Рабочая программа 10-11классы 2013г.
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

Курс «Обществознания» для основной школы разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму знаний в рамках первого концентра обучения, утвержденного министерством образования Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10-11klassy_2013g.docx50.07 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Братский  педагогический колледж»

Отделение учебно-консультационных пунктов

               

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГБОУ СПО «БПК»

______________ /Г.М. Парилова/

«___» __________________ 2013

Рабочая программа

учебного предмета обществознание

для 10-11 класса

уровень:  среднее (полное) общее

2013г.

одобрена

на заседании МО
руководитель МО
_________/Т.В.Змушко/
Протокол №_________ от________

Составлена в соответствии с                                                                                     государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по уровню образования      

Согласовано

Зав. отделением УКП

                 М.И.Коновалова/

Педагог-составитель: Киндсфатер Т.Б.,учитель истории и обществознания                                    

                                      второй квалификационной категории

Рецензент:

 Пояснительная записка

Курс «Обществознания» для основной школы разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму знаний в рамках первого концентра обучения, утвержденного министерством образования Российской Федерации.

Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин гуманитарного цикла.

Данный курс выстраивается с учетом того, что учащиеся уже имеют определенный жизненный опыт и готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.

При составлении данной рабочей программы

были учтены требования официальных нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ);
  • Приказом Министерством образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Примерные программы основного общего образования по обществознанию, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2010/2011 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ №  822 от 23.12. 2009 г.;
  • Программа курса обществознания для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, автор Л.Н.Боголюбов. Допущено Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ).

Современное образование в настоящее время призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере познания, учения, профессионального выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентностной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Актуальность и новизна данной программы в том, что она позволяет формировать у учащихся целостное представление о тенденциях и закономерностях развития политический институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Данная дисциплина помогает учащимся ориентироваться в текущих событиях общественно – политической жизни.

Данный курс призван вскрывать острые общественные проблемы – политические режимы, деятельность президента, текущие события и т.д. Благодаря данной программе у учащихся складывается целостное представление о человеческом обществе. Эта программа будет являться незаменимой для учителей, которые ведут занятия по концентрической системе преподавания обществознания.

По данным ЮНЕСКО (T. Hempsted), наиболее ликвидным средством наполнения производительных сил является обучение как общеобразовательным дисциплинам так и профессиональным навыкам взрослых людей.

За время постперестроечного правления была утрачена как материально-техническая, так и учебно-методическая и кадровая составляющая вечерней (сменной) системы образования.

Данная программа подразумевает адаптацию и модификацию программ МО в соответствии с требованиями конкретного временного момента, конкретной ситуации ее использования.

Специфика пенитенциарной системы обучения состоит в том, что:

  1. Личность уже сформировалась.
  2. Наличие длительного перерыва в обучении.
  3. Постоянная сменяемость контингента.
  4. Отсутствие системы образования.
  5. Фактическое отсутствие учебных навыков и умения у учащихся
  6. Отсутствие у большинства учащихся мотивации к учебе.

Таким образом, любая работа, направленная на преодоление вышеозначенных трудностей является новаторской деятельностью.

Однако, учитывая, что поступающие в 10 класс УКП имеют огромные пробелы в знаниях, это позволит учащимся учебно-консультационных пунктов III ступени по окончанию изучения учебного курса выдержать государственную (итоговую) аттестацию.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе "Программа курса «Обществознание» для 8-11 классов общеобразовательных учреждений  автор: Л.Н.Боголюбов.

Целью рабочей программы является:

  • Вооружить учащихся аналитическими аппаратом для самостоятельного усвоения и интерпретации тех проблем и противоречий, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни.
  • Показать и доказать учащимся, что те процессы, которые переживает российское общество на пороге третьего тысячелетия, являются универсальными, через них на разных стадиях проходили все общества и страны и Россия не является исключением.
  • Формировать активную жизненную позицию
  • Развивать аналитическое мышление у учащихся.
  • Вырабатывать способности самостоятельно разбираться в существе вопроса.
  • Предоставлять полную информацию об окружающем мире.

