Применение метода исследовательской работы на уроке обществознания в 10 классе по теме: «Научное познание»
статья по обществознанию (10 класс) по теме

Михайлова Лариса Валерьевна

Развивать навыки исследовательской работы учащихся возможно в процессе их обучения, во время урока. Любой учитель может зажечь познавательный интерес ребенка, его желание «докопаться» до истины. Разработанный мной урок стал отправной точкой для исследовательских работ учащихся по химии и физике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение метода исследовательской работы на уроке обществознания в 10 классе по теме: «Научное познание».

Михайлова Л.В., учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ № 51» г. Ижевск

Развивать навыки исследовательской работы учащихся возможно в процессе их обучения, во время урока. Любой учитель может зажечь познавательный интерес ребенка, его желание «докопаться» до истины. Разработанный мной урок стал отправной точкой для исследовательских работ учащихся по химии и физике.

Цели урока: выявить признаки, основные способы и методы научного познания; раскрыть значение эксперимента для научного познания.

Задачи урока: 1) выявить отличие научного познания от любого другого знания; 2) обратить внимание учащихся на отличия эмпирического и теоретического познания.

Тип урока: урок-эксперимент.

Вид урока: урок получения новых знаний.

Методы: работа с учебником, работа с терминами «познание», «научное познание», беседа, научный эксперимент.

Средства обучения: учебник – Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др. М.: Просвещение, 2008; схема «научное познание», канцелярская скрепка, чаша с водой, лист комнатного растения, кусочек шерстяной ткани, компас, памятка-алгоритм «Описание эксперимента», С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка (любое издание).

Ход урока.

  1. Организация урока: постановка целей и задач.
  2. Объяснение нового материала:
  1. Работа с терминами «познание», «научное познание».
  2. Работа с учебником по выявлению признаков научного познания.
  3. Заполнение схемы «Научное познание» по ходу повествования учителя.
  4. Постановка научной гипотезы через эксперимент.
  1. Закрепление. Письменное и графическое оформление эксперимента.
  2. Домашнее задание. § 6, описание эксперимента из любой отрасли науки и раскрытие значение этого эксперимента для самой науки.

Конспект урока.

Действия

учителя, предполагаемые ответы учащихся

Ход урока

Учитель

Учащиеся

Учитель

Учащиеся

Учитель

Учащиеся

Учитель

Учащиеся

Учитель

Действия учащихся

Учитель

Запись в тетради учащихся

Учитель

Домашнее задание

На прошлом занятии мы говорили об истине и ее критериях. Сегодня мы продолжаем разговор о познавательной деятельности человека, и будем говорить о научном познании. Каким образом мы должны рассмотреть эту тему? Давайте выделим ключевые моменты нашего урока.

  1. Определение термина «научное познание».
  2. Признаки научного познания.
  3. Методы научного познания.

И еще добавим пункт 4. Проведение эксперимента.

Прежде чем говорить о «научном познании», вспомним, что такое «познание».

Познание – это приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

А что такое «научное познание»?

Знание, которые приобретается при помощи научной деятельности.

Откройте, пожалуйста, учебник на стр.60  и прочтите пункт «Особенности научного познания». Запишите в тетрадь основные признаки научного познания.

Какие признаки вы выделили?

1.Стремление к объективности.

2. Рационалистическая обоснованность.

3. Системность знания.

4. Проверяемость.

Средствами и методами научного познания будут являться: наблюдение, анализ, синтез, обобщение, классификация, описание, экспериментальные исследования, теоретическое объяснение явлений.

В научном познании выделяют два уровня. Нарисуем небольшую схему, которую вы дополните по ходу моего повествования:

Научное познание

Эмпирическое познание                              Теоретическое познание

Эмпирическое познание имеет дело с фактами и с эмпирическими законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента. Например, закон Ома (зависимость силы тока от напряжения и электрического сопротивления).

Теоретическое познание имеет дело с более абстрактными научными законами, охватывающими широкий класс явлений и такие объекты, которые нельзя наблюдать, например электроны, гены (закон всемирного тяготения, законы наследственности и др.). Подобные законы, тесно связанные между собой принципами, понятиями, теоретическими схемами, логическими следствиями из исходных утверждений образуют научную теорию.

