных фильмов. Произведение до сих пор популярно и полезно. Так пишет во вступительной статье поэт и публицист А. Иконников-Галицкий: «Книга Макаренко по-прежнему востребована, так же читаема, как и тридцать, и сорок, и семьдесят лет назад. Нет сомнения: эта книга уже перешла в категорию вечных
[1] ». Если принять на веру, что это действительно так, то возникает непреодолимое желание опробовать описанные в поэме методы на практике. Но об этом чуть позже.

А пока что назовем те проблемы, которые существуют в современной школе, и которые, вероятно, можно попробовать решить, используя методы Антона Макаренко.

Одна из основных – очень низкий авторитет педагога, учителя. Любой – что ребенок, что взрослый – может «поставить на место» работника образования. Причем неважно, имеется для этого реальная причина или нет. Не менее существенная проблема – тотальная инфантильность современных детей. Самостоятельно, без индивидуальной помощи взрослого, они не могут, да и не хотят, совершить ни одного шага. Чтобы ученики что-то сделали, их нужно буквально «водить за руку». Ну и конечно ценность самого образования: сегодня школа воспринимается детьми и родителями как каторга, ненужная и мешающая жить. Это далеко не все болевые точки, но, пожалуй, они самые основные.

Размышляя над «Педагогической поэмой», автор статьи спрашивает: «Смогли бы методы, описанные в книге А.С.Макаренко, вылечить эти недуги современного образования?». Попробуем ответить на этот вопрос.

В первую очередь нужно учитывать, что во времена Макаренко была совсем другая обстановка, другие условия работы. А именно:

1) Эпоха.
В книге описывается жизнь трудовой колонии им. М.Горького с 1920 по 1928 год. Это один из тяжелейших периодов в истории нашей страны, время бедствий и потерь, время зарождения молодого Советского государства. Очень образно дает описание общей обстановки в стране следующая цитата: «…В стране победившей революции царствовала дикая хозяйственная разруха,… которая оборачивалась не просто бедностью, а пещерной нищетой
[2] ». И в этих условиях шел воспитательный процесс, описанный в книге великим педагогом.

2) Подопечные.
Необходимо отметить, что Антон Семенович Макаренко занимался воспитанием и обучением беспризорных, малолетних бандитов или, как сказали бы сейчас, «девиантных
[3] » детей. В двадцатые годы XX века на территории России после Первой мировой, Гражданской войны и революции количество беспризорников выросло до невероятных размеров. Мы же ставим вопрос о возможности применения системы Макаренко в отношении обычных подростков из нормальных семей, обучающихся в обычных школах, гимназиях и лицеях.

3) Учителя (личностный фактор)
Безусловно, не стоит сбрасывать со счетов личный фактор – а именно талант самого Макаренко.

4) Отношение общества.
Во время, о котором идет повествование в книге, у педагогов был совсем другой статус, очень отличающийся от сегодняшнего. Учителя обладали авторитетом, часто непререкаемым. К их мнению прислушивались. Учитель имел более широкий набор рычагов воздействия на подопечных, не исключая, в том числе и меры физические. Родители, если таковые были, вставали на сторону учителя и требовали от ребенка послушания. Короче говоря, учитель или воспитатель – довольно престижная профессия в то время.

5) Учреждение.
В поэме Макаренко описывается жизнь трудовой колонии. Чем отличается колония от обычной школы? Колония – это исправительное учреждение, в котором дети находятся принудительно, не по своей воле, а по причине совершения какого-либо преступление. А в современной школе дети реализовывают свое конституционное право на получение образования, хотя сегодня многие ученики так же ходят в школу как в колонию - но это тема отдельной статьи.

Мы же, размышляя о полезности методов Антона Макаренко, думаем о применении их по отношению к благополучным ученикам без отклонений, которые учатся в обычной школе. Итак, нужно ли это? Возможно ли это?

После прочтения «Педагогической поэмы» становится ясно, что основные идеи Макаренко, это 
посильный труд, коллективная ответственность и определенная доля самоуправления детского коллектива .
Если мы посмотрим на такие условия глазами колониста, подопечного, то возникает следующая мысль: «От меня и моих товарищей зависит, будет ли сегодня вкусный завтрак, обед и ужин; от нас зависит, будет ли у нас крыша над головой и чистая постель; будут ли уроки и вечерние чтения книг; будет ли театр. Если я не выполню свою часть работы – усилия моих товарищей пойдут насмарку». Таким образом, каждый ребенок, от малыша до переростка
[4] , осознают свою ответственность за жизнь всего коллектива в колонии.

Конечно, не будем отрицать, что добиться такого чувства коллективной ответственности педагогам удалось не сразу. Первое время девиантные дети – воры и беспризорники – не хотели и пальцем пошевелить для улучшения условий проживания. А ведь педагоги жили со своими подопечными под одной крышей и тоже вынуждены были испытывать холод и голод! Так описывает один из подобных моментов сам Макаренко: «В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный ответ: - «Иди сам наруби, много вас тут!» Это впервые ко мне обратились на «ты». В состоянии гнева и обиды я размахнулся и ударил Задорова по щеке...Он не удержался на ногах и повалился на печку
[5] ». Это подействовало. После описанных событий подростки стали выполнять возлагаемые на них обязанности. Однако сам Макаренко, очевидно, очень себя корил за свою несдержанность.