При достижении этой цели раскрываются следующие задачи:

  1. Дать знания об основах развития экономики, экономических законах, о роли государства в экономических проблемах, о типах экономических систем.
  2. Раскрыть вопросы духовного развития человека, влияние на него культурного наследия предыдущих поколений, значение и важность образования, роль науки в современном обществе. Показать какую роль в жизни человека играет религия и ее место в современном мире.
  3. сформировать у учащихся целостное представление о тенденциях и закономерностях развития политический институтов, дать знание о правовом, гражданском обществе, дать представление о правах человека и юридической ответственности человека за проступки.

Курс «обществознание» 10 класса рассчитан на 35 часов. Он состоит из 2 разделов: «Общество и человек», «Основные сферы общественной жизни» Учитель может по-своему усмотрению использовать часы.

К данной программе предлагается работать по учебникам «Обществознание» для 10 класса автор Л.Н. Боголюбов.

Курс «обществознание» 11 класса рассчитан на 35 часов. Он состоит из 3 разделов: «Основные сферы общественной жизни» «Право», «Человек и экономика». Учитель может по-своему усмотрению использовать часы.

К данной программе предлагается работать по учебнику «Обществознание» для 11 класса автор Л.Н.Боголюбов.

С учетом этого предлагается примерная сетка учебных часов для УКП.

В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:

  • технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);
  • технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);
  • технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);
  • метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);
  • теория решения изобретательских задач – ТРИЗ педагогика (формирование самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения).

Основной (по мнению автора программы) организационной единицей можно взять за основу учебный модульный блок, состоящих из нескольких объединенных общей целью уроков. Это позволяет создать условия погружения ученика в изучаемую тему. Структурный учебный модульный блок включает в себя основные формы обучения: объяснение нового материала (урок-лекция); самостоятельное изучение нового материала; практическое занятие; зачет. Такое изучение исторического материала дает более полное представление об исторической эпохе и имеет завершенность процесса познания.

В отличие от традиционных, эта методика позволяет преобразовать программный материал в форму, обеспечивающую следующее:

  1. полное усвоение материала;
  2. долговременное сохранение в памяти;
  3. учет психологически закономерностей восприятия и запоминания информации.

Учителю УКП рекомендуется показывать различные точки зрения на важнейшие исторические события, проблемы; сочетать изучение фактов с формированием навыков анализа и творческого осмысления исторического процесса.

Учитель должен максимально эффективно использовать наглядные материалы, схемы опорных сигналов, опорные конспекты, технические средства обучения  и т.д., органично вплетая их в технологию обучения.

Обучение проводится в следующих методических формах: аудиторные занятия, консультации, самостоятельные занятия, рефераты, доклады, конференции, тестирования, зачеты и экзамены.

В основе предполагаемой для УКП образовательной технологии лежит сочетание традиционных форм обучения (урок-лекция и т.д.), активных форм обучения (деловые игры, активные семинары, и т.п.), а также самостоятельного освоения учащимся учебного материала: глоссарное (словарное) обучение, выполнение логических схем по темам и т.д.

Предполагаемая технология обучения предусматривает блочно – модульное изложение всего курса.

Значительная роль отводится самостоятельной работе учащихся. При этом одной из главных задач учителя является руководство самообразованием учащихся, т.е. помощь в самостоятельном изучении материала, ориентация в литературе, источниках, пояснение сложных вопросах. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Занятия в каждом блок - модуле выполняются в следующей последовательности:

  1. Обзорный урок - лекция (в том числе и видеолекция) по учебному материалу блоку.
  2. Практические занятия (работа с терминами, с учебником и опорным конспектом, активный семинар).
  3. Тестирование – заключительное занятие по блоку, зачет.

Контроль – систематический, объективный. За каждый блок каждый учащийся получает три-четыре оценки.

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

  • индивидуальная (консультации);
  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения – при изучении нового материала, по уровню  учебных достижений – на обобщающих по теме  уроках);
  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
  • парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

При реализации данной рабочей учебной программы  применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • лекции;
  •  беседа
  • домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач  разной сложности;
  • практикум,
  • рассказ.

Система контроля: Для оценки достижений учащихся запланированы промежуточные и итоговые контрольные работы в форме тестов.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Для закрепления пройденной темы (раздела) проводятся практические работы (самостоятельные занятия, тестирования). Их продолжительность на уроке не менее 25% учебного времени, это позволяет учащимся приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

В течение года проводятся срезы знаний (входящий - сентябрь, промежуточный - декабрь, итоговый - май), что позволяет определить уровень знаний и умений учащихся на определенном этапе учебы.

