Методическая разработка урока обществознания "Религия" 8 класс
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс) по теме

Амирханян Светлана Сергеевна

Данная разработка поможет учителю организовать самостоятельную работу учащихся, воспитать умение работать в группе, чувство толерантности,  уважение к верующим других религий, а также определить какова роль религии в жизни человека и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №2 города Суража Брянской области

               

Методическая разработка по обществознанию 8 класс по теме «Религия»

Подготовила:  Амирханян Светлана Сергеевна,

                                                     учитель истории, высшая категория

Тема: Религия

Цели:

  1. развивать умения рассуждать, делать выводы, вести диалог, работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, доказывать свою точку зрения.
  2. воспитывать умения работать в группе, толерантность, чувство уважения к верующим, неверующим, людям другой веры.
  3. знать, что такое религия и какова ее роль в жизни человека и общества; какие религии называют мировыми

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник, раздаточный материал (таблицы), дополнительная литература.

Основные понятия и термины:

Религия, архаичные религии, мировые религии, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, монотеизм, политеизм, фетиш, символ.

Конспект урока.

І. Организационно-мотивационный момент.

ІІ. Актуализация знаний.

У: - Тема урока - «религия»

В: - Что вам уже известно о религии?

У: - Сейчас каждый из вас вспомнит и запишет в тетради все, что знает по этой проблеме (1-2 минуты). Затем вы обменяетесь информацией в группе. Время на обсуждения не более 2 минут. Далее каждая группа называет какое-то сведение или факт по очереди, при этом не повторять ранее сказанного.

О: - Ответы могут быть, например: Бог, православие, мусульманство, вера в бога, миф, тотемизм, фетишизм и др.

У: - Как вы думаете для чего нужна тема нашего урока?

О: - Чтобы знать, что такое религия.

  • Для чего она нужна человеку
  • Знать мировые религии
  • Какую роль играет религия в обществе
  • Какова история возникновения религии
  • Как мы должны относиться к представителям разных религий

У: - Сегодня на уроке мы будем работать в группах. План нашего урока такой, сначала мы узнаем, что такое религия, познакомимся с ее видами, поговорим о древних религиях и мировых.

ІІІ. Самостоятельная работа.

1.   Что такое религия, виды религии.

У: - Религия - одна из древнейших форм культуры, важная составная часть духовной сферы. Из уроков истории вам известно, что религия, религиозное представление людей зародились очень давно. Примерно 40 тысяч лет назад. На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формулирует единые каноны, нормы поведения. Большое значение религия имеет и в наше время. Число научных определений понятия религия велико примерно 500. в учебнике на странице 77-78 даются обобщенные, но охватывающие самую суть определения.

У: - Группы читают определения  обсуждают и записывают в тетрадь.

( время на работу 5-7 минут).          

О: - Отвечают.

У: - Все религии подразделяются на:

  1. архаичные, политеистические (многобожие) религии -тотемизм, фетишизм, анимизм;
  2. мировые монотеистические (единобожие) религии- буддизм, христианство, ислам.

(эта запись на доске)

У: - Запишите себе в тетрадь.

2.    Архаичные и мировые религии

У: - А сейчас мы с вами узнаем об этих религиях подробно.

Архаичные религии- это древние верования, основанные на мифах.

В: - Миф- что это такое?

В: - Верование-?

У: - На странице 77-определение запишите их в тетрадь.

У: - Задание для групп - приведите известные вам из истории и других предметов примеры различных мифов и верований далекого прошлого человечества.

О: - (отвечают и объясняют)

У: - Мифы, как и легенды, вобрали в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.

Верования и легенды объединяются в мифологию.

Мифология- самая ранняя форма мировоззрения, через него человек выражал свое отношение к миру и происходящим в нем событиям.

Мифология- всеобъемлющая система правил включения человека в коллектив, коллектива- в сверхъестественный мир, а его- в космос.

У: - Запишите определение в тетрадь.

(учащиеся записывают)

У: - А сейчас мы поближе познакомимся с древними (архаичными) религиями и мировыми религиями.

У: - Задания для групп - первая группа работает с дополнительным материалом и готовит ответ на вопрос архаичные религии.

Вторая группа работает с дополнительным материалом о мировых религиях. (10 минут)

У: - Первая группа отвечает - вторая записывает определения.

- Вторая группа отвечает - первая записывает.

У: - Итак, в мире существует огромное разнообразие различных религий, различных верований, церковных организаций. Несмотря на многообразие и различие мировых религий, проповедуемых ими духовных, нравственных ценностях много общего. Это обстоятельство делает возможным не только диалог различных культур, но и диалог религий. И мы это видим в настоящее время. Этот диалог находит выражение в терпимости к чужой вере, религии и признании ее права на существование; в свободе совести и вероисповедания- праве каждого человека исповедать любую религию или быть атеистом (не исповедовать никакой религии).

