Рабочая программа 11 класс обществознание
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме

Матафонова Алёна Владимировна

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного  общего образования по обществознанию .

Для реализации рабочей программы используется учебно- методический комплект Кравченко А.И., Певцова Е.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo_11_klass.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Усть-Кутского муниципального учреждения.

         Согласовано:                                                                                Согласовано:                                                                  Утверждено:

         Руководитель ШМО                                                                   Зам. директора по УВР                                                 Директор МОУ СОШ № 5 УКМО                                                            

         _________  И.В. Будаева                                                            ___________ Л.А.Горемыкина                                     ___________С.В.Фетцова

         «____»____________2013 г.                                                      «____»____________2013 г                                           «____»______________2013 г.

         Протокол № ____

Рабочая программа

по  обществознанию

11 класс.

Разработчик:

 Матафонова Алёна Владимировна –

учитель истории  первой категории

МОУ  СОШ № 5 УКМО.  


Пояснительная записка

         Рабочая программа   учебного курса обществознание  для 11  класса составлена  на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 48);
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
  3. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию, утвержденный приказом Минобразования  России 05.03.2004 г. № 1089;
  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы;
  5. Распоряжение министерства образования Иркутской области  № 471-мр от 13.05.2013 г.» О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области»;
  6. Положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ №5 УКМО, утвержденное 01.09.2011 г. № 110-од.                                
  7.  Учебный план МОУ СОШ №5 УКМО на 2013-2014 уч. год;
  8. Примерная программа (основного общего образования) по обществознанию  (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11  классы / авт.-сост А.И.Кравченко.. М.: Русское слово, 2010 г. 
  9. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение обществознания   в  11   классе отводится не менее 68  часов из расчета 2  ч в неделю.

         В том числе:

  • Текущее и итоговое повторение и обобщение – 4  часа.
  • Контрольных работ- 4  часа.

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного  общего образования по обществознанию .

Для реализации рабочей программы используется учебно- методический комплект:

  1. Обществознание. 11 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень/ А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. – М.: ООО «Русское слово»,2013.
  2. Дидактические материалы по курсу « Человек и общество» 10-11 классы: пособие для учителя / А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. – М.: ООО «Русское слово»,2013.
  3. Мультимедийное учебное пособие ( 2 CD) Обществознание 8- 11 класс.
  4. Обществознание. Курс лекций  (CD).
  5. Пособие по обществознанию. (CD)

         Рабочая программа   выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся

Изучение курса призвано содействовать формированию у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития прошлого человечества, его социальной структуре, политических институтах, экономическом базисе и духовной сфере, становлению правосознания и гражданской позиции. Материалы курса призваны помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Учитель в большей степени, чем прежде, должен направить усилия на формирование у старшеклассников навыков самостоятельного осмысления реальностей мира и активной гражданской позиции.

Курс разработан на основе принципиально нового для системы школьного образования проблемного подхода к изучению общества. Именно проблемы, анализ и умение решать их, а не факты, события и персоналии, лежат в основе совершенствования творческих способностей подростков.

Новый курс ориентирован на то, чтобы успешно подготовить старшеклассников не только к выпускным школьным, но и к вступительным вузовским экзаменам. В нем предусмотрен ориентировочный список тех тем, которые, с одной стороны закрепляют пройденный в течение четырех лет материал, а с другой — служат ориентировкой по вузовским билетам, их тематике и направленности.

Обществознание призвано не только формировать активную гражданскую позицию школьника, но и в доступной форме передать ему свод фундаментальных знаний в данной области. В связи с этим ознакомление с предметом, спецификой и персоналиями социальных наук - экономикой, социологией, психологией философией, антропологией (культурологией), правом, политологией — будет способствовать не только лучшей подготовке к вступительным экзаменам в вуз, но также и более успешному освоению начал социального и гуманитарного знания, преподаваемого в высшем учебном заведении.

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык, — одна из базовых идей данной дисциплины. Данный предмет охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов

Принцип междисциплинарной интеграции, применяемый в рамках данного курса, не означает замены курса обществознания суммой курсов по политологии, социологии, экономике, праву или культурологии. У него есть свои задачи и своя специфика. В частности, из упомянутых социально-гуманитарных дисциплин берется не только конкретный материал, призванный иллюстрировать базовые теоретические положения, но и сами теоретические концепции, сложившиеся в рамках экономики, социологии или психологии. Тем самым за стремлением к общеинтегративному подходу выраженному обществознанием в данном курсе не теряется специфика и особенности каждой науки в отдельности.

С курсом обществознания школьник на этом прощается. В вузе его ждут отдельные науки — от экономики до психологии и философии. Важно подготовить школьников, будущих студентов, к особенностям вузовского образования.

Функции данного курса обществознания заключаются в следующем:

 а) обучить людей правилам пользования научными и инструментами, теориями и методами

б) сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности

в) воспитать социально активную личность, имеющую мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию

г) подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.