Тематическое планирование 10 класс

 

№ п\п

Наименование тем, разделов.

Максимальная учебная нагрузка

В том числе обязательная учебная нагрузка

На занятиях

Практическая работа

Раздел 1. Общество и человек

13

 

 

1

Глава 1. Общество

3

 3

 

2

Глава 2. Человек

10

 9

 1

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни

23

 

 

3

Глава 3. Духовная культура

7

 6

 1

4

Глава 4. Экономика

5

 5

 

5

Глава 5. Социальная сфера

11

 10

Итого

36

33

3

 

Темы консультаций

№ п/п

Темы консультаций

Количество часов

1

Общество как совместная жизнедеятельность людей.

1

2

Общество и природа.  Науки об обществе.

1

3

Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

1

4

Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

1

5

Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

1

6

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация.

1

7

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

1

8

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование.

1

9

Диалог культур. Средства массовой информации.

1

10

Наука и образование.

1

11

Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура

1

12

Роль экономики в жизни общества.

1

13

Социальная структура. Многообразие социальных групп.

1

14

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

1

15

Национальные отношения. Этнические общности.

1

16

Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.

1

17

Семья и быт.

1

18

Молодежь в современном обществе.

1

Итого

18

Содержание программы

 

РАЗДЕЛ 1. OБЩECТВO И ЧЕЛОВЕК

 

Глава  1. Общество (3ч.)

 Должны знать:

-  важнейшие институты общества;  науки, изучающие общество; критерии истины.

Должны уметь:

- Объяснять: «общество» «общественный прогресс»  «истина» «научное познание.

- Описывать: познание мира. Сравнивать: общество и природу.

Владеть компетенциями:

 - умение извлекать необходимую учебную информацию из учебника; соблюдение норм поведения в окружающей среде.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- полноценного выполнения типичных социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации.

Содержание учебного материала

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

 Глава 2. Человек (10ч)

 Должны знать:

- понятия и термины: человек, индивидуальность, личность;

- характеристику потребностей человека;

Должны уметь:

- называть основные теории появления человека и характеризовать их;

- объяснять взаимосвязь природы, общества и человека характеризовать экологические проблемы.

Владеть компетенциями:

- соблюдение норм поведения в окружающей среде.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- полноценного выполнения типичных социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации.

Содержание учебного материала:

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Практическая работа по теме «Человек»

 

РАЗДЕЛ 2.  ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБIЦEС1ВЕННОЙ ЖИЗНИ.

Глава 3. Духовная культура (7ч)

 Должны знать:

-  «духовная культура». «народная культура»  «массовая культура» «элитарная культура».

 Должны уметь:

- Определять понятия: «мораль». Описывать: религию как феномен культуры; образование в современном обществе. Характеризовать: многообразие культурной жизни;  науку как систему знаний и вид духовного производства; научную картину мира;  сущность искусства, его происхождение и формы.

Владеть компетенциями:

- соблюдение норм поведения в окружающей среде.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- полноценного выполнения типичных социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации.

Содержание учебного материала:

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и Образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

 

Практическая работа по теме «Духовная культура» 

 

Глава 4. Экономическая сфера (5ч)

  Должны знать:

- Определять понятия: «экономика»

 Должны уметь:

 - перечислять:  основные показатели уровня жизни; объяснять: связь развития экономики и уровня жизни.

 Владеть компетенциями:

- соблюдение норм поведения в окружающей среде.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- полноценного выполнения типичных социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации.

Содержание учебного материала:

Роль экономики. В жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

 

 

Глава 5. Социальная сфера (10ч)

   Должны знать:

- социальные группы в обществе,  этнические общности , виды социальных норм, «социальная стратификация» ,«социальная мобильность» , «нация», причины отклоняющегося поведения

 Должны уметь: 

- характеризовать: отклоняющееся поведение,  семью как социальный институт и малую группу,  молодежь как социальную группу,  нацию как этническую общность,  межнациональные отношения.

- давать оценку современной тенденции развития семьи

 Владеть компетенциями:

- соблюдение норм поведения в окружающей среде.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- полноценного выполнения типичных социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации.

