Познание окружающего мира
презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме

Презентация по теме "Познание окружающего мира".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация567.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познание окружающего мира

Слайд 2

План: Процесс познания, Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное, Истина, её критерии, Научное познание.

Слайд 3

1. Процесс познания Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Слайд 4

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания. Процесс познания Субъект познания Познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив Всё общество Объект познания Весь окружающий мир Познаваемый предмет, (процесс, явление, внутреннее состояние человека) Результат знание

Слайд 5

Виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное. Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

Слайд 6

2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Слайд 7

Формы чувственного познания Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Слайд 8

Формы рационального познания Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления. Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Индуктивное — умозаключение от частного к общему. Дедуктивное — умозаключение от общего к частному. Получаемое - по аналогии.

Слайд 9

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результа­те «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логиче­ские обоснования и доказательства. Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний. Различают следующие виды интуиции: интеллектуальная — связана с умственной деятельностью; мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.

Слайд 10

Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом. Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации. Ложь — это сознательное искажение образа объекта.

Слайд 11

3. Истина, её критерии Истина — это: соответствие знаний действительности; то, что подтверждено опытом; некое соглашение, конвенция; свойство самосогласованности знаний; полезность полученного знания для практики. Классическая концепция истины связана с первым определением: истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Слайд 12

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Слайд 13

Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам; практика; простота, экономичность формы; парадоксальность идеи. Практика (от гр. praktikos — активный, деятельный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Слайд 14

4. Научное познание. Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Основными особенностями научного познания являются следующие: объективность добываемого знания; развитость понятийного аппарата (категориальность); рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; проверяемость; высокий уровень обобщения знаний; универсальность; использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Слайд 15

Уровни научного познания Эмпирический - Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей Теоретический - Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений

Слайд 16

Формы научного познания Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившее­ся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка. Эмпирический закон — объктивная, существенная, конкретно всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической. Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения. Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение. Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Слайд 17

Методы научного познания Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация

Слайд 18

Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части. Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей. Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение. Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. Моделирование (фр. modele , от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невоз­можно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п. Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории. Идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осу­ществимых в опыте и действительности.

Слайд 19

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков «Свои выводы наука формулирует в____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего_____________(2) к изучаемым явлени­ям. Все, что наука делает своим___________(3), она исследует со стороны закономерностей и_______(4). Научное познание опирается на систему__________(5) и вырабатывает свой собственный ___________(6), отличный от обычного». Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А)вопрос Б) предмет В) проблема Г) метод Д) схема Е) теория Ж) язык 3) субъект И) причина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке, учащиеся выясняют, как и с помощью, каких органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств. ...

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

"Глаза как орган познания окружающего мира"

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР....

Формирование словесной речи детей. как средства общения познания окружающего мира и интеграции ребёнка в общество"

Для развития мышления и речи глухих детей важно научить их читать. В статье говорится о приёмах обучения чтению....

Познание окружающего мира детьми с ограниченными возможностями здоровья (с ЗПР).

В воспитании о обучении детей с ЗПР важное место занимают специальные интегрированные занятия "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи". Основной целью этих занятий чвляется расширение, уточне...