Данный курс представляет единство научно-аналитического дидактического и методического начал. Он дает учащемуся свод базовых знаний по всему кругу общественной проблематики, утвержденной государственным образовательным стандартом, включает научный и методический аппарат, призванный с помощью задач и упражнений закрепить пройденный материал, творчески усвоить понятия и теории применить их к решению конкретных жизненных ситуаций.

Требования к уровню подготовки выпускников.

         В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  
  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между

существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и

общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,

аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм,

экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным

проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления

самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Учебно- тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем  

Кол-во часов

Всего

Уроков

Контр. Меропр.

1

Человек и экономика.  

18

17

1

2

Проблемы социально-политической и духовной жизни.

18

17

1

3

Человек и закон

28

28

4.

Итоговое  повторение

2

2

Итого

66

62

4

Содержание программы.

             Раздел 1. Экономика.  

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.  Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения.

         Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Бизнес в экономике. Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

         Роль государства в экономике. Экономика и государство. Экономические функции государства. Финансы в экономике. Инфляция: виды, причины, следствия. Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики. Человек в системе экономических отношений. Производительность труда.

         Раздел  II. Политика.

         Свобода и необходимость в деятельности человека. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Свобода и ответственность.

         Демографическая ситуация в современной России. Проблемы неполной семьи. Религиозные объединения и организации. Проблема поддержания религиозного мира. Опасность тоталитарных сект.

         Общественное и индивидуальное сознание. Социализация  индивида.   Общественная психология и идеология.

         Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология.  Политическое поведение.  Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ  в  политической  жизни.

         Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

         Раздел  III. Право .

         Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Современные подходы к пониманию права. Законотворческий процесс в РФ.

         Гражданин РФ. Права и обязанности граждан РФ. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

         Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

         Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных  прав.

         Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения  брака.  Права и обязанности детей и родителей. Правовое урегулирование отношений супругов.

         Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы  социальной  защиты  и социального обеспечения населения. Правила приема в общеобразовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

         Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

         Международная защита прав человека.  Международная система защиты прав человека  в условиях мирного времени. Международная защиты прав человека  в условиях военного  времени.  Международное гуманитарное право

         Итоговое  повторение.

 

Контроль.

Система измерения результатов состоит из:

  • входного, промежуточного и итогового контроля;
  • тематического и текущего контроля,
  • административного.

Входной контроль – сентябрь

Промежуточный контроль – декабрь

Итоговый контроль – май

Тематический контроль:

 Каждый вариант контрольной работы содержит задания обязательного и повышенного уровня подготовки.

  1. Контрольная работа № 1 по теме «Человек и экономика»
  2. Контрольная работа № 2 по теме: «Политическая система общества» (Административный контроль).
  3. Контрольная работа № 3 Итоговое повторение за курс обществознания 11 класс. ( Итоговый контроль)

Текущий контроль:

Самостоятельные работы.
Тематические тесты.
         Тематические тесты включают в себя  задания с выбором ответов. В некоторых тестах имеются задания повышенной сложности. Как правило, с помощью тематических тестов диагностируется усвоение изученной темы, пробелы знаний обучающихся. 

Тест 1.

Вводный срез

Тест 7.  

Правовое регулирование отношений в сфере образования

Тест 2.

Инфляция. Банки

Тест 8.  

Организационно- правовые формы предпринимательской деятельности

Тест 3.  

Особенности современной экономики России

Тест 9.  

Наследственное право

Тест 4.  

Гражданское общество и правовое государство

Тест 10.  

Трудоустройство и занятость.

Тест 5.  

Политические партии и движения

Тест 11.

Особенности административного права

Тест 6.  

Гражданство в Российской Федерации

Тест 12.

Уголовный процесс

Административный контроль:

         На административный контроль выносится  контрольная работа № 2 по теме «Политическая система общества»

Учебно- методические средства.

  1. Дидактические материалы по курсу « Человек и общество». 10-11 классы: пособие для учителя / под редакцией Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение,2007.
  2. Школьный словарь по обществознанию. « Человек и общество». 10-11 классы: пособие для учащихся  / под редакцией Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение,2010.
  3. Лазебникова А.Ю. Обществознание. ЕГЭ: метод. пособие для подготовки/ А.Ю. Лазебника, М.Ю. Брант. – М.: Экзамен,2010.
  4. Тесты. Обществознание. 10-11 классы: варианты и ответы  централизованного тестирование. М.: ООО « Руслет»,2006
  5. Единый государственный экзамен 2010. обществознание: учебно- тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ- Центр. М., 2010.
  6. Гражданский кодекс РФ
  7. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
  8. Конституция РФ.
  9. Семейный кодекс РФ.
  10. Трудовой кодекс РФ.
  11. Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию/ Е.В. Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс,2010.
  12. Мехалкина Е.В.Обществознание: пособие для подготовки к ЕГЭ/ Е.В. Мехалкина- Ростов н/Д.: Феникс,2010.
  13. Сазонова Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах./ Г.Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.