Содержание учебного материала:

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия, социальные отношения и взаимодействия Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения.  Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

 

Практическая работа по теме «Социальная сфера»

Тематическое планирование 11 класс

 

 

№ п\п

Наименование тем, разделов.

Максимальная учебная нагрузка

В том числе обязательная учебная нагрузка

На занятиях

Практическая работа

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни

10

 

 

1

Глава 6. Политическая сфера

10

 9

Раздел 3. Право

12

2

Глава7.  Право как особая система норм

12

 11

Раздел 4. Человек и экономика

13

3

Глава 8. Экономика

14

 13

Итого

36

 33

 3

Темы консультаций

№ п/п

Темы консультаций

Кол-во часов

1

Политика и общество. Политические институты и отношения

1

2

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе

1

3

Гражданское общество и правовое государство

1

4

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс

1

5

Право в системе социальных норм

1

6

Конституция в иерархии нормативных актов.

1

7

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности.

1

8

Система судебной защиты прав человека.

1

9

Развитие права в современной России

1

10

Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права.

1

11

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

1

12

Экономика как наука. Экономика как хозяйство

1

13

Рыночные отношения в экономике.  Конкуренция и монополия

1

14

Экономика и государство. Экономические функции государства

1

15

Финансы в экономике. Инфляция: виды, причины, следствие.

1

16

Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости

1

17

Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики

1

18

Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики

1

Итого

18

Содержание программы

 

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Глава 6. Политическая сфера (10ч)

   Должны знать:

- признаки, функции, формы государства, основные черты гражданского общества,

- понятия: «государство» «правовое государство» «гражданское общество»

 Должны уметь: 

- Описывать: местное самоуправление, гражданское общество.

- Сравнивать: избирательные системы, политические режимы,  формы государства.

- Объяснять:  роль государства в политической системе, связь правового государства и гражданского общества.

- Характеризовать: власть, ее происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру

 Владеть компетенциями:

- соблюдение норм поведения в окружающей среде.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- полноценного выполнения типичных социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации.

Содержание учебного материала:

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы, Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

 

 Практическая работа по теме «Политическая сфера»

РАЗДЕЛ 3. ПРАВО

 

Глава 7. Право как особая система норм (12ч)

   Должны знать:

- Знать термины: «публичное право»,  «частное право»,  «правовые акты», «правоотношения»

- Перечислять: источники права, основные отрасли и институты права,  основные международные документы по правам человека «трудовой договор» «административный проступок» «преступление»

 Должны уметь: 

- Описывать:  государственное право,  административное право, гражданское право, трудовое право, семейное право,  уголовное право

- Сравнивать: публичное и частное право

 - Объяснять:  место конституции в иерархии нормативных актов,  роль права в системе социальных норм

- Характеризовать:  юридическую ответственность, правовые акты

 Владеть компетенциями:

- соблюдение норм поведения в окружающей среде.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- полноценного выполнения типичных социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации.

Содержание учебного материала:

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения, правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

 Практическая работа по теме «Право как особая система норм»

Раздел 4. Человек и экономика

Глава 8. Экономика (13ч)

  Должны знать:

- Определять понятия: «экономика»

 Должны уметь:

 - перечислять:  основные показатели уровня жизни;

- объяснять: связь развития экономики и уровня жизни.

 Владеть компетенциями:

- соблюдение норм поведения в окружающей среде.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- полноценного выполнения типичных социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации.

Содержание учебного материала:

Экономика как наука. Экономика как хозяйство. Экономический рост.  Экономическое развитие. Рыночные отношения в экономике.  Конкуренция и монополия. Фирмы в экономике. Факторы производства. Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые основы предпринимательства. Слагаемые успеха в бизнесе. Основы маркетинга и менеджмента. Экономика и государство. Экономические функции государства. Финансы в экономике. Инфляция: виды, причины, следствие.  Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики. Человек в системе экономических отношений. Производительность труда

Практическая работа по теме «Человек и экономика»

 Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса обществознания ученик должен

Знать/понимать

· социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

· сущность общества как формы совместной деятельности людей;

· характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

· описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

· объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

· приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

· решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

· реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

· первичного анализа и использования социальной информации;

· сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» М., 2003.-57 с. Региональный учебный план общеобразовательных учреждений Иркутской области, 2010г.