Принадлежность к той или иной религии не должна служить преградой на пути к содружеству, взаимодействию людей и народов.

ІV. Закрепление изученного материала.

У: - Закрепим изученный материал. Вы должны ответить на вопросы теста.

1. Политеизм -

а) многобожие        б) единобожие

2. Архаичная религия -

а) анимизм              б) буддизм              в) ислам

3. Знак, замещающий материальный предмет

а) культ        б) символ       в) фетиш

4. Один из компонентов духовной сферы общества, специфический тип мировоззрения, совокупность взглядов на мир, как творение Бога.

 а) мифология   б) монотеизм    в) религия

5. Комплекс верований, связанных с представлением о родстве между людьми и видами животных и растений

   а) фетишизм     б) анимизм      в) тотемизм

Ответы на тест (написаны на доске)

У: - За каждый правильный ответ 1 балл

1 – а

2 – а

3 – б

4 – в

5 – в

V. Подведение итогов урока и рефлексия

У: - Подведем итоги урока. У вас на столе лежат карточки с вашими фамилиями, вы должны поставить себе две оценки, за работу на уроке - учитывайте свою активность, умение правильно и красиво излагать материал. Вторая оценка за тест.

У: - Какие формы работы понравились вам больше всего: индивидуальная, групповая, тестирование?

В: - Что вы узнали на уроке?

В: - Чему научились?

В: - Что было для вас интересным?

VI. Домашнее задание

  1. §10, определения

 2 и 3 на выбор по желанию

  1. Сообщение об основных идеях и символах наиболее распространенных в нашем  регионе религий.
  2. Эссе: «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе» (Т. Харди, английский писатель)

Приложение 1

1 группа

Ф.И.О.

За основной ответ

Тест

Итоговая оценка

2 группа

Ф.И.О.

За основной ответ

Тест

Итоговая оценка

        

Приложение 2

       Буддизм - одна из религий индийского корня, древнейшая из мировых религий, зародившаяся в северных областях Индии в середине 1тыс. До н.э. Главная его тема — проблема человеческой личности и его существования. Буддизм не имеет единой церковной организации. Общее организующее достояние всех буддистов — хранение триратна «трех драгоценностей»: Будды, Дхармы и Сангхи. Традиционно буддизм распространен среди народов стран Южной, Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии. Буддизм исповедуют жители Шри-Ланки, Непала, Бутана, Тибета, Китая, Монголии, Кореи, Японии, Вьетнама, Индии, Камбоджи, Мьянмы (Бирмы), Лаоса, Таиланда, Калмыкии, Бурятии, Тувы. Общую численность буддистов установить не возможно. Это связанно как с этическими, правовыми трудностями, так и с особенностями функционирования буддизма в ряде стран. Например, в Японии большинство населения исповедуют одновременно две религии-синто и буддизм. В 20 в. территория распространения буддизма расширились. Буддийские и необуддийские общины и духовные центры возникают в странах Европы, Америки, Австралии. В отличие от монотеистических религий (зороастризмиудаизмхристианствоислам), в буддизме нет:

  • всемогущего Бога-творца или Бога-личности,
  • сотворения мира, мир считается «никем не созданным и никем не управляемым»;  
  • вечной души,
  • искупления грехов,
  • безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы (хотя буддизм указывает на возможность проверки существования магии, но не допускает стремления к её обретению),
  • абсолютной преданности,
  • религиозной организации, аналогичной церкви,
  • ересей, по той причине, что в буддизме также нет:
  • единого канона текстов,
  • общих и непререкаемых для всех школ догматов,
  • единственного мироздания, число миров считается бесконечным,

     Буддизм представляет как проект исцеления людей, изначально больных, несовершенных (страдающих), преобразование их в совершенные существа.

     

Христианство - самая крупная из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом) по числу последователей. Христианство подразделяется на три основных ветви: католицизм, православие и протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские верования и секреты,- вера в Иисуса Христа. Главный источник вероучения - Священное Писание. Возникновение Христианства обычно относят к 33г., т. е. распятию Иисуса Христа на кресте. Основная часть христиан почитает Иисуса Христа как второе лицо Божественной Троицы. Троица представляет собой Божество единое в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Священным Писанием почти у всех сторонников христианства - признаются Ветхий и Новый Заветы. Большинство христиан признают необходимость совершения таинств - священных действий, призванных сообщить верующим Божью благодать. Православные, монофиситы и католики признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяния, еленосвящение, брак, священство. Богослужебная практика у христиан разных направлений также очень разнородна. Весьма торжественная литургия в православных и других восточных, а также в католической (где она именуется мессой ) церквях противопоставляются простоте богослужебной практики в большинстве протестантских церквей. Для большинства христианских конфессий характерно признания необходимости существования церковной структуры и подготовки священнослужителей.