Вместе с тем, научная теория не может считаться состоятельной без научной деятельности, которая осуществляется при помощи методов наблюдения и эксперимента (иногда мысленного), а также при помощи творческого воображения ученого, выдвижение гипотез (т.е. предположений, догадок) и использования метода научного моделирования.

Я предлагаю вам выступить в роли научного исследователя, выдвинуть гипотезу и при помощи эксперимента доказать ее или опровергнуть. В процессе описания эксперимента вам поможет памятка-алгоритм:

Описание эксперимента

  1. Дата проведения эксперимента.
  2. Выдвижение гипотезы.
  3. Цель эксперимента.
  4. Средства для проведения эксперимента.
  5. Описание эксперимента (письменное и графическое).
  6. Результат.
  7. Практическая значимость эксперимента.

До начала урока вы поделились на группы, и каждая группа получила необходимые для проведения эксперимента средства, которые лежат перед вами (чаша, стакан воды, канцелярская скрепка, лист комнатного растения, кусочек шерстяной ткани). Гипотеза, состоятельность которой я предлагаю вам доказать экспериментом: через Землю проходят магнитные поля, которые можно уловить при помощи самодельного компаса. А стрелка компаса, как вы знаете, всегда ориентирована по линии север-юг. Время эксперимента – 5-7 минут.

[Учащиеся наполняют чашу водой, опускают туда лист комнатного растения. Частично разгибают канцелярскую скрепку, и разогнутый конец натирают кусочком шерстяной ткани. Затем кладут намагниченную скрепку на лист растения, и фиксируют, в какую сторону повернулся этот «компас»].

Вы зафиксировали ту сторону, в которую повернулся ваш «компас». А теперь давайте проверим при помощи настоящего компаса, где находится север. Сравните, полученный результат с тем, что показал настоящий компас.

[Стрелки обоих компасов направлены в одном и том же направлении].

А теперь в письменной форме зафиксируйте весь ход эксперимента при помощи памятки-алгоритма.

  1. Дата ___________
  2. Гипотеза – через Землю проходят магнитные поля, которые можно уловить при помощи самодельного компаса.
  3. Цель эксперимента – проверить состоятельность гипотезы.
  4. Средства для проведения эксперимента: чаша, вода, канцелярская скрепка, лист комнатного растения, кусочек шерстяной ткани.
  5. Описание эксперимента: наполняем чашу водой, опускаем туда лист комнатного растения. Частично разгибаем канцелярскую скрепку, и разогнутый конец натираем кусочком шерстяной ткани. Затем, кладем намагниченную скрепку на лист растения, и фиксируем, в какую сторону повернулся этот «компас».

Графическое изображение эксперимента:

  1. При помощи настоящего компаса гипотеза была полностью подтверждена.
  2. Практическая значимость: самодельный компас можно использовать в походах, в лесу, при отсутствии или неполадках настоящего компаса.

Таким образом, давайте вернемся к ключевым моментам урока. Все ли вопросы, поднимаемые в начале урока мы с вами разобрали?

§ 6, описание эксперимента из любой отрасли науки и раскрытие значение этого эксперимента для самой науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная работа №1 по обществознанию 9 класс по теме "Политика и социальное управление"

Тест по обществознанию по теме "Право и его роль в жизни человека, общества, государства"....

Исследовательская работа Марии Бузыревой 6 "Э" класс на тему "Новый Год во Франции и в России"

Исследовательская работа, в которой проведен сравнительный анализ самых больших праздников в году, Рождества и Нового Года....

Творческий проект как метод исследовательской работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Опыт нашей работы показывает, что в сельской малокомплектной школе для развития творческого потенциала учащихся основной деятельностью является внеурочная.      Примером ...

Доклад с заседания МО «Применение методов групповой работы на уроках технологии»

Пусть ум и руки Ваши родят лишь чудеса,И мир станет прекрасней от мудрости творца!...

Исследовательская работа по литературе в 5 классе по теме: "Взаимоотношения человека и животных (по рассказам В.П. Астафьева)"

Работа содержит анализ 4-х рассказов писателя и данные опроса школьников по данной теме...

Исследовательская работа по литературе в 7 классе по теме: "Самопожертвование"

Работа содержит анализ рассказа И.А. Бунина "Лапти", примеры проявления самопожертвования в литературе и в жизни....