2. Обязательный минимум содержания основного общего образования. // Вестник образования, № 10, 1998.

3. Требования к уровню подготовки выпускников.

4. Примерные программы по обществознанию. М.: Просвещение, 2010.

5. Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву 10-11 классы, Москва «Глобус», 2009

Методическое обеспечение

 

1. Карточки-задания по темам курса

2. Итоговые тесты по темам

3. CD«Обществознание 8-11 класс»

 

 

Литература для учащuxся

 

Л.Н. Боголюбов, Обществознание. Учебник для учащихся . 10-11 классов общеобразовательных  учреждений. М. Просвещение 2010г

Учебно-методическая литература для учителя

Методическое пособие по обществознанию  10 класс А. И. Кравченко «Русское слово», 2006 год

Задачник по обществознанию  10-11 класс. А. И. Кравченко «Русское слово» 2006 год

Тесты по обществознанию  10-11 класс

Поурочные методические разработки к учебнику Л.Н. Боголюбов «Обществознание. 10-11 класс».  

Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 10-11 класс». Волгоград, Учитель, 2007.

Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 - 11 класс - М. Просвещение,2007

Боголюбов Методические рекомендации по курсу «Обществознание » М.Просвещение 2010

Дополнительная литература

  1. Введение в обществознание. Актуальные проблемы: Пособие. М., 1991.
  2. Введение в обществознание. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. 2-е изд. М., 1997.
  3. Введение в философию. В 2 частях. М., 1989.
  4. Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи: учебник для вузов. М., 2003.
  5. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. М., 1998.
  6. Ивашев Л. Россия и мир в новом тысячелетии: геополитические проблемы. М.,2000.
  7. Империя фарисеев: Социология и психология диктатуры. Саратов, 1994.
  8. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.
  9. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М., 1998.
  10. Кон И.С. Открытие «Я» М., 1978.
  11. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
  12. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
  13. Россия в окружающем мире. 1998 (Аналитический ежегодник). М., 1998.
  14. Руднев В.А. Древо жизни: об истоках народных и религиозных обрядов. М. – Л., 1989.

Критерии оценивания различных видов работ

За теоретический вопрос при устном или письменном опросе.

Отметка «5» ставится, если обучающийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание общественных взаимосвязей и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую терминологию. Подкреплял теоретические положения конкретными примерами.

Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на различные процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется терминология

Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о процессах и явлениях, но не может раскрыть их сущности.

За вопрос, проверяющий сформированность умения использовать различные источники информации для решения практических задач:

Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники информации, чётко следовал ходу решения и верно выполнил задание.

Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и в процессе работы допустил некоторые неточности.

Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.

 

Критерии оценок в форме тестов:

«5» - 89-100%

«4» - 11-88%

«3» - 35-50%

«2» - 0-34%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 10 кл 2013г по обществознанию

Современное образование в настоящее время  рассматривает обучение как процесс обладания не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс обладани...

Рабочая программа 2-11класс

2 класс-английский язык, 8-11 немецкий язык...

Рабочая программа 10-11класс. Разработана на основе авторской программы: География: программа: 6-11классы общеобразовательных учреждений / Летягина А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Бахчиевой О.А., Таможней Е.А.; издательство «Вентана-Граф», 2010 г.

Рабочая программа по географии 10-11 класс. Разработана на основе авторской программы: География: программы: 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ Летягина А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Бах...

Рабочая программа 10-11класс

Программа разработана  на основе  авторской  программыВ.И.Лях и А.А. Зданевич :« Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов» .Москва., «Просвещение» . 2010 год....

Рабочая программа 10-11класс

Программа разработана  на основе  авторской  программыВ.И.Лях и А.А. Зданевич :« Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов» .Москва., «Просвещение» . 2010 год....

Рабочая программа в 11классе к учебнику В.П.Кузовлева English 10-11: Английский язык для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, М.: Просвещение, 2006.

1.Пояснительная записка. Рабочая программа  по английскому языку составлена на основе примерной программы по иностранным языкам .Авторы: И.Л.Бим, М.З.Биболетова, В. В.Копылова.М.. АСТ « Астр...