Основные черты христианской религии:

1. Единобожие

2. Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе

3. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу

4. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном 

5.  Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный владыка материи, как её творец: человеку им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение.

Ислам - одна из трех мировых религий (на ряду с христианством и буддизмом. Ислам возник на северо-западе Аравии, в г. Мекке. Проповедник новой монотеистической религии, пророк Мухаммед. Главный источник исламского вероучения — Коран, являющийся Словом Божьим. Его разъясняет и дополняет пророческая традиция - Сунна. В современном мире ислам исповедует около 1,5 млрд. человек, главным образом в странах Азии и Африки. В России насчитывается 15-20 млн. мусульман. Принципы веры. Основные положения исламской догматики составляет вера в Бога ( Аллаха ), ангелов, божественные Писания, пророков и Судный день. Ислам настаивает на строгом единобожии. Бог один и единственен, Ему нет равных, Он не имеет «соучастников». Мусульманская доктрина в отличие от христианской не предает особого значения первородному греху. Согласно Корану, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Всё в мироздании с точки зрения ислама совершается только по воле Аллаха, так как только он обладает абсолютной волей и могуществом и ничто не происходит без его ведома.

     Молитва - салят или намаз - совершается пять раз в день: на рассвете, в полдень, в позднее время дня, после заката и перед сном. Салят состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением молитвенных формул, прежде всего первой главы Корана (аналог христианского « Отче наш »). Мусульманский закон запрещается изображение Бога. Ислам не позволяет своим последователям есть свинину, употреблять алкогольные напитки; также запрещает азартные игры и ростовщичество. Морально-нравственное учение Корана в сущности своей родственно библейскому.

Мораль

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:

Правдивость

Надёжность и верность

Искренность

Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора

Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца

Сила нравственная и физическая

Терпимость и умение прощать

Скромность

Достоинство и самоуважение

Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию

Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам

Щедрость

Терпение

Разумное управление своими средствами

Общительность, доброе отношение к окружающим

Пристрастие к чистоте и красоте

Отвращение к злу и греху

        Приложение 3        

Архаичные религии — более древние. Они основаны на верованиях и мифах, которые составляют основу мифологии. Архаичные верования — ранняя форма современной религиозной веры потому они и называются верованиями, а не верой.

Верование — убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Древние люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Они не считали это заблуждением или ложным сведением, а относились к этому как к доказанному знанию. На верованиях основаны мифы.

Миф — фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека.

Комбинация древней религии — тотемизм, фетишизм и анимизм. Их можно считать самыми древними культурными комплексами.

Тотемизм представляет собой комплекс верований и обрядов первобытного общества (раннеродового строя), связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотемами — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотемизм основан на вере в сверхъестественную связь и кровную близость данного рода с каким-либо тотемом, который считался не божеством, а родичем и другом. Каждый род носил имя своего тотема. Первым объектом верования выступало животное. С избранным в качестве тотема (родового символа) животным (скажем, медведем или волком) наши предки ощущали такое же кровное родство, как с самыми близкими людьми. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Фетишизм — это религиозное поклонение конкретным предметам, а не животным. Фетиш — неодушевленный предмет, который, по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религиозного поклонения. Он выступает предметом поклонения. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека, например, камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного, кусок дерева, пенек в лесу. Для того чтобы предмет превратился в фетиш, должна проявиться его чудодейственная сила. У первобытного человека фетиши встречались везде — на тропинке, у брода, на двери, на шее. Они предохраняли от болезни, приносили удачу, наполняли водоемы рыбой, помогали ловить и наказывать разбойников, придавали храбрости, приводили в смятение неприятеля.

Третьей формой архаических верований является анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в существование духов и души. Его суть в признании духовной силы, которая способна существовать отдельно от человека, животных или растений. Она переходит от одного места обитания в другое, вселяется в человека или животное и покидает его. Эта духовная сила может выглядеть как бесконечная субстанция, поглощающая вселенную, или как конкретный человек, но нематериальный, а именно умерший предок. В Полинезии обитают племена, верящие в духов. В конце XX века миллионы людей все еще верят в спиритизм, общение духов, переселение душ и т.п. 
Высшей формой развития анимизма является вера в самостоятельное существование души. Душа может переселяться в других людей, животных, в растения. Вселяясь в мертвое тело, душа оживляет его. Когда человек умирает, душа отлетает от тела. Без души он не человек. В дальнейшем люди стали мыслить душу как двойника конкретного человека, его второе «Я». 

Тотемизм, фетишизм и анимизм построены на чрезмерном возвеличении кого-либо или чего-либо: животного, предмета, духа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...