Календарно- тематическое планирование уроков обществознания

11 класс.

Праздничные дни- 09 мая

№ п/п

Дата проведения урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Контроль

Примечание

План

Факт

1

06.09

Раздел  I. Экономика.  

(18 ч)

Введение.

тест

2

06.09

Что изучает экономика?

3

13.09

Факторы производства

4

13.09

Спрос и предложение. Рынок

5

20.09

Конкуренция и ее виды.

6

20.09

Издержки производства и прибыль.

7

27.09

Экономический рост и развитие

8

27.09

Общественные блага и социальное государство

9

04.10

Инфляция. Банки

тест

10

04.10

Экономические функции государства. Налоговая система

11

11.10

Налоговая система

12

11.10

Государственный бюджет и государственный долг.

13

18.10

Рынок труда, занятость и безработица

Повторение и обобщение материала

14

18.10

Рынок труда, занятость и безработица

15

25.10

Особенности современной экономики России

тест

16

25.10

Мировая экономика и международная торговля

17

08.11

Повторительно- обобщающий урок по теме:

« Экономика»

18

08.11

Человек и экономика.

К/  работа.

19

15.11

        

Раздел  II.

Политика.

(18 ч)

Политическая система общества

20

15.11

Политическая система общества

21

22.11

Политическая власть

Повторение и обобщение материала

22

22.11

Политическая власть

23

29.11

Гражданское общество и правовое государство

тест

24

29.11

Государство

25

06.12

Политические режимы

26

06.12

Демократия

27

13.12

Политические партии и движения

тест

28

13.12

Политические партии и движения

29

20.12

Выборы: система и люди

30

20.12

Избирательные системы

31

27.12

«Чётвертая власть»

32

27.12

Политическая элита

33

17.01

Политический процесс

34

17.01

Особенности политического процесса в России

35

24.01

Повторительно- обобщающий урок по теме: « Политика»

36

24.01

Повторительно- обобщающий урок по теме: « Политика»

к/работа

37

31.01

Раздел  III.

Право

(28 ч)

Право в системе социальных норм

38

31.01

Система российского права

39

07.02

Законотворческий процесс в Российской Федерации

40

07.02

Гражданство в Российской Федерации

Тест

41

14.02

Права и обязанности граждан

42

14.02

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

43

21.02

Правовое регулирование отношений в сфере образования

тест

44

21.02

Правовое регулирование гражданских отношений  

Работа с нормативными документами

45

28.02

Правовое регулирование гражданских отношений  

46

28.02

Организационно- правовые формы предпринимательской деятельности

тест

47

07.03

Право собственности и его виды

Работа с источниками.

48

07.03

Право собственности и его виды

49

14.03

Наследственное право

50

14.03

Наследственное право

тест

51

21.03

Правовое регулирование отношений супругов

52

21.03

Правовое регулирование отношений супругов

53

04.04

Правовое регулирование трудовой деятельности

54

04.04

Трудоустройство и занятость.

тест

55

11.04

Порядок взаимоотношений работников и работодателей

56

11.04

Правовое основы социальной защиты и социального обеспечения

57

18.04

Правовое основы социальной защиты и социального обеспечения

58

18.04

Споры и порядок их рассмотрения

59

25.04

Особенности административного права

тест

60

25.04

Особенности административного права

61

02.05

Уголовный процесс

62

02.05

Уголовный процесс

тест

63

16.05

Международное право и международные организации

64

16.05

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

65

23.05

Итоговое  повторение

( 2 ч)

Итоговое повторение по курсу « Обществознание»

 К/ работа

66

23.05

Итоговое повторение по курсу « Обществознание»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переводной экзамен 10 класс Обществознание

пробный переводной экзамен по обществознанию 10 класс презентация...

Контрольная работа по теме: "Сфера духовной культуры", 8 класс, обществознание

Контрольная работа проводится после изучения темы "Сфера духовной культуры" на уроках обществознания в 8 классе. Авторы учебника  Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова. Задания предусматрива...

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Тема: Что делает человека человеком? 7 класс обществознание.

Тема: Что делает человека человеком? Раскрыть связь понятий “гуманизм”, “мораль”, “человечность”, “нравственность”; раскрыть понятия “добро” и “зло” как наиболее общие понятия морали.Показать практиче...

6 класс - обществознание - тема "Школа" - итоговый контроль

тестовый материал для контроля учащихся по теме "Школа" - обществознание 6 класс...

Сборник тестов "История 5-11 класс География 5-11 класс Обществознание 6-11 классы»

Сборник тестов "История 5-11 класс География 5-11 класс Обществознание 6-11 классы», в который включены тесты по географическому краеведению Оренбургской области....