Подойдет ли метод физического воздействия для современных условий? Здесь без раздумий ответим: нет. И дело не в том, что мы живем в правовом государстве, а в том, что подобный метод уничтожает личность человека. А без личности невозможно привить чувство ответственности, хоть личной, хоть коллективной.

А вот воспитать в современных школьниках самостоятельность, адекватное отношение к труду, умение отвечать за свои поступки и уважать окружающих, вырастить в них «чувство локтя» - вот что было бы спасением для современной школьной системы!
Всего этого нашим детским коллективам не достает.

Читатели могут сказать: «Отдает какой-то советчиной!». Да, так и есть. Но ведь нельзя же делить мир на белое и черное! Не все в советской школьной системе было плохим. Попробуй-ка сказать современному школьнику: «Убери за собой мусор, который остался под партой!». Он тут же заявит о своих правах. А если все-таки заставить его убрать куски грязи, нападавшей с уличной обуви, в которой он ходит в школе, тут же жалобу в департамент напишут родители. Другой пример: ученики должны завести тетрадь для самостоятельных работ. Проходит половина учебного года, у некоторых тетрадей так и нет. За самостоятельную работу на листке они оценку не получают. И начинаются жалобы. А учитель требует порядка! Дети протестуют, сами не понимая, что этот порядок облегчит процесс обучения. И подобное случается повсеместно.

Разве поступали бы так дети, имеющие чувство ответственности? Поступали бы так те, кто приучен ценить труд – не только свой, но и чужой? Как бы проходило обучение в школе, если хотя бы 60% учеников имели те качества, которые воспитывал в своих подопечных Макаренко? Тут конечно надо учитывать, что сегодня слишком часто в образовательный процесс вмешиваются родители со своими взглядами, идеями и теориями, которые подчас очень далеки от реальности школьного бытия. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать такие выводы:

1) Некоторые воспитательные установки Антона Макаренко действительно подошли бы для применения в современных школах;
2) На взгляд автора, опираясь на опыт Антона Семеновича, нужно стремиться к выполнению таких задач:
- воспитание коллективной ответственности;
- наделение трудовыми обязанностями каждого ученика;
- воспитание уважения чужого мнения;
- формирование самостоятельности;
- предоставление детскому коллективу доли самоуправления;

3) Нужен ли будет такой человек современному обществу? Вот здесь однозначного ответа у автора нет: мы живем в эпоху рыночных отношений, где каждый сам за себя. Коллективизм сегодня не в моде

4) Можно ли добиться подобных успехов в современных условиях?
Автор полагает, что можно. При условии единения педагогов, администрации школ и родителей. Пока такого единения нет.

В любом случае, педагог или представитель любой другой профессии, должен хотя бы один раз в жизни познакомиться с трудом Антона Семеновича Макаренко. Для того, чтобы знать, что иногда приходится выносить педагогам; чтобы знать, какое количество несчастных детей оставляет революция и война; чтобы знать, какие люди шли воевать за Родину во время Великой Отечественной войны;
[6] чтобы перенять некоторые идеи и методы для воспитания собственных детей сильными и самостоятельными. Время, потраченное на прочтение этой книги, не пройдет зря. Почему? Потому, что: «Педагогическая поэма» - книга-подвиг. Она конструирует души читателей. …В ней кристаллизован столь великий опыт, что он не может не быть востребован в современных условиях, как бы ни отличались они от тогдашних[7] ».

[1] Иконников-Галицкий А. Вступительная статья «Сотворение человека». СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018.

[2] Там же.

[3] Девиантное поведение ( лат. deviation — отклонение ) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм ( https://ru.wikipedia.org/)

[4] Прим.автора: «переростками» А.С. Макаренко называет воспитанников, уменьшивших свой возраст, чтобы за совершенные преступление попасть не в тюрьму, а детскую исправительную колонию;

[5] Макаренко А. Педагогическая поэма. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018.

[6] Прим.автора: несколько воспитанников А.С. Макаренко стали орденоносцами и героями ВОВ;

[7] Иконников-Галицкий А. Вступительная статья «Сотворение человека». СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 9 классе "Гражданская война в России"

Тема урока: итоговый урок по теме «Гражданская война в России»Основная цель: систематизировать изученный материал по изученной темеОсновные понятия; гражданская война, иностранная интервенция, «...

урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"

Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе «Гражданская война в России (1918 – 1920)»

Целью даннного урока является расширение знания о самой трагической странице в истории нашего народа и закрепление заний, полученных на уроках истории по теме "Гражданская война"....

Урок истории 9 класс. Гражданская война в России.

Урок истории 9 класс. Гражданская война в России.Цели урока:  помочь осознать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, что именно русский народ стал главным заложн...

Конспект урока по истории «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне» для 9 класс (учебник История Россия В.С. Измозик, О.Н.Журавлева, С.Н. Рудник)

Цель урока: Рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917 г. ; сформировать представления о новом политическом режиме , о причинах гражданской войны. Задачи:Образовательные